Ii в i; iv в iii; vi в v; vii в i
Главные трезвучия лада
Трезвучиеэто аккорд состоящий из 3 звуков расположенных по терциям.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада I, IV, V называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.
На I ст. тоническое (Т). В мажоре пишется Т53, в миноре пишется t53
На IVст. субдоминантовое (S). В мажоре пишется S53, в миноре пишется s53
На Vст.доминантовое (D). В мажоре пишется D53, в миноре пишется d5
20.Расположение главных трезвучий лада и их обращений в ладу Квартсекстаккорды (64) V I II
Секстаккорды (6) III VI VII
Трезвучия (53) I IV V Т S D
21.Разрешение главных трезвучий лада.
Каждое из главных трезвучий имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонические аккорды по ладовому тяготению: общий с тоническим трезвучием звук остается на месте, два других переводятся на секунду ( от S- вниз, до D – вверх)
Аккорд. Трезвучие.
Аккорд- созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые можно расположить по терциям. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук прима или основание, средний терцияили терцовый звук, верхний квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям это основной вид трезвучия.
23.Виды трезвучийРазличают 4 основных вида трезвучий:
Мажорное (или Большое, Б53) состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.
Минорное(или малое, м53) состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5. Уменьшённое (ум53) состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5. Увеличенное(ув53) состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.
Мажорное и минорное трезвучия консонирующие, а увеличенное и уменьшённое диссонирующие.
24.Обращения трезвучий.Обращение трезвучия перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего звука аккорда на октаву вниз. Трезвучие имеет 2 обращения: Секстаккорд (6) первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту. Квартсекстаккорд (64) второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название. Крайние звуки образуют сексту
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. 3 класс Вариант 1
а). Напишите гамму Ре мажор
б). Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени.
в). Сделайте опевание устойчивых ступеней
г). Постройте главные трезвучия лада и их обращения
д). Постройте обращения главных трезвучий тональности РЕ мажор и разрешите их
1. РЕ мажор Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней Главные трезвучия лада и их обращения I - III - V I III V Т
2.Каким мажорным тональностям принадлежат данные знаки, если известно, что последний диез всегда относится к VII ступени лада, а предпоследний бемоль к I ступени (тонике)... мажор.мажор
3.Напишите три вида си минора Си минор натуральный, Си минор гармонический, Си минор мелодический
4.Подпишите все интервалы. Обведите диссонансы
5.Ответьте на вопросы:1. В какой интервал превратится при обращении чистая кварта (ч.4)? 2. На каких ступенях мажора можно построить большие терции? 3. Между какими ступенями натурального минора расстояние полутон? 4 Как называется аккорд, состоящий из кварты и терции? 5. Из каких терций состоит мажорное трезвучие? 6 Какая тональность является параллельной для ми минора? 6. Разрешите данные интервалы, соблюдая законы тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые Фа диез минор 7. Определите мажорную тональность по ключевым знакам и постройте интервальную последовательность 8. Впишите нужные номера ступеней в пустые клеточки таблицы Квартсекстаккорд (64) V Секстаккорд(6) VI Трезвучие (53) I V Т S D 9. Постройте аккорды от звука ФА Б6 М53 М64 Ув.53 10. Подпишите аккорды и укажите ступени, на которых они построены ре минор 13
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. 3 класс Вариант 2
а). Напишите гамму Ля мажор
б). Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени.
в). Сделайте опевание устойчивых ступеней
г). Постройте главные трезвучия лада
д). Постройте обращения главных трезвучий тональности Ля мажор и разрешите их Ля мажор Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней Главные трезвучия лада I - III - V I III V Т
2.Каким мажорным тональностям принадлежат данные знаки, если известно, что последний диез всегда относится к VII ступени лада, а предпоследний бемоль к I ступени (тонике).. мажор мажор
3.Напишите три вида минорных гамм Ре минор натуральный Ре минор гармонический Ре минор мелодический минор мелодическийнор
4. Подпишите все интервалы. ДИССОНАНСЫ раскрасьте чёрным цветом. 5.Ответьте на вопросы: 1. В какой интервал превратится при обращении большая секста (б.6)? 2. На каких ступенях мажора можно построить чистые кварты? 3. Между какими ступенями натурального мажора расстояние равно полутону? 4 Какой аккорд состоит из терции и кварты? 5 Из каких терций состоит минорное трезвучие? 6 Какая тональность является параллельной для си минора? 6. Разрешите данные интервалы, соблюдая законы тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые 7. Определите МИНОРНУЮ тональность по ключевым знакам и постройте интервальную последовательность 8. Впишите нужные номера ступеней в пустые клеточки таблицы.Квартсекстаккорды V Секстаккорды VI Трезвучия I V Т S D 9. В данной аккордовой последовательности обведи все секстаккорды. 10. Подпишите аккорды, указывая ступени, на которых они построены Фа мажор