Обточка бандажей и ободьев цельнокатаных колес по профилю

6.9.1. Для получения требуемого профиля следует обточить внутреннюю торцовую грань, гребень и поверхность катания бандажа и обода цельнокатаного колеса. Применяемые профили ободьев колес ТПС приведены на рис. 15 — 23.

Локомотивостроительные и локомотиворемонтные заводы производят обточку бандажа по рисунку 15. Локомотивные депо имеют право обтачивать бандажи по любому приведенному в инструкции профилю.

Обточка с выкаткой или без выкатки колесных пар из-под ТПС производится па специальных станках.

В целях уменьшения шероховатости поверхности бандажей разрешается применять накатку роликом обработанной поверхности бандажей по кругу катания.

(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И477
Точка а b с d е f g h i j k
х, мм 8,55 14,23 25,35 28,71 31,66 32,95 44,97
у, мм 20,0 2,02 5,19 10,00 16,32 19,86 28,73 31,5 36,36
Точка l m n о p q r s
x, MM 14,23 14,23 45,64 -5,93 23,18 -0,73 33,0
y, mm 42,36 9,00 14,5 15,25

Рис. 15. Профиль бандажа локомотива по рис. 3 ГОСТ 11018-87 с гребнем толщиной 33 мм.

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И718

Точка а b с d е f g h i j k
х, мм 6,80 12,0 19,48 24,71 27,66 28,95 40,97
у, мм 20,0 2,30 3,13 10,00 16,32 19,86 28,73 30,2 3.1,7 36,36
Точка l m n о p q r s
x, MM 12.0 12.0 41.64 -9.93 26.4 -4.73
y, mm 42,56 7.0 10.5 15.25

Рис. 16. Профиль бандажа локомотива с гребнем толщиной 29 мм

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И720

Точка а b с d е f g
х, мм 5,45 27,26 34,84 47,08
у, мм 28,0 6,54 6,25 19,37 26,86 29,5
Точка h i j k l s t
х, мм 16,43 47,83 34,05 1,13
у, мм 32,93 38,93 12,5 11,87

Рис. 17. Профиль бандажа моторвагонного подвижного состава с гребнем толщиной 33 мм

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И719

Точка а b с d е f g
х, мм 6,74 22,35 30,92 43,17
у, мм 28,0 4,31 4,55 19,37 26,86 28,2 29,7
Точка h i j k l s t
х, мм 14.48 43.91 45.00 30.12 1.13
у, мм 33.13 39.13 9.10 11.87

Рис. 18 Профиль бандажа моторвагонного подвижного состава с гребнем толщиной 29 мм

Точка     m       Р   q   г   s  
х, мм     12,0   12,0   41,64   -9,93   26,4   -4,73    
у, мм   42,56   7,0   10.5   15,25          
Точка   а   b   с   d   е   f   g  
х, мм     6,74   22,35   30,92   43,17      
у, мм   28,0   4,31   4,55   19,37   26,86   28,2   29,7  
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И705
Точка а b с d е f g h i j
х, мм 27,57 33,0 42,08 70,0 135,0 140,0 14,46 45,31 85,0
у, мм 14,46 8,36 20,0 27,45 32,0 37,42 42,42 14,46 14,26 148,0

Рис. 19 Профиль бандажа по предложению Зинюка-Никитского с гребнем толщиной 33 мм

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И718
Точка а b с d е f g h i j
х, мм 22,91 29,0 38,08 66,0 135,0 140,0 12,02 41,31 81,0
у, мм 12,02 6,94 20,0 27,45 32,0 37,75 42,75 12,02 14,26 148,0

Рис. 20 Профиль бандажа по предложению Зинюка-Никитского с гребнем толщиной 29 мм.

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И433.02
Точка
х, мм
у, мм 8,06 14,06 21,35 24,94 27,02 28,85 30,27 31,00 35,36

Рис. 21 Профиль бандажа ДМеТИ ЛБ с гребнем толщиной 33 мм.

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном тина И433.02  
Точка
х, мм
у, мм 5,95 10,36 21,93 24,14 25,86 27,05 28,41 29,13 30,05

Рис. 22 Профиль бандажа ДМеТИ ЛР с гребнем толщиной 30 мм.

Размеры профиля бандажа контролируются шаблоном типа И433.02  
Точка
х, мм
у, мм 6,02 14,06 18,00 21,35 24,94 28,00 28.85 30,27 31.08 33,07

Рис. 22а Профиль бандажа ДМеТИ ВБ для электро- и дизельпоездов с гребнем толщиной 33 мм

Размеры профиля бандажа контролируются шаблоном типа И433.02
Точка
х, мм
у, мм 5,95 10,36 21,93 24,14 25,86 27,05 28,41 29,13 30,05

Рис. 22б Профиль бандажа ДМеТИ ВБ для электро- и дизельпоездов с гребнем толщиной 30 мм

Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И478

Точка а b с d e f
х, мм 3,09 16,15 23,26 35,70 70.00
у, мм 25,00 5,88 3,66 16,73 24,54 26,25
 
Точка g h j i k s
х, мм 100.00 134,00 140,00 10,00 36,44 23.00
у, мм 27,75 32,61 38,61 7,0 9,56 16,25

Рис. 23. Профиль бандажа средней колесной пары электровозов ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т до № 263 с подрезанным гребнем толщиной 23 мм

6.9.2. Обточку бандажей по профилю после насадки необходимо производить только после полного их естественного остывания.

6.9.3. Проверка обточенных бандажей и ободьев цельнокатаных колес производится профильным шаблоном. Отклонения (просветы) от нормальных профилей, обточенных по чертежным размерам с толщинами гребней, указанных в Инструкции (рисунки 15 — 23) допускаются не более 0,5 мм по поверхности катания и толщине гребня, 1 мм — по высоте гребня. При этом шаблон должен быть плотно прижат к внутренней грани бандажа или обода. Разрешается зазор 0,5 мм между концом шаблона и внутренней гранью бандажа в случае отсутствия просвета между шаблоном и поверхностью катания. Для промежуточных профилей, у которых толщина гребней отличается от значений, приведенных на рисунках 15 — 23, отклонения (просветы) от нормального профиля контролируются только по поверхности катания и высоте гребня.

(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)

6.9.4. Бандажи движущих колесных пар тепловозов с гидравлической и механической передачей обтачиваются у всего комплекта под один диаметр независимо от того, что колесные пары не имеют одинакового проката. На этих тепловозах комплектом считаются колесные пары, приводимые в движение от одного дизеля.

6.9.5. Шероховатость поверхностей катания и рабочих граней гребней бандажей и ободьев цельнокатаных колес проверяют прибором или методом сравнения с эталоном. На внутренней боковой грани обработанного бандажа не допускаются черновины глубиной более 1,0 мм с суммарной площадью, превышающей 50 см2. Наружная боковая грань бандажа и обода цельнокатаного колеса не обтачивается.

6.9.6. Для устранения поверхностных дефектов и неровностей прокатки разрешается обточка наружной грани бандажа или обода цельнокатаного колеса с условием, что при обточке не будут срезаны клейма, поставленные в горячем состоянии на заводе-изготовителе, и ширина бандажа (обода) будет не менее допустимой.

6.9.7. Перед и после обточки бандажей выкаченной колесной пары должны быть измерены расстояния от внутренних граней бандажей до середины оси при подшипниках скольжения и до галтелей буксовых шеек осей при подшипниках качения. Разница этих расстояний допускается не более 2,0 мм при новых бандажах и не более 3,0 мм при старых.

6.9.8. В целях экономии старогодних бандажей и цельнокатаных колес за счет сохранения уплотненной их части разрешается оставлять на обточенном гребне черновику глубиной не более 2,0 мм, расположенную от вершины гребня в пределах от 10 до 18 мм, а на поверхности катания равномерно расположенную черновику глубиной до 2,0 мм.

Толщина новых бандажей ТПС допускается более, чем на чертеже, где это возможно по конструкции экипажа.

6.9.9. Запрещается выпускать из ремонта и нового формирования колесные пары с бандажом или ободом цельнокатаного колеса с отклонениями от допустимых размеров, указанных в приложении 5.

6.9.10. При формировании новых колесных пар у наружных граней бандажей должны быть фаски 6x45 ° с отклонением в большую или меньшую сторону 1,0 мм.

Отступление в размерах фаски при обточке бандажей колесных пар как в целом на бандаже, так и на отдельных его местах допускаются в сторону увеличения на 4,0 мм и в сторону уменьшения на 1,0 мм.

6.9.11. Острые глубокие следы насечек в упорных буртах бандажей и цельнокатаных колес (полученных от закрепления на станке зубчатыми секторами) подлежат зачистке с плавным переходом.

6.9.12. При обточке бандажей колесных пар ТПС без выкатки допускаются:

— просвет между профильным шаблоном, прижатым к внутренней грани, и бандажом до 1,0 мм по всему профилю бандажа, кроме зазора по толщине гребня, которую разрешается оставлять после обточки до 27,0 мм для пассажирских и 26,0 мм для грузовых локомотивов (при измерении серийными «абсолютными» шаблонами) и 26,0 мм — для пассажирских и 25,0 мм для грузовых (при измерении шаблонами УТ-1). При этом разница толщин гребней левой и правой сторон на одной колесной паре после обточки должна быть не более 2 мм;

— разница диаметра бандажей по кругу катания одной колесной пары не более 1,0 мм;

— шероховатость поверхности катания Ra не более 20 мкм.

(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)

Формирование колесных пар

6.10.1. Формированием колесных пар считается изготовление колесных пар из новых элементов. Замена отдельных частей колесной пары (осей, центров, венцов, зубчатых колес) новыми или годными, но бывшими в эксплуатации, считается ремонтом колесных пар со сменой

элементов.

6.10.2. Вновь сформированная колесная пара должна соответствовать утврежденным чертежам, техническим условиям и действующим стандартам, а также фирменной технической документации для импортных локомотивов.

6.10.3. Для колесных пар с двусторонней прямозубой зубчатой передачей для обеспечения параллельности зубьев венца одного зубчатого колеса к зубьям венца другого зубчатого колеса устанавливается следующий порядок формирования:

а) перед напрессовкой центров зубчатых колес произвести разметку и строжку пазов в венцах и центрах зубчатых колес. Обработку пазов в венцах и центрах зубчатых колес можно производить без разметки при условии, что обработка пазов будет вестись при помощи приспособления, обеспечивающего совпадение всех пазов центра с пазами венца в пределах установленных допусков при совмещении какого-либо паза венца с любым пазом центра;

б) выполнить напрессовку центров зубчатых колес на удлиненные ступицы колесных центров и произвести чистовую обработку отверстий ступиц колес под запрессовку;

в) надеть венцы на центры зубчатые колес в произвольном положении и прижать шайбами на временных болтах и напрессовать колесные центры на ось;

г) поворачивая венцы на центрах и совмещая различные пазы венцов с различными пазами центров, находится такое положение, при котором параллельность зубьев обоих венцов полностью совпадает или будет иметь отклонение не более 0,5 мм;

д) заложить в пазы пружинные пакеты, вторично проверить параллельность зубьев, затем приклепать шайбы.

6.10.4. При поставке зубчатых колес в собранном виде (как запасные части) разрешается насадку одного зубчатого колеса производить на гидравлическом прессе, а насадку другого колеса — тепловым методом.

Нагрев ступицы зубчатого колеса следует производить равномерно до 200 — 250°С, не допуская перегрева остальных деталей колесной пары (венец, ось, ступица колесного центра).

6.10.5. Колесные пары локомотивов с конструкционной скоростью свыше 120 км/ч и моторных вагонов моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью свыше 130 км/ч должны подвергаться динамической балансировке, кроме колесных пар с несъемными без распрессовки колес деталями, имеющими свободу перемещения относительно осей колесных пар. Для таких колесных пар должна производиться статическая балансировка колесных центров.

Колесные пары немоторных вагонов моторвагонного подвижного состава (электро- и дизель-поездов) с конструкционными скоростями свыше 130 км/ч, также должны подвергаться динамической балансировке. Допустимый небаланс указывается в чертежах, утвержденных в установленном порядке.

(В редакции указания МГТС России от 23.08.2000 № К-2273у) 6.10.6. С целью продления ресурса работы бандажа, после формирования, ремонта и обточки колесных пар по требованию заказчика на локомотиворемонтных заводах и в локомотивных депо следует выполнять плазменное упрочнение гребней бандажей колесных пар, а на дорогах, где отмечается систематическое появление выщербин на поверхности катания, следует выполнять плазменное упрочнение поверхности катания бандажей.

Наши рекомендации