Сущность и факторы развития МРТ. Показатели участия страны в МРТ

Междунар. разд. труда (МРТ) — специализация отдел. стран на опред. видах производств. деят-ти. Основ. побудит. мотивом МРТ для всех стран мира явл-ся их стремление к получ. эконом. выгод. Участие в МРТ позволяетстране сконцентрировать свои усилия на пр-ве тех продуктов, для кот-ых у нее имеются наилучшие условия (т. е. низкие издержки пр-ва). МРТ формир. междунар. пропорции в отраслевом и территор.-страновом аспектах: - обеспеч-ет расшир-ое воспроиз-во в странах, - повышает эфф-ть пр-ва.

Факторы, определяющие участие страны в МРТ:

1. Нац. факторы МРТ:

а) Прир.-географ. разл.отдел. стран (прир.-климат. условия; прир. ресурсы; величина тер-рии; числен-ть насел.;экономико-географ. полож. страны и т.д.)

б) Соц.-эконом. особенности отдел. стран (полож. страны в мировой эк-ке; историч. разв., традиции; достигнутый уровень эк-ки и НТР; тип хоз-ния (рын. или плановое); законодат. база внешних связей и т.д.)

2. Междунар. факторы МРТ: а) наукоемкость пр-ва, б) Спрос на мировом рынке, в) Система междунар. расчетов; г) Эколог. проблемы. Показатели участия странв МРТ на примере экспортно-импорт. операций:

· Экспорт. квота ; Коэф. опережения темпами роста экспорта темпов роста ВВП ; Коэф. опережения темпами роста импорта темпов роста ВВП ; Внешнеторг. квота .

7. Формы МРТ: междунар. специализация пр-ва (МСП) и междунар. производств. коопериров. (МПК).

МРТ выступает в 2-х формах: МСП и МПК.

МСП — такая форма МРТ между странами, в кот-ой в рамках отдел. стран идет процесс изготовл. все более однород. продуктов труда сверх внутр. потребностей отдельной страны.

К основ. видам МСП относ.: 1. Предметная спец-ция (пр-во гот. продуктов); 2. Подетальная спец-ция (пр-во частей, узлов и др. компонентов продуктов); 3. Технолог. (стадийная): осущ-ние отдел. операций или технолог. процессов (напр., сборка).

МПК – производств. связи между разными предпр-ями, участвующими в изготовл. опред. продукта, но при этом сохраняющими свою хоз. самост-ть. Классиф. видов МПК:

· по видам деят-ти: эконом. кооперация, научно-технич. и промышл. сотрудничество, кооперирование в области проектирования и строит-ва объектов, кооперир-ние в сфере торговли и сбыта, кооперир-ние в др. отраслях хоз. деят-ти

· по стадиям пр-ва: предпроизводств., произв. и коммерч.

· по использов-ым методам: выполн. совместных программ, договорная специализация, создание совмест. предпр.

· по структуре связей: внутри— и межфирменная, внутри— и межотраслевая, горизонтальная, вертик., смешанная

· по территор-му охвату: между 2-мя и более странами, в рамках региона (региональная), всемирная

· по числу субъектов: дву— и многосторонняя

· по числу объектов: одно— и многопредметная.

МПК предполагает: предварит. согласование сторонами в договорном порядке усл. совместной деят-ти;координацию хоз. деят-ти предприятий-партнеров; закрепление в договорном порядке главных объектов копер-ния.; распред. между партнерами заданий в рамках согласованной программы; согласование взаимных поставок.

8. Глобализация мировой эк-ки: сущность, признаки, факторы, ... Концепции управл. мировым хоз-вом.

Глобализация - увеличивающаяся взаимосвязь нац. эк-к, рост степени открытости и интегрированности в мировую эк-ку. Критерии открыт-ти и интегриров-ти эк-ки:использов. средних миров. ставок тамож. тарифов; свобод. выбор партнеров на внеш. рынке; сопоставимость внутр. и мировых цен; конвертируемость нац. валюты; открыт-ть фин. рынков. Факторы Г.: Эконом. фактор (концентрация и централизация капитала, рост мощи ТНК, интенсификация МСП и МПК, междунар. маркетинг, электр. торговля, междунар. логистика, возрастание эконом. взаимозавис-ти в мировом хоз-ве, сращивание нац., региональных и отраслевых рынков. Полит. фактор (гос. границы постепенно утрачивают свое значение, свобода передвиж. всех видов рес-сов.) Междунар. фактор (связыв-ся с датами крупных междунар. событий). Технич. фактор (разв. соврем. ср-в транспорта, связи, информац. систем, для быстрого распростр. идей, товаров, фин. рес-сов) Обществ. фактор. Ослабление роли традиций, соц. связей и обычаев.

Концепции орг-ции глобального управл.: конц. мирового правит-ва - создание увеличенной модели нац. гос-ва.; конц. реформирования ООН (в правительство); конц. глобального управл. одной державой, либо группы держав, объединенных в НАТО, «большую 8», ОЭСР,однако это вызовет противодействие др. стран.; конц. корпорат-го глоб-го управл., т.е. коллектив. поиск решений между правит-вами.

Показатели глобализации эк-ки:1. экспортная, импортная и внешнеторговая квоты;2. объем и динамика прямых иностр. инвестиций в сравнении с общим объемом инвестиций в стране.. 3. объем всей торговли товарами и услугами, темпы роста торговли по сравнению с ростом ВВП. 4.объем и динамика междунар. операций банков, др. кредит. учрежд. по сравн. с общим V и динамикой всех таких опер. 5.объем и динамика междунар. фондовых рынков в сравнении с общим размером этих рынков и темпами их роста. Направления Г.:становл. глобальных монополий, олигополий; глобализация фин.сферы; регионализация эк-ки. Недостатки Г.:растущая открытость может иметь негатив.последствия (кризис); Риск вытеснения беднейших стран на обочину мирового хозяйства; вытеснение из сферы занятости раб-ков, менее приспособл. к прогрессу техники и изменениям в усл. труда; монополизация рынков крупными ТНК; создание транснациональных криминальных сообществ; расползание технологий создания оружия массового поражения. Для решения проблем Г. необходимо: - уважать права чел-ка; разраб. справедл.правила глобальной эк-ки; странам и народам нести солидар. долю ответст-сти за помощь странам, оказавшимся обделенными в процессе глобализации, обеспеч. тесные партнерские отнош..

Теории мировой торговли.

1. Теория абсолют. преимущ-ва А. Смита. Нации должны специализир-ся на пр-ве тех товаров, в пр-ве кот-ых у них есть преимущ-ва, т.е. есть такой товар, кот-го на ед.затрат она может произвести больше, чем др. страны, и торговать им в обмен на товары, преимущ-вом в пр-ве кот-ых обладают др. страны. Мир.торговля обеспечит прибыль, если разница цен в странах превыш. затраты на транспортировку товаров. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цены товаров на внеш. рынке должна быть больше, чем в стране-экспортере и меньше, чем в стране—импортере. Абсолют. преимущ-ва могут быть естеств. (климат, прир. рес-сы, др.) и приобрет-ми (технология, инфрастр-ра, квалифиц-ная раб. сила, др.). 2. Теория относит. преимущ-ва Д. Риккардо. Даже когда страна не обладает абсолют. преимущ-вом, мир. торговля выгодна, т.к. у нее всегда найдется товар, пр-во кот-го более выгодно при сущ-щих издержках, чем пр-во др. товаров, то есть страна будет располагать относит. преимущ-вом. Т.о., максимизация выигрыша от внеш. торговли происходит при частичной спец-ции. 3. Теория Хекшера-Олина. Страны будут экспорт-ть товары, требующие значит. затрат факторов пр-ва, кот-ми страна располагает в относит. избытке и небольших затрат факторов, дефицитных для данной страны и импорт-ть товары, производимые с использов. факторов, относит-но дефицитных для данной страны. Т.о., в скрытом виде экспорт-ся избыточн. факторы пр-ва и импорт-ся дефицитные, а передвиж. товаров компенсирует низкую мобильность факторов пр-ва. 4. Парадокс В.Леонтьева. Необходим учет дополнит. обстоятельств, влияющих на междунар. спец-цию: неоднород-ть факторов пр-ва (их качество), внешнеторг. политику гос-ва, и то, что рес-сы могут участвовать в производств. процессах в ассоциации с опред. кол-вом др. рес-са.

Наши рекомендации