Типовая инструкция по охране труда для кладовщика 11 страница

12. Установленный настоящей Инструкцией порядок приемки продукции, поставляемой в таре, применяется также при приемке бандеролей или опломбированных пачек (связок) в тех случаях, когда без нарушения целости бандероли или упаковки либо без снятия пломбы невозможно изъятие продукции из пачки (связки).

13. Приемка продукции производится уполномоченными на то руководителем предприятия-получателя или его заместителем компетентными лицами. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

Предприятие-получатель обязано:

а) создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивалась бы ее сохранность и пре­дотвращалась порча продукции, а также смешение с другой одно­родной продукцией;

б) следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции, а также за своевре­менностью проверки их в установленном порядке;

в) обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продук­ции по качеству и комплектности, хорошо знали и строго соблюдали настоящую Инструкцию, а также правила приемки прюдукцни по качеству и комплектности, установленные соответствующими стан­дартами, техническими условиями, Основными и Особыми усло­виями поставки, другими обязательными правилами;

г) систематически осуществлять контроль за работюй лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектно­сти, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.

14. Приемка продукции по качеству и комплектности произво­дится в точном соответствии со стандартами, техническими усло­виями, Основными и Особыми условиями поставки, друггими обяза­тельными условиями поставки, другими обязательными ;для сторон правилами, а также по сопроводительным документам,, удостове­ряющим качество и комплектность поставляемой прод^укции (тех­нический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т. п.). Отсутствие указанных (сопроводи­тельных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в аакте указы­вается, какие документы отсутствуют.

15. Выборочная (частичная) проверка качества продукции с рас­пространением результатов проверки качества какой-гпибо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это преду­смотрено стандартами, техническими условиями, Особ>ыми усло­виями поставки, другими обязательными правилами или д<оговором.

16. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или /паковки требовани­ям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (этало­нам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводи­тельных документах, удостоверяющих качество продукции (п. 14 настоящей Инструкции), получатель приостанавливает- дальней­шую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает ко­личество осмотренной продукции и характер выявленным при при­емке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранению продук­ции ненадлежащего качества или некомплектной продукции ненад­лежащего качества или некомплектной продукции в услоовиях, пре­дотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой одно­родной продукцией.

Получатель также обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннэго акта представи­теля иногороднего изготовителя (отправителя), если зато преду-

смотрено в Основных и Особых условиях поставки, других обяза­тельных правилах или договоре.

В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка пред­ставителя иногороднего изготовителя (отправителя) для участия в приемке продукции по качеству и комплектности и составления акта является обязательной.

При одногородной поставке вызов представителя изготовителя (отправителя) и его явка для участия в проверке качества и ком­плектности продукции и составления акта являются обязательными.

17. В уведомлении о вызове, направленном изготовителю (от­правителю), должно быть указано:

а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

б) основные недостатки, обнаруженные в продукции;

в) время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);

г) количество продукции ненадлежащего качества или неком­плектной продукции.

18. Уведомление о вызове представителя изготовителя (отпра­вителя) должно быть направлена (передано ему по телеграфу) не позднее 24 час., а в отношении скоропортящейся продукции немед­ленно после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требова­ниям, если иные сроки не установлены Основными о Особыми усло­виями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.

19. Представитель одногороднего изготовителя (отправителя) обязан явиться по вызову получателя не позднее чем на следую­щий день, а по скоропортящейся продукции — не позднее 4 час. после получения вызова, если в кем не указан иной срок явки.

Иногородний изготовитель (отправитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя со­общить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Непо­лучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного сро­ка явки представителя изготовителя (отправителя).

Представитель иногороднего изготовителя (отправителя) обя­зан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получениявызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре.

Представитель изготовителя (отправителя) должен иметь удо­стоверение на право участия в определении качества и комплект­ности поступившей к получателю продукции.

Изготовитель (отправитель) может уполномочить на участие в приемке получателем продукции предприятие, находящееся в мес­те получения продукции. В этом случае удостоверение представи­телю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым изготовитель (отправитель) уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.

20. При неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызозу получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправите­ля) не является обязательным, проверка качества продукции про­изводится представителем соответствующей отраслевой инспек­ции по качеству продукции, а проверка качества товаров — экспер­том бюро товарных экспертиз либо представителем соответствую­щей инспекции по качеству.

При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупа­теля), при отказе их выделить представителя или неявке его по вы­зову получателя (покупателя) проверка производится:

а) с участием компетентного представителя другого предпри­ятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителем этого предприятия (организации), либо

б) с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или замес­тителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета проф­союза этого предприятия, либо

в) односторонне предприятием-получателем, если изготови­тель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку про­дукции.

21. Руководители предприятий и организаций или их замести­тели по просьбе предприятия-получателя выделяют ему предста­вителей для участия в приемке продукции по качеству и комплект­ности.

22. Для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные (по роду работы, по образованию, по опыту трудовой деятельности) в вопросах определения качества и комплектности подлежащей приемке продукции.

Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, осуществляющие учет, хранение, приемку и отпуск матери­альных ценностей, в качестве представителей общественности предприятий-получателей выделяться не должны. В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия-получателя руководители предприятий и их замести­тели (и в тех случаях, когда они не являются материально ответст­венными лицами), работники отдела технического контроля, бух­галтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической служ­бы этих предприятий, претензионисты.

Срок полномочий представителей общественности предпри­ятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по качеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.

23. Представителю, уполномоченному для участия в приемке продукции по качеству и комплектности, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия разовое удосто­верение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя.

В удостоверении на право участия в приемке продукции по ка­честву и комплектности указывается:

дата выдачи удостоверения и его номер;

фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, ко­торому выдано удостоверение;

наименование предприятия, которому выделяется представи­тель;

на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель.

Если для участия в приемке продукции выделяется представи­тель общественности (п. 20, подп. «б» настоящей Инструкции), то в удостоверении указывается также дата и номер решения заводско­го, фабричного или местного комитета, которым предприятию вы­делен данный представитель. Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостове­рения на какой-либо период (декаду месяц и др.) не допускается.

Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удо­стоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции.

Удостоверение, выданное с нарушением правил настоящей Инструкции, является недействительным.

24. Лица, которые привлекаются предприятием-получателем для участия в приемке продукции, должны быть ознакомлены с на­стоящей Инструкцией, с соответствующими стандартами, техниче­скими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталона­ми), Основными и Особыми условиями поставки и договором, на основании которого произведена поставка данной продукции.

25. Лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, обязаны строго соблюдать правила приемки про­дукции и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не уста­новлен пых непосредственно участниками приемки, запрещается.

За подписание акта о приемке продукции по качеству и ком­плектности, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несут установленную зако­ном ответственность.

Представители других предприятий и организаций и представи­тели общественности, выделенные для участия в приемке продук­ции, не вправе получать у предприятия-получателя вознагражде­ние за участие в приемке продукции.

26. Во всех случаях, когда стандартами, техническими усло­виями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обяза­тельными правилами или договором для определения качества продукции предусмотрен отбор образцов (проб), лица, участвую­щие в приемке продукции по качеству, обязаны отобрать образцы (пробы) этой продукции.

Отбор образцов (проб) производится в точном соответствии с требованиями указанных выше нормативных актов. Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.

27. Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами. В акте должно быть указано:

а) время и место составления акта, наименование получателя продукции, фамилии и должности лиц, принимавших участие в от­боре образцов (проб);

б) наименование изготовителя (отправителя), от которого по­ступила продукция;

в) номер и дата счета-фактурь! и транспортной накладной, по которым поступила продукция, и дата поступления ее на склад по­лучателя, а при доставке продукции поставщиком и при отпуске продукции со склада поставщика — номер и дата накладной или счета-фактуры, по которой сдана продукция;

г) количество мест и вес продукции, а также количество и номе­ра мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;

д) указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном стандартом, техническими условиями, Основны­ми и Особыми условиями поставки, другими обязательными прави­лами и договором, со ссылкой на их номер и дату;

е) снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, со­держащими данные, предусмотренные стандартами или техниче­скими условиями;

ж) опечатаны или опломбированы образцы (пробы), чьей печа­тью или пломбой (оттиски на пломбах);

з) другие данные, которые лица, участвующие в отборе проб, найдут необходимым включить в акт дгя более подробной харак­теристики образцов (проб).

28. Из отобранных образцов (проб) один остается у получателя, второй направляется изготовителю (отправителю) продукции. Во всех случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, другими обязательными правилами и договором, отби­раются дополнительные образцы (пробы) для сдачи на анализ или испытание в лаборатории или научно-исследовательские институты.

О сдаче образцов (проб) на анализ; или испытание делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб).

Отобранные образцы (пробы) продукции должны храниться по­лучателем, изготовителем (отправителем) до разрешения спора о качестве продукции, а в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественной продукции, в органы прокуратуры и суда — до разрешения дела в этих органах.

29. По результатам приемки продукции по качеству и комплект­ности с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоя­щей Инструкции, составляется акт о фактическом качестве и ком­плектности полученной продукции.

Акт должен быть составлен в день скончания приемки продук­ции по качеству и комплектности.

В этом акте должно быть указано:

а) наименование получателя продукции и его адрес;

б) номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях, когда приемка продукции с участием представителей, указанных в пп. 19 и 20 настоящей Ин­струкции, произведена с нарушением установленных сроков при­емки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;

в) фамилия, инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, за­нимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и ком­плектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;

г) наименования и адреса изготовителя (отправителя) и по­ставщика;

д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) Основными и Особыми усло­виями поставки, другими обязательными правилами или договором не предусмотрен;

е) номера и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удо­стоверяющего качество продукции;

ж) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назна­чения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия ва­гона, контейнера, автооургона и других опломбированных транс­портных средств, время доставки продукции на склад получателя;

з) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;

и) условия хранения продукции на складе получателя до со­ставления акта;

к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, со­держание наружной маркировки тары и другие данные, на основа­нии которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъяв­лена продукция — изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и угаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установ­ленных недостатков;

л) при выборочной проверке продукции — порядок отбора про­дукции для выборочной проверки с указанием основания выбороч­ной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия по­ставки, другие обязательные правила и договор);

м) за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) от­гружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;

н) количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество. Подробное описание выявленных недостатков и их характер;

о) основания, по которым продукция переводится в более низ­кий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обя­зательные правила;

п) количество некомплектной продукции и перечень недостаю­щих частей, узлов и деталей и стоимость их;

р) номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продук­ции;

с) номер браковщика предприятия-изготовителя продукции, ес­ли на продукции такой номер указан;

т) произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены;

у) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в при­емке, необходимо указать в акте для подтверждения ненадлежаще­го качества или некомплектности продукции;

ф) заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.

30. Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, не соглас­ное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о сво­ем несогласии и изложить свое мнение.

В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что несут ответ­ственность за подписание акта, содержащего данные, не соответ­ствующие действительности.

Если между изготовителем (отправителем) и получателем воз­никнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получа­тель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, пред­ставителя соответствующей инспекции по качеству или другой ком­петентной организации.

31. К акту, составленному в порядке, предусмотренном п. 29 настоящей Инструкции, должны быть приложены:

а) документы изготовителя (отправителя), удостоверяющие ка­чество и комплектность продукции;

б) упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены не надлежащее качество и некомплектность продукции;

в) транспортный документ (накладная, коносамент);

г) документ, удостоверяющий полномочие представителя, вы­деленного для участия в приемке;

г1) акт, составленный в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции;

д) акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб);

е) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения) качества продукции или некомплектности ее (коммерческие акты, для скоропортящихся грузов сведения о льдо-снабжении, температурном режиме, а также ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, если она составлена, или натурный лист и др.).

32. Акт, устанавливающий ненадлежащее качество или неком­плектность продукции, составленный с участием представителей, указанных в п. 20 подп. «а», «б» и «в», утверждается руководите­лем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта.

В тех случаях, когда приемка продукции производилась в вы­ходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

В необходимых случаях руководитель предприятия или его за­меститель направляет материалы прокуратуре для привлечения к установленной законом ответственности лиц, виновных в выпуске недоброкачественной или некомплектной продукции.

Акты, составленные бюро товарных экспертиз или инспекцией по качеству продукции, утверждаются в порядке, установленном соответ­ствующими положениями об инспекциях и бюро товарных экспертиз.

33. Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции, со­ставляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, если иное не предусмотрено Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором.

34. В отношении товаров, ненадлежащее качество которых об­наружено потребителем после покупки их в магазинах, получатель (покупатель) вместо акта, указанного в п. 29 настоящей Инструк­ции, должен представить изготовителю (отправителю):

а) заявление потребителя об обмене товара и заключение ма­газина с указанием наименования товара, его изготовителя (отпра­вителя) и поставщика, цены товара, характера недостатков и при­чинах их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта това­ров или возврата их стоимости;

б) документы, предусмотренные Правилами обмена промыш­ленных товаров, купленных в розничной торговой сети, подтвер­ждающие ненадлежащее качество товаров;

в) расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.

35. Изготовитель (отправитель) или получатель (покупатель) при наличии оснований вправе опротестовать заключение инспекции по качеству, бюро товарных экспертиз или научно-исследовательского института (лаборатории) в их вышестоящую организацию. Копия это­го заявления направляется другой стороне. Если соответствующая вышестоящая организация признает доводы изготовителя (отправи­теля) или получателя (покупателя) обоснованными, то в установлен­ном порядке назначается повторная экспертиза.

Повторная экспертиза продукции может быть произведена так­же по поручению арбитража или судебно-следственных органов.

36. Изготовитель (отправитель, поставщик) вправе перепрове­рить качество продукции, забракованной и возвращенной получа­телем (покупателем) в порядке и в случаях, предусмотренных Ос­новными и Особыми условиями поставки, другими обязательными правилами и договором.

37. Акты приемки продукции по качеству и комплектности реги­стрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии-получателе.

38. В случае принятия получателем (покупателем) продукции, переведенной в более низкий сорт, эта продукция в соответствии с актом о результатах приемки перемаркировывается за счет изгото­вителя (отправителя).

В договоре должно быть предусмотрено, кем производится пе­ремаркировка: изготовителем (отправителем) или получателем (по­купателем).

39. Исключен.

40. Претензия, вытекающая из поставки продукции, не соответ­ствующей по-качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образ­цам (эталонам), предъявляется получателем (покупателем) изгото­вителю [отправителю, поставщику) в установленный срок.

Если изготовитель или его местонахождение получателю (поку­пателю) не известны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно, после ее получе­ния, обязан направить один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя (покупателя).

К претензии о поставке продукции ненадлежащего качества или некомплектной должны быть приложены акт и документы, указан­ные в пп. 31 и 34 настоящей Инструкции, если их нет у изготовите­ля (отправителя, поставщика), а также документы, подтверждаю­щие реализацию скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, если продукция к моменту предъявления претензии реализована.

В случаях, предусмотренных договором, к претензии должны прилагаться акт об уничтожении скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, акт о сдаче продукции в металлолом и иные документы об использовании продукции на месте в соответствии с фактическим еэ качеством.

41. В случае предъявления претензии о возмещении разницы в стоимости продукции (уценки) в связи с переводом ее в более низ­кий сорт получатель обязан приложить к претензии документы, подтверждающие оприходование продукции фактически получен­ным сортом. Торгующие организации обязаны представить подпи­санную руководителем организации (или его заместителем) и глав­ным бухгалтером справку о реализации продукции по цене того сорта, в который она переведена, или о произведенной переоцен­ке, если продукция еще не реализована, а также справку за подпи­сями тех же должностных лиц о перемаркировке продукции соот­ветствующим сортом.

42. О результатах рассмотрения претензии отправитель (изго­товитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.

Приложение 36

УТВЕРЖДЕН

Постановлением

Госстандарта России

от 11 августа 1999 г. № 242-ст

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

ТОРГОВЛЯ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОСТ Р 51303-99

Дата введения — ) января 2000 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработан Научно-исследовательским и маркетинговым центром Минторга России.

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Ус­луги торговли и общественного питания».

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстан­дарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст.

3. Введен впервые.

ВВЕДЕНИЕ

Установленные в стандарте термины расположены в система­тизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный тер­мин.

Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Ндп».

'Этот и другие ГОСТы приведены в данном издании для сведения и не являются официальными публикациями.

Термины-синонимы без пометы «Ндп» приведены в качестве справочных данных, не язляются стандартизованными и выделены вертикальной чертой.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опу­щена при использовании термина в документах по стандартизации.

Приведенные определения можно, при необходимости, изме­нить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения ис­пользуемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия, Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, а термины-синонимы — курсив о и.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязатель­ны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу ра­бот по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 16299-78, ГОСТ 16318-77, ГОСТ 17527-86, ГОСТ 18338-73, ГОСТ 21391-84, ГОСТ 23004-78.

2. Стандартизованные термины с определениями 2.1. Общие понятия

1 товарное обращение: Процесс обращения объектов собст­венности посредством возмездных договоров.

Примечание. Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.

2 торговля: Вид предпринимательской деятельности, связан­ный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

3 оптовая торговля: Торговля товарами с последующей их пе­репродажей или профессиональным использованием.

4 розничная торговля: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

5 развозная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализи­рованных или специально оборудованных для торговли транспорт­ных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

6 разносная торговля: Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контак­та продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

7 посылочная торговля: Розничная торговля, осуществляе­мая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений.

8 комиссионная торговля: Розничная торговля, предпола­гающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами — комитентами, по договорам комис­сии.

9 рынок товаров и услуг; потребительский рынок: Сфера обме­на товарами или группами товаров и услугами между товаровла­дельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

Наши рекомендации