Технология разборки коробки передач

Устройство и принцип работы

Коробка передач

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя.

Механическая коробка передач состоит:

· картера,

· первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями,

· дополнительного вала и шестерни заднего хода

· синхронизаторов,

· механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами

· рычага переключения.

Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом (в некоторых моделях автомобилей применяется моторное масло).
Валы коробки передач вращаются в подшипниках, установленных в картере, и имеют наборы шестерен с различным числом зубьев.
Синхронизаторы необходимы для плавного, бесшумного и безударного включения передач, путем уравнивания угловых скоростей вращающихся шестерен.
Механизм переключения передач служит для смены передач в коробке и управляется водителем с помощью рычага из салона автомобиля. При этом замковое устройство не позволяет включаться одновременно двум передачам, а блокировочное устройство удерживает передачи от самопроизвольного выключения.

Основные неисправности коробки передач.

Подтекание масла может быть из-за повреждения уплотнительных прокладок, сальников и ослабления крепления крышек картера.
Для устранения неисправности необходимо поменять прокладки, сальники и подтянуть крепления крышек.

Шум при работе коробки передач может возникнуть из-за несправного синхронизатора, износа подшипников, шестерен и шлицевых соединений.
Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы.
Затрудненное включение передач может происходить из-за поломок деталей механизма переключения, износа синхронизаторов или шестерен.
Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы.
Самовыключение передач случается из-за неисправности блокировочного устройства, а также при сильном износе шестерен или синхронизаторов.
Для устранения неисправности необходимо заменить блокировочное устройство, вышедшие из строя шестерни, синхронизаторы.

Схема коробки передач

Технология разборки коробки передач - student2.ru

1 — корпус, 2 — вал независимого привода ВОМ, 3 — промежуточный вал, 4 — первичный вал, 5 — каретка шестерен IV, V и VII, VIII передач, 6 — каретка шесте­рен III, VI и IX передач, 7 — крышка, 8— ползун с вилкой, 9 — замковая пластина, 10 — шестерня вто­ричного вала, 11 — фиксатор, 12 — сапун, 13 — рычаг переключения, 14 — регулировочные прокладки, 15 — вторичный вал, 16 — шайба, 17 — ведущая шестерня II ступени, 18 — каретка переключения диапазонов (ступеней) редуктора, 19 — шестерня с двумя венцами

Технология разборки коробки передач

Разборку необходимо выполнять в строгой последовательности, предусмотренной технической документацией. Технологические карты на разборку машин на агрегаты, сборочные единицы и на детали разработаны ГОСНИТИ для машин каждой марки. В них указан порядок выполнения операций, применяемое оборудование, инструмент и технические условия на выполнения работы.

Агрегаты и сборочные единицы, которые должны ремонтироваться на других предприятиях после наружной очистки машин, снимают и в соответствующей комплектности отправляют на склад, а затем возвращают партиями.

При капитальном ремонте на специализированных ремонтных предприятиях машины разбирают на агрегаты и сборочные единицы - на детали.

Некоторые агрегаты и сборочные единицы разбирают непосредственно на месте общей разборки, а также после очистки на местах их ремонта и сборки.

По конструктивным признакам соединения деталей машин бывают подвижными, неподвижными, разъемными и неразъемными, а по технологическим - резьбовые, прессовые, сварные, паяные, заклепочные, клеевые и вальцовочные.

Основные приемы и принципы разборки заключаются в следующем. Последовательность ее выполнения должна точно соответствовать технологическим картам. Если технологической документации нет, то сначала снимают детали, которые легко можно повредить (нагнетательные трубки, штанги, рычаги, тяги и др.). Затем демонтируют отдельные сборочные агрегаты, которые разбирают на других рабочих местах.

При снятии крупных деталей, закрепленных большим числом болтов, во избежание появления трещин сначала отпускают на пол-оборота все болты и гайки и только после этого их вывертывают. Заржавевшие соединения перед отвертыванием смачивают керосином.

После разборки крепежные детали укладывают в сетчатые корзины для последующей промывки. Не разрешается применять зубило и молоток для отвертывания болтов, гаек, штуцеров и др., так как это может им повредить. Фасонные гайки и штуцера отвертывают специальными ключами.

Запрессованные детали снимают под прессом или с помощью съемников и приспособлений. В отдельных случаях штуцеры, втулки и оси можно выпрессовывать специальными выколотниками с медными наконечниками и молотками с медными бойками.

При выпрессовке подшипника из корпуса усилие прикладывают к наружному кольцу, а с вала к внутреннему. Запрещается использовать ударный инструмент.

Снятые детали укладывают на стеллажи и приспособления для транспортирования в моечные машины так, чтобы не повредить рабочие поверхности.

Нельзя рекомендовать детали, которые при изготовлении обрабатывают в сборе (крышки коренных подшипников с блоками, шатунов с крышками постелей вала заднего моста и др.). Кроме этого, запрещается снимать совместной балансировкой, а также приработанные пары деталей и годные для дальнейшей работы (конические шестерни главной передачи, шестерни масляных насосов и др.). Детали, не подлежащие обслуживанию, метят, связывают проволокой – вновь соединяют болтами и укладывают в отдельные корзины или сохраняют их комплектность другими способами.

Разборка шлицевого вала КПП производится в следующей последовательности: снять крышки с уплотнениями, открутив болты, выпрессовать подшипники, расшплинтовать и выпрессовать вал.

Наши рекомендации