Управление качеством продукции (услуг)

Современные условия хозяйствования вынуждают каждое предприятие внедрять действенный механизм управления качеством продукции и строго придерживаться его требований.

Управление качеством - это ряд действий, направленных на установление, обеспечение и поддержку необходимого уровня качества продукции в процессе ее проектирования, производства и эксплуатации.

Механизм управления качества продукции предусматривает следующие элементы.

Прогнозирование производства высококачественной продукции должно основываться на предвидении достижений НТП|, структурных сдвигов в производстве и потреблении товаров, изменений|смен| в покупательной способности населения, соотношений спроса и предложения.

Планирование качества продукции- это процесс разработки и установления заданий|задач| относительно|касательно| улучшения потребительских свойств продукции, а также мероприятий, которые|какие| обеспечивают возможность достижения определенного уровня качества продукции. Этот процесс тесно связан|повязан| с работой научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений|подразделений|, внедрением прогрессивных технологий, новых стандартов продукции и др.

Стимулирование улучшения качества продукцииосуществляется путем установления более высоких цен на продукцию высшего качества, материального стимулирования работников за достижение высоких качественных результатов работы и др.

Контроль производства продукциидолжен включать систему мероприятий, которые|какие| позволяют обеспечить выпуск высококачественной продукции путем соблюдения требований|востребований| к|до| производству на всех, без исключения, стадиях создания продукции: от проектирования до|до| реализации конкретным потребителям.

Управление конкурентоспособностью - это установление оптимального соотношения между факторами, обеспечивающими конкурентоспособность (качеством, ценой, системой сбыта, обслуживанием и др.)

В результате этого должны решаться|решаться| задачи|задачи|:

• улучшение качества самой продукции;

• снижение расходов на ее производство;

• повышение экономичности оперативности, послепродажного сервиса.

Эффективным средством управления качеством и конкурентоспособностью является стандартизация,которая|какая| включает комплекс норм, правил и требований|востребований| к качеству продукции. Процесс стандартизации продукции регулируется совокупностью нормативно-технической документации.

Под стандартизацией понимают установление единых правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.

Результаты стандартизации отражаются в специальной нормативно-технической документации. Основными ее видами являются стандарты и технические условия — документы, которые содержат обязательные для продуцентов нормы качества и способы их достижения (набор показателей качества, уровень каждого из них; методы и средства измерения, испытания, маркировки; упаковка, транспортировка и хранение продукции).

Наиболее жесткие требования к качеству продукции содержат международные стандарты, разработанные Международной организацией стандартизации — ИСО. Их используют для сертификации изделий предназначенных для экспорта в другие страны или реализации на мировом рынке.

Государственные стандарты Украины содержат обязательные и рекомендательные требования: к обязательным требованиям, относятся требования, которые гарантируют безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость, взаимозаменяемость, охрану; все другие требования имеют рекомендательный характер.

Отраслевые стандарты разрабатывают на ту продукцию, для которой отсутствуют государственные стандарты Украины или относительно которой требуется дополнить и повысить требования существующих государственных стандартов. Стандарты научно-технических и инженерных обществ разрабатываются в случае необходимости распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в отдельных отраслях. Эта категория нормативных документов может использоваться на основе добровольного согласия соответствующих субъектов деятельности.

Технические условия (ТУ) содержат требования, регулирующие отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции. Они призваны регулировать нормы и требования к продукции, для которой нет государственных или отраслевых стандартов. ТУ разрабатываются по заказу отдельного предприятия, а также для продукции, впервые осваиваемой производством.

Стандарты предприятия выделяют в самостоятельную категорию условно (без правовой основы). Их предприятия создают по собственной инициативе для конкретизации требований к продукции и самому производству. Объектами стандартизации на предприятиях могут быть отдельные детали, узлы, сборочные единицы, оснастка и инструменты собственного производства, определенные нормы в сфере проектирования и изготовления изделий, организации и управления производством и т. п. Такие стандарты используют также для создания внутренней системы управления качеством труда и продукции.

Стандарты и технические условия — это документы динамического характера. Их нужно периодически пересматривать и уточнять с учетом инновационных процессов и новых требований потребителей к проектируемой и изготовляемой продукции.

Когда предприятие ведет активную внешнеэкономическую деятельность, важнейшим элементом производственного менеджмента вообще и системы управления качеством в частности становится сертификация продукции.

Сертификация продукции - один из важных элементов системы управления качеством, который|какой| предусматривает оценку соответствия продукции определенным требованиям|востребованиям| и выдачу определенного документа-сертификата. Сертификат- это документ, который подтверждает высокий уровень качества продукции и ее соответствие требованиям|востребованиям| международных стандартов.

В Украине существует обязательная и добровольная сертификация.

Обязательная сертификация осуществляется в пределах государственной системы управления хозяйствующими субъектами, охватывает проверку и испытание|опробование| продукции, государственный надзор за сертифицированными изделиями.

Добровольная сертификация может проводиться на соответствие продукции требованиям|востребованиям|, которые|какие| не являются обязательными, но необходимы, по инициативе субъекта ведения хозяйства на договорных принципах.

Субъекты хозяйствования (продуценты, поставщики, исполнители и продавцы продукции, подлежащей обязательной сертификации) должны:

• в установленном порядке и в точно определенный срок проводить сертификацию соответствующих объектов;

• обеспечивать изготовление продукции, соблюдая требования того нормативного документа, в соответствии с которым она сертифицирована;

• реализовывать продукцию только при наличии сертификата;

• прекращать реализацию сертифицированной продукции, если выявлено ее несоответствие требованиям определенного нормативного документа или закончился срок действия сертификата.

К важнейшим методам обеспечения надлежащего качества и конкурентоспособности продукции принадлежат государственный надзор и внутрипроизводственный технический контроль.

В Украине в основном уже создана система стандартизации и сертификации продукции (услуг). Для организации разработки, экспертизы и подготовки к утверждению созданы технические комитеты по стандартизации, которые действуют по договору с этим национальным органом. К работе в комитетах привлекаются на добровольной основе представители заинтересованных предприятий и организаций, ведущие ученые и специалисты.

Объектом государственного надзора является продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления, экспортная продукция относительно|касательно| требований|востребований| контрактов, импортная продукция относительно|касательно| действующих в Украине стандартов, аттестованные производства.

В пределах государственной системы стандартизации и сертификации в Украине функционирует государственный надзор за качеством, который осуществляют соответствующие органы. Он предусматривает определенную ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение стандартов, норм (метрологических, санитарных) и других обязательных требований и правил, устанавливающих предельно допустимые величины показателей продукции, которые гарантируют высокое качество (метрологических, санитарных, экономических, противопожарных, технологических).

Среди существующих и широко используемых методов обеспечения производства высокого качества продукции важное место занимает внутрипроизводственный технический контроль. На предприятиях функции непосредственного контроля качества основных составных частей и готовых для потребления изделий выполняют отделы технического контроля (ОТК).

Главная задача технического контроля — постоянно обеспечивать необходимый уровень качества, зафиксированный в нормативных документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, обеспечивающие такое качество. Успешно решать эту задачу можно при правильном выборе объектов и методов контроля. Объектами контроля должны быть все компоненты производственной системы и контроль взаимосвязанных с ней элементов, т. е. вход (ресурсы), сам производственный процесс, выход (продукция).

Уровень затрат на контроль качества и общая эффективность такого контроля существенно зависят от обоснованного выбора тех или иных методов (видов) контроля качества. Среди них наиболее эффективными признаны: по влиянию на технологический процесс — активный; по используемым средствам — автоматизированный; по организационным формам — статистический.

Активнымявляется контроль качества непосредственно в ходе технологического процесса изготовления изделия и режимов его обработки с помощью специальных технических приспособлений, вмонтированных в технологическое оборудование (автоматических индикаторов, измерительных головок, изотопных, индукционных и других приборов). Применение активного контроля позволяет предупредить появление и выход из технологического процесса полуфабрикатов и готовых видов продукции неудовлетворительного качества.

При автоматизированномконтроле проверка качества осуществляется путем применения автоматических приспособлений (включая промышленных роботов) без участия человека, как во время технологического процесса, так и после завершения обработки или сборки изделия. Такой контроль является одним из главных способов уменьшения затрат на контрольные операции и повышения их эффективности особенно в непрерывных и массовых типах производства, где трудоемкость контроля качества часто превышает затраты на изготовление продукции в автоматическом режиме.

Статистический — это особенный вид (метод) выборочного контроля, который базируется на применении теории вероятности и математической статистики. Он позволяет не только фиксировать фактический уровень качества продукции, но и активно влиять на ход технологического процесса, т. е. обеспечивать его регулирование (управление им). Основной его принцип состоит в том, что в любом установившемся процессе, когда отсутствуют непредусмотренные сбои, фактические показатели качества отдельных экземпляров продукции всегда будут иметь лишь незначительные отклонения от средних величин.

Среди других видов технического контроля требуют пояснений разве что летучий, инспекционный, стационарный и сменный контроль. Летучим называют внезапный (без предупреждения) и непродолжительный контроль качества изделий (работы исполнителей) на отдельных участках производства. Инспекционный контроль осуществляется по критическим сигналам и преимущественно в виде государственного или внутрипроизводственного надзора. Стационарный контроль проводится в специально оборудованных помещениях (лабораториях) с помощью соответствующих испытаний, анализов и т. п., а сменный — непосредственно на рабочих местах самими исполнителями или контрольными мастерами предприятия.

Экономическая|экономичная| эффективность улучшения качества продукции характеризуется размером дополнительно полученной прибыли от производства и реализации продукции высшего качества.

Годовой экономический|экономичный| эффект (или годовая прибыль от улучшения качества) (Эк) определяется по формуле:

Эк = ( Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru П - Ен х К) х Вк, грн.,

где Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru П - прирост прибыли за счет реализации единицы продукции высшего качества, грн|.;

Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности.

К - удельные капиталовложения на проведение мероприятий по улучшению качества продукции, грн|./ед.;

Вк - объем продукции улучшенного качества в натуральных единицах.

Если улучшение качества продукции находит отображение в повышении ее сортности, то дополнительная прибыльсоздается за счет более высокой цены на продукцию высшего сорта (ДПЯ|):

Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru Пк| = [( Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru2)-( Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru - Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru )] Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru Вк, грн.

где Ц1, Ц2 - соответственно, цена единицы продукции низшего и высшего сорта, грн|.;

С1, С2 - себестоимость единицы продукции низшего и высшего сорта, грн.

Улучшение качества продукции является специфической формой проявления закона экономии рабочего времени, поэтому|оттого| повышение качества имеет значительный общехозяйственный эффект. Этот эффект учитывает эффекты и от производства, и от эксплуатации (потребления) продукции высшего качества.

Суммарный годовой экономический|экономичный| эффект от повышения качества продукции (Эсум) определяется как сумма годовых экономических|экономичных| эффектов при ее производстве и потреблении (эксплуатации):

Эсум = Эп + Ээ, грн.

Годовой экономический|экономичный| эффект для производителя продукции улучшивших качество (Эп) может быть также определен,|исчисляющий| как разность|разность| приведенных затрат на производство продукции улучшенного и предыдущего|предварительного| качества:

Эп = Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru , грн.

где С1, С2 - себестоимость изготовления единицы продукции, соответственно, предыдущего|предварительного| и улучшенного качества, грн|.;

К1,К2— удельные капиталовложения в производство продукции, соответственно, предыдущего|предварительного| и улучшенного качества, грн.

Достаточно часто этот эффект может иметь отрицательное значение, поэтому|оттого| предприятие вынуждено изменить|сменить| цену изделия, чтобы обеспечить необходимый уровень рентабельности производства. В таком случае экономический|экономичный| эффект можно вычислить|исчисляющий| как Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru Пк| |.

Годовой экономический|экономичный| эффект для потребителей продукции высшего качества (Эпот) может быть определен|исчисляющий| как изменение|смена| годовой величины одноразовых|однократных| и текущих затрат:

Эпот = Управление качеством продукции (услуг) - student2.ruгрн.,

где К1, К2 - удельные капитальные вложения на приобретение и эксплуатацию изделий, соответственно, предыдущего|предварительного| и высшего качества, грн|.;

С1, С2 - годовая сумма эксплуатационных расходов по изделиям, соответственно, предыдущего|предварительного| и улучшенного качества, грн|.;

Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru - коэффициент эквивалентности (сопряжения) старой продукции новой относительно|касательно| полезного эффекта (производительности, срока службы и т. п.).

В ряде случаев при улучшении качества продукции ее себестоимость растет|вырастает|, а цена остается без изменений|смен|, хотя увеличивается срок службы нового изделия. В таком случае годовой экономический|экономичный| эффект (Эг) может быть определен по формуле:

Эг = Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru , грн.,

где Сс, Сн - себестоимость единицы старого и нового изделия, грн|.;

Тс, Тн - срок службы старого и нового изделия, лет.

В некоторых|некоих| отраслях промышленности качество продукции оценивают по сортам с помощью|посредством| коэффициента сортности (Кс):

Кс = Управление качеством продукции (услуг) - student2.ru ,

где N1, N2 - соответственно, выпуск продукции низшего и высшего сорта, единиц.

Возможные пути повышения качества и конкурентоспособности продукции делятся на:

• производственно-технические (совершенствование проектирования, использование|употребление| самых современных техники и технологии, входной контроль качества сырья, материалов и комплектующих, улучшение стандартизации);

• организационные (совершенствование организации производства и труда, методов технического контроля, повышения квалификации кадров, соблюдения технологической и производственной дисциплины, обеспечение общей культуры производства);

• экономические|экономичные| (система прогнозирования и планирования качества, установление приемлемых для производителя и потребителя цен, экономическое|экономичное| стимулирование производства высококачественной продукции);

• социальные (правильная кадровая политика, создание надлежащих|подобающих| условий труда и отдыха, мотивация труда, активизация человеческого фактора).

Условия рынка требуют комплексного использования|употребления| перечисленных возможностей обеспечения для производства качественной и конкурентоспособной продукции.

Наши рекомендации