Процессы, направленные на улучшение использования имею­щихся природных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Процессы, обусловленные фазами экономического цикла.

В силу этой обусловленности они направлены на осушествление мер антикризисного регулирования — предотвращение и ликви­дацию неплатежеспособности и банкротства, преодоление спада производства и достижение стабилизации и последУ°шее наРа~ щивание объема конкурентоспособной продукции и услуг.

2. Общеэкономические процессы. Такие процессы обусловлены "ходимостью оптимального использования таких эффектив- Н регуляторов экономики, как ценообразование, налогообло- ние, кредитование и инвестиции в развитие технологической §1!1Ы товаропроизводителей.

Процессы, направленные на улучшение использования имею­щихся природных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенностью социально-экономических процессов являет­ся их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствую­щих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели Происходящих в русле этих объектов изменений. Следует отме­тить, что эти процессы по характеру (источнику) их возникнове­ния являются первичными, тогда как другие процессы в отрас­левых или территориальных масштабах являются производными по отношению к ним.

В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации—инвестиции», предопределяющий логику развер­тывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рас­сматриваемых уровней.

Основным вопросом стратегии поведения субъектов хозяйст­вования на всех уровнях руководства является: «в какой мере этими процессами можно и нужно управлять, а в какой мере и в какой форме они могут быть самоуправляемы, саморегулируемы в условиях действия рыночных механизмов?» Для того чтобы от­ветить на этот вопрос, нужно исходить из особенностей соци­ально-экономических процессов с точки зрения их диагностиче­ской и конструктивной роли в развитии экономики и социаль­ной сферы, а также из анализа применяемых при этом различных концептуальных подходов.

7.4. Функции управления социально-экономическими процессами

Как было отмечено выше, природа социально-экономиче­ских процессов такова, что их можно сравнивать с тектониче­скими (или эндогенными, т. е. протекающими в недрах Земли) процессами, поскольку они не поддаются непосредственному визуальному наблюдению и проявляют себя подчас самым не­ожиданным образом, накапливая невидимые негативные с вызывая взрыв с трагическими последствиями для жизни ства. Предотвратить такую ситуацию можно, только научив управлять этими процессами, своевременно выявляя надви щуюся опасность и принимая необходимые меры. <

Управление социально-экономическими процессами озна' целенаправленное воздействие на них для обеспечения жела' ных изменений состояния социально-экономических систем*

Социально-экономические процессы характеризуются д микой изменения первичных (исходных), и производных ( четных) показателей эффективности функционирования циально-экономической системы по степени использова имеющихся производственных мощностей и других ресур конкурентоспособности продукции и объему ее произвол (в том числе на экспорт), уровню прибыли и платежеспособ; сти, эффективности труда (в том числе по критериям его дох- ности) и уровню его оплаты.

Функции управления социально-экономическими процессе ми могут быть укрупненно определены как этапы управленч ского цикла. Перечень основных функций управления социал: но-экономическими процессами в их последовательности и учетом обратной, связи могут быть представлены следующим о% разом. ,

1. Анализ и оценка процессов с целью выявления фактического состояния рассматриваемой социально-экономической систему (предприятия, фирмы, отрасли, региона и т. д.) по установлен^ ным позитивным и негативным критериям. Эта функция осуще* ствляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистической отчетности и непосредственного изуче­ния экономических и социальных процессов как на макроуров­не (государства, региона, отрасли), так и на микроуровне (орга­низации, предприятия, учреждения) с учетом действия факторов рыночного и институционального регулирования.

2. Прогнозирование тенденций развития действующих социаль­но-экономических процессов. Данная функция основана на ре­зультатах их анализа и оценки. Осуществляется на основе стати­стических, аналоговых или экспертных методов исследования. Статистические методы основаны на построении и анализе ди­намических рядов либо на данных случайной выборки. Аналого­вые — направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов. Экспертные — базиру-

Я на мнениях специалистов, экспертов, применяемых в том учас, когда невозможно формализовать изучаемые процессы ди имеет место неопределенность развития социально-эконо- Ической системы.

3. Стратегическое планирование развития социально-экономи- Щскых процессов. Эта функция имеет цель определить, обосно- МТ1> и принять оптимальные решения по выбору приоритетных Направлений положительного изменения хода действующих про­цессов путем осуществления мер антикризисного регулирования для обеспечения курса экономического роста в прогнозируемом периоде.

4. Организация процессов социально-экономического регулирова­ния. Заключается в разработке и совершенствовании экономиче­ских механизмов, предназначенных для целенаправленного из­менения действующей практики (создается и совершенствуется система нормативов, регламентирующих экономические, соци­альные и организационно-правовые отношения субъектов эко­номического регулирования).

5. Реализация проектных и нормативных решений для дости­жения поставленной цели. Основная форма реализации — разра­ботка и утверждение программ введения новых экономических механизмов.

Вопросы

1. В чем сущность понятия «социальный процесс»?

2. Что лежит в основе социальных процессов?

3. Какие выделяют социальные процессы?

4. Назовите формы протекания социальных процессов.

5. Каковы основные характеристики социального процесса?

6. Какие элементы включает в себя структура социального процесса?

7. Что такое масштаб социального процесса?

8. Охарактеризуйте понятие «динамика социального процесса».

9. Что понимается под «обусловленностью социального процесса»?

10. Какая существует типология социальных процессов?

11. Раскройте характеристики решения задач оптимизации социального про­цесса.

12. Что такое «социально-экономический процесс»? В чем его общее и < от социального? •■),-

13. Опишите естественные и общественные процессы.

14. Какие выделяют группы социально-экономических процессов?

15. Что понимается под управлением социально-экономическими процес Какие существуют функции управления данными процессами?

Задание для самостоятельной работы

Приведите конкретные примеры различных социальных процессов и отН " их к определенному типу.

Выберите любой социально-экономический процесс, существующий в зации, на предприятии, и охарактеризуйте его по следующим параметрам, пред" ленным в л. 7.2:

1. Структура (субъект, объект, условия существования, целенаправленное с~ альное действие, результат данного действия).

2. Масштаб процесса.

3. Динамика процесса: стадии, продолжительность, интенсивность, направле ность.

4. Обусловленность процесса (источники, условия, факторы).

5. Тип (может указываться принадлежность к различным типам одноврёме например длительный, конструктивный, управляемый...).

6. Характеристики решения задач оптимизации социального процесса (резуль,' тат, последствия, степень управляемости, ограничения, эффективность). "

ма 8

СЛЕДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

1,1. Организация как система

Слово «организация» происходит от латинского ог%атго — де­лать сообща, стройный вид, устраиваю[10]. Организация рассматри­вается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совер­шенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация представляет собой физическое объединение реаль­ных элементов для выполнения определенной программы или цели. Именно наличие цели определяет само существование ор­ганизации. В настоящем пособии в качестве основного использу­ется последний подход.

При данном подходе организация рассматривается собствен­но как некий объект, имеющий упорядоченную структуру. В та­ком объекте совместно существуют разнообразные элементы и связи между ними, при этом в качестве элементов могут быть как технологические элементы (машины, устройства и т. д.), так и люди.

Если рассматривать организацию с точки зрения системного подхода, основными будут являться вопросы, связанные с рас­смотрением внешней среды существования и функционирова­ния организации, внутренней ее среды, а также взаимосвязей, которые образуются в организации.

Для понимания и проектирования внутриорганизационных процессов большое значение имеет анализ среды, в которой ор­ганизация существует и к которой она адаптируется.

Можно выделить различные факторы воздействия цг низацию внешней среды, к ним относятся политические, эк мические, социальные, технологические, ресурсные[11] (рис.

Рис. 9. Внешняя среда организации

Все факторы внешней среды можно также разделить на прЯ^-Ч мые (которые оказывают непосредственное влияние на органи-1 зацию) и косвенные (оказывают опосредованное влияние на ор-:'' ганизацию).

Так, например, в качестве факторов прямого воздействий можно принимать все, что связано с поставщиками разнообраз­ных ресурсов, необходимых для работы организации. К ним же относятся и возможности привлечения капитала, и трудовые ре­сурсы, и потребители. Фактором прямого воздействия является сфера законодательства по профилю организации.

Факторы косвенного характера обычно сложнее, чем прямые. Это Обусловлено трудностями в прогнозировании того, как они могут повлиять на организацию. К числу косвенных факторов (вносят уровень технологий, общее состояние экономики страны ИЛИ региона, социокультурные и политические факторы, между- ЙИродную обстановку и др.

Внутренние условия существования организации можно Трактовать как некие переменные, характеризующие ее состоя­ние. Это цели, задачи, структура, технология и ресурсы.

Технологии

Л

о I ^

Ресурсы Цели N Структура

л л ^

V

____ к

Gt; Задачи

Рис. 10. Внутренняя среда организации

Ведущим элементом формирования организации является понимание и разделение целей деятельности. Несмотря на то что цели в организации могут быть различными, основным фак­тором согласованности служит глобальная цель, по отношению к которой все остальные выступают как подцели.

Задачи в организациях являются элементами конкретизации цели. Они позволяют сделать цель более понятной и достижимой.

Одной из основных внутренних характеристик организации являются ресурсы, которыми она располагает. В настоящее вре­мя в любой организации выделяются материальные, энергетиче­ские, финансовые, интеллектуальные, информационные, трудо­вые ресурсы.

К числу основных внутренних переменных организации так­же относятся технологии. Термин «технология» в широком тол­ковании обозначает некоторую область деятельности, в узком — определенный тип переработки сырья в конечный продукт. В уз­ком смысле понятие «технология» более предметно характерном ет конкретную организацию, ее специфические особенносгЦ^| конкретные возможности: технологию можно определите ||Н технологический ресурс. ^И

Структура организации является также важнейшим элемйЯ том внутренней среды. В зависимости от целей организации^'^ «возраста», технологии, состояния и динамики внешней средВ организационная структура приобретает различные формы. 0)Л может быть иерархической, матричной, предпринимательское смешанной. ■

В процессе деятельности с внешней средой и между элеменИ тами организации должны осуществляться различные связи -Ж коммуникации, что требует обеспечения как концептуальногД так и технологического. От совершенства коммуникаций успеИ организации зависит в не меньшей степени, чем от набора ресурс- сов. Внутри организации имеются как вертикальные — по подчи­ненности коммуникации (субординация), так и горизонтальные! которые диктуются технологиями (координация). Коммуника- ции могут быть формальными, т. е. предусмотренными структу­рой, и неформальными, которые возникают сами по себе и, мо-? жет быть, даже вопреки формальным.

Для обеспечения коммуникаций создаются специальные! средства, которые, по существу, тоже являются технологиями. ! К важнейшим особенностям коммуникационных каналов отно- ] сятся резервирование и обратная связь.

Организация, как и любая социально-экономическая систе-, § ма, — это система с управлением. В рамках организации как системы протекает весь управленческий процесс, в котором уча-: ствутот менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все про­текающие в ней процессы осуществлялись своевременно и каче­ственно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному со­вершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее от­дельных составляющих.

Управление — это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое со­стояние. Любая система управления должна иметь четыре основ­ных элемента:

• вход основной системы;

• выход основной системы;

• канал обратной связи (воспринимающее устройство, изме­ряющее и передающее информацию о состоянии выхода);

• блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управ­ляющее воздействие.

Блок управления


 

Наши рекомендации