Ардатовского муниципального района
Ардатовского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
"Центр дополнительного образования детей"
СОГЛАСОВАНО
_________________
Директор МБОУ ДО
"Центр дополнительного
образования детей"
Е.А. Жилочкина
Программа
деятельности районной детской
общественной организации "Флагман"
"Паруса Детства"
(Срок реализации: 2015-2020гг., возраст детей: с 8 лет)
Автор - составитель: Е.В.Белова,
методист МБОУДО ЦДОД
Ардатов, 2015 год
Информационная карта
Полное название программы | Программа деятельности районной детской общественной организации "Флагман" "Паруса Детства" |
Автор-составитель программы | Е.В.Белова, методист МБОУДО ЦДОД |
Руководитель программы | Е.В.Белова, методист МБОУДО ЦДОД |
Место реализации программы | Ардатовский район |
Сроки реализации программы | 2015-2020 гг. |
Цель программы | Содействие развитию детского движения в Ардатовском районе. |
Задачи программы | - стимулировать инновационную, проектную, социально-значимую деятельность лидеров, руководителей и членов ДОО, - продолжить развитие волонтёрского движения, направленного на формирование здорового образа жизни, - формировать стремление детей к постоянному поиску и самосовершенствованию, - создать условия для социального творчества детей через многообразные формы деятельности, - использовать возможности СМИ, социальных сетей для информационной поддержки и PR-сопровождения деятельности детских общественных объединений. |
Ожидаемые результаты | 1. Усиление роли Совета районной организации, Советов детских объединений в руководстве деятельностью детск5ой общественной организации. 2. Повышение роли Школы будущих лидеров в подготовке лидеров. 3. Успешная реализация социальных проектов, укрепление сотрудничества с социальными партнёрами. 4. Укрепление позиций детских объединений в образовательных учреждениях. 5. Развитие сложившихся традиций, появление новых традиций Организации, пополнение рядов членов организации. 6. Успешная деятельность тимуровских отрядов, волонтёрских групп. 7. Наличие системы полноценной, качественной информации о деятельности и перспективах развития Организации. |
Специализация программы | Социально - педагогическая |
Общее количество участников программы |
Символика:
Кораблик с тремя парусами, трехцветный галстук, эмблема.
Девиз: «За Родину, Добро и Справедливость!»
Песня:«Ты да я, да мы с тобой»
Заповеди:
1. Раскрой себя в любой инициативе.
2. Помни, что сила твоя, ценность для тебя и окружающих – это твоё стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.
3. Не замыкайся на себе и на своём коллективе, найди доступное поле социальной деятельности.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.
Традиционные дела:
- 19 мая – районный слет детских общественных объединений,
- Районный конкурс «Вожатый года»,
- Тимуровское движение,
- Конкурс социальных проектов,
- Конкурс «Новое поколение XXI века»,
- Фестиваль «Детство без границ»
I. Пояснительная записка
"Всё начинается с детства" - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Каждый ребёнок стремится к общению, взаимодействию и взаимопониманию с теми, кто разделяет его интересы и занимается той деятельностью, которая наиболее близка ему по духу, отвечает его возможностям и склонностям.
Это стремление выливается в потребность организации детских общественных объединений. Детские общественные объединения, во – первых, – одна из структур в многообразии детских объединений; основа детского движения, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогическая организованная среда жизнедеятельности ребёнка, источник его личностного развития; педагогически преобразованный социум, ближайшее окружение ребёнка; во – вторых, - возможный элемент воспитательных систем государственных образовательных учреждений, составляющих воспитательное пространство; в–третьих, - самостоятельная специфическая воспитательная система, влияющая на воспитательное пространство конкретного социума.
Исходя из этого, целесообразно определить основополагающие принципы программы:
- добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- открытость и гласность;
- осознания цели и значения деятельности для личного саморазвития;
- передача и усвоение детьми социального опыта, которые должны осуществляться через совместную деятельность детей (детей и взрослых);
- обеспечение связей детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности.
Согласно этому, деятельность общественного детского объединения является созидательной, обеспечивает включение ребёнка в реальные, социально - значимые отношения с окружающим миром. В процессе этих отношений и происходит познание ребёнком самого себя, самореализация и саморазвитие.
В Ардатовском районе на начало 2000 года насчитывалось 26 детско – юношеских организаций. Такое достаточно большое количество детских общественных объединений в районе потребовало создания районной детской организации. Районный слет детских и пионерских объединений и организаций, состоявшийся 19 мая 2001 года, стал датой и местом рождения районной детской общественной организации "Флагман".
Районная организация "Флагман" сегодня это:
- средство социализации ребёнка в различных сферах жизнедеятельности;
- возможность детей продемонстрировать свою уникальность;
- реальные, полезные для детей и общества дела;
- разнообразный, развивающий досуг;
- закладка основ дел и традиций для молодежной организации района.
Деятельность районной детской общественной организации "Флагман" основана на следующих нормативно-правовых документах:
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
2. Конституция Российской Федерации. (12 декабря 1993г)
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ (ред. от 23.07.2014г) "Об образовании"
4. Федеральный закон от19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. От 21.07.2014г.) "Об общественных объединениях".
5. Указ президента РФ от 01.06.2012г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
6. Государственная программа "Развитие образования Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года".
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013г. "Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях"
Детские объединения стремятся к сотрудничеству, взаимодействию между собой и ученическим самоуправлением, росту авторитета в обществе, расширению взаимодействия в социуме, реализуют собственные инициативы. Но на современном этапе перед детскими объединениями встают ещё более сложные задачи. В связи с этим работа Организации должна корректироваться, наполняться новым содержанием с учётом новых требований времени, меняющейся ситуации в развитии современного общества.
Всё это было учтено на внеочередном Совете организации в октябре 2015г. и обусловило написание новой программы деятельности. Работа на основе программы позволяет учитывать диапазон интересов и потребностей детей с учетом возрастных особенностей участников программы. Наличие программы деятельности позволяет, во – первых, увидеть конкретный результат организации, во – вторых, быстро реагировать на изменение в социальной политике и экономической жизни общества.
Данная программа на современном этапе исполняет роль «объединителя» детских общественных объединений района с различными направлениями деятельности, является действенным средством их дальнейшего развития, обогащения опытом. Особенность данной программы заключается и в том, что она направлена на разновозрастный коллектив, в котором каждый его член может совершенствовать свое мастерство. Образовательный компонент программы рассчитан на детей в возрасте 13-15 лет, лидеров детских общественных объединений.
Программа "Парус Детства" является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по следующим основным проектным линиям:
- Проектная линия "Парус Мечты" (развитие патриотических взглядов и убеждений, формирование активной гражданской позиции),
- Проектная линия "Парус Счастья" (развитие игровых технологий, волонтёрство),
- Проектная линия "Парус Надежды" (экологическое, формирование разумного образа жизни),
- Проектная линия "Парус Желаний" (укрепление самоуправленческих начал, подготовка лидеров, информационная поддержка и PR-сопровождение деятельности детских объединений).
Данные проектные линии отражают основные приоритеты муниципальных программ "Развитие образования Ардатовского муниципального района Нижегородской области на 2015-2017 годы" и "Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан в Ардатовском муниципальном районе на 2014-2016 годы".
Актуальность выбранных направлений не случайна. Итоги анкетирования, проведенного среди школьников района, показали, что учащиеся при организации деятельности отдают предпочтение досуговому направлению - 51%, второе место занимает экологическое – 32%, третье – патриотическое – 17%. Досуговое направление, реализуемое через игровую деятельность, предполагает волонтёрскую деятельность. В программе также уделяется место формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью, профилактике асоциального поведения. Образовательное направление программы - обучение актива - способствует формированию активной жизненной позиции, развитию лидерских качеств, вырабатывает стремление к дальнейшему личностному росту.
Проектные линии реализуются через систему районных мероприятий, КТД, игр, конкурсов, викторин, праздников, образовательное направление – через учебные занятия в школе будущих лидеров. Особое место отводится технологии социального проектирования, позволяющего детским общественным объединениям действовать по всем направлениям программы, принося пользу обществу.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что развитие лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота о своем здоровье и здоровье окружающих помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.
Цель программы -содействие развитию детского движения в Ардатовском районе.
Задачи программы:
- стимулировать инновационную, проектную, социально-значимую деятельность лидеров, руководителей и членов ДОО,
- продолжить развитие волонтёрского движения, направленного на формирование здорового образа жизни,
- формировать стремление детей к постоянному поиску и самосовершенствованию,
- создать условия для социального творчества детей через многообразные формы деятельности,
- использовать возможности СМИ, социальных сетей для информационной поддержки и PR-сопровождения деятельности детских общественных объединений.
Ожидаемые результаты
1. Усиление роли Совета районной организации, Советов детских объединений в руководстве деятельностью детск5ой общественной организации.
2. Повышение роли Школы будущих лидеров в подготовке лидеров.
3. Успешная реализация социальных проектов, укрепление сотрудничества с социальными партнёрами.
4. Укрепление позиций детских объединений в образовательных учреждениях.
5. Развитие сложившихся традиций, появление новых традиций Организации, пополнение рядов членов организации.
6. Успешная деятельность тимуровских отрядов, волонтёрских групп.
7. Наличие системы полноценной, качественной информации о деятельности и перспективах развития Организации.
Содержание программы
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:
- 1 этап – подготовительный,
- 2 этап - основной,
- 3 этап - итоговый.
На первом этапе дети знакомятся с программой. Изучаются интересы детей, мотивы, способности, выявляются творческие наклонности. Совместно с детьми раскрывается содержание направлений работы, выясняется их актуальность и необходимость. В результате у них появляется интерес к познанию выбранной темы, возникает потребность в активной деятельности, в решении актуальных проблем. На заседании Совета происходит сверка численного состава, распределение поручений, разработка положений. Начинается работа Школы будущих лидеров.
На втором этапе лидеры организаций проходят обучение в школе будущих лидеров. Через участие в различных проектах, конкретных делах происходит их личностный рост, постепенно формируются духовно-нравственные ценности, желание и готовность сделать что-то доброе для себя, для людей, природы, Отечества, проводятся конкретные мероприятия.
На третьем, заключительном этапе, школьники становятся организаторами различных дел по направлениям деятельности, анализируют и оценивают собственную деятельность. У ребят развиваются инициатива, организаторские способности, лидерские качества. Деятельность районной детской общественной организации становится значимой в районе.
Содержание деятельности по программе определяется направленностью на общественно значимую деятельность, вариативность в выборе форм деятельности, учётом интересов детей.
1. Проектная линия "Парус Мечты"
Цель – воспитание у подрастающего поколения социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:
1. Формировать в сознании детей уважительное отношение к государственным символам, историческому прошлому России, традициям родного края;
2. Содействовать развитию тимуровского движения;
3. Внедрять в деятельность детских общественных объединений технологию социального проектирования.
Ожидаемые результаты:
1. Принятие и утверждение в сознании и действиях детей позиции «Я – гражданин».
2. Практическая помощь пожилым людям, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и труда.
3. Забота о малышах, помощь детям – сиротам, детям – инвалидам.
4. Активизация деятельности детей по решению социально – значимых проблем.
Традиционные мероприятия:
-районный слет детских и пионерских объединений и организаций, торжественный приём в районную детскую общественную организацию "Флагман",
-акция "Дети – ветеранам",
-встречи с ветеранами войны, труда, тружениками тыла,
-районная викторина "Моя глубинка",
-пост у Вечного огня,
-вахта Памяти у памятника "Неизвестный солдат",
-уход за захоронениями воинов, памятниками и обелисками,
-социальное проектирование,
- деятельность тимуровских отрядов,
-конкурсы прикладного, изобразительного творчества,
-краеведческий поиск, помощь районному краеведческому музею,
-исследовательская деятельность,
-районная акция "Знаменательные и памятные даты",
- фотоконкурсы.
2. Проектная линия "Парус счастья"
Цель – познание детьми окружающего мира через игровую деятельность.
Задачи:
1. Раскрыть творческие, интеллектуальные, физические способности каждого ребенка через организацию игровой, досуговой деятельности;
2. Сплотить детский коллектив, через межличностное общение сверстников, младших и старших, детей и взрослых в процессе игры;
3. Создать единый банк игровых программ районной детской общественной организации.
Ожидаемые результаты:
1. Самореализация и самосовершенствование личности в игровой деятельности, развитие самостоятельности у детей.
2. Укрепление дружбы и взаимопонимания между членами детского объединения, детскими объединениями района.
3. Разработка новых игровых программ, конкурсов, состязаний.
Традиционные мероприятия:
- акция "Дети - детям",
- благотворительный проект "Завтра в школу",
- международный день защиты детей,
- районные конкурсы "Звёздочки глубинки", "Созвездие талантов",
- деятельность тимуровских отрядов,
- традиционные праздники, концерты, конкурсы,
- развлекательные программы,
- социальное проектирование.
3. Проектная линия "Парус надежды"
Цель – формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса у детей к изучению природы, истории, культуры, традиций, народных обычаев и фольклора родного края.
2. Развить навыки и умения агитационно – пропагандистской, природоохранной и исследовательской деятельности.
3. Формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью, пропагандировать здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Активизация участия детей в экологически – ориентированной деятельности.
2. Решение своими силами экологических проблем малой родины.
3. Повышение уровня экологической культуры.
4. Пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Традиционные мероприятия:
- акция "Поможем птицам",
- акция "Марш парков",
- учебно-исследовательская деятельность,
- районный конкурс "Увлекательная экология",
- социальное проектирование,
- выставка поделок из природного материала "Эко - дизайн",
- конкурс "Вторая жизнь растений",
- волонтерское движение,
- акции "За здоровый образ жизни",
- акция "Фанта» - стическое лето",
- районный велопробег "Будущее стартует здесь",
- акция "Лыжня здоровья".
4. Проектная линия "Парус желаний"
Осуществляется в рамках районной школы будущих лидеров. Также в каждом детском объединении должна функционировать Школа актива, в которой обучаются категории актива, необходимые конкретному детскому объединению.
Цель – подготовка лидеров детских общественных объединений и организаций, органов ученического самоуправления школ района.
Задачи:
1. Обучить лидеров организаторским знаниям, умениям и навыкам;
2. Развить коммуникативные способности лидеров;
3. Привить вкус к творчеству и инициативе;
4. Создать сплочённый актив лидеров района.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения дети должны | |
Знать: | Уметь: |
- Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка, - Основные документы детского общественного объединения, органа ученического самоуправления, - Основы коллективного планирования, коллективной творческой деятельности, социального проектирования, - Слагаемые организаторской работы и техники, - Личностные качества лидера и его взаимоотношения с группой, - Тексты орлятских песен. | - Разделять понятия самоуправление в ДОО и ученическое самоуправление, - Планировать свою деятельность и деятельность объединения, - Определять и развивать лидерские качества в себе, - Организовывать свою деятельность и деятельность других людей, - Организовывать и проводить массовое мероприятие, - Оформлять летопись ДОО |
К концу второго года обучения дети должны | |
Знать: | Уметь: |
- Основные положения ФЗ РФ «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», - Программы СПО ФДО, - Отличительные особенности самоуправления в ДОО и ученического самоуправления, - Стили работы лидера, принципы общения, - Смысл и цели волонтерского движения, - Основы проведения социологических опросов, интервью, интерактивной техники «Форум – театр», - Делопроизводство. | - Строить работу органов самоуправления ДОО и ученического самоуправления, - Планировать деятельность ДОО методом коллективного планирования, - Проводить общие собрания, - Организовать и провести КТД, - Устанавливать и поддерживать контакт в группе, посредством коммуникативных умений, - Разработать и реализовать социальный проект, - Проводить социологический опрос, интервью, - Составлять протокол, план работы, списки членов организации. |
Занятия в районной школе будущих лидеров рассчитаны на 2 года обучения детей в возрасте 13-15 лет, проводятся в МБОУ ДО "Центр дополнительного образования детей" один раз в месяц. Длительность занятий – 2 академических часа с перерывом в 10 минут. Каждое занятие в школе является комплексным, включающим вопросы теории и практики.
Основными формами и методами деятельности на занятиях являются: объяснение, рассказ, беседа; деловые, ролевые игры, тренинги; тестирование, анкетирование, социологический опрос; акции, социальное проектирование, разучивание песен и другие.
Формы подведения итогов: опрос, зачет, наблюдение, анализ.
Диагностика: успехи и достижения ребят заносятся в личный дневник, в конце каждого занятия заполняется мониторинг – карта, позволяющая диагностировать деятельность школы актива в целом. Руководитель также дает оценку участия ребенка на занятии в цветовом выражении. Красный жетон – активность, лидерство; желтый – творчество и фантазия; зеленый – организованность, дисциплина.
Учебно-тематический план работы районной школы будущих лидеров
Первый год обучения
Раздел | Тема | Количество часов: | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | План работы школы будущего лидера | 0,5 | 0,5 | |
Нормативно-правовые основы | Конвенция ООН о правах ребенка. Документы детского/молодежного общественного объединения, органа ученического самоуправления | |||
Основы организаторской деятельности | Самоуправление в детском и молодежном общественном объединении. Ученическое самоуправление | |||
Коллективное планирование | ||||
Коллективная творческая деятельность | 0,5 | 1,5 | ||
Лидер | ||||
Социальное проектирование | ||||
Копилка лидера | Организаторская техника | - | ||
Летопись объединения | - | |||
Песенный практикум | - | |||
ИТОГО: |
Второй год обучения
Раздел | Тема | Количество часов: | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | План работы школы будущего лидера | 0,5 | 0,5 | |
Нормативно-правовые основы | ФЗ РФ "Об общественных объединениях". ФЗ РФ "О государственной поддержке молодёжных и детских объединений". Программное обеспечение деятельности общественных объединений | - | ||
Основы организаторской деятельности | Самоуправление в детском и молодежном общественном объединении. Ученическое самоуправление | |||
Коллективное планирование | ||||
Коллективная творческая деятельность | - | |||
Лидер | ||||
Социальное проектирование | - | |||
Волонтерское движение | - | |||
Копилка лидера | Социологический опрос, интервью | - | ||
Интерактивная техника «Форум-театр» | - | |||
Делопроизводство | - | |||
ИТОГО: |
Образовательное направление программы состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет.
Первый раздел "Введение" знакомит детей с содержанием работы районной школы будущих лидеров.
Второй раздел "Нормативно – правовые основы" направлен на ознакомление школьников с документами, определяющими статус, понятие, организационно – правовые формы, права и обязанности детского общественного объединения, органов ученического самоуправления; с государственной политикой в области поддержки и развития детского общественного движения; на расширение знаний о программном обеспечении детского движения на современном этапе.
Третий раздел "Основы организаторской деятельности" помогает будущему лидеру разбираться в вопросах планирования, социального проектирования, самоуправления, организации КТД, волонтёрского движения; развивает организаторские способности, лидерские качества, информирует о психологических аспектах лидерства.
Четвертый раздел "Копилка лидера" формирует умения лидеров в проведении социологического опроса, интервью, интерактивных техник; помогает в приобретении знаний делопроизводства, написания летописи объединения; способствует реализации творческого потенциала личности.
Первый год обучения
Й раздел «Введение»
1 тема «План работы школы будущего лидера».
Теория – Знакомство с планом работы школы будущего лидера.
Практика – Игры на знакомство. Мозговой штурм "Чем бы я хотел заняться в школе будущих лидеров". Тест "Лидер ли я? "
Й раздел «Копилка лидера»
1 тема "Организаторская техника".
Практика – Особенности работы над сценарием (формы сценарного плана, структура сценария). Организационное обеспечение мероприятия. Деловая игра "Фирма".
2 тема "Летопись объединения".
Практика – Методы и формы создания летописи. Оформление летописи.
3 тема "Песенный практикум".
Практика – Разучивание песен ("Кораблик детства", "Вожатский вальс", "У берега моря", "Алые паруса", "А все кончается", "Ты да я", "Все расстояния").
Второй год обучения
1-й раздел "Введение"
1 тема "План работы школы будущего лидера".
Теория – Знакомство с планом работы школы будущего лидера второго года обучения.
Практика – Мозговой штурм "Чем бы я хотел заниматься в школе будущих лидеров". Тест "Лидер ли я? ". Сравнение результатов с прошлогодним тестированием.
Й раздел «Копилка лидера»
1 тема "Социологический опрос, интервью".
Практика – Методика проведения социологических опросов, интервью. Проведение интервью, социологических опросов среди учащихся, жителей района.
2 тема "Интерактивная техника "Форум-театр".
Практика – Проведение форум-театра"Скажи сигарете нет!"
3 тема "Делопроизводство".
Практика – Основные документы детской организации. Протокол, список членов, план работы – оформление.
Первый год обучения
Раздел | Тема | Форма занятия | Приемы и методы организации | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
«Введение» | План работы школы будущего лидера | Учебное занятие | Рассказ, беседа, тестирование, мозговой штурм, игра | План работы, тесты "Лидер ли я? " по количеству участников | Тетради, ручки | Анализ теста, мозговой штурм "Чем бы я хотел заниматься в школе будущих лидеров" |
Нормативно-правовые основы | Конвенция ООН о правах ребенка Документы детского/молодежного общественного объединения, органа ученического самоуправления | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра, объяснение | Конвенция ООН о правах ребенка, карточки игры "Правовое лото", презентация "Конвенция" Устав ДОО, Положение об органе УСУ, презентация "Документы ДОО и УСУ" | мультимедийный комплекс, ватман, маркеры, скотч, тетради, ручки, | Опрос |
Основы организаторской деятельности | Самоуправление в детском и молодежном общественном объединении. Ученическое самоуправление | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра | Устав ДОО, Положение об органе УСУ, карточки "Функции органов самоуправления в ДОО", "Функции органов УСУ", презентация "Самоуправление" | Листы бумаги, маркеры, фломастеры, мультимедийный комплекс | Опрос, анализ игры |
Коллективное планирование | Учебное занятие | Рассказ, беседа, мозговой штурм | Презентация "Методы коллективного планирования" | Ватман, маркеры, скотч, мультимедийный комплекс | Опрос | |
Коллективная творческая деятельность | Учебное занятие | Рассказ, беседа, КТД | Презентация "Этапы КТД", раздаточный материал "Этапы КТД", карточки к игре "Организаторское домино" | Тетради, ручки, мультимедийный комплекс | Анализ игры "Организаторское домино" | |
Лидер | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игры на взаимодействие, тренинги, упражнение Джеффа | Плакат "Качества лидера", Словарик лидера, раздаточный материал "Правила организатора", выставка книг на тему "В помощь организаторам школьного самоуправления", грамота – поучения Владимира Мономаха, грамота для каждого стола, тексты песен, презентации | Плакат с высказыванием, магнитофон, часы, альбомные листы, фломастеры, 3 листа в форме сердца, веревка, мел, мультимедийный комплекс | Опрос, анализ игры "Лидер", игр на взаимодействие, тренингов | |
Социальное проектирование | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра | Презентация и раздаточный материал "Этапы социального проектирования", социальные проекты | Тетради, ручки, мультимедийный комплекс | Опрос, анализ игры "Бюро проектов" | |
Копилка лидера | Организаторская техника | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра | Презентация и раздаточный материал "Сценарный план», карточки с надписями к игре "Фирма" | Тетради, ручки, листы бумаги, мультимедийный комплекс | Анализ игры "Фирма" |
Летопись объединения | Учебное занятие | Объяснение, рассказ, демонстрация | Летопись районной ДОО "Флагман", презентация "Создание летописи" | Листы бумаги, фотографии, фломастеры, ручки, клей, ножницы, мультимедийный комплекс | Зачет | |
Песенный практикум | Учебное занятие | Слушание и исполнение песен | Тексты песен, фонограммы | мультимедийный комплекс | Зачет |
Второй год обучения
Раздел | Тема | Форма занятия | Приемы и методы организации | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
«Введение» | План работы школы будущего лидера | Учебное занятие | Рассказ, беседа, тестирование, мозговой штурм | План работы, тесты "Лидер ли я? " по количеству участников, прошлогодний тест | Тетради, ручки | Сравнительный анализ тестов, мозговой штурм "Чем бы я хотел заниматься в школе будущих лидеров" |
Нормативно-правовые основы | ФЗ РФ "Об общественных объединениях". ФЗ РФ "О государственной поддержке молодежных и детских объединений. Программное обеспечение деятельности общественных объединений" | Учебное занятие | Рассказ, беседа | ФЗ РФ "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских объединений, презентация "Законы ФЗ РФ». Программы СПО-ФДО ("4+3", "Игра-дело серьёзное", "Лидер"), программа "Паруса Детства", презентация и раздаточный материал "Структура программы" | Тетради, ручки, мультимедийный комплекс | Опрос |
Основы организаторской деятельности | Самоуправление в детском и молодежном общественном объединении. Ученическое самоуправление | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра | Презентация "Отличия общественного объединения от органа ученического самоуправления" | Два одинаковых комплекта листов 10х12 см. (14 листов - 1 комплект), 2 листа ватмана, клей, скотч, ножницы, маркеры, фломастеры, мультимедийный комплекс | Опрос, анализ игры "Дом самоуправления" |
Коллективное планирование | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра, собрание, мозговой штурм | Плакат " Стрелка планирования", презентация "Коллективное планирование" | Ватманы, маркеры, скотч, мультимедийный комплекс | Опрос, анализ итогов заполнения стрелок планирования | |
Коллективная творческая деятельность | Учебное занятие | Беседа, КТД, мозговой штурм | Презентация "Этапы КТД", литература по темам: "За чистоту русского языка", "Мы – за здоровый образ жизни", "Каникулы - с пользой" | Листы бумаги, ручки, мультимедийный комплекс | Анализ разработанных КТД | |
Лидер | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра, тренинг | Таблица "Стиль работы лидера", выставка книг на тему "Общение", карточки с описанием ситуаций, с названием качеств личности, таблица «Как трактовать поведение», фигурки человечков с описанием стиля работы лидера, презентация "Лидер" | Эпиграф, медиоаппаратура, часы с секундной стрелкой, большое зеркало, листы бумаги, фломастеры, скотч, ручки, ножницы, музыкальное оформление, мультимедийный комплекс | Опрос, анализ игр, тренингов | |
Социальное проектирование | Учебное занятие | Социальное проектирование | Презентация "Этапы социального проектирования", социальные проекты | Ватманы, маркеры, мультимедийный комплекс | Анализ разработанных проектов | |
Волонтерское движение | Учебное занятие | Рассказ, беседа | Всеобщая декларация добровольцев, презентация деятельности волонтерского отряда "Команда МТV" | Тетради, ручки, мультимедийный комплекс | Опрос | |
Копилка лидера | Социологический опрос. Интервью | Учебное занятие | Рассказ, практикум, социологический опрос, интервью | Анкеты, результаты проведенных социологического опроса, анкетирования | Анкеты, ручки | Наблюдение, зачет |
Интерактивная техника «Форум-театр» | Учебное занятие | Рассказ, форум-театр | Сценарий форум-театра "Скажи сигарете – нет! " | Парты, стулья, доска, указка, магнитофон, журналы, пачка сигарет, мультимедийный комплекс | Анализ | |
Делопроизводство | Учебное занятие | Объяснение, рассказ, практикум | Протокол общего собрания, протокол заседания Совета организации, органа УСУ, план работы объединения, органа УСУ, презентация "Оформляем протокол, план" | Формы протоколов, руч< Наши рекомендации
|