Индивидуальное принятие решений
Теоретико-практическая работа
по учебной дисциплине
«Теория игр»
на тему:
«Теория игр в менеджменте»
Выполнил:
Студент группы ОС 2-1
Асельдеров Шамсутдин
Научный руководитель:
Данеев О.В.
МОСКВА
Содержание
Введение. 3
1 Математическая модель. 4
1.1 Индивидуальное принятие решений. 4
1.2 Коллективное поведение агентов. 6
1.3 Управление и его типы.. 8
2. Практическое применение теории игр в менеджменте. 10
2.1 Примеры решения задач. 10
2.2 Теория игр в практике управленческих решений. 11
2.1 Производитель и посредник. 11
2.2 Формирование команды.. 13
Заключение. 16
Список использованных источников. 17
Введение
Теория игр (GT – Game Theory) – это раздел теории управления, в котором исследуются задачи о существовании и нахождении оптимального управления в условиях конфликта (в условиях столкновения сторон, каждая из которых стремится воздействовать на развитие конфликта в своих интересах).
Содержание теории игр – это установление принципов оптимального поведения в условиях неопределенности, доказательство существования решений, удовлетворяющих этим принципам, указание алгоритмов нахождения решений.
Целью данной работы является ознакомление с теоретическими основами теории игр, изучение аспектов применения теории при принятии управленческих решений (в менеджменте).
Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть содержит основные моменты теории игр, описание математической модели для рассматриваемого раздела теории игр. Практическая часть включает в себя примеры решения задач.
Математическая модель
Рассматривается организационная система (ОС), состоящая из двух участников – центра и агента, обладающих свойством активности, то есть собственными предпочтениями и способностью самостоятельно предпринимать некоторые действия. Системы, элементы которых активны, получили название активных систем [1, стр. 7].
Индивидуальное принятие решений
Модель принятия решений агентом. Для того чтобы определить, как задаются предпочтения агента (и центра), зачастую вводится следующее описание взаимодействия агента с его обстановкой, в которую могут входить другие агенты, управляющие органы и прочие объекты и субъекты (как принадлежащие рассматриваемой ОС, так и являющиеся элементами внешней среды).
Пусть агент способен выбирать действия (стратегии, состояния и т.д.) из множества A допустимых действий данного агента. Действие обозначаются y (y A). В результате выбора действия y A под влиянием обстановки реализуется результат деятельности агента, который обозначают z A0, где A0 – множество возможных результатов деятельности. Возможное несовпадение действия агента и результата его деятельности может быть обусловлено влиянием обстановки – внешней среды, действий других участников ОС и т.д.
Связь между действием агента y A и результатом z A0 его деятельности может иметь сложную природу и описываться распределениями вероятности, нечеткими информационными функциями и др.
Будем считать, что агент обладает предпочтениями на множестве результатов z A0, то есть имеет возможность сравнивать различные результаты деятельности. Предпочтения агента обозначаются , множество возможных предпочтений – .
При выборе действия y A агент руководствуется своими предпочтениями и тем, как выбираемое действие влияет на результат деятельности z A0, то есть некоторым законом изменения результата деятельности в зависимости от действия и обстановки, информация о которой отражена переменной I. Выбор действия агентом определяется правилом индивидуального рационального выбора , которое выделяет множество наиболее предпочтительных с точки зрения агента действий.
Правило индивидуального рационального выбора определим следующим образом. Примем две гипотезы:
- гипотеза рационального поведения, заключающаяся в том, что агент с учетом всей имеющейся у него информации выбирает действия, которые приводят к наиболее предпочтительным результатам деятельности;
- гипотеза детерминизма, заключающаяся в том, что агент стремится устранить с учетом всей имеющейся у него информации существующую неопределенность и принимать решения в условиях полной информированности (другими словами, окончательный критерий, которым руководствуется лицо, принимающее решения, не должен содержать неопределенных параметров).
При рассмотрении математических моделей принятия решений различают (основание классификации – объекты и субъекты, относительно которых имеется недостаточная информация) объективную неопределенность и субъективную неопределенность.
Объективная неопределенность - неполная информированность относительно параметров обстановки.
Субъективная неопределенность - неполная информированность о принципах поведения других субъектов.
Неопределенность относительно параметров, описывающих участников ОС, называется внутренней неопределенностью, относительно внешних параметров – внешней неопределенностью. Внешняя объективная неопределенность называется неопределенностью природы (или неопределенностью состояния природы), внутренняя субъективная неопределенность называется игровой неопределенностью [1, стр. 10].
Структура модели принятия решений агентом изображена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Структура модели принятия решения агентом