Подогрев нефтепродуктов в трубопроводах

Для подогрева нефтепродуктов в технологических трубопроводах нефтебаз используются трубопроводы-спутники и электроподогрев.

Возможные схемы прокладки трубопроводов-спутников, по которым прокачивается теплоноситель, приведены на рис. 1. Трубопровод-спутник может прокладываться параллельно нефтепродуктопроводу снаружи (рис. 1а). В этом случае повреждение трубопровода-спутника не грозит обводнением нефтепродукта, однако значительная часть тепла рассеивается в окружающую среду. Чтобы этого не происходило, оба трубопровода заключают в общий теплоизолирующий кожух.

На рис. 1б показана схема, согласно которой трубопровод-спутник прокладывается внутри нефтепродуктопровода. В этом случае затраты на тепловую изоляцию меньше, но есть опасность обводнения нефтепродукта.

На рис. 1в приведена схема коаксиальной прокладки трубопроводов, согласно которой теплоноситель прокачивается по кольцевому пространству. В этом случае разогрев нефтепродукта осуществляется по всей поверхности его контакта со стенкой, что облегчает возобновление перекачки после остановок. Однако такая схема прокладки требует бoльших металлозатрат и не исключает обводнения нефтепродукта.

Подогрев нефтепродуктов в трубопроводах - student2.ru

Рис. 1. Схемы подогревов н/п в трубопроводах

Электроподогревтехнологических трубопроводов нефтебаз осуществляется с помощью гибких электронагревательных лент и кабелей. Устройство электронагревателей ленты показано на рис. 2. Её конструкция включает штепсельный разъем 1, концевую заделку 2, герметизирующую оболочку 3, стекло - волоконную основу 4, нагревательные жилы 5 и токоведущие провода 6. Соединяя электронагревательные ленты последовательно, можно получить нагревательные элементы большой длины. Удельная мощность лент в зависимости от конструкции составляет от 40 до 750 Вт/м.

Подогрев нефтепродуктов в трубопроводах - student2.ru

Рис. 2. Электронагревательная лента

Устройство электронагревательного кабеля показано на рис. 3. Нетрудно видеть, что оно аналогично электронагревательным лентам.

Подогрев нефтепродуктов в трубопроводах - student2.ru

Рис. 3. Электронагревательный кабель

15.Водоснабжение и канализация сливо – наливных эстакад

Водоснабжение и канализация сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны выполнять следующие мероприятия:

Ø а) смыв проливов продуктов на сливо-наливных эстакадах производить водой с температурой не выше 75°С в местах водоразбора с учетом температуры застывания продуктов. Для смывания мазута и других высоковязких продуктов допускается использование пара низких параметров;

Ø б) отвод сточных (производственных и дождевых) вод от сливо-наливных эстакад на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях предусматривается:

ü от эстакад светлых нефтепродуктов - в первую систему канализации,

ü от эстакад сырой нефти и темных нефтепродуктов - во вторую систему канализация,

ü от эстакад токсичных веществ (фенол, синтетические жирные кислоты, метанол, этилированный бензин, тетраэтилсвинец в др.) при загрязнении стока в специальную канализацию с последующей подачей на установки локальной очистки или обезвреживания стоков;

ü от эстакад сжиженных углеводородных газов C1-C3 в первую систему канализации,

ü от эстакад сжиженных углеводородных газов C4, в специально- устанавливаемые емкости приема сточных и дождевых вод. Сточные воды в данных емкостях должны анализироваться на содержание углеводородов и затем направляться при необходимости на отпарку углеводородов или в первую систему канализации;

Ø в) на предприятиях синтетического каучука отвод сточных вод от сливо-наливных эстакад предусматривается в специально устанавливаемые емкости приема сточных и дождевых вод. Сточные воды в данных емкостях должны анализироваться на содержание углеводородов и затем направляется на установки отпарки углеводородов или в промышленную канализацию;

Ø г) в случае отсутствия на нефтехимическом предприятии систем канализации отвод сточных вод от сливо-наливных эстакад следует выполнять в специальную канализацию с последующей подачей на установки локальной очистки или обезвреживания стоков.

Для смыва проливов продукта па сливо-наливных эстакадах необходимо использовать воду из производственного водопровода. Для подогрева воды, как правило, применять скоростные пароводоподогреватели с подключением к системе технологического пароснабжения промплощадки.

Расчетный расход горячей воды принимается две струи по 2,5 л/с в течение 30 мин. каждую смену.

Разводка сети горячей воды и пара должна осуществляться сухотрубами, прокладываемыми открыто по конструкциям эстакады, с уклоном для возможности их опорожнения. На сухотрубах через каждый 30 м устанавливаются поливочные краны dу25 с прорезиненными шлангами dу 25 длиной 15м.

Сборные колодцы должны присоединяться к сети промканализации через колодцы с гидравлическим затвором. Пропускная способность сети промканализации должна быть дополнительно рассчитана на прием наибольшего количества воды при пожаре, либо при дожде.

16.Что должен выполнить сливщик-разливщик перед началом перекачки нефтепродуктов из ж/д цистерн (автоцистерн)

17.Система пожаротушение сливо – наливных эстакад

Для пожаротушения открытых и расположенных под навесами сливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует предусматривать:

- стационарную установку пожаротушения воздушно-механической (фото 1) пеной средней кратности с дистанционным пуском,

- водяное орошение лафетными стволами (фото 2) конструкций эстакады и железнодорожных цистерн,

- установку стояков, ссоединительными головками на магистральном (кольцевом) растворопроводе для подачи пены от переносных генераторов, на расстоянии 120 м друг от друга.

Подогрев нефтепродуктов в трубопроводах - student2.ru

Фото 1. Оборудование жд эстакады системой пожаротушения.

Подогрев нефтепродуктов в трубопроводах - student2.ru

Фото 2. Лафетный ствол

При размещении сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в зданиях должна предусматриваться стационарная установка пожаротушения воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском и внутренний противопожарный водопровод, обеспечивающий подачу в любую точку помещения двух струй воды с расходом по 5 л/с каждой.

Для противопожарной защиты сливо-наливных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов следует предусматривать водяные лафетные стволы.

Инерционность системы пенного пожаротушения для сливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

должна быть не более 3 минут.

Расчетная площадь пенного пожаротушения для сливо-наливных железнодорожных эстакад принимается по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожные пути, с учетом размещения на этой площади не менее 3 железнодорожных цистерн на каждой стороне налива.

Пеногенераторы следует располагать на строительных конструкциях эстакад с подачей пены сверху на железнодорожные цистерны и настил эстакады.

На каждую железнодорожную цистерну грузоподъемностью 60 т должна осуществляться подача пены не менее чем с одного пеногенератора.

Лафетные стволы системы орошения должны устанавливаться на расстоянии не менее 15.0 м от железнодорожного пути эстакады.

Расположение лафетных стволов определяется из условия орошения каждой точки эстакады двумя струями.

Сливо-наливная эстакада должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями пожарной безопасности (фото 3).

Подогрев нефтепродуктов в трубопроводах - student2.ru

Фото 3. Первичные средства пожаротушения на жд эстакаде

Совместно с пожарными извещателями, размещаемыми в районе сливо -наливных эстакад следует предусматривать устройства для дистанционного включения пожарных насосов в насосной пенотушения. Устройства для дистанционного включения насосов пенотушения должны располагаться на расстоянии не более 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду с расположением в противоположных концах эстакады.

Наши рекомендации