Развитие артикуляционного аппарата

Технологическая карта

Индивидуального занятия № 4

Логопед: Останина А.В.

Целевая группа: дети 1-3 года

Время проведения: 15 мин.

Тема: формирование навыка правильного произношения звука [Р] в звукосочетаниях - тр, - др.

Цель: Автоматизация звука [р] в звукосочетаниях -тр, -др . Отработать умение правильно выполнять упражнения по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикам, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад для звука [Р].

Развитие артикуляционного аппарата - student2.ru

Задачи: 1. Образовательная: научить новым словам со звукосочетаниями -тр -др, научить понимать обобщающее значение слов, формировать у ребенка предпосылки к общению и диалогу, научить словообразованию.

2. Воспитательная: формирование навыков самостоятельности, активности, доброжелательности.

3. Развивающая: развитие слухового и фонематического внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, развитие диалоговой и самостоятельной фразовой речи.

Используемые дидактические материалы, инвентарь и оборудование:

Структура и содержание занятия

Этапы Содержание Время (мин.)
Организационная часть 1. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика
Основная часть 1. Упражнения на развитие фонематического слуха.
2. Упражнения на развитие моторики
3. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 4. Развитие речи.
Заключительная часть Подведение итога занятия

Ход занятия

Организационная часть

Сегодня к нам на занятие пришел пес. Угадай, как его зовут? В его имени есть звук [Р]. Я назову клички животных, а ты внимательно слушайте: Полкан, Жучка, Пальма, Дружок. (Дружок)

Мы будем учиться произносит звук Р в сочетаниях -тр, - др.

Основная часть

1.Упражнения на развитие фонематического слуха ,

- Повторение звуков за логопедом:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова.

Ира, Юра, Вера, ракета, барабан, карандаш, пирамида, баранка, радуга.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Продолжаем мы игру.

Рубашка, ручей, рука, рукав, рукавица, руки, ручка, кукуруза

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро.

Рот, роза, перо, урок, герой, горох, пирог, мороз, народ, ворона, дорога, корова,сорока, коробка, макароны.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры –
вот слова со слогом ры.

Рыба, рыжик, горы, куры, дыры, помидоры, перышко

2. Развитие моторики

1. Развитие мелкой ручной моторики (счетные палочки по одной вынуть и снова сложить в коробку, наматывание нитки на катушку)

Пальчиковая гимнастика: «Ёжик»

Ходит еж в саду по травке, (пальцы ладоней скрещены)
Натыкает на булавки (пальцы смотрят вверх - «еж»)
Грушу, сливу, всякий плод, (пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения)
И с подарочком богатым (пальцы обеих ладоней «бегут» )
Возвращается к ежатам.

Развитие артикуляционного аппарата - student2.ru

Тра, тра, тра - в детский сад идем с утра.
Тро, тро, тро - в садик ехали в метро.
Тры, тры, тры - в сказках гномики хитры.
Дро, дро, дро - у нас новое ведро.
Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

2.Общая моторика Переключение движений от одного к другому - «Сделай как я». Движение руки: Логопед выпол­няет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Ребенок копирует движения рукой. Движение ноги: Логопед выпол­няет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Ребенок копирует движения.

Тик –так, тик – так – вот так часики стучат,

Тики – ток, тики – ток – так стучит молоток,

Тики –тук, тики –тук – так стучит каблук.

Развитие артикуляционного аппарата

Упражнения для губ: вытянуть губы (трубочкой), растянуть губы в улыбке, надуть щеки, «подуть на листик», «вкусное варенье» облизать губы язычком.

Развитие артикуляционного аппарата - student2.ru Развитие артикуляционного аппарата - student2.ru Развитие артикуляционного аппарата - student2.ru

«Лошадка»

(вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Скачет резвая лошадка, Машет своей гривой гладкой. Быстрым цокает копытцем, Скачет, чтоб испить водицы

«Цок – цок – цок! Мы все сказали, Как лошадки поскакали. Вот лошадки поскакали, Язычок поцокай с нами».

Развитие артикуляционного аппарата - student2.ru

«Качели»(улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы)

Поскорей, ребята, сели На волшебные качели. Вверх летим и тут же вниз, Ну-ка, ротик, улыбнись.

Развитие артикуляционного аппарата - student2.ru

Речевое развитие

Повторение за логопедом отдельных слогов или слов ,

АР – ОР
АР – УР
АР – ЫР
АР – ИР

РА РО РУ
РА РО РУ
РА РО РУ

Трак - тор, тра – ва, дро-ва, дре – мо – та, друж – ба.

тра, тра, тра,
тро, тро, тро,
тру, тру, тру,
Мотор гудит сильно, споем громко. дра, дро, дры, дру.
А теперь споем тихо. тра, тро, тры, тру.

Игра «Что не так?»

Логопед читает стишок, ребенок находит ошибку, показ правильного слова.

«Загремел весенний Г Н О М (ГРОМ)
Тучи на небе кругом»

«Роет землю старый К О Т (КРОТ)
Под землей он живет»

«Тает снег, течет ручей
На ветвях полно В Р А Ч Е Й» (ГРАЧЕЙ)

Заключительная часть занятия.

Что мы сегодня делали на занятии?

1.Научились артикуляционной гимнастике.

2.Научились правильно произносить слова и звук [р] в звукосочетаниях -тр, -др

Домашнее задание: Придумать слова содержащие звукосочетания -тр, -др

Наши рекомендации