Определение типа, силы и направленности мотивации работников подразделения

Используя вопросы приведенной анкеты, необходимо определить тип, силу и направленность мотивации работников выбранного структурного подразделения. Для этого данная анкета должна быть заполнена работниками подразделения (не более 10 человек). Далее необходимо рассчитать средние баллы по каждому вопросу по респондентам и в целом по подразделению. Сравнить ответы по левой и правой стороне с ранжированием значимости для коллектива.
Анкета исследования мотивации трудовой деятельности работников (табл. 7).

Таблица 7

Фрагменты анкеты для исследования мотивации труда

С этой стороны отмечаем ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ВАС этих требований С этой стороны отмечаем ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ
Совсем не важно Важно Очень важно Вопросы Пол- ностью Час- тично Не по- зволяет
48. Хороший заработок
49. Работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь
50. Интересная работа, доставляющая удовольствие
51. Возможность продвижения по службе
52. Возможность приносить пользу людям
53. Возможность получить жилье, устроить ребенка в садик, получить путевку
54. Возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо
55. Возможность повышать квалификацию, пополнять
56. Возможность выпускать продукцию, пользующуюся спросом
57. Возможность заслуживать уважение окружающих
58. Возможность обеспечить достаток в доме, приобретать что захочется
59. Возможность общения с людьми
60. Возможность применить свои знания и способности
61. Быть самостоятельным в работе, решать самому, что и как делать
               

В каждой строке анкеты, справа и слева необходимо сделать по одной отметке.

Тип, сила и направленность мотивации каждого респондента определяются по следующим правилам (левая часть анкеты):

1. Все вопросы, включенные в анкету, разбиваются на 4 подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и дает представление об идеальной работе, как работе, направленной в первую очередь на:
• Содержание работы (вопросы 50, 55, 60, 61).
• Общественную полезность (вопросы 52, 54, 56).
• Оплату труда (вопросы 48, 53, 58).
• Статус работника (вопросы 51, 57, 59).
• В этот перечень не включен ответ на вопрос 49, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.

2. Эти подгруппы объединяются в две группы, первая из которых включает 1 и 2 подгруппы, а вторая включает 3 и 4 подгруппы.

3. По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов для каждого респондента, как среднеарифметическое.

4. Если рассчитанный средний балл:
• по первой группе выше среднего балла по второй группе, то у респондента 1 тип мотивации;
• по первой группе ниже среднего балла по второй группе, то у респондента 3 тип мотивации;
• при равном количестве баллов в группах 2 тип мотивации.

5. Результат опроса, распределение вопросов по подгруппам и средний балл по группам у каждого респондента студентом должны быть представлены в виде таблице 8.

Таблица 8

Итоговые данные расчета среднего балла респондентов по группам мотивации

№ ре- спон- дента 1 подгруппа 2 подгруппа Сред- ний балл 3 подгруппа 4 подгруппа Сред- ний балл Ответ на вопрос № 49

6. При подсчете среднего балла по каждому респонденту необходимо с суммировать баллы по всем вопросам, перечисленным в анкете, а затем вычесть ответ на вопрос 49 (как антимотивационный), а затем разделить на общее количество вопросов в этом блоке.

7. На основе среднего количества баллов производится классификация респондентов по силе мотивации и направленности мотивации.

8. По силе мотивации:
• Если средний балл находится в диапазоне от 3 до 2.4 включительно, то это сильная мотивация.
• Если средний балл находится в диапазоне от 2.39 до 1.6 включительно, то это средняя мотивация.
• Если средний балл находится в диапазоне от 1.59 до 1, то это слабая мотивация.

9. По направленности мотивы классифицируются на:
• Мотивы достижения (если средний балл превышает 2.5).
• Мотивы сохранения (если средний балл находится в диапазоне 1.5-2.5).
• Отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1.5).

10. Далее все полученные результаты по всем признакам респондентов классифицируются в таблице 9.

Таблица 9

Результирующая таблица

№ респондента Средний балл по группе Тип мотивации Средний балл по респонденту Сила мотивации Направленность мотивации
           

11. На основании проведенного анализа делаются выводы о типе, силе и направленности мотивации в структурном подразделении.

Наши рекомендации