Обточка бандажей и ободьев цельнокатаных колес по профилю
6.9.1. Для получения требуемого профиля следует обточить внутреннюю торцовую грань, гребень и поверхность катания бандажа и обода цельнокатаного колеса. Применяемые профили ободьев колес ТПС приведены на рис. 15 — 23.
Локомотивостроительные и локомотиворемонтные заводы производят обточку бандажа по рисунку 15. Локомотивные депо имеют право обтачивать бандажи по любому приведенному в инструкции профилю.
Обточка с выкаткой или без выкатки колесных пар из-под ТПС производится па специальных станках.
В целях уменьшения шероховатости поверхности бандажей разрешается применять накатку роликом обработанной поверхности бандажей по кругу катания.
(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И477 | |||||||||||
Точка | а | b | с | d | е | f | g | h | i | j | k |
х, мм | 8,55 | 14,23 | 25,35 | 28,71 | 31,66 | 32,95 | 44,97 | ||||
у, мм | 20,0 | 2,02 | 5,19 | 10,00 | 16,32 | 19,86 | 28,73 | 31,5 | 36,36 |
Точка | l | m | n | о | p | q | r | s |
x, MM | 14,23 | 14,23 | 45,64 | -5,93 | 23,18 | -0,73 | 33,0 | |
y, mm | 42,36 | 9,00 | 14,5 | 15,25 |
Рис. 15. Профиль бандажа локомотива по рис. 3 ГОСТ 11018-87 с гребнем толщиной 33 мм.
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И718
Точка | а | b | с | d | е | f | g | h | i | j | k |
х, мм | 6,80 | 12,0 | 19,48 | 24,71 | 27,66 | 28,95 | 40,97 | ||||
у, мм | 20,0 | 2,30 | 3,13 | 10,00 | 16,32 | 19,86 | 28,73 | 30,2 | 3.1,7 | 36,36 |
Точка | l | m | n | о | p | q | r | s |
x, MM | 12.0 | 12.0 | 41.64 | -9.93 | 26.4 | -4.73 | ||
y, mm | 42,56 | 7.0 | 10.5 | 15.25 |
Рис. 16. Профиль бандажа локомотива с гребнем толщиной 29 мм
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И720
Точка | а | b | с | d | е | f | g |
х, мм | 5,45 | 27,26 | 34,84 | 47,08 | |||
у, мм | 28,0 | 6,54 | 6,25 | 19,37 | 26,86 | 29,5 |
Точка | h | i | j | k | l | s | t |
х, мм | 16,43 | 47,83 | 34,05 | 1,13 | |||
у, мм | 32,93 | 38,93 | 12,5 | 11,87 |
Рис. 17. Профиль бандажа моторвагонного подвижного состава с гребнем толщиной 33 мм
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И719
Точка | а | b | с | d | е | f | g |
х, мм | 6,74 | 22,35 | 30,92 | 43,17 | |||
у, мм | 28,0 | 4,31 | 4,55 | 19,37 | 26,86 | 28,2 | 29,7 |
Точка | h | i | j | k | l | s | t |
х, мм | 14.48 | 43.91 | 45.00 | 30.12 | 1.13 | ||
у, мм | 33.13 | 39.13 | 9.10 | 11.87 |
Рис. 18 Профиль бандажа моторвагонного подвижного состава с гребнем толщиной 29 мм
Точка | m | Р | q | г | s | |||
х, мм | 12,0 | 12,0 | 41,64 | -9,93 | 26,4 | -4,73 | ||
у, мм | 42,56 | 7,0 | 10.5 | 15,25 |
Точка | а | b | с | d | е | f | g |
х, мм | 6,74 | 22,35 | 30,92 | 43,17 | |||
у, мм | 28,0 | 4,31 | 4,55 | 19,37 | 26,86 | 28,2 | 29,7 |
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И705 | ||||||||||
Точка | а | b | с | d | е | f | g | h | i | j |
х, мм | 27,57 | 33,0 | 42,08 | 70,0 | 135,0 | 140,0 | 14,46 | 45,31 | 85,0 | |
у, мм | 14,46 | 8,36 | 20,0 | 27,45 | 32,0 | 37,42 | 42,42 | 14,46 | 14,26 | 148,0 |
Рис. 19 Профиль бандажа по предложению Зинюка-Никитского с гребнем толщиной 33 мм
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И718 | ||||||||||
Точка | а | b | с | d | е | f | g | h | i | j |
х, мм | 22,91 | 29,0 | 38,08 | 66,0 | 135,0 | 140,0 | 12,02 | 41,31 | 81,0 | |
у, мм | 12,02 | 6,94 | 20,0 | 27,45 | 32,0 | 37,75 | 42,75 | 12,02 | 14,26 | 148,0 |
Рис. 20 Профиль бандажа по предложению Зинюка-Никитского с гребнем толщиной 29 мм.
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И433.02 | ||||||||||
Точка | ||||||||||
х, мм | ||||||||||
у, мм | 8,06 | 14,06 | 21,35 | 24,94 | 27,02 | 28,85 | 30,27 | 31,00 | 35,36 |
Рис. 21 Профиль бандажа ДМеТИ ЛБ с гребнем толщиной 33 мм.
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном тина И433.02 | ||||||||||
Точка | ||||||||||
х, мм | ||||||||||
у, мм | 5,95 | 10,36 | 21,93 | 24,14 | 25,86 | 27,05 | 28,41 | 29,13 | 30,05 |
Рис. 22 Профиль бандажа ДМеТИ ЛР с гребнем толщиной 30 мм.
Размеры профиля бандажа контролируются шаблоном типа И433.02 | ||||||||||
Точка | ||||||||||
х, мм | ||||||||||
у, мм | 6,02 | 14,06 | 18,00 | 21,35 | 24,94 | 28,00 | 28.85 | 30,27 | 31.08 | 33,07 |
Рис. 22а Профиль бандажа ДМеТИ ВБ для электро- и дизельпоездов с гребнем толщиной 33 мм
Размеры профиля бандажа контролируются шаблоном типа И433.02 | ||||||||||
Точка | ||||||||||
х, мм | ||||||||||
у, мм | 5,95 | 10,36 | 21,93 | 24,14 | 25,86 | 27,05 | 28,41 | 29,13 | 30,05 |
Рис. 22б Профиль бандажа ДМеТИ ВБ для электро- и дизельпоездов с гребнем толщиной 30 мм
Размеры профиля бандажа контролируют шаблоном типа И478
Точка | а | b | с | d | e | f |
х, мм | 3,09 | 16,15 | 23,26 | 35,70 | 70.00 | |
у, мм | 25,00 | 5,88 | 3,66 | 16,73 | 24,54 | 26,25 |
Точка | g | h | j | i | k | s |
х, мм | 100.00 | 134,00 | 140,00 | 10,00 | 36,44 | 23.00 |
у, мм | 27,75 | 32,61 | 38,61 | 7,0 | 9,56 | 16,25 |
Рис. 23. Профиль бандажа средней колесной пары электровозов ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т до № 263 с подрезанным гребнем толщиной 23 мм
6.9.2. Обточку бандажей по профилю после насадки необходимо производить только после полного их естественного остывания.
6.9.3. Проверка обточенных бандажей и ободьев цельнокатаных колес производится профильным шаблоном. Отклонения (просветы) от нормальных профилей, обточенных по чертежным размерам с толщинами гребней, указанных в Инструкции (рисунки 15 — 23) допускаются не более 0,5 мм по поверхности катания и толщине гребня, 1 мм — по высоте гребня. При этом шаблон должен быть плотно прижат к внутренней грани бандажа или обода. Разрешается зазор 0,5 мм между концом шаблона и внутренней гранью бандажа в случае отсутствия просвета между шаблоном и поверхностью катания. Для промежуточных профилей, у которых толщина гребней отличается от значений, приведенных на рисунках 15 — 23, отклонения (просветы) от нормального профиля контролируются только по поверхности катания и высоте гребня.
(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)
6.9.4. Бандажи движущих колесных пар тепловозов с гидравлической и механической передачей обтачиваются у всего комплекта под один диаметр независимо от того, что колесные пары не имеют одинакового проката. На этих тепловозах комплектом считаются колесные пары, приводимые в движение от одного дизеля.
6.9.5. Шероховатость поверхностей катания и рабочих граней гребней бандажей и ободьев цельнокатаных колес проверяют прибором или методом сравнения с эталоном. На внутренней боковой грани обработанного бандажа не допускаются черновины глубиной более 1,0 мм с суммарной площадью, превышающей 50 см2. Наружная боковая грань бандажа и обода цельнокатаного колеса не обтачивается.
6.9.6. Для устранения поверхностных дефектов и неровностей прокатки разрешается обточка наружной грани бандажа или обода цельнокатаного колеса с условием, что при обточке не будут срезаны клейма, поставленные в горячем состоянии на заводе-изготовителе, и ширина бандажа (обода) будет не менее допустимой.
6.9.7. Перед и после обточки бандажей выкаченной колесной пары должны быть измерены расстояния от внутренних граней бандажей до середины оси при подшипниках скольжения и до галтелей буксовых шеек осей при подшипниках качения. Разница этих расстояний допускается не более 2,0 мм при новых бандажах и не более 3,0 мм при старых.
6.9.8. В целях экономии старогодних бандажей и цельнокатаных колес за счет сохранения уплотненной их части разрешается оставлять на обточенном гребне черновику глубиной не более 2,0 мм, расположенную от вершины гребня в пределах от 10 до 18 мм, а на поверхности катания равномерно расположенную черновику глубиной до 2,0 мм.
Толщина новых бандажей ТПС допускается более, чем на чертеже, где это возможно по конструкции экипажа.
6.9.9. Запрещается выпускать из ремонта и нового формирования колесные пары с бандажом или ободом цельнокатаного колеса с отклонениями от допустимых размеров, указанных в приложении 5.
6.9.10. При формировании новых колесных пар у наружных граней бандажей должны быть фаски 6x45 ° с отклонением в большую или меньшую сторону 1,0 мм.
Отступление в размерах фаски при обточке бандажей колесных пар как в целом на бандаже, так и на отдельных его местах допускаются в сторону увеличения на 4,0 мм и в сторону уменьшения на 1,0 мм.
6.9.11. Острые глубокие следы насечек в упорных буртах бандажей и цельнокатаных колес (полученных от закрепления на станке зубчатыми секторами) подлежат зачистке с плавным переходом.
6.9.12. При обточке бандажей колесных пар ТПС без выкатки допускаются:
— просвет между профильным шаблоном, прижатым к внутренней грани, и бандажом до 1,0 мм по всему профилю бандажа, кроме зазора по толщине гребня, которую разрешается оставлять после обточки до 27,0 мм для пассажирских и 26,0 мм для грузовых локомотивов (при измерении серийными «абсолютными» шаблонами) и 26,0 мм — для пассажирских и 25,0 мм для грузовых (при измерении шаблонами УТ-1). При этом разница толщин гребней левой и правой сторон на одной колесной паре после обточки должна быть не более 2 мм;
— разница диаметра бандажей по кругу катания одной колесной пары не более 1,0 мм;
— шероховатость поверхности катания Ra не более 20 мкм.
(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)
Формирование колесных пар
6.10.1. Формированием колесных пар считается изготовление колесных пар из новых элементов. Замена отдельных частей колесной пары (осей, центров, венцов, зубчатых колес) новыми или годными, но бывшими в эксплуатации, считается ремонтом колесных пар со сменой
элементов.
6.10.2. Вновь сформированная колесная пара должна соответствовать утврежденным чертежам, техническим условиям и действующим стандартам, а также фирменной технической документации для импортных локомотивов.
6.10.3. Для колесных пар с двусторонней прямозубой зубчатой передачей для обеспечения параллельности зубьев венца одного зубчатого колеса к зубьям венца другого зубчатого колеса устанавливается следующий порядок формирования:
а) перед напрессовкой центров зубчатых колес произвести разметку и строжку пазов в венцах и центрах зубчатых колес. Обработку пазов в венцах и центрах зубчатых колес можно производить без разметки при условии, что обработка пазов будет вестись при помощи приспособления, обеспечивающего совпадение всех пазов центра с пазами венца в пределах установленных допусков при совмещении какого-либо паза венца с любым пазом центра;
б) выполнить напрессовку центров зубчатых колес на удлиненные ступицы колесных центров и произвести чистовую обработку отверстий ступиц колес под запрессовку;
в) надеть венцы на центры зубчатые колес в произвольном положении и прижать шайбами на временных болтах и напрессовать колесные центры на ось;
г) поворачивая венцы на центрах и совмещая различные пазы венцов с различными пазами центров, находится такое положение, при котором параллельность зубьев обоих венцов полностью совпадает или будет иметь отклонение не более 0,5 мм;
д) заложить в пазы пружинные пакеты, вторично проверить параллельность зубьев, затем приклепать шайбы.
6.10.4. При поставке зубчатых колес в собранном виде (как запасные части) разрешается насадку одного зубчатого колеса производить на гидравлическом прессе, а насадку другого колеса — тепловым методом.
Нагрев ступицы зубчатого колеса следует производить равномерно до 200 — 250°С, не допуская перегрева остальных деталей колесной пары (венец, ось, ступица колесного центра).
6.10.5. Колесные пары локомотивов с конструкционной скоростью свыше 120 км/ч и моторных вагонов моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью свыше 130 км/ч должны подвергаться динамической балансировке, кроме колесных пар с несъемными без распрессовки колес деталями, имеющими свободу перемещения относительно осей колесных пар. Для таких колесных пар должна производиться статическая балансировка колесных центров.
Колесные пары немоторных вагонов моторвагонного подвижного состава (электро- и дизель-поездов) с конструкционными скоростями свыше 130 км/ч, также должны подвергаться динамической балансировке. Допустимый небаланс указывается в чертежах, утвержденных в установленном порядке.
(В редакции указания МГТС России от 23.08.2000 № К-2273у) 6.10.6. С целью продления ресурса работы бандажа, после формирования, ремонта и обточки колесных пар по требованию заказчика на локомотиворемонтных заводах и в локомотивных депо следует выполнять плазменное упрочнение гребней бандажей колесных пар, а на дорогах, где отмечается систематическое появление выщербин на поверхности катания, следует выполнять плазменное упрочнение поверхности катания бандажей.