Оказания услуг в индустрии моды
Учебное пособие
Омск
ОГИС
|
ББК 37.24 я73
С 66
Рецензент –
канд. техн. наук, доцент кафедры СТИЛП О. В. Свириденко
(Омский государственный институт сервиса)
Ответственный за выпуск –
канд. техн. наук, и. о. зав. кафедрой СТИЛП И. В. Алексеенко
(Омский государственный институт сервиса)
Старовойтова, А. А.
С 66Особенности технологий оказания услуг в индустрии моды :учебное пособие /А. А. Старовойтова, Г. М. Андросова, Л. Н. Бодрякова. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2012. – 162 с.
ISBN
Цель данного пособия – изучение особенностей оказания услуг на предприятиях индустрии моды и получение студентами практических навыков, связанных с обработкой швейных изделий и методиками контроля качества этих изделий. В пособии подробно рассмотрены процессы изготовления, ремонта и обновления швейных изделий, виды и методы контроля качества, а также организация подготовительно-раскройного производства и методы обработки основных узлов и деталей одежды.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100.62 Сервис, а также рабочей программой.
Пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 100100.62 Сервис профиля подготовки Сервис в индустрии моды и красоты дневной и заочной форм обучения.
Предисловие, введение, разделы 1–6, заключение, приложения, словарь терминов, алфавитно-предметный указатель написаны А. А. Старовойтовой, раздел 7 подготовлен Л. Н. Бодряковой, раздел 8 – Г. М. Андросовой.
УДК 687.75
ББК 37.24 я73
ISBN
Ó Омский государственный
институт сервиса, 2012
Оглавление
Предисловие.…………………………………………………….. | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. | |
1. Подготовительно-раскройное производство предприятий индустрии моды………………………. | |
1.1. Организация технологического процесса подготовки материалов к раскрою……………………………………………… | |
1.1.1. Особенности конструкторско-технологической подготовки производства предприятий индустрии моды…………. | |
1.1.2. Особенности нормирования расхода материалов для предприятий индустрии моды………………………………….. | |
1.2. Рациональное использование материалов…………………. | |
1.3. Способы измерения площади лекал……………………….. | |
1.4.Функции приемного салона………………………………… | |
1.5. Особенности технологии подготовки материалов к раскрою на предприятиях индустрии моды……………………….. | |
1.6. Раскрой материалов…………………………………………. | |
1.7. Факторы, влияющие на экономичность раскладки лекал... | |
Контрольные вопросы………………………………………….. | |
2. Способы соединения и отделки деталей одежды………………………………………………………… | |
2.1. Ниточный способ соединения деталей одежды.………….. | |
2.1.1. Виды и свойства ручных стежков и строчек…………... | |
2.1.2. Виды и свойства машинных стежков и строчек……….. | |
2.1.3. Ниточные швы……………………………………………. | |
2.1.3.1. Соединительные швы…………………………………… | |
2.1.3.2. Краевые швы…………………………………………….. | |
2.1.3.3. Виды отделок одежды и отделочные швы…………… | |
2.2. Клеевое соединение деталей……………………………….. | |
2.2.1. Стадии процесса склеивания деталей одежды………… | |
2.2.2. Показатели качества клеевых соединений……………… | |
2.2.3. Виды термопластичных клеевых полимеров……………. | |
2.2.4. Виды и характеристика клеевых материалов………….. | |
2.3. Сваривание деталей одежды……………………………….. | |
2.3.1. Стадии процесса сварки термопластичных материалов………………………………………………………………… | |
2.3.2. Основные виды сварки……………………………………. | |
2.3.2.1. Термоконтактная сварка………………………………. | |
2.3.2.2. Высокочастотная сварка………………………………. | |
2.3.2.3. Ультразвуковая сварка…………………………………. | |
Контрольные вопросы………………………………………...… | |
3. Влажно-тепловая обработка швейных издеЛий………………………………………………………………. | |
3.1. Способы формообразования деталей швейных изделий…. | |
3.2. Стадии процесса ВТО……………………………………..... | |
3.3. Операции ВТО……………………………………………..... | |
3.4. Оборудование для ВТО…………………………………….. | |
Контрольные вопросы…………………………………………... | |
4. Общие сведения о технологии изготовления изделий пальтово-костюмного ассортимента…………………………………………………………………. | |
4.1. Общая схема сборки швейных изделий пальтово-костюмного ассортимента………………………….………….. | |
4.2. Швейное оборудование для изготовления изделийпальтово-костюмного ассортимента………………………………… | |
4.2.1. Машины общего назначения……………………………… | |
4.2.2. Специальные машины…………………………………….. | |
4.2.3. Машины-полуавтоматы…………………………………. | |
4.3. Начальная обработка изделий пальтово-костюмного ассортимента…………………………………………………….… 4.3.1.Дублирование деталей……………………………………. | |
4.3.2. Обработка срезов и вытачек……………………………. | |
4.3.3. Формование полочек и спинки……………………………. | |
4.4. Технология обработки карманов в изделиях пальтово-костюмного ассортимента………………………………………. | |
4.4.1. Обработка внешних карманов…………………………… | |
4.4.1.1. Прорезные карманы………………………………..….... | |
4.4.1.2.Непрорезные карманы………………………..………… | |
4.4.1.3. Накладные карманы…………………………………….. | |
4.4.2. Внутренние карманы……………………………………… | |
4.5. Технология обработки и сборки бортов в изделиях пальтово-костюмного ассортимента………………………………… 4.5.1. Обработка подбортов…………………………………..... | |
4.5.2. Сборка бортов……………………………………………… | |
4.5.3. Обработка бортов с внутренней застежкой…………… | |
4.6. Технология обработки и сборки воротников……………… | |
4.6.1. Обработка нижнего и верхнего воротников……………. | |
4.6.2. Соединение воротника с изделием……………………….. | |
4.7. Обработка и сборка рукавов………………………………… | |
4.8. Обработка подклада и утепляющей прокладки и соединение их с изделием………………………………………….…….. | |
4.8.1. Обработка отлетного по низу подклада……………….. | |
4.8.2. Обработка притачного по низу подклада……………… | |
4.9. Окончательная отделка изделий……………...………..…... | |
Контрольные вопросы……………..………………..…………... | |
5.Технология изготовления поясных изделий.. | |
5.1. Обработка брюк……………………………………………... | |
5.2. Обработка юбок…………………………………….……….. | |
Контрольные вопросы…………………………..……..………... | |
6. Технология изготовления женских изделий платьево-блузочного ассортимента и мужских сорочек………..…………………………..……….….. | |
6.1. Общая схема сборки изделий платьево-блузочного ассортимента……………………………………..…………………..… | |
6.2. Начальная обработка основных деталей…………………... | |
6.3. Обработка карманов…………………………………..…….. | |
6.4. Обработка застежек…………………………………..……... | |
6.5. Обработка воротников и соединение их с горловиной изделия………………………………………………………………… | |
6.6. Обработка рукавов и соединение их с изделием…………… | |
6.7. Окончательная отделка изделий платьево-блузочного ассортимента и мужских сорочек………………..…….…………. | |
Контрольные вопросы……….………...……………………….. | |
7. Ремонт и обновление швейных изделий из текстильных материалов……………………...…….... | |
7.1. Виды износа швейных изделий………………….………… | |
7.2. Оценка износа швейных изделий………………………….. | |
7.3. Виды ремонта одежды…………………………….……...… | |
Контрольные вопросы………………...…..…………………….. | |
8.Контроль качества швейных изделий…………. | |
8.1. Системы управления качеством…………………….……... | |
8.2. Виды и методы контроля качества……..………………….. | |
8.3. Контроль качества изделий на предприятиях индустрии моды……………………………………………..………………... | |
Контрольные вопросы………………………………..………..... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………..…..…. | |
Библиографический список……………………………………... | |
Приложение А. Условные обозначения материалов, операций и строчек, применяемых в сборочных схемах методов обработки……………………………………………………………… | |
Приложение Б.Форма квитанции на изготовление изделия по индивидуальным заказам…….……………………………………….. | |
Приложение В. Форма квитанции на ремонт и обновление изделия…………………………..………………………………….. | |
Словарь терминов…………………………………….…………… | |
Алфавитно-предметный указатель………………………………. |
Предисловие
Предлагаемое учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «Технологии оказания услуг в индустрии моды и красоты» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочей программой по этой дисциплине и рекомендовано для бакалавров по направлению100100.62 Сервис профиля подготовки Сервис на предприятиях индустрии моды дневной и заочной форм обучения. Пособие написано по пунктам 4.1.1-4.1.18 рабочей программы.
Цель данного пособия – систематизация и обобщение теоретического материала и практических рекомендаций по технологиям оказания услуг на предприятиях индустрии. В учебном пособии рассматриваются вопросы конструкторско-технологической подготовки производства предприятий, изготавливающих швейные изделия по индивидуальным заказам. Представлены процессы подготовки, нормирования и раскроя материалов. Особое внимание уделяется способам соединения деталей одежды, изготовлению, ремонту и обновлению изделий разнообразного ассортимента, а также вопросам оценки качества оказываемых услуг на швейных предприятиях индустрии моды.
Учебное пособие состоит из восьми разделов. В первом разделе рассматриваются особенности конструкторско-технологической подготовки производства, технологические процессы подготовки и раскроя материалов для изделий, изготавливаемых по индивидуальным заказам, а также основные функции приемного салона. Во втором разделе представлены ниточные, клеевые и сварные способы соединения деталей одежды. В третьем разделе рассмотрены основные вопросы влажно-тепловой обработки швейных изделий с учетом соответствующего оборудования. В четвертом, пятом и шестом разделах представлены способы обработки швейных изделий пальтово-костюмного, платьево-блузочного ассортимента и поясных изделий с учетом применяемого швейного оборудования. В седьмом разделе рассматриваются возможности ремонта и обновления швейных изделий в зависимости от степени износа этих изделий. Восьмой раздел посвящен методам контроля качества швейных изделий. Каждый раздел заканчивается краткими выводами и контрольными вопросами.
Помимо основной части пособие содержит введение, заключение, приложения. Представленный справочный аппарат содержит несколько десятков терминов и определений производственного процесса изготовления швейных изделий.
Учебное пособие разработано преподавателями кафедры сервиса и технологий изделий легкой промышленности Омского государственного института сервиса: кандидатом технических наук, доцентом Анастасией Александровной Старовойтовой написаны предисловие, введение, разделы 1–6, заключение, приложения, словарь терминов; кандидатом технических наук, доцентом Людмилой Николаевной Бодряковой подготовлен 7 раздел, доктором технических наук, доцентом Галиной Михайловной Андросовой – 8 раздел.
Пособие рекомендовано заседанием кафедры, протокол № 2 от 11.09.12 г.
А. А. Старовойтова
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время существенно изменился потребительский спрос на одежду вследствие роста доходов населения и возросшего влияния моды. Поэтому выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции при высокой эффективности технологических процессов ее производства является основной целью деятельности швейных предприятий.
За последние десятилетия сложилась и бурно развивается современная отрасль экономики – индустрия моды, занимающаяся формированием у потребителей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией, основными продуктами данной индустрии являются одежда, обувь, аксессуары, парфюмерия, предметы роскоши. Ключевыми моментами этой сферы экономики являются сроки обработки заказов, точность, доступность и надежность.
Производством одежды занимаются как швейные предприятия массового производства, так и предприятия сферы услуг, изготавливающие одежду по индивидуальным заказам населения и заказам торгующих организаций по изготовлению изделий малыми партиями. Значимым для производителей является не только качество готовой продукции, но и качество проектирования, обеспечивающее удовлетворение требований потребителей, а также предпроектные исследования, направленные на формирование ассортимента и являющиеся частью маркетинговой политики предприятия. В отличие от предприятий массового производства предприятия сферы услуг характеризуются повышенной готовностью к изготовлению изделий различной сложности, из новых материалов, на любую фигуру в соответствии с требованиями заказчика. В связи с этим технологии процессов подготовки моделей к запуску в производство, подготовки и раскроя материалов, пошива одежды отличаются от аналогичных процессов в массовом производстве.
Характерной особенностью предприятий индустрии моды, изготавливающих изделия по индивидуальным заказам, является взаимодополняющее сочетание процессов производства услуги и обслуживания населения. Процесс обслуживания охватывает широкий круг вопросов, связанных с процессами приема, оформления и выдачи заказа, что является основными функциями приемного салона (контактной зоны). Современные технологии организации обслуживания стимулируют заказчиков регулярнее обращаться к услугам данного предприятия, что является одним из важнейших условий, обеспечивающих возможность рациональной организации процесса производства услуг и конкурентоспособность предприятий индустрии моды. На предприятиях, оказывающих услуги по пошиву и ремонту одежды, постоянно осуществляется работа по расширению и обновлению ассортимента швейных изделий, совершенствованию проектирования одежды, повышению категории услуг и созданию комфортных условий заказчикам в контактной зоне.
Высокие требования, предъявляемые к качеству изготавливаемых изделий, возможно удовлетворить, лишь постоянно совершенствуя технологию пошива швейных изделий. Использование прогрессивных способов изготовления и ремонта одежды обеспечивает повышение эффективности производства. Расширение сферы применения современных методов подготовки и раскроя материалов, новых клеевых материалов, специального швейного оборудования создает возможности для изготовления высококачественных, модных изделий разнообразного ассортимента.
Материал, представленный в данном пособии, предназначен для ознакомления с особенностями технологий оказания услуг на предприятиях индустрии моды по пошиву и ремонту одежды, включая конструкторско-технологическую подготовку производства, подготовку и раскрой материалов, а также методы обработки основных узлов и деталей швейных изделий различного ассортимента с учетом современного швейного оборудования.
Изучение материала, изложенного в пособии, поможет бакалаврам в получении практических навыков при разработке технологии оказания услуг и выборе технических средств для ее реализации, при формировании клиентурных отношений, а также при осуществлении контроля качества процессов изготовления и ремонта швейных изделий.