Вопрос 3. Полномочия Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Полномочия департамента определены статьей 36 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Основными задачами департамента являются:

- Осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

- Выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) Осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными правительству РБ, работодателями законодательства о труде и об охране труда;

2) Заслушивает на заседании коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций подчиненными правительству РБ, и работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;

3) Вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде и об охране труда нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов.

4) Вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушение законодательства от труде и об охране труда, вплоть от освобождения их от занимаемых должностей;

5) Контролирует проведение государственными органами, иными государственными организациями подчиненными правительству РБ, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях внеочередной проверки знаний по этим вопросам;

6) Информирует при необходимости государственные органы иные государственные организаций подчиненными правительству РБ, органы прокуратуры, работодателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

7) В случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни. Здоровью и работоспособности работающих в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действия специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты;

8) Участвует в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и дает заключения о возможности их производства;

9) Участвует в приемке законченных строительством объектов социально-бытового и производственного назначения, дает заключения о возможности их ввода в эксплуатацию;

10)Требуют путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствия требованиям по охране труда;

11) Проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а так же осуществляет надзор за соблюдением работодателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

12) Согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных правовых актов;

13) Осуществляет надзор за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;

14) Осуществляет анализ нарушений законодательства о труде и об охране труда, несчастных случаях на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению

15) Принимает в установленном порядке санкции к работодателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц работодателей, допустивших нарушение законодательства о труде и об охране труда;

16) Налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создания объектов интеллектуальной собственности.

17) Взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет интересы Министерства в этих органах и организациях.

Вопрос 4. Требования по охране труда при эксплуатации лифтов.

Владелец лифта обязан обеспечить лично или организовать содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего надзора, обслуживания и ремонта.

В этих целях должны быть:

- назначены обслуживающий персонал, специалисты, ответственные по надзору за безопасной эксплуатацией лифтов, специалисты, ответственные за исправное состояние, техническое обслуживание и ремонт лифтов, специалисты, ответственные за безопасную эксплуатацию лифтов, обеспечены наличие и хранение эксплуатационных документов;

- установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта лифтов;

- разработаны должностные инструкции для ответственных специалистов и инструкции для обслуживающего персонала, журналы осмотра лифта, оперативные журналы;

- приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в места, предназначенные для размещения привода, электрооборудования, аппаратуры управления и телемеханики лифта;

- обеспечено приостановление эксплуатации лифта самостоятельно или по предписанию органа государственного надзора и уполномоченных лиц в случае выявления предпосылок, обстоятельств непосредственной угрозы жизни и здоровья людей;

- разработаны мероприятия по локализации и ликвидации последствии аварий, несчастных случаев и инцидентов на лифте;

- приняты меры по защите жизни и здоровья работников, связанных с эксплуатацией лифтов.

Вопрос 5.Организация и проведение противоаварийных тренировок.

Проведение тренировок направлено на решение следующих задач:

проверка способности персонала самостоятельно и на основе коллективных действий персонала смены предупреждать развитие нарушений в работе оборудования, сетей, наилучшим способом обеспечивать их ликвидацию; оказание доврачебной помощи и освобождение пострадавшего от действия электрического тока (контроль квалификации); обеспечение формирования или восстановления навыков принятия оперативных решений и деятельности в сложной режимной обстановке в условиях ограниченного времени на решение задач управления;

выявление необходимых организационных и технических мероприятий, направленных на совершенствование работы персонала и повышение надежности оборудования.

Тренировки проводятся с воспроизведением нарушений в работе оборудования, имитацией оперативной деятельности по ликвидации аварийной ситуации, оценками этой деятельности.

Основными действующими лицами при проведении тренировки являются руководитель тренировки, участники тренировки и посредники, исполняющие организационные и контролирующие функции.

Противоаварийные тренировки готовятся на основании графика проведения тренировок, перечня рекомендуемых тем, программ проведения тренировок.

На каждом предприятии и филиаледолжен быть составлен годовой график проведения противоаварийных тренировок, имеющих общий для всего предприятия характер. Годовой график должен быть включен в годовой план-график работы с персоналом и утвержден главным инженером филиала. На основе графика проведения тренировок филиала должен быть составлен график тренировок структурного подразделения, куда дополнительно включаются тренировки, не связанные с другими подразделениями.

Противоаварийные тренировки рекомендуется совмещать с противопожарными. В противоаварийной тренировке, совмещенной с противопожарной, наряду с руководителем тренировки, участниками тренировки и посредниками принимает участие руководитель тушения пожара.

Наши рекомендации