Разработка авторских коллекций в небольших бутиках и салонах

Опишем этот процесс на примере салона, специализирующегося на свадебной и вечерней одежде для молодых девушек.

Никаких эскизов серий или линий коллекций в условиях салонов и ателье не делают. Зарисовывают лишь с ведущие или базовые формы, которые определят тенденцию развития моды на ближайшие 1-2 года. Эти модели представляют в графических каталогах или на рекламных стендах, в информационных каталогах для клиентов, в специализированных журналах или в любых других объектах, позволяющих клиенту сориентироваться в вопросах моды, а дизайнеру придерживаться тенденций.

Начинается все с покупки ткани. Ткани никогда не покупаются в больших количествах, максимум – на несколько вещей. Это связано с тем, что,

- во-первых, салон и ателье – форма малого предприятия, способного «обработать» определённое количество моделей. Большие объёмы выпуска, а значит крупные партии тканей, просто не предусмотрены технологическими возможностями малого предприятия;

- во-вторых, ткани, предлагаемые в салонах, должны пользоваться спросом у клиентов, которые, как правило, уже определились с выбором и не хотят «навязанных» идей. Или, напротив, рассматривают салон как определённую форму «психологической помощи» и будут требовать индивидуального общения и персонального решения заявленных проблем. Возможно, что дизайнер ателье уговорит клиента пошить изделие из ткани салона, но, стоит ли это таких усилий?

- в-третьих, салон может иметь специализацию, предполагающую применение дорогих и эксклюзивных тканей: салон свадебной моды, нарядной и праздничной одежды. В этом случае закупки тканей малыми партиями оправданы, т.к. позволяют минимизировать риски при отсутствии сбыта или применении практики договорных цен;

- в-четвёртых, готовые изделия зачастую обильно украшаются вышивками, камнями или жемчугом. А это увеличивает цену и без того не дешёвого изделия.

Для небольшой фирмы и такая трата очень существенна, что уж говорить об оптовых закупках. Все отделочные и прикладные материалы покупаются мелким оптом.

Неразделим от покупки ткани процесс приёма заказов или планирования ассортимент полуфабрикатов.

Приём заказов у клиента осуществляет специалист, он же распределяет заказы среди закройщиков и следит за ритмичностью и своевременностью выполнения работы. Перед тем, как заказ будет принят, с клиентом должен пообщаться дизайнер, который поможет уточнить модельные особенности (фасон) изделия или предложить что-то своё.

Планирование ассортимента полуфабрикатов осуществляется на основе анализа частоты спроса той или иной модели (типового ассортимента) среди заказчиков. Здесь же устанавливается т.н. «ходовой» размер. Изделие-полуфабрикат изготавливается не полностью. Не обработанными оставляют участки модели, регулируемые интервалами приращений к росту или объёму: линии низа изделия или рукава, средний шов брюк и т.п. Если клиент ателье выберет изделие-полуфабрикат, то останется лишь уточнить длину или ширину модели и обработать соответствующие узлы. По времени этот процесс может занять от нескольких минут до нескольких часов, и клиент получит изделие, абсолютно подходящее ему по размеру.

Дальше начинается творческий процесс. Он не такой мучительный, как создание коммерческой коллекции в условиях крупного промышленного предприятия. У малого предприятия нет «заботы» обеспечивать ритмичные поставки одежды в торговые центры и следить за рейтингом продаж. Как правило, салон или ателье работает с сегментом, чьи требования изучены, или специализируется на изделиях стабильного ассортимента.

Технологии и методы разработки изделия в ателье разнообразные:

Ø расчётно-графический метод, применимый для малых партий изделий стабильного спроса и полуфабрикатов

Ø макетно-модельный метод, применимый в процессе исполнения заказа на конкретного клиента

Ø метод макетирования, применимый в разработке моделей эксклюзивного, авторского стиля и реализуемый на манекенах или манекенщицах (манекенщиках) в ходе множественных и длительных примерок.

Очень важен момент примерки, так как в ходе примерок (их обычно две) проверяется не только конструктивно-технологическое соответствие изделия, но и уточняются его декоративно-композиционные признаки. Примерка на клиенте необходима ещё и для того, чтобы расположить элементы декора органично, манекен в этом не всегда может помочь.

Процедура сдачи изделия заказчику так же подвержена определённому порядку: обязательна примерка готового изделия. В общем цикле примерок она третья. Мечта каждого дизайнера, чтобы этот этап прошёл «гладко», т.к. если выявится какой-то недочёт, переделывать придётся уже готовую вещь. Опытный мастер старается все вопросы максимально решить в ходе рабочих примерок. Новичку следует обратить внимание на тщательность осуществления подобного контроля.

В целом успех изготовления и реализации изделия зависит от качества выполнении работы в процессе всего проектного цикла: от беседы с дизайнером и оформления заказа, до вручения готового изделия заказчику. В отличие от промышленного художника, дизайнер в ателье или салоне имеет дело с конкретным человеком, а, значит, обязан применять не только профессиональные компетенции, но и навыки психолога.

Наши рекомендации