Договор о патентной кооперации

Идея заключения Договора о патентной кооперации возникла в 60-е годы в связи с необходимостью решить целый ряд проблем, затрудня­ющих работу патентных ведомств, связанную с рассмотрением заявок на изобретения. Суть этих проблем сводилась к следующему:

— дублирование всех видов работ патентных ведомств;

— медленное рассмотрение заявок при проведении экспертизы заявок по существу из-за возрастающего объема документации, кото­рую должен учитывать эксперт;

— замедление распространения информации о возросшем потоке новых технических достижений;

— сложность подачи заявок в зарубежные страны.

Поиск решения этих проблем, осуществить которые можно только совместными усилиями государств, привел к созданию новой формы сотрудничества — международной кооперации по проведению патент­ного поиска и экспертизы заявленных решений.

С целью осуществления условий кооперации на Дипломатической конференции в Вашингтоне 19 июля 1970 г. был подписан Договор о патентной кооперации. В целях облегчения работы с документами, составленными на разных языках, при переводе их с одного языка на другой было принято решение о применении во всех странах-участ­ницах единой аббревиатуры в отношении наименования Договора по начальным буквам его английского наименования (Patent Cooperation Treaty—РСТ), произносимых «пи-си-ти», вступившего в силу в 1978 году и подвергшегося изменениям в 1979, 1984 и 2002 годах.

Договор призван решать две главные комплексные задачи. Первая задача — установление системы международной подачи заявок на изоб­ретения. Такая система предусматривает подачу одной международной заявки, которая приравнивается к подаче национальных заявок в стра­нах — участницах Договора, где испрашивается охрана изобретения, проведение международного поиска по определению уровня техники заявленного изобретения, проведение международной предваритель­ной экспертизы заявленного изобретения на соответствие критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости.

Цель решения этой задачи — исключить дублирование нацио­нальными патентными ведомствами процесса обработки заявок на одно и то же изобретение, поданных одновременно в нескольких стра­нах, а также упростить и сделать более экономичным для заявителя получение охраны изобретений в этих странах.

Вторая задача — сбор и распространение информации и организа­ция технической помощи, выполняется путем международной публи­кации заявок на изобретения.

Основным содержанием Договора являются положения о между­народной заявке и международном поиске, а также положение о меж­дународной предварительной экспертизе. Он регулирует права и обя­занности как государств-участников, так и заявителей, подающих международные заявки. Инструкция к Договору содержит основные требования к составлению, оформлению и подаче международной заявки, регламентирует порядок проведения по ней международного поиска и международной предварительной экспертизы. В настоящее время процедуру рассмотрения заявки и выдачи по ней охранных грамот по системе РСТ принято делить на две фазы - международную и национальную.

- Международная фаза включает в себя подачу международной заявки, проведение поиска и предварительной экспертизы. Национальная фаза представляет собой обычный порядок выдачи патентов /ведомством страны патентования в соответствии с требованиями внутреннего законодательства. Переход от одной фазы к другой регулируется специальными нормами.

Подача международных заявок сопровождается уплатой междуна­родной пошлины в пользу Международного бюро ВОИС.

Процедура истребования зарубежных патентов для большинства стран осуществляется в пределах 30 месяцев, считая со дня подачи первой правильно оформ­ленной заявки. При этом до истечения 12 месяцев с даты приоритета международная заявка подается в так называемое «получающее ведом­ство», которым обычно является национальное ведомство заявителя. В оставшиеся 18 месяцев производятся следующие действия:

— проверка получающим ведомством международной заявки на соот­ветствие ее формальным требованиям и направление одного экземпля­ра в Международное бюро, а другого — в международный поисковый орган (до истечения 13-го месяца);

— выполнение международного поиска международным поиско­вым органом и составление по его результатам отчета о поиске, пред­ставляющего собой перечень документов, которые следует принять во внимание при проведении экспертизы (14-16 месяцев);

— направление международным поисковым органом отчета о по­иске заявителю и в Международное бюро (до истечения 1-го месяца);

— внесение заявителем с учетом материалов поиска изменений в формулу, если это необходимо (17—18 месяцев),

— публикация международной заявки Международным бюро (по истечении 18-го месяца);

— уплата заявителем национальной пошлины и предоставление перевода на язык той страны, куда она подается (19—30 месяцев).

В патентном ведомстве каждой из этих стран, дальнейшее рассмотрение заявки произ­водится по правилам национального законодательства.

Присоединение государств — участников Договора к положению о проведении предварительной международной экспертизы является необязательным для этих стран. Однако в настоящее время подавля­ющее большинство стран применяет Договор в полном объеме. Ком­петентными органами международной предварительной экспертизы являются те же ведомства, которые проводят международный поиск. Исключение составляет Патентное ведомство Великобритании, кото­рое является только органом международной предварительной экс­пертизы.

Цель проведения международной предварительной экспертизы - составление предварительного заключения о том, является ли изобре­тение новым, имеет ли оно изобретательский уровень (неочевидность) и может ли быть промышленно применимым. В заключении не содер­жится вывод о патентоспособности изобретения и поэтому по получении копии международной предварительной экспертизы националь­ные патентные ведомства тех стран, куда подается заявка, проводят окончательную проверку в соответствии с критериями, установленными национальными ведомствами.

Преимущества процедуры РСТ

Практика применения Договора выявила ряд преимуществ патен­тования по процедуре РСТ по сравнению с традиционной процедурой зарубежного патентования изобретений путем подачи отдельных зая­вок в каждую выбранную страну:

1. На первом этапе заявитель подает заявку на одном языке, для заявителей ряда стран это язык их страны, а впоследствии, на нацио­нальной фазе, заявка лишь переводится на язык страны патентования, но не пересоставляется.

2. Заявка подается в одно получающее ведомство.

3. Заявитель получает дополнительное время для коммерческой проработки вопроса о возможной реализации изобретения и приня­тия решения о патентовании изобретения за границей, выбора стран патентования, при этом могут быть предотвращены расходы, связан­ные с подготовкой переводов и уплатой национальных пошлин за по­дачу и экспертизу заявок за страны нецелесообразного патентования.

4. Положительные результаты отчета о международном поиске укреп­ляют позицию заявителя в национальных патентных ведомствах.

5. Международный поиск позволяет выявить случаи, когда изоб­ретение не превышает известного уровня техники, что дает возмож­ность заявителю своевременно или отказаться от перевода междуна­родной заявки в национальную фазу рассмотрения и тем самым избе­жать непроизводительных затрат, или изменить притязания и подать дополнительную заявку.

6. Публикация международной заявки с отчетом о международном поиске способствует привлечению фирм к этим изобретениям и облег­чает заявителю рекламу изобретения.

7. Снижается объем переписки с национальными патентными ведом­ствами и патентными поверенными.

Недостатки процедуры РСТ

Процедура РСТ имеет и недостатки. Основной из них — дополнительные расходы в виде пошлин в Международное бюро ВОИС (основ ной и за указание каждой страны патентования). Опыт показывает, что использование процедуры патентования по системе РСТ экономически оправдано при числе стран патентования не менее пяти. Кроме этого, процедура РСТ увеличивает время патентования.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Основные концепции ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности, в сокра­щенной форме «ВОИС» - на русском языке, «WIPO» (Wbrld Organiza­tion Intellect Property)— на английском языке, была учреждена конвенцией, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 г. и вступила в силу в 1970 году. В настоящее время членами Орга­низации являются более 100 государств, в том числе и Россия.

ВОИС преследует следующие цели: содействовать охране интел­лектуальной собственности во всем мире путем развития сотрудниче­ства государств и обеспечивать административное сотрудничество союзов по охране интеллектуальной собственности.

Стандарты ВОИС

Основной международной организацией, в рамках которой осуществляется организация работ по стандартизации в области патентной информации, является ВОИС. К 2000 году ВОИС разработала около 40 стандартов по всем вопросам, относящимся к патентной информации, включая коды для указания и идентификации библиографических данных на патентных документах, отбор, хранение и поиск патентных документов, в частности с помощью ЭВМ, и ряд других.

Наиболее применимыми для пользователей патентной информа­ции являются стандарт ST.9 «Библиографические данные, включаемые в патентные документы». (Библиографическое описание патентного документа) и стандарт ST.3 «Двубуквенные коды для представления наименований государств и других административных единиц, а также международных организаций, издающих или осуществляющих регист­рацию патентных документов». Пользователи патентной документации встречаются с трудностями при идентификации библиографических данных, приводимых в патентных документах и относящихся к ним.

Стандарты предусматривают средства, с помощью которых без знания языка, использованного в публикации, и соответствующих законодательств в области промышленной собственности можно почерпнуть важнейшую информацию, содержащуюся в патентном документе.

Наши рекомендации