Продукты переработки нефти

При переработке нефти в настоящее время получают: 1) топлива; 2) нефтяные масла; 3) парафины, церезины, вазелины; 4) нефтяные битумы; 5) осветительные керосины; 6) растворители; 7) прочие нефте­продукты (нефтяной кокс, сажу, консистентные смазки и др.).

К числу получаемого из нефти топливаотносятся автомобильный и авиационный бензины, а также реактивное, дизельное, газотурбин­ное и котельное топливо. Рассмотрим основные из них.

Автомобильный бензин применяется в карбюраторных двигателях. Весь автомобильный бензин делится на следующие виды:

• летний, предназначенный для применения во всех районах, кро­
ме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 ок­
тября; в южных районах — в течение всех сезонов;

• зимний, предназначенный для применения в течение всех сезо­
нов в северных и северо-восточных районах, и с 1 октября по 1 ап­
реля — в остальных районах.

Одной из важнейших эксплуатационных характеристик бензинов является их детонационная стойкость. Чем она больше, тем выше мо-

Глава 4. Переработка нефти, газа и углеводородного сырья 169

Продукты переработки нефти - student2.ru жет быть степень сжатия двигателя и соответственно будут больше его удельная мощность и ниже расход топлива.

Детонационная стойкость бензинов выражается в октановых чис­лах, определяемых на специальных установках моторным (ГОСТ 511-82) или исследовательским (ГОСТ 8226-82) методами. Октановое чис­ло равно количеству изооктана в смеси с н-гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому бензину.

Для повышения детонационной стойкости бензинов и соответст­венного повышения октанового числа в них вводят тетраэтилсвинец в количестве до 3,3 г на 1 кг бензина. Тетраэтилсвинец является ядо­витым веществом. Поэтому при работе с этилированными бензина­ми необходимо соблюдать меры предосторожности. В настоящее вре­мя от него постепенно отказываются.

Промышленностью выпускается автомобильный бензин марок А-72, А-76, А-80, А-92, АИ-91, АИ-93, АИ-95 (А — автомобильный; цифры — октановое число; буква И указывает, что октановое число определено по исследовательскому методу).

Авиационный бензин предназначен для применения в поршневых авиационных двигателях. Его марки — Б-91/115, Б-95/130, Б-92 и Б-70 (Б — бензин; цифра в числителе — октановое число; цифра в знаме­нателе — сортность на богатой смеси).

В настоящее время производство и потребление авиационного бен­зина резко снизилось в связи с переходом авиации от поршневых двига­телей к реактивным. Доля авиационного бензина составляет около 2% от общего производства бензина.

Дизельное топливо используется в двигателях с воспламенением от сжатия и в некоторых типах газотурбинных двигателей. Для раз­личных условий применения отечественная промышленность выра­батывает топливо трех марок (ГОСТ 305-82):

• Л (летнее) — для использования при положительной температу­
ре окружающего воздуха;

• 3 (зимнее) — для эксплуатации при температуре окружающего
воздуха до — 20 °С (температура застывания топлива не выше
— 35 °С) и до — 30 °С (температура застывания топлива не выше
-45°С);

• А (арктическое) — для эксплуатации при температуре окружаю­
щего воздуха до —50 "С.

Основными характеристиками дизельного топлива являются тем­пература вспышки, температура застывания и содержание серы.

Температура, при которой пары топлива в смеси с воздухом вспы­хивают при поднесении огня, называется температурой вспышки. Она

170 Часть I. Основы нефтегазового дела

Продукты переработки нефти - student2.ru характеризует испаряемость и огнеопасность дизельного топлива. Для топлива марки Л температура вспышки должна быть не ниже 40 °С, а для марки 3 — не ниже 35 °С.

По содержанию серы различают дизельное топливо, в котором ее не более 0,2% по массе и в котором ее больше 0,2, но не более 0,5% по массе.

Сведения о температуре вспышки или застывания, а также о со­держании серы содержатся в условном обозначении дизельного топ­лива. Так, запись Л-0,2-40 означает, что это дизельное топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40 °С. А за­пись 3-0,2-35 означает, что это дизельное топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания —35 "С.

Реактивное топливо используется в газотурбинных двигателях са­молетов и вертолетов. Чтобы получать от бортового запаса топлива, ограниченного емкостью баков и начальным полетным весом само­лета, больше энергии, необходимо, чтобы это топливо имело высокую теплоту сгорания. Из массовых и дешевых видов нефтяного топлива этим требованиям лучше всего удовлетворяют керосины.

В качестве тракторного топлива используются керосины и лиг­роины. Для газовых турбин, используемых в промышленности, энер­гетике, водном и наземном транспорте, топливом служат мазуты и га­зойли. В качестве котельного топлива применяется флотский мазут марок Ф5 и Ф12 (цифра — условная вязкость при 40 °С), а также то­почный мазут марок М40, М100, М200.

Ассортимент выпускаемых нефтяных маселочень многообразен: моторные, индустриальные, цилиндровые, турбинные, компрессор­ные, трансмиссионные, осевые, электроизоляционные и др.

Моторные масла применяются для смазки авиационных, автомо­бильных и дизельных двигателей; индустриальные — для смазки про­мышленного оборудования (машин и механизмов); цилиндровые — для смазки золотников и цилиндров поршневых паровых машин; тур­бинные — для смазки и охлаждения подшипников различных турбо­агрегатов и генераторов электрического тока; компрессорные — для смазки цилиндров, штоков и клапанов компрессоров, воздуходувок и холодильных машин; трансмиссионные — для смазки зубчатых пе­редач в большинстве машин и механизмов; осевые — для смазки шеек осей железнодорожных вагонов, колесных пар тепловозов, парово­зов и других узлов трения подвижного состава железнодорожного транспорта; электроизоляционные (трансформаторные, конденсатор­ные и кабельные) — для использования в качестве диэлектрика и охлаж­дающей жидкости в электроустановках.

Глава 4. Переработка нефти, газа и углеводородного сырья 171

Продукты переработки нефти - student2.ru Товарные парафиныиспользуют в качестве сырья для производст­ва синтетических кислот и спиртов, являющихся основой для произ­водства моющих веществ. Парафин применяют в медицине, пищевой промышленности (тара и обертки из парафинированной бумаги и кар­тона) , производстве спичек, свечей, древесноволокнистых плит и других изделий.

Церезинприменяют при производстве смазок, вазелинов, кремов и в качестве электроизоляционного материала.

Вазелиныбывают естественные, искусственные, технические и медицинские. Естественный вазелин получают из парафинистых ма­зутов. Искусственный вазелин — это смесь минерального масла и па­рафина, технический — смесь парафина с индустриальным маслом, а медицинский — смесь белого церезина и парафина с парфюмерным маслом.

Нефтяные битумыприменяют при изготовлении гидроизоляцион­ных и кровельных материалов, в дорожном строительстве.

Осветительные керосиныприменяют для бытовых нужд.

К растворителям,вырабатываемым из нефти, относятся:

а) бензин-растворитель БР-1, применяемый в резиновой промыш­
ленности;

б) уайт-спирит, применяемый в лакокрасочной промышленности;

в) экстракционный бензин, применяемый в процессах экстракции.

Нефтяной коксприменяют для изготовления электродов, в элек­трометаллургической промышленности, сажу — в резиновой про­мышленности, а также для изготовления карандашей, изоляционных материалов, копировальной бумаги, красок и т. д. К консистентным смазкамотносятся солидолы, технические вазелины и др.

Наши рекомендации