Посадка насыпей на болотах

При посадке насыпей на твердое дно торфяных болот при пере­сечении их строящимися шоссейными и железнодорожными до­рогами взрывом необходимо:

разрушить или удалить плотный верхний слой (кору) болота до отсыпки насыпи для обеспечения свободного ее погружения. Это выполняют взрыванием зарядов выброса, расположенных в этом слое болота;

удалить взрывами торф, расположенный между насыпью и твердым дном. Взрывы этих зарядов разжижают и выбрасывают торф из-под насыпи, а также поднимают насыпь, обеспечивая при обратном ее падении динамический удар, необходимый для вы­жимания из-под нее остатков разжиженного торфа.

При глубине болот до 2,5—3 м, при снятии коры выбрасы­вается практически весь торф, и дополнительное взрывание под насыпью не требуется.

Если болото имеет глубину более 3 м и сложено слаборазло­жившимся торфом, то при отсыпке в траншею насыпь зависает, не достигнув дна болота, и для окончательной ее посадки необ­ходимо производить взрывание под насыпью.

В случае продольной отсыпки насыпей (с железнодорожного транспорта) вначале создают взрывом осевую траншею. Вдоль траншеи на сваях настилают путь, и с него в осевую траншею отсыпают насыпь. После этого путь переносят на созданную на­сыпь и взрывают боковые траншеи, в которые отсыпку насыпи производят с пути, расположенного на оси. Если три траншеи не обеспечивают полную ширину насыпи, взрывают дополнитель­ные боковые траншеи.

Ширина осевой траншеи В0.Т = 2Wп, где W — глубина зало­жения заряда (при глубине болота до 3 м W = Н, где Н — пол­ная глубина болота, а при глубине более 3 м W = 0,9h, где h— мощность «коры» болота, но не более 3 м); п = 1,5÷2 — показа­тель действия взрыва.

Полезная ширина боковых траншей вследствие отжимания на­сыпью торфа меньше осевой и составляет Вб = 1,7Wn.

При отсыпке насыпи «лобовым» способом применяют метод по­перечных траншей. Для максимального отбрасывания торфа за пределы трассы скважины располагают елочкой (рис. 15.4).

Ввиду многократной переброски и отжимания торфяной массы полезная ширина их еще меньше и составляет Вп = 1,2Wп.

Параметры взрывных работ рассчитывают в следующем по­рядке. Глубина скважины (м)L=W/sinα, где α=45÷50°—угол наклона скважины.

Масса заряда Q = qрW3f (п), где qр — расчетный удельный расход ВВ; в зависимости от зольности торфа составляет:

Зольность торфа, % …….. 20 30 40 50 60 70
qр, кг/м3 ……………………. 0,58 0,59 0,61 0,65 0,71 0,81

f (п) — функция показателя действия заряда, составляющая при взрывании торфов наклонными скважинами:

п.................... 1 1,25 1,5 1,75 2 2,25 2,5

f(п)................. 1 1,10 1,2 1,55 2,1 2,82 3,6

посадка насыпей на болотах - student2.ru Рис. 15.4. Схема сооруже­ния насыпи на болоте «лобо­вым» способом

Рис. 15.5. Схема взрывания на болотах под насыпью

посадка насыпей на болотах - student2.ru

Длина заряда l3 = 0,75L.

Диаметр заряда d=√4Q/πl3∆.

Расстояние между скважинами при взрывании осевой траншеи

аос=W3√f(n).

Расстояние между скважинами при взрывании боковых и по­перечных

траншей аб = 0,9аос.

Расстояние от оси траншей до линии расположения устьев скважин В =√L2-W2.

Взрывание траншей выполняется мгновенно с помощью дето­нирующего шнура.

Если в результате отсыпки насыпи в траншеи она не опусти­лась на твердое дно, то необходимо взрывание под насыпью. При этом выполняются посадка откосов насыпи и рыхление придорож­ной полосы, куда выжимается торф из-под насыпи.

Взрывание под насыпью следует выполнять, когда высота насыпи более чем в 2 раза превысит мощность слоя торфа, остав­шегося под ней (рис. 15.5). Это необходимо для того, чтобы в ре­зультате взрыва насыпь не погрузилась полностью в разжижен­ный торф.

Диаметр заряда принимают 200 мм. Вблизи искусственных сооружений (мостов, труб и т. п.) диаметр уменьшается до 130— 150 мм.

Длина заряда l3 =h1, где h1 — мощность слоя торфа, остав­шегося над насыпью; для ориентировочных подсчетов ее можно

принимать равной 2/3 слоя торфа, оставшегося после снятия коры болота.

Величина заряда Q = 0,785d2l3 ∆.

Расстояние между скважинами в ряду и между рядами

а = b =30d .

Для рыхления коры болота бурят скважины диаметром 50— 100 мм. Глубину скважин принимают равной мощности коры бо­лота (обычно 1,5—2 м); длину заряда принимают l3 = 0,5L.

Взрывание производится электродетонаторами. Сначала взры­вают заряды осевого ряда и в придорожной полосе, через 1—2 с взрывают заряды двух рядов, ближайших к оси, затем следующие два ряда и т. д. В последнюю очередь взрывают заряды под от­косами насыпи.

При наличии сооружений, ЛЭП или проводов связи преду­сматривают следующие меры защиты: при приближении к искус­ственным сооружениям диаметр зарядов под насыпью уменьшают до 150—130 мм (на участке 50 м в ту и другую сторону от искус­ственного сооружения). При строительстве дороги вдоль ЛЭП или линии связи во время взрывания плотного покрова болот выброс грунта направляют в противоположную от проводов сторону. Для этого при методе продольных траншей пионерную траншею проводят не по оси, а по дальнему краю трассы по от­ношению к проводам, а скважины пробуривают с наклоном в обратную сторону от проводов.

Наши рекомендации