Информационные преступления против личности
Одной из сравнительно новых проблем обеспечения информационной безопасности является проблема защиты информационных прав личности. Такие права охраняются законодательством ряда стран, в том числе и России. Так например, в действующей Конституции Российской Федерации содержатся следующие положения, гарантирующие право на информацию всех граждан России:
• «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п.4);
• «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ст. 29, п. 5);
• «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст. 44, п. 1);
• «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24, п. 2);
• «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ст. 41, п. 3).
Право на информацию является одним из важнейших прав человека. Это одно из самых крупных завоеваний демократии, которое содействует развитию человека, общества, государства и всей цивилизации в целом. Именно поэтому нарушение этого права и должно квалифицироваться как преступление против личности и преследоваться законом.
Социально-психологической базой для таких правонарушений в России является традиционная ментальность наших чиновников, доставшаяся нам в наследство от предыдущего тоталитарного режима. В соответствии с этой ментальностью чиновники стремятся ограничить доступ населения к той информации, которую они контролируют, хотя значительная часть этой информации может быть отнесена к категории общедоступной и ее получение не ограничивается законом.
В настоящее время в России еще не созданы эффективные механизмы контроля за соблюдением прав граждан на информацию. Так например, Минюстом России с 1995 года разрабатывается проект федерального закона «О праве на информацию», а Роскоминформом велась разработка закона «О правовой информации».
Еще один вид информационных преступлений связан с нарушением прав личности на информационную безопасность. Такие права также закреплены в Конституции Российской Федерации, которая определяет их следующим образом:
• «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, п. 1);
• «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» (ст. 23, п. 2),
• «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается» (ст. 24, п. 1).
Приведенные выше конституционные положения направлены на защиту персональной информации о гражданах страны, сбор и незаконное распространение которой может служить основой для вымогательства, шантажа, слежки за их частной жизнью, психологического давления и т.п.
Эти положения приобретают особую значимость уже в современном (а тем более в информационном) обществе. Ведь уже сегодня деловая и частная жизнь многих миллионов наших современников оставляет «электронный след» в различного рода информационных системах и базах данных. Фиксируется все — и телефонные звонки, и оплата счетов, и поездки, и таможенные декларации, и даже покупки в магазинах, если они оплачиваются при помощи кредитных карточек.
Значительная часть персональных данных о личности накапливается сегодня в государственных и муниципальных информационных системах и это уже вызывает определенную тревогу в обществе. Возможность доступа к этим данным бюрократического аппарата и их свободного использования нарушает баланс между интересами личности и государства, создает угрозы личной свободе граждан и гражданскому обществу в целом. Так, например, информация о прописке граждан, хранящаяся в паспортных столах служб коммунального городского хозяйства России, в последнее время все более часто становится источником махинаций и преступлений с недвижимостью. Интерес для преступников имеют и данные о суммах вкладов граждан, хранящихся на их счетах в сберегательных банках.
Впервые на эту опасность обратили внимание в ФРГ еще в конце 60-х годов, когда и была сформулирована новая социальная проблема защиты персональных данных, которая стала исключительно актуальной сегодня, на пороге XXI века. В настоящее время уже более двадцати стран мира приняли законы по защите персональных данных и имеют соответствующие механизмы для контроля за их соблюдением.
Подготовлен проект федерального закона «О персональных данных» и в России. Его принятие, а также создание действенного механизма по контролю за его использованием — важные и необходимые условия обеспечения информационной безопасности личности в нашей стране [105, 106].