Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархичес­кий Фасетный Возможность вы­деления общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, вы­сокая информацион­ная насыщенность Гибкость системы, удобство использова­ния, возможность ог­раничения количест­ва признаков без ут­раты достаточности охвата объектов При большой глубине: чрезмерная громозд­кость, высокие затраты, иногда необоснованные, трудность применения При небольшой глубине: информационная недо­статочность, неполный охват объектов и при­знаков Невозможность вы­деления общности и раз­личий между объектами в разных классифика­ционных группировках

В этом случае можно говорить о системе классифика­ции как совокупности методов и правил классификации, ее результатов.

Правила классификации предназначены для выбора раз­новидностей метода и признаков, по которым осуществля­ется деление множества на подмножества. Важнейшим пра­вилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимос­ти от ее целевого назначения.

Назовем правила классификации объектов при иерар­хическом методе:

1. Деление множества следует начинать с наиболее об­
щих признаков.

2. На каждой ступени можно использовать только один
признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3. Разделение объектов должно осуществляться после­
довательно от большего к меньшему, от общего к частному.



Глава 2. Методы товароведения

Кодирование товаров — методы, классификаторы




Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации - student2.ru 4. Необходимо установить оптимальное число призна­ков, ступеней и глубины.

Рассмотренные методы классификации широко ис­пользуются в товароведении при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т. п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно. Пример совместного ис­пользования иерархического и фасетного методов при­веден ниже (см. с. 45).

Кодирование товаров

Кодирование— образование и присвоение кода клас­сификационной группировке и/или объекту классифика­ции.

Код— знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объ­екта классификации.

Целью кодирования является систематизация объек­тов путем их идентификации, ранжирования1 и присвое­ния условного обозначения (кода), по которому можно най­ти и распознать любой объект среди множества других.

Необходимость в кодировании товаров и других объек­тов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением элек­тронно-вычислительной техники. В результате расшири­лось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.

Присвоение кодов осуществляется на основе опреде­ленных правил и методов. Правила кодирования:

код должен иметь определенную структуру построения;

код может быть выражен с помощью различных, зара­нее обусловленных знаков;

код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.

Структура кода состоит из следующих элементов: ал­фавита, основания, разряда и длины.

Алфавит кода — система знаков, принятых для образо­вания кода.

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации - student2.ru 1 Ранжирование — установление определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости.

В качестве алфавита для кодов наиболее часто приме­няют цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода — алфавит кода, зна­ками которого являются цифры. Например, консервам «Мо­локо сгущенное» Общероссийским классификатором про­дукции присвоен код 67.

Буквенный алфавит кода — алфавит кода, зна­ками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, по ОКСТу классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой про­мышленности — Н.

Буквенно-цифровой алфавит кода — алфа­вит кода, знаками которого являются буквы алфавитов ес­тественных языков и цифры. Например, свежие плоды име­ют код СЗ, а овощи — С4.

Штриховой алфавит кода — алфавит кода, зна­ками которого являются штрихи и пробелы, ширина кото­рых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяе­мые в международной практике. Более подробно о их рас­шифровке см. с. 250.

Число знаков в алфавите кода называется основанием кода.

Последовательность расположения знаков в коде опре­деляется его разрядом.

Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каж­дый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смы­словую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, ру­лонная, массой 1 м2 60 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означа­ет, что это продукция целлюлозно-бумажной промышлен­ности.

Условное обозначение в структуре кода — это цифра, буква, штрих или пробел. Пробел — определенное рассто­яние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), кото­рое выполняет разделительную функцию и/или выражен­ное в мм может означать число. В приведенном выше при­мере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разде­ляют знаки (54 — продукция целлюлозно-бумажной про­мышленности, 3121 — бумага и ее общая характеристика, 1211 — частные признаки бумаги). В штрих-кодах цифро-



Глава 2. Методы товароведения

Кодирование товаров — методы, классификаторы




Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации - student2.ru вую информацию несут ширина штрихов, пробелов и циф­ры внизу.

Структура кода характеризуется также длиной.

Длина кода — число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание — 12. Таким образом, длина (Дл) отличается от основания (Ос) количеством пробелов (Кп)

Дл = Ос — Кп.

Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода. Пример расчета контрольного числа в штри­ховых кодах EAN приведен в приложении 1.

Кодирование товаров и других объектов осуществля­ется несколькими способами, являющимися разновидностя­ми метода кодирования. К ним относятся порядковый, се­рийно-порядковый, последовательный, параллельный. Пос­ледние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с раз­новидностями метода классификации. Эти связи показаны на рис. 4.

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации - student2.ru

Порядковый метод кодирования— образование и при­своение кода из чисел натурального ряда. Примером по­рядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т.п. Это самый простой и распространенный метод кодирова­ния, не требующий определенных знаний в этой области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, клас­сифицированных по одному или нескольким обусловлен-

ным или случайным признакам. Например, студенты в груп­пе кодируются по алфавиту первых букв; остальные при­знаки (возраст, пол, уровень подготовки и т. п.) случайны.

Серийно-порядковый метод кодирования— образова­ние и присвоение кода из чисел натурального ряда, за­крепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номе­ров определенной группе товаров. Например, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша.

Последовательный метод кодирования— образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последо­вательно расположенных подчиненных группировок, полу­ченных при иерархическом методе классификации.

Для этого метода характерны все преимущества и недо­статки иерархического метода классификации. Главными до­стоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков.

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации - student2.ru

Параллельный метод кодирования— образование и присвоение кода классификационной группы и/или объек-

Последовательный метод кодирования может быть про­иллюстрирован на примере группы «Материалы лакокра­сочные», которая подразделяется на подгруппы и виды по взаимосвязанным признакам (ниже приводится часть груп­пы из ОКП):



Глава 2. Методы товароведения

Кодирование товаров — методы, классификаторы




Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации - student2.ru та классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классифи­кации.

При достаточно высокой степени упорядочения незави­симость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различия признаков. Однако для этого метода кодирования возможна любая, заранее обусловленная ем­кость классифицируемых объектов и позиций. Примером параллельного метода кодирования может служить деле­ние продукции на подвиды вассортиментной части ОКП.

Каждому методу присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов коди­рования представлен в табл. 2.

Таблица 2

Наши рекомендации