Этапы развития информационной среды

Рассматривая эволюцию понятия «информационная среда», обратимся к далекому прошлому. В те периоды развития человечества информационная среда ограничивалась узким кругом самых необходимых сведений. Знания, включаемые в социальный оборот, попадавшие в «копилку» общества, тогда носили сугубо практический, прикладной характер, они нужны были человеку непосредственно для выживания в противоборстве с враждебной ему природой, приспосабливания ко всем сложностям и превратностям жизни. Круг общения каждого, а значит, и возможности его проявления во взаимодействии с другими людьми в течение тысячелетий были весьма ограничены. В основе медленной эволюции всей информационной среды наряду с ограниченностью тогдашних психофизиологических или умственных потенций человека лежала неразвитость производственных сил и производственных отношений.

Со временем закономерный прогресс производственных сил и производственных отношений неумолимо изменял качество информационной среды, в которой жили люди. Это происходило постепенно, медленно, чаще всего без ощутимых рывков и сдвигов, хотя в этом плане были и исключения (как, например, изобретения письменности или книгопечатания). Из года в год, от поколения к поколению нарастал динамизм в информационной среде общества.

На определенном этапе начался поиск соответствующих качественных и количественных закономерностей, зародились специальные науки об информации. В XX столетие человечество вступило с полной уверенностью в обилии информации, люди вряд ли отдавали себе отчет в том, насколько значительно увеличатся информационные потоки в этом столетии, на протяжении жизни всего нескольких поколений. Прошло лишь несколько десятилетий, и человечество заговорило, с одной стороны, об «информационном взрыве», а с другой - об «информационном голоде». В процессе жизнедеятельности ощущался дискомфорт в связи с качеством информационной среды.

Уже в начале 70-х годов совокупность потоков, систем и сетей социальной информации самых различных видов стала настолько обширной, разветвленной и общественно значимой, что начала составлять особую область реальности, не сводимую к другим. Для обозначения этой исключительно важной стороны действительности появился термин «инфосреда».

Изменение характера и масштабов деятельности человека предъявляет сегодня новые требования к уровню развития информационной среды. Частично они могут быть удовлетворены за счет ускоренного развития ее технической базы. Увеличение объемов памяти ЭВМ способствует увеличению объемов хранимой информации, созданию банков данных и знаний; в свою очередь, развитие каналов и систем связи приводит к большей доступности информации, повышению оперативности информационного обеспечения. Однако все эти средства и меры, направленные на наращивание информационного потенциала общества, могут обеспечить достижение желаемых результатов только в том случае, если в процессе развития и поддерживания инфосреды в должной мере будут учитываться возможности психики человека, взаимодействующего с этой средой, если само взаимодействие с инфосредой уже будет стимулировать творческую активность пользователя [63].

Взаимодействие с инфосредой должно носить осознанный характер. Для этого пользователь обязан уметь организовывать свои знания и свою память, соотносить ее со структурой представления знаний в виде информации, используемой разработчиками автоматизированных систем. С другой стороны, и информационные модели знаний должны быть рассчитаны на использование креативных способностей пользователя автоматизированных информационных систем, на его способность воссоздать по этой модели знание, равносильное исходному, хотя и не совпадающее с ним полностью. Речь идет в данном случае, как отмечается в [63], о методах преодоления той пропасти, которая лежит между информацией, зафиксированной в материальном носителе, и тем знанием, которым владеет человек, включая и его интуитивные представления о предмете (неявное знание). Эту пропасть приходится преодолевать как при попытках представления знаний в форме информационных моделей, так и при попытках проделать обратную операцию: извлечь некие знания из этих моделей (текстов, массивов данных и т.д.). В связи с этим становится очевидным, что при выполнении своей главной задачи инфосреда ни в коей мере не должна подавлять пользователя, наоборот, она должна активизировать все его потенции.Другими словами, в данном случае инфосреда выступает как стимулятор творческой активности.

Результат взаимодействия человека с инфосферой сводится к получению им необходимых знаний, то есть информация, хранимая в информационной системе, принимает свою «превращенную» форму в виде личностно освоенных знаний, с одной стороны, а с другой - в накоплении и передаче в общественное пользование собственных знаний путем превращения их в информацию. Условием полноценного взаимодействия с инфосредой, таким образом, являются навыки получения знаний посредством компьютера и передачи их в инфосреду.

Если обратиться к современной инфосреде, то нетрудно убедиться в том, что она строится по законам логического мышления с использованием структуры организации «однозначного контекста» со всеми присущими ей плюсами и минусами. Такая структура необходима для понимания, закрепления и структуризации знания, но для целостного постижения и проникновения в суть явлений она уже неэффективна, необходима организация «многозначного контекста» [63]. Вероятно, первым шагом в этом направлении и является создание фактографических и экспертных систем, ориентированных на то, чтобы на основе знаний экспертов-профессионалов создать ту информацию, которую можно использовать для анализа реальных ситуаций, требующих принятия решений. Информация при этом должна включать альтернативные и противоречивые точки зрения. Она не может рассматриваться как инструкция к действию, а предполагает активное включение интуиции пользователя, использование его творческих способностей.

Развитие инфосреды, ориентированной на творческую активность пользователя, должно расширять сферу «многозначного образного контекста» системы. Помимо уже перечисленных средств, такая среда может опираться на организационную структуру баз данных, на использование информации разных типов и т.д. Она должна в том или ином виде содержать информацию, позволяющую использовать приемы стимулирования творческих процессов.

Инфосреда и формальные информационные каналы в перспективе обладают достаточно большими возможностями для стимулирования творческой продуктивности их пользователей.

Таков сегодняшний день инфосреды. А завтра, насколько можно судить по динамике нынешних изменений и соответствующим прогнозам, темпы трансформации информационной среды, ее сложность для человека станут еще выше. И чтобы успешно справиться с этими завтрашними трудностями, обществу необходимо предпринимать серьезные усилия уже сегодня. Задача заключается в том, чтобы, не покушаясь на разрушение социальных противоречий, сугубо техническими (например, компьютерными) средствами наиболее эффективно реорганизовать информационную среду в интересах развивающегося человека и наиболее полного удовлетворения информационных потребностей общества.

Наши рекомендации