Плательщики и объекты обложения НДС

Экономическая сущность налогов и сборов.

Налог – обязательный взнос в бюджет, осуш-й в порядке и на условиях определяемых в зак-ве. Для осущ-я гос-вом своих функций требуются опред-е средства, получить кот-е можно используя 3 основных канала денежных поступлений в бюджет : 1. Взымание платы за пользование гос-м имуществом 2. Платежи физ. и юр. лиц взымаемых в виде разных налогов и сборов. 3. Привлечение русурсов в форме гос-х займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей.

Эконом-я сущность налогов вытекает из сущности финансов. Исходным условием возникновения фин-х отношений явл. созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть приб-го продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсх-й части средств производства и рабочей силы, другая – в доход гос-ва.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функ­циях. В современных условиях налоги выполняют две функ­ции: фискальную и регулирующую.

С пом-ю фискальной ф-ции образуются гос. денеж. фонды и созд-тся мат. условия для существования и функц-ния гос-ва.

Регулирующая ф-ция н-гов означает, что н-ги; как активный инструмент прераспр-ных процессов оказывают сущ-е влияние на воспр-во, стиму­лируя или сдерживая его темпы.

Дан. ф-ция, неотделима от фискальной и нах-ся с ней в тесной взаимосвязи.

Совокупность н-гов, взимаемых в гос-ве, вкл-я разл. формы и методы их построения, исчисления и налоговый контроль составляют такое понятие как налоговая система.

Элементы налога и налоговая терминология. Налоговые льготы, их формы

Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает: Кодекс; декреты, указы и распоряжения Президента; постановления Правительства; нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления. Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются: 1. юридические лица Республики Беларусь; 2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; 3.простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); 4. хозяйственные группы. Под физическими лицами понимаются: 1. граждане Республики Беларусь; 2. граждане либо подданные иностранного государства; 3. лица без гражданства (подданства).

Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика н/зак-во связывает возникновение налогового обязательства.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

Принципы налогообложения

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

Классификация налогов

Налоги класс-тся по разн. признакам: по ис­точникам уплаты, объекту обложения, компетенции взимания и распоряжения, способу использования.

По источникам уплаты: налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг (акцизы, на­лог на добавленную стоимость, налоги с продаж); налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (эколо­гический налог, платежи за землю и др.); налоги, уплачивае­мые из прибыли предприятия (налог на прибыль, доходы, на­лог на недвижимость).

По объекту обложения: прямые налоги - те, кот. налогоплат-ки уп­лачивают непоср. из своих доходов, со своего капи­тала, земли, недвижимости и т.д.; под косвенными принято понимать н-ги, кот. пр-ли т-ра перекладывают на конечных потр-лей своей продукции, работ, услуг.

В зав-ти от того, в чьей компетенции нах-ся взи­мание и распоряжение н-гом, налоги делятся на государст­венные и местные.

В зав-ти от СП-ба использ-я н-ги подразде­ляются на общие и специальные. Общие налоги - платежи, предназнач-е на общегос-е потребности. Специальные налоги – обязат. платежи, имеющие строго целевое назначение.

Международная классификация служит для сопоставления и гармонизации налоговых систем: по СНС, европ. классиф интегрированных счетов; н/класс Орг-ции эк сотр-ва и развития

Экономическое содержание и сущность НДС

Осн-м и наиб.по объему платежей в составе косв налогов явл НДС. Правовой основой для расчета НДС явл. НК РБ.

НДС исчиляется зачетным методом. Его суть в том, что налог взимается только с той части ст-ти товара, кот. добавляется предприятием к стоимости закупленных им производ ресурсов. Налог, подлеж. уплвте в б-т, опр-ся как разница м-ду суммами налога, полученными от покупат. за реализованные им товары и суммами налога по оплаченным мат ресурсам, стоимость которых относится на изд-ки пр-ва и обращения.

НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товара. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации.

В мировой практике косвенные налоги взимаются на основании 2-х основ-х принципов:

1. Принцип страны происхождения подразумевает налогообложение экспорта и освобождение импорта, налог в этом случае поступает в бюджет страны производителя – экспортера.

2. При использовании принципа страны назначения НДС взимается на стадии реализации товара независимо от места происхождения товара. В этом случае налогооб-ю подвергается импорт, а экспорт товаров освобождается от налогооб-я.

Из 2-х принципов второй считается более предпочтительным, т.к. он больше соответствует экономической сущности НДС как налога на потребление и позволяет поддерживать отечественного производителя – экспортера.

Плательщики и объекты обложения НДС

Плательщиками НДС: *организации; * ИП; *ф/л, на которых возложена обязанность по уплате НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ.

Объектами н/о НДС:

1. обороты по реализации товаров (работ, услуг) (ТРУ), имущ. прав на терр. РБ, включая обороты:

- по реализации ТРУ, имущ. прав плательщиком своим работникам;

- по обмену ТРУ, имущественными правами;

- по безвозмездной передаче ТРУ, имущественных прав;

- по передаче ТРУ, имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

- по передаче лизингодателем объекта финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

- по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

- по прочему выбытию товаров, ОС и НА, неустановленного оборуд-я и объектов незавершенного капитального строительства.

2. ввоз товаров на тамож. терр. РБ

Наши рекомендации