Ремонт без замены составных частей

2.3.2.1 При ремонте без замены составных частей производят:

- обточку бандажа или обода цельнокатаного колеса по профилю, обточку, шлифовку (при необходимости) и накатку шеек оси по технологической документации в соответствии с ремонтными чертежами;

- устранение дефектов осей по пунктам 1.1-1.7, 1.11-1.14, 1.15-1.17, бандажей по пунктам 2.1-2.3, 2.9-2.11, зубчатых колес по пунктам 3.15-3.17, 3.19 таблицы 10;

- проверку на сдвиг колесных пар с признаками ослабления посадки колесного центра или цельнокатаного колеса.

Проверку на сдвиг колеса (колесного центра) осуществляют на прессе с максимальным усилием, указанным в таблице 12, с записью диаграмм, которые оформляются так же, как и диаграммы запрессовки по пункту 2.5.2.17. Усилие сдвига при этом должно быть направлено от середины оси к ее торцу.

Ремонт с заменой составных частей

2.3.3.1 Ремонт с заменой составных частей включает: замену осей, колесных центров, цельнокатаных колес, бандажей, зубчатых колес или их венцов и других деталей.

2.3.3.2 Прессовые работы при разборке и сборке колесных пар проводят на гидравлическом прессе, оборудованном манометром, предназначенным для контроля усилия, который должен иметь на шкале контрольную черту, показывающую максимально допустимое усилие для пресса.

2.3.3.3 Спрессовка колесных центров может быть выполнена как до, так и после вырезки бандажных колец и снятия бандажей.

2.3.3.4 Спрессовку колесных центров, цельнокатаных колес и зубчатых колес проводят с подачей масла под давлением в маслоподводящую канавку (при ее наличии) до выхода масла из-под ступицы.

При распрессовке колесных пар, оси или колесные центры которых годны для дальнейшей работы, запрещается:

- наносить удары кувалдой по оси или ступице колеса для получения первоначального сдвига;

- проводить расспрессовку осей с шейками под подшипники качения без применения упорных стаканов;

- применять упорные стаканы с одним упором в предподступичную часть оси.

2.3.3.5 При распрессовке составных частей колесной пары после тепловой сборки и при отсутствии необходимости переточки их посадочных поверхностей остатки пленки антикоррозионного покрытия должны быть удалены.

2.3.3.6 Все составные части колесной пары подлежат проверке методом УЗД в соответствии с инструкциями ЦТэп-6, ЦТт-18/3, ЦТт-18/4, ЦТэр-13/1, ЦТэр-13/2, ЦТэр-13/3, ЦТрт-17/1, ЦТрм-17/2, ЦТт-36/1, ЦТт-36/2. Кроме того оси, колесные центры, центры зубчатых колес, зубчатые колеса и венцы проверяют методом магнитной или вихретоковой дефектоскопии в соответствии с инструкциями ЦТт-18/1, ЦТт-18/2.

Примечание – При необходимости выпрессовки оси только из одного колеса или колесного центра подступичную часть оси под другим колесом и зубчатым колесом проверяют только УЗД, а свободную подступичную часть оси — методом магнитной дефектоскопии.

Замена составных частей колесной пары

Общие требования

2.4.1.1 Допускается проводить замену составных частей колесной пары старогодными, новыми или отремонтированными.

2.4.1.2 При замене составных частей в формуляре (техническом паспорте) колесной пары фиксируют новые их номера и дату замены. При замене оси колесной пары оформляют новый формуляр колесной пары согласно приложению Е.

2.4.1.3 Замена всех составных частей колесной пары (осей, колесных центров, бандажей, цельнокатаных колес, зубчатых колес) новыми считается формированием колесной пары.

Формирование колесной пары проводят в соответствии с конструкторской документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

Замена бандажей

2.4.2.1 Перед снятием бандажа на станке вырезают бандажное кольцо.

Снятие бандажа выполняют нагревом бандажа до температуры не более 300 °С. Допускается разрезать бандаж газовой горелкой или распрессовать соединение на специальном стенде.

Запрещается применение искусственного охлаждения колесных центров после снятия с них бандажей.

2.4.2.2 Размеры и параметры сопрягаемых деталей должны соответствовать, установленным в ремонтных чертежах на них.

2.4.2.3 Непостоянство диаметров в продольных сечениях посадочных поверхностей бандажа и обода колёсного центра должно быть не более 0,1 мм, непостоянство диаметра в поперечных сечениях не более 0,2 мм при посадочных диаметрах бандажа и обода колёсного центра до 1175 мм.

В случае конусо­образности внут­ренней поверхности бандажа ее направление до­лжно совпадать с на­правлением конусообразности цилиндри­ческой поверхности обода колесного центра, причем разница значений отклонений непостоян­ства диаметров в продольных сечениях бандажа и обода должна быть не более 0,05 мм, а больший натяг на шири­не бандажа должен при­ходиться на его наружную часть.

2.4.2.4 Перед сборкой бандаж должен быть проверен ультразвуковым дефектоскопом в соответствии с действующей документацией. Внутренняя обработанная поверхность нового бандажа должна быть проверена магнитным дефектоскопом.

2.4.2.5 Температура нагрева бандажа перед насадкой на обод колесного центра должна быть от 250 до 300 °С. Допускается насадка бандажа на колесный центр после его напрессовки на ось.

Разность температур различных участков бандажа при нагреве допускается не более 50 °С. Контроль температуры осуществляют приборами, позволяющими контролировать ее величину в процессе нагрева, фиксировать на сохраняемом носителе информации график изменения температуры (диаграмму нагрева) бандажа во времени, а также автоматически отключать нагреватель при превышении ее допустимого значения.

Диаграммы нагрева бандажей перед насадкой на обод колесного центра хранятся в течение 6 месяцев.

2.4.2.6 Укрепление бандажа на колесном центре выполняется бандажным кольцом из проката по ГОСТ 5267.10.

2.4.2.7 Температура бандажа при заводке бандажного кольца в выточку должна быть не менее 200 °С. Зазор между концами кольца должен быть не более 2,0 мм, при этом допускается отсутствие зазора.

2.4.2.8 После заводки бандажного кольца прижимной бурт бандажа обжимают на прессе с усилием на ролик не более 49·104 Н (50 тс).

Калибровку (поверку) манометра пресса проводят не реже одного раза в 6 месяцев.

2.4.2.9 Обжатие бурта бандажа должно быть завершено при его температуре не менее 100 °С. Бандажное кольцо после обжатия бурта должно быть плотно зажато в выточке.

2.4.2.10 Плотность посадки бандажа и обжатия бандажного кольца проверяют по звуку от ударов слесарным молотком после остывания колеса. Удары слесарным молотком производят по поверхности катания и бандажному кольцу не менее чем в трех равноудаленных точках. Глухой звук не допускается.

2.4.2.11 После обжатия прижимного бурта и остывания бандажа прижимной бурт на участке от 25 до 30 мм, считая от торца прижимного бурта, должен быть подвергнут неразрушающему контролю на отсутствие трещин.

2.4.2.12 После обжатия прижимной бурт бандажа должен быть обработан до размеров посадочного диаметра бандажа.

2.4.2.13 Запрещается:

- производить насадку бандажа на колесный центр, у которого отверстие ступицы окончательно расточено под запрессовку оси;

- производить насадку бандажа на колесный центр вне производственного помещения.

- искусственное охлаждение бандажа после обжатия прижимного бурта, а также его перемещение за пределы производственного помещения до тех пор, пока температура бандажа не достигнет температуры воздуха в производственном помещении.

2.4.2.14 Обточку и упрочнение бандажей проводят после их естественного остывания до температуры окружающей среды по технологической документации в соответствии с ремонтными чертежами.

2.4.2.15 Перед и после обточки бандажей выкаченной колесной пары должны быть измерены расстояния от внутренних граней бандажей до галтелей буксовых шеек осей под подшипники качения. Разница этих расстояний допускается не более 2,0 мм.

2.4.2.16 Контрольные отметки на бандаже и ободе колесного центра наносят на одной прямой по радиусу колеса.

Контрольная отметка на бандаже в виде от 4 до 5 кернов глубиной от 1,5 до 2,0 мм наносят на расстоянии не менее 10 мм от кромки упорного бурта и располагают на длине 24 мм равными интервалами между кернами. Контрольную отметку на ободе колесного центра в виде канавки глубиной до 1,0 мм, наносят притупленным инструментом. На колесных парах со спицевыми центрами контрольные отметки наносят напротив одной из спиц, на колесных парах с двухдисковыми центрами – напротив прилива с заводской маркировкой центра, а на однодисковых центрах – напротив одного из технологических отверстий.

В формуляр (технический паспорт) колесной пары записывают значение твердости бандажей, указанное в сертификатах.

2.4.2.17 При замене одного бандажа подборку твердости производят по данным формуляра (технического паспорта) колесной пары и сертификата. В случае отсутствия в формуляре (техническом паспорте) ко­лесной пары данных о твердости незамененного бандажа твердость вновь насаживаемого бандажа должна быть от 285 до 293 единиц НВ.

Наши рекомендации