Технологиях и о защите информации»

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

Данная статья устанавливает рамки отношений, регулируемых Федеральным законом, - применение информационных технологий, защита информации, а так же осуществление разного рода манипуляций правового характера с информацией (что является явной отсылкой к ст. 29. ч. 4. Конституции РФ).

В статье 2 приводятся основные понятия, используемые в Федеральном законе, и даются их определения. Всего дано 13 понятий, часть из которых абсолютно новые, а вторая часть — перешедшие из ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» 1995 года, но, тем не менее, претерпевшие изменения.

Статья 3 декларирует основные правовые начала, на которых строится правовое регулирование отношений, входящих в сферу действия Федерального закона. Всего декларируется 8 принципов. Наиболее важные из них, на мой взгляд, следующие принципы: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Этот принцип напрямую связан с ч. 4 ст.29 Конституции РФ и является одним из основополагающих прав человека. Примечательно, что в качестве дополнительной гарантии против злоупотребления такой свободой выступает ограничение, связанное с тем, что ее осуществление возможно только законным способом;

- установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. Из смысла этого принципа можно уяснить, что все-таки не вся информация является общедоступной. Осуществление закрытости части информации обуславливается интересами государства по защите граждан и самого себя. Перечень такой информации представлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", а так же в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне";

- открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации;

- Достоверность информации и своевременность её предоставления. В соответствии с данным принципом предоставляемая информация должна быть достоверной. Не допускается предоставление искаженной, ложной информации. Декларируется также принцип своевременности предоставления информации, т.е. соблюдение установленных сроков для такого предоставления;

- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Этот принцип согласуется со ст. ст. 21, 23, 24 Конституции РФ;

В части 1 статьи 4 настоящего Закона определяется состав и соподчиненность нормативных правовых актов законодательства РФ в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Во главу угла, естественно, ставится Конституция РФ. Затем идут международные договоры, участницей которых является Российская Федерация. Помимо рассматриваемого Федерального закона иные федеральные законы также могут регулировать деятельность, касающуюся информации, информационных технологий и защиты информации в том или ином аспекте. Например, глава 13 КоАП устанавливает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации; а Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных.

Часть 2 статьи 4 устанавливает, что правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".

В части 3 данной статьи определено, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

В части 1 статьи 5 утверждается, что информация может свободно передаваться и использоваться, но, опять-таки, если это не ограничено законом. Помимо этого декларируется, что информация — это объект публичных, гражданских и иных правовых отношений.

В части 2 законодатель дифференцирует информацию в зависимости от категории доступа к ней. По этому основанию информация может быть:

- общедоступной;

- ограниченного доступа.

Общедоступной информацией являются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Установлению правового режима общедоступной информации посвящена ст. 7 Федерального закона, а ст. 9 раскрывает смысл информации, доступ к которой ограничен.

Часть 3 содержит классификацию информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. Так, по этому основанию информация подразделяется:

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4)на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Однако данный перечень оставлен законодателем открытым, о чем прямо говориться в следующей, в 4 части этой статьи.

6 статья полностью посвящена понятию «обладатель информации». Часть 1 статьи очерчивает круг субъектов, которые могут быть обладателями информации. Это прежде всего граждане (физические лица). Помимо граждан (физических лиц) обладателями информации могут быть юридические лица, РФ, ее субъект, муниципальное образование.

Часть 2 определяет представителей РФ, ее субъекта, муниципального образования, выступающих от их имени и осуществляющих соответствующие правомочия обладателя информации в пределах полномочий.

Части 3 и 4 статьи посвящены соответственно установлению прав и обязанностей обладателя информации. Примечательно, что перечень прав законодатель сделал открытым, а список обязанностей — закрытым.

Часть 1 статьи 7 дает определение общедоступной информации. Она наделяется двумя важными свойствами: общеизвестностью и отсутствием ограничений на доступ к ней.

Часть 2 устанавливает режим использования общедоступной информации, и ее распространение может ограничиваться федеральными законами.

Часть 3 дает право обладателю информации, который принял решение сделать ее общеизвестной или предоставил свободный доступ к такой информации, требовать указывать себя в качестве ее источника.

Статья 8 регламентирует правовой режим обеспечения доступа к информации. Часть 1 устанавливает право физических и юридических лиц на поиск и получение информации при соблюдении требований законодательных актов.

Часть 2 дает право гражданам на получение информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

Часть 3 устанавливает, что юридическое лицо при осуществлении своей законной, уставной деятельности вправе обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления за предоставлением информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с названными органами.

Часть 4 указывается тот перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен. Список открытый.

В части 5 устанавливается обязанность государственных органов и органов местного самоуправления в обеспечении доступа информации о своей деятельности.

Часть 6 посвящена способам обжалования решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации.

Часть 7 определяет возможность возмещения убытков, если они произошли в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации.

Часть 8 содержит перечень информации, доступ к которой предоставляется бесплатно.

Часть 9 устанавливает, что плату за предоставление информации о своей деятельности государственный орган или орган местного самоуправления может определять только на основании федеральных законов.

Статья 9, в противовес предыдущей статье, регламентирует ограничение доступа к информации. В этой статье определяется:

- цели ограничения доступа к информации;

- обязательность соблюдения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

- Регламентация защиты информации, составляющей государственную тайну Российской федерации.

- условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации.

- Соблюдение гражданами и организациями профессиональную тайну, если конфиденциальность такой информации определена федеральными законами.

- запрет на получение информации личного характера от граждан помимо их воли, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статья 11 посвящена документированной информации, определение которой дано в статье 2 п. 11. Декларируется, что требование к документированию информации устанавливается либо законодательством, либо соглашением сторон. При чем, порядок документирования информации в федеральных органах исполнительной власти устанавливается Правительством РФ.

В части 1 статьи 12 определены направления в сфере применения информационных технологий, на регулирование которых направлены усилия государственных органов.

Основные положения 13 статьи данного Федерального закона:

- в зависимости от субъекта создающего информационную систему выделяются: государственные, муниципальные, иные информационные системы;

- охрана прав обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы. Эти права охраняются вне зависимости от авторских и иных прав на такие базы данных.

- определение статуса оператора информационной системы

- операторы информационных систем, не являющихся государственными или муниципальными информационными системами, самостоятельно определяют порядок их создания и эксплуатации с учетом требований, установленных законодательством.

Статья 14 посвящена государственным информационными системам. И в первой же части определяются цели их создания:

1. Реализация полномочий государственных органов;

2. Обмен информацией между государственными органами;

3. Иные цели, установленные федеральными законами.

В части 3 устанавливается основа создания и эксплуатации государственных информационных систем. Такую основу составляют статистическая и иная документированная информация. Часть 5 комментируемой статьи перечисляет, кто может осуществлять функции оператора государственной информационной системы и как она вводится в эксплуатацию.

Основные положения статьи 15, использование информационно-телекоммуникационных сетей:

- Часть 1 устанавливает условия использования информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ.

- Часть 2 декларирует, что использование информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, регулируется в РФ с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.

- Часть 3 направлена на предупреждение злоупотреблений в сфере предоставления преимуществ одним информационно-телекоммуникационным сетям перед другими.

- Часть 4 предусматривает возможность установления в федеральном законодательстве обязательной идентификации личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности.

- Часть 5 определяет правовой режим передачи информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей.

- Часть 6 предусматривает, что Президент РФ или Правительство РФ в целях соблюдения информационной безопасности нормативными правовыми актами вправе устанавливать особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям.

Статья 16 содержит определение понятия "защита информации". Помимо определения данная статья устанавливает обязанности обладателя информации; устанавливает требования к защите информации, а так же возможность ответственности в случае нарушения законодательства РФ. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает возможность ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации федеральным законодательством.

Часть 1 статьи 17 устанавливает виды ответственности за нарушение требований Федерального закона. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации может повлечь дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Часть 2 устанавливает возможность судебной защиты лицам, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или другим неправомерным использованием такой информации.

Часть 3 предусматривает случаи, когда лица, распространяющие информацию, ограниченную или запрещенную к распространению федеральными законами, не подпадают под гражданско-правовую ответственность.

Последняя, 18 статья данного Федерального закона содержит список Законов и статей, которые он отменяет. Среди прочих, особенно важно отметить, что был отменен закон «об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года, т. к. именно он является предшественником рассматриваемого закона и целых 11 лет занимал центральное место в регулировании отношений, касающийся информации, её защиты и информатизации.

Наши рекомендации