Понятие, предмет, методы и принципы информационного права

Понятие и классификация информации

Под термином "информация" в разное время скрывались разные значения. Длительное время под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова информация это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо..

Информация классифицируется по:

а) по роли в правовой системе:

1) Правовая информация, которая разделяется на:

· нормативную правовую информацию (создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах);

· ненормативную правовую информацию (создается в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности).

К ненормативной правовой информации можно отнести общую информацию о состоянии законности и правопорядка, информацию о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах, информацию, связанную с раскрытием и расследованием правонарушений (криминологическая, криминалистическая, судебно-экспертная, оперативно-розыскная).

2) Неправовая информация.

б) по степени доступности:

1) Открытая информация.

К открытой можно отнести информацию как объект гражданских прав; массовую информацию; информацию о выборах, референдумах; официальные документы и др.

2) Информация ограниченного доступа.

К информации с ограниченным доступом относятся государственная и служебная тайна, секреты производства и коммерческая тайна, персональные данные, врачебная, адвокатская, нотариальная тайна и др.

Информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования.

1. Идеальность и несамостоятельность информации. Пока информация в памяти человека, она идеальна, в случае переноса на материальный носитель информация не материализуется, она остается идеальной для субъектов ее использующих. Является материальным лишь носитель информации. Несамостоятельность информации проявляется в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя.

2. Неисчерпаемость информации проявляется в том, что информация при ее передаче может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной.

3. Признак преемственности информации проявляется в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательных характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне.

4. Трансформируемость информации означает возможность передавать одно и то же содержание в разной форме и при различных способах предъявления.

5. Универсальность информации проявляется в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности.

6. Комплексное качество информации характеризует соответствие информации потребностям системы по следующим параметрам: адекватность, достоверность, полнота, избыточность, доступность и ценность информации.

Данные юридические свойства информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений.

Понятие, предмет, методы и принципы информационного права

Понятие "информационное право" появилось сравнительно недавно и трактуется различными учеными юристами по-разному. Однако в основу всех определений положен принцип предметной области информационного права, по отношению к которому или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

В информационном праве основным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, является информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте.

Информационное право — это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов.

Предметом информационного права являются общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность и специфика информации приводят к необходимости применять в информационном праве как диспозитивные, так и императивные методы в зависимости от вида и назначения информации.

Императивные методы – это методы права, которые основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения.

К императивным методам относятся:

1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);

2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (обозначаются деяния, представляющие собой информационные нарушения).

Диспозитивные методы – это методы права, которые основываются на равенстве участников правоотношений и на их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения в информационном праве.

К диспозитивным методам относятся:

1)метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);

2)метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);

3)метод рекомендаций, заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации);

4) метод поощрений, при этом законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель поведения.

Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного права.

1.Принцип приоритетности прав личности — органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2.Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом.

3.Принцип запрещения производства и распространения информации вредоносной и опасной — запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может привести к нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только законодательно.

4.Принцип свободного доступа к не ограниченной законом информации. Ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5.Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям.

6.Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь.

7.Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

8.Принцип оборотоспособности информации. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

9.Принцип распространяемости информации означает, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без изменения ее содержания.

Наши рекомендации