Модель 1. Обучение исследованию
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Шаг 1. Столкновение с проблемой.
Шаг 2. Сбор данных - «верификация».
Шаг 3. Сбор данных - экспериментирование.
Шаг 4. Построение объяснения.
Шаг 5. Анализ хода исследования.
Модель 2. Приглашение к исследованию (Д. Шваб)
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.
Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.
Шаг 3. Выделение трудностей учебной) познания как проблемы исследования.
Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
Модель 3. Систематическое исследование (по Микаэлису)
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимся самостоятельно. Реализуется на третьей ступени обучения под руководством научных руководителей — преподавателей вуза и педагогов школы.
Шаг 1. Определение проблемы.
Шаг 2. Выдвижение гипотезы.
Шаг 3. Выбор источников информации.
Шаг 4. Анализ и синтез данных.
Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.
Шаг 6. Интерпретация данных в их соотнесении с социальными, экономическими, политическими и духовными процессами.
Учитывая рассмотренные варианты, мы предлагаем обобщенную поисковую модель урока:
Компонент | Сущность |
Цели | Создание условий для «выращивания» нового знания, получения конкретного образовательного продукта. Организация поисковой учебно-исследовательской деятельности обучающихся |
Предполагаемый результат | Образовательный продукт |
Содержание, возможные методы | Задачи-проблемы, проблемные вопросы. Проблемное изложение, рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, творческие работы, моделирование |
Взаимодействие, связи | Обучающийся — образовательный ресурс |
Деятельность обучающеюся | Поисковая |
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Исследовательские технологии обучения старшеклассников
Окончание таблицы
Компонент | Сущность |
Позиция обучающегося | Исследовательская |
Контроль | По продукту деятельности: анализ письменных текстов, продуктов деятельности |
Тип урока | • .Урок-лаборатория; • урок-экспертиза; • урок — творческий отчет; • урок изобретательства; • урок — «патент на открытие»; • урок открытых мыслей; • урок фантастического проекта; • урок — защита исследовательских проектов; • урок-исследование |
Данная модель может конструироваться учителем в двух вариантах: как организация индивидуальной учебно-исследовательской деятельности и как организация групповой учебно-исследовательской деятельности.
Вариант 2. Организация групповой учебно-исследовательской деятельности
Вариант 1. Организация индивидуальной учебно-исследовательской
деятельности
Компонент | Сущность |
Цели | Создание условий для организации хруплового взаимодействия с целью выполнения учебно-исследовательской работы |
Предполагаемый результат | ЗУН, опыт решения задачи в совместной деятельности, коммуникативная компетентность, образовательный продукт |
Содержание, возможные методы | Задачи-проблемы, проблемные вопросы |
Взаимодействие, связи | Регулярные прямые и обратные связи между всеми субъектами (от 2 до 7 человек) |
Позиция обучающегося | Интерактивная, исследовательская |
Контроль | По продукту деятельности: оценивание проекта, учебного исследования, текстов и т. д. |
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Исследовательские технологии обучения старшеклассников
Окончание таблицы
Компонент | Сущность |
Тип урока | Урок-кооперация; урок выполнения группового проекта; урок выполнения учебно-исследовательской работы |
Важной педагогической проблемой при организации данного типа урока выступает распределение ролей в исследовании. Исследователь-координатор:
1. Задает вопросы по теме.
2. Формулирует, выдвигает гипотезу.
3. Предлагает план исследования и уточняет предмет исследования.
4. Работает с теоретической и справочной литературой для выстраивания аргументации и сбора информации.
5. Сравнивает данные с различных точек зрения.
6. Делает обзор необходимой литературы и анализ текстов (выделение главной мысли, аргументов).
7. Делает обобщения, выводы.
Организатор коммуникации:
1. Задает вопросы по теме.
2. Организовывает и представляет данные в различных форматах с ориентацией на конкретную аудиторию.
3. Интерпретирует различные точки зрения.
4. Выстраивает дискуссию.
5. Аргументированно представляет свою точку зрения.
6. Редактирует текст.
7. Использует различные жанры коммуникации.
Организатор и участник принятия решений:
1. Анализирует конкретные случаи и устанавливает их связь с более общими решениями.
2. Оценивает необходимость и достаточность данных для принятия решения.
3. Принимает решение на основе имеющейся информации.
Дизайнер-оформитель презентации:
1. Оформляет полученные результаты в виде буклета.
Итак, представим этапы технологии с позиции педагога.
Этапы технологии
Этап 1. Выбор темы исследования.
Этап 2. Составление инструкции. Инструкция выдается учащимся за проведение исследования с тем, чтобы они продумали гипотезу и ход исследования. Ответ на каждое задание ученик может написать в этой же инструкции, для чего в ней предусмотрено место. Таким образом, из инструкции в процессе работы получается полноценный отчет.
Этап 3. Проведение работы. Задача учителя сводится к роли наблюдателя и консультанта.
Этап 4. Оценивание работы учащихся. Оценивание работ учащихся проводится по критериям, заранее согласованным с учащимися.
Как выбрать тему исследования?
Данные рекомендации могут быть представлены старшекласснику.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Назовем их условно правилами выбора темы исследования:
1. Тема должна быть вам интересна, должна увлекать вас. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Идея должна быть такой, в которой вы максимально реализуетесь как исследователь, раскроете лучшие стороны своего интеллекта, получите новые полезные знания, умения и навыки. Задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует пони-
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Исследовательские технологии обучения старшеклассников
мать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Источник в сокращении: http://cobr.kts.ru/drevo/col.htm
Приведем примерные темы (по обществоведению):
1. Загадка III тысячелетия - когда же оно началось (в 2000 г., в 2001, 11 сентября 2002)?
2. Актуальные вопросы современности: почему растет актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале XX в.?
3. Новые профессии: чем обусловлено их появление?
Поддержка
учебно-исследовательской
деятельности старшеклассника
Научно-методическое обеспечениеучебно-исследовательской деятельности старшеклассника предполагает реализацию следующих функций: а) трансформация исходного научного предметного материала в соответствии с разобранным целеполаганием исследовательской деятельности учащихся как способа организации образовательного процесса; б) разработка различных форм и способов участия субъектов развития исследовательской деятельности вреализации учебного процесса.
Педагогу необходимо учитывать все факторы, влияющие на эффективность учебно-исследовательской деятельности старшеклассника (факторы выявлены О. Б. Даутовой).
Факторы, влияющие на эффективность учебно-исследовательской деятельности старшеклассника
I.Знание о деятельности и предполагаемом результате
1. Существуют ли стандарты деятельности?
2. Ознакомлен ли ученик с результатом, который от него ожидается, и стандартами деятельности?
3. Считает ли ученик стандарты выполнимыми?
II. Поддержка, оказываемая при выполнении заданий
1. Может ли ученик легко определить действия, приводящие к требуемому результату?
2. Может ли быть задание выполнено без пересечения с другими заданиями?
3. Логичен ли процесс и этапы деятельности?
4. Соответствуют ли деятельности ресурсы (время, источники, информация и др.).
III.Навыки, умения
1. Обладает ли ученик навыками и знаниями, необходимыми для выполнения деятельности?
2. Знает ли ученик, почему эта деятельность важна?
IV. Обратная связь
1. Получает ли ученик информацию о своей деятельности?
2. Информация, которую он получает: точна, своевременна, конкретна, проста для понимания?
V. Индивидуальные способности
1. Пригоден ли ученик для деятельности физически, интеллектуально, эмоционально?
VI. Последствия
1. Поддерживают ли они выполнение ожидаемой деятельности?
2. Оказываются ли последствия имеющими смысл для ученика?
3. Своевременны ли последствия?
Информационно-коммуникативноеобеспечение
Ведущими функциями данного вида обеспечения выступают: а) соорганизация различных типов сообществ но межпрофессиональному и позиционному профилям; б) разработка способов трансляции инновационного опыта; в) разработка различного рода
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
коммуникативных средств (собственно текущая информация, различного рода пособия, нормативные документы и др.).