Особенности информационных логистических систем.

Информационная логистическая система – гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы.

Информационные логистические системы (ИЛС) должны отвечать следующим требованиям: масштабируемость, распределенность, модульность и открытость.

Масштабируемость — способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей.

Распределенность — способность системы обеспечивать совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами.

Модульность — способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы, исходя из специфики и сложности деятельности предприятия, т. е. Система автоматизации — гибкая и состоит из отдельных модулей, интегрированных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт).

Открытость — система автоматизации интегрирована в другие информационные системы, она имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и интеграции с другими системами.

При функционировании ИЛС должны выполнять следующие задачи:

· непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информационных процессов);

· непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;

· реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);

· обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;

· предоставление информации для стратегического планирования;

· предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;

· обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;

· обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;

· обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;

· обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.

ЛИС обычно разделяются на три группы: плановые, диспетчерские (диспозитивные), оперативные (исполнительные). Они отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением.

1. Плановые системы — ЛИС создаются на административном уровне управления служат для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях. Используются, главным образом, для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т. е. мало изменяющимися данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и др.

2. Диспетчерские или диспозитивные системы — системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу, создаются на уровне управления складом ил цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Например, обеспечение управления внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечение материалами и подрядными поставками, запуск заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных. Эти системы могут решать задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и др.

3. Оперативные (исполнительные) системы. Создаются на уровне администрированного или оперативного управления, но иногда содержат элементы краткосрочной диспозиции. Работают преимущественно в on-line режиме, т. к. для этих систем важны актуальность и скорость обработки данных. Обработка информации производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в компьютер. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

Различия в обеспечивающих подсистемах указанных систем:

o ­ в плановых информационных системах весьма высок уровень стандартизации;

o ­ в диспозитивных информационных системах возможность применения стандартных программ ниже, что вызвано следующими причинами: 1) производственный процесс на предприятии, сложился за долгий период времени и трудно поддается существен­ным изменениям во имя стандартизации; 2) структура обрабатываемых данных су­щественно различается у разных пользователей;

o ­ в исполнительных информационных системах применяется индивидуальное про­граммное обеспечение.

Чтобы логистические системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов их надо интегрировать вертикально и горизонтально.

Вертикальная интеграция ЛИС выражается в связи плановых, диспозитивных и исполнительных систем, горизонтальная – в связи отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных системах.

Наши рекомендации