А. а. старовойтова, г. м. андросова
А. А. Старовойтова, Г. М. Андросова,
Л. Н. Бодрякова
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ в индустрии моды
Учебное пособие
Омск
ОГИС
|
ББК 37.24 я73
С 66
Рецензент –
канд. техн. наук, доцент кафедры СТИЛП О. В. Свириденко
(Омский государственный институт сервиса)
Ответственный за выпуск –
канд. техн. наук, и. о. зав. кафедрой СТИЛП И. В. Алексеенко
(Омский государственный институт сервиса)
Старовойтова, А. А.
С 66Особенности технологий оказания услуг в индустрии моды :учебное пособие /А. А. Старовойтова, Г. М. Андросова, Л. Н. Бодрякова. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2012. – 162 с.
ISBN
Цель данного пособия – изучение особенностей оказания услуг на предприятиях индустрии моды и получение студентами практических навыков, связанных с обработкой швейных изделий и методиками контроля качества этих изделий. В пособии подробно рассмотрены процессы изготовления, ремонта и обновления швейных изделий, виды и методы контроля качества, а также организация подготовительно-раскройного производства и методы обработки основных узлов и деталей одежды.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100.62 Сервис, а также рабочей программой.
Пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 100100.62 Сервис профиля подготовки Сервис в индустрии моды и красоты дневной и заочной форм обучения.
Предисловие, введение, разделы 1–6, заключение, приложения, словарь терминов, алфавитно-предметный указатель написаны А. А. Старовойтовой, раздел 7 подготовлен Л. Н. Бодряковой, раздел 8 – Г. М. Андросовой.
УДК 687.75
ББК 37.24 я73
ISBN
Ó Омский государственный
институт сервиса, 2012
Оглавление
Предисловие.…………………………………………………….. | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. | |
1. Подготовительно-раскройное производство предприятий индустрии моды………………………. | |
1.1. Организация технологического процесса подготовки материалов к раскрою……………………………………………… | |
1.1.1. Особенности конструкторско-технологической подготовки производства предприятий индустрии моды…………. | |
1.1.2. Особенности нормирования расхода материалов для предприятий индустрии моды………………………………….. | |
1.2. Рациональное использование материалов…………………. | |
1.3. Способы измерения площади лекал……………………….. | |
1.4.Функции приемного салона………………………………… | |
1.5. Особенности технологии подготовки материалов к раскрою на предприятиях индустрии моды……………………….. | |
1.6. Раскрой материалов…………………………………………. | |
1.7. Факторы, влияющие на экономичность раскладки лекал... | |
Контрольные вопросы………………………………………….. | |
2. Способы соединения и отделки деталей одежды………………………………………………………… | |
2.1. Ниточный способ соединения деталей одежды.………….. | |
2.1.1. Виды и свойства ручных стежков и строчек…………... | |
2.1.2. Виды и свойства машинных стежков и строчек……….. | |
2.1.3. Ниточные швы……………………………………………. | |
2.1.3.1. Соединительные швы…………………………………… | |
2.1.3.2. Краевые швы…………………………………………….. | |
2.1.3.3. Виды отделок одежды и отделочные швы…………… | |
2.2. Клеевое соединение деталей……………………………….. | |
2.2.1. Стадии процесса склеивания деталей одежды………… | |
2.2.2. Показатели качества клеевых соединений……………… | |
2.2.3. Виды термопластичных клеевых полимеров……………. | |
2.2.4. Виды и характеристика клеевых материалов………….. | |
2.3. Сваривание деталей одежды……………………………….. | |
2.3.1. Стадии процесса сварки термопластичных материалов………………………………………………………………… | |
2.3.2. Основные виды сварки……………………………………. | |
2.3.2.1. Термоконтактная сварка………………………………. | |
2.3.2.2. Высокочастотная сварка………………………………. | |
2.3.2.3. Ультразвуковая сварка…………………………………. | |
Контрольные вопросы………………………………………...… | |
3. Влажно-тепловая обработка швейных издеЛий………………………………………………………………. | |
3.1. Способы формообразования деталей швейных изделий…. | |
3.2. Стадии процесса ВТО……………………………………..... | |
3.3. Операции ВТО……………………………………………..... | |
3.4. Оборудование для ВТО…………………………………….. | |
Контрольные вопросы…………………………………………... | |
4. Общие сведения о технологии изготовления изделий пальтово-костюмного ассортимента…………………………………………………………………. | |
4.1. Общая схема сборки швейных изделий пальтово-костюмного ассортимента………………………….………….. | |
4.2. Швейное оборудование для изготовления изделийпальтово-костюмного ассортимента………………………………… | |
4.2.1. Машины общего назначения……………………………… | |
4.2.2. Специальные машины…………………………………….. | |
4.2.3. Машины-полуавтоматы…………………………………. | |
4.3. Начальная обработка изделий пальтово-костюмного ассортимента…………………………………………………….… 4.3.1.Дублирование деталей……………………………………. | |
4.3.2. Обработка срезов и вытачек……………………………. | |
4.3.3. Формование полочек и спинки……………………………. | |
4.4. Технология обработки карманов в изделиях пальтово-костюмного ассортимента………………………………………. | |
4.4.1. Обработка внешних карманов…………………………… | |
4.4.1.1. Прорезные карманы………………………………..….... | |
4.4.1.2.Непрорезные карманы………………………..………… | |
4.4.1.3. Накладные карманы…………………………………….. | |
4.4.2. Внутренние карманы……………………………………… | |
4.5. Технология обработки и сборки бортов в изделиях пальтово-костюмного ассортимента………………………………… 4.5.1. Обработка подбортов…………………………………..... | |
4.5.2. Сборка бортов……………………………………………… | |
4.5.3. Обработка бортов с внутренней застежкой…………… | |
4.6. Технология обработки и сборки воротников……………… | |
4.6.1. Обработка нижнего и верхнего воротников……………. | |
4.6.2. Соединение воротника с изделием……………………….. | |
4.7. Обработка и сборка рукавов………………………………… | |
4.8. Обработка подклада и утепляющей прокладки и соединение их с изделием………………………………………….…….. | |
4.8.1. Обработка отлетного по низу подклада……………….. | |
4.8.2. Обработка притачного по низу подклада……………… | |
4.9. Окончательная отделка изделий……………...………..…... | |
Контрольные вопросы……………..………………..…………... | |
5.Технология изготовления поясных изделий.. | |
5.1. Обработка брюк……………………………………………... | |
5.2. Обработка юбок…………………………………….……….. | |
Контрольные вопросы…………………………..……..………... | |
6. Технология изготовления женских изделий платьево-блузочного ассортимента и мужских сорочек………..…………………………..……….….. | |
6.1. Общая схема сборки изделий платьево-блузочного ассортимента……………………………………..…………………..… | |
6.2. Начальная обработка основных деталей…………………... | |
6.3. Обработка карманов…………………………………..…….. | |
6.4. Обработка застежек…………………………………..……... | |
6.5. Обработка воротников и соединение их с горловиной изделия………………………………………………………………… | |
6.6. Обработка рукавов и соединение их с изделием…………… | |
6.7. Окончательная отделка изделий платьево-блузочного ассортимента и мужских сорочек………………..…….…………. | |
Контрольные вопросы……….………...……………………….. | |
7. Ремонт и обновление швейных изделий из текстильных материалов……………………...…….... | |
7.1. Виды износа швейных изделий………………….………… | |
7.2. Оценка износа швейных изделий………………………….. | |
7.3. Виды ремонта одежды…………………………….……...… | |
Контрольные вопросы………………...…..…………………….. | |
8.Контроль качества швейных изделий…………. | |
8.1. Системы управления качеством…………………….……... | |
8.2. Виды и методы контроля качества……..………………….. | |
8.3. Контроль качества изделий на предприятиях индустрии моды……………………………………………..………………... | |
Контрольные вопросы………………………………..………..... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………..…..…. | |
Библиографический список……………………………………... | |
Приложение А. Условные обозначения материалов, операций и строчек, применяемых в сборочных схемах методов обработки……………………………………………………………… | |
Приложение Б.Форма квитанции на изготовление изделия по индивидуальным заказам…….……………………………………….. | |
Приложение В. Форма квитанции на ремонт и обновление изделия…………………………..………………………………….. | |
Словарь терминов…………………………………….…………… | |
Алфавитно-предметный указатель………………………………. |
Предисловие
Предлагаемое учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «Технологии оказания услуг в индустрии моды и красоты» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочей программой по этой дисциплине и рекомендовано для бакалавров по направлению100100.62 Сервис профиля подготовки Сервис на предприятиях индустрии моды дневной и заочной форм обучения. Пособие написано по пунктам 4.1.1-4.1.18 рабочей программы.
Цель данного пособия – систематизация и обобщение теоретического материала и практических рекомендаций по технологиям оказания услуг на предприятиях индустрии. В учебном пособии рассматриваются вопросы конструкторско-технологической подготовки производства предприятий, изготавливающих швейные изделия по индивидуальным заказам. Представлены процессы подготовки, нормирования и раскроя материалов. Особое внимание уделяется способам соединения деталей одежды, изготовлению, ремонту и обновлению изделий разнообразного ассортимента, а также вопросам оценки качества оказываемых услуг на швейных предприятиях индустрии моды.
Учебное пособие состоит из восьми разделов. В первом разделе рассматриваются особенности конструкторско-технологической подготовки производства, технологические процессы подготовки и раскроя материалов для изделий, изготавливаемых по индивидуальным заказам, а также основные функции приемного салона. Во втором разделе представлены ниточные, клеевые и сварные способы соединения деталей одежды. В третьем разделе рассмотрены основные вопросы влажно-тепловой обработки швейных изделий с учетом соответствующего оборудования. В четвертом, пятом и шестом разделах представлены способы обработки швейных изделий пальтово-костюмного, платьево-блузочного ассортимента и поясных изделий с учетом применяемого швейного оборудования. В седьмом разделе рассматриваются возможности ремонта и обновления швейных изделий в зависимости от степени износа этих изделий. Восьмой раздел посвящен методам контроля качества швейных изделий. Каждый раздел заканчивается краткими выводами и контрольными вопросами.
Помимо основной части пособие содержит введение, заключение, приложения. Представленный справочный аппарат содержит несколько десятков терминов и определений производственного процесса изготовления швейных изделий.
Учебное пособие разработано преподавателями кафедры сервиса и технологий изделий легкой промышленности Омского государственного института сервиса: кандидатом технических наук, доцентом Анастасией Александровной Старовойтовой написаны предисловие, введение, разделы 1–6, заключение, приложения, словарь терминов; кандидатом технических наук, доцентом Людмилой Николаевной Бодряковой подготовлен 7 раздел, доктором технических наук, доцентом Галиной Михайловной Андросовой – 8 раздел.
Пособие рекомендовано заседанием кафедры, протокол № 2 от 11.09.12 г.
А. А. Старовойтова
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время существенно изменился потребительский спрос на одежду вследствие роста доходов населения и возросшего влияния моды. Поэтому выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции при высокой эффективности технологических процессов ее производства является основной целью деятельности швейных предприятий.
За последние десятилетия сложилась и бурно развивается современная отрасль экономики – индустрия моды, занимающаяся формированием у потребителей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией, основными продуктами данной индустрии являются одежда, обувь, аксессуары, парфюмерия, предметы роскоши. Ключевыми моментами этой сферы экономики являются сроки обработки заказов, точность, доступность и надежность.
Производством одежды занимаются как швейные предприятия массового производства, так и предприятия сферы услуг, изготавливающие одежду по индивидуальным заказам населения и заказам торгующих организаций по изготовлению изделий малыми партиями. Значимым для производителей является не только качество готовой продукции, но и качество проектирования, обеспечивающее удовлетворение требований потребителей, а также предпроектные исследования, направленные на формирование ассортимента и являющиеся частью маркетинговой политики предприятия. В отличие от предприятий массового производства предприятия сферы услуг характеризуются повышенной готовностью к изготовлению изделий различной сложности, из новых материалов, на любую фигуру в соответствии с требованиями заказчика. В связи с этим технологии процессов подготовки моделей к запуску в производство, подготовки и раскроя материалов, пошива одежды отличаются от аналогичных процессов в массовом производстве.
Характерной особенностью предприятий индустрии моды, изготавливающих изделия по индивидуальным заказам, является взаимодополняющее сочетание процессов производства услуги и обслуживания населения. Процесс обслуживания охватывает широкий круг вопросов, связанных с процессами приема, оформления и выдачи заказа, что является основными функциями приемного салона (контактной зоны). Современные технологии организации обслуживания стимулируют заказчиков регулярнее обращаться к услугам данного предприятия, что является одним из важнейших условий, обеспечивающих возможность рациональной организации процесса производства услуг и конкурентоспособность предприятий индустрии моды. На предприятиях, оказывающих услуги по пошиву и ремонту одежды, постоянно осуществляется работа по расширению и обновлению ассортимента швейных изделий, совершенствованию проектирования одежды, повышению категории услуг и созданию комфортных условий заказчикам в контактной зоне.
Высокие требования, предъявляемые к качеству изготавливаемых изделий, возможно удовлетворить, лишь постоянно совершенствуя технологию пошива швейных изделий. Использование прогрессивных способов изготовления и ремонта одежды обеспечивает повышение эффективности производства. Расширение сферы применения современных методов подготовки и раскроя материалов, новых клеевых материалов, специального швейного оборудования создает возможности для изготовления высококачественных, модных изделий разнообразного ассортимента.
Материал, представленный в данном пособии, предназначен для ознакомления с особенностями технологий оказания услуг на предприятиях индустрии моды по пошиву и ремонту одежды, включая конструкторско-технологическую подготовку производства, подготовку и раскрой материалов, а также методы обработки основных узлов и деталей швейных изделий различного ассортимента с учетом современного швейного оборудования.
Изучение материала, изложенного в пособии, поможет бакалаврам в получении практических навыков при разработке технологии оказания услуг и выборе технических средств для ее реализации, при формировании клиентурных отношений, а также при осуществлении контроля качества процессов изготовления и ремонта швейных изделий.
Функции приемного салона
В функции приемного салона входит:
· прием заказов на пошив, обновление, ремонт одежды;
· выбор моделей одежды;
· измерение фигуры заказчика;
· выбор материалов;
· проведение примерок;
· сдача готовых изделий заказчику;
· выдача справок о режиме работы, готовности заказов и по другим вопросам [8, с.73–77].
При оказании услуги по пошиву и ремонту швейных изделий в приемном салоне осуществляется прямое взаимодействие заказчика с представителями предприятия индустрии моды (художником-модельером, закройщиком, приемщиком).
В салоне выделяют несколько зон: информационную, проведения примерки, приема и выдачи заказов.
В информационной зоне предприятие в доступной для потребителей форме предоставляет следующую информацию о своей деятельности:
– перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
– обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
– сроки оказания услуг (выполнения работ);
– гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, договором или предусмотрены обычаем делового оборота;
– цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;
– сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
В том случае, если вид деятельности, осуществляемой предприятием, подлежит лицензированию, потребителям должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию.
В зоне проведения примерок, оборудованной примерочными кабинами, закройщик проводит измерения фигуры заказчика и выполняет примерку изделия. В зоне приема и выдачи заказов приемщик оформляет заказ на изготовление (ремонт, обновление) изделия, а также выдает готовое (отремонтированное, обновленное) изделие.
Изготовление изделия выполняется в несколько этапов.
1. Выбор материалов и моделей.
Материалы заказчик выбирает, исходя из ассортимента, представленного на стенде ателье, либо заранее приобретает их в магазине. При выборе модели заказчик может получить консультацию у художника-модельера на предприятии первого и высшего разряда или у закройщика на предприятии второго разряда. Модель подбирается с учетом направления моды, свойств выбранного материала, внешних данных и характера заказчика. При выборе модели изделия из полуфабриката художник ориентирует заказчика на соответствие представленных образцов его индивидуальным особенностям, закройщик уточняет посадку такого изделия на фигуре. При выборе модели для изделий, подлежащих обновлению, художник также учитывает направления моды, закройщик – размеры, конструкцию бывшего в употреблении изделия, вид и размеры заказываемого изделия, возможность частичного или полного перекроя, использование дополнительных материалов и т.п.
2. Измерение фигуры заказчика.
Качество будущего изделия во многом определяет исходная информация к раскрою. Такой информацией для изделий, изготавливаемых по индивидуальным заказам, являются измерения фигуры заказчика. Заказчик-мужчина должен быть без пиджака, заказчик-женщина – в нижнем белье или облегающем платье, в положении естественной осанки. Измерения фигуры заказчика выполняют контактным (с помощью сантиметровой ленты, жилета-макета, механических контактных полуавтоматов и антропометров)или бесконтактным способами. Наиболее простым, но трудоемким способом измерения фигуры является использование сантиметровой ленты. Такой способ не дает полных сведений о фигуре заказчика и не обеспечивает высокой точности результатов. Точность измерений зависит от квалификации закройщика, а количество измерений – от вида изделия и фигуры заказчика.
Использование жилета-макета (рисунок 1.5) дает более полную информацию о фигуре заказчика. Фиксирование размеров и формы будущего изделия выполняют с помощью самозакрепляющихся застежек на переде и спинке. Применение жилетно-макетного метода снижает трудоемкость изготовления изделия за счет исключения примерок.
Снятие мерок с использованием полуавтоматов основано на фиксации параметров с помощью выдвижных штоков, скоб или линеек и автоматической регистрации результатов обмера. Полуавтоматы точнее документируют данные о фигуре человека и исключают влияние квалификации закройщика при измерении фигуры. Но они не дают полных сведений о фигуре за счет фиксации измерений только ее определенных участков [8, с. 74].
Изготовить качественное изделие на определенную фигуру с минимальным количеством примерок – проблема, актуальная и по сей день. Закройщики стараются при приеме заказа получить максимально полную информацию о заказчике и его предпочтениях. А заказчику хотелось бы прийти один раз в ателье, выбрать ткань, модель и через несколько дней забрать готовое изделие. Для организации такой работы на предприятии необходимо при приеме заказа получить максимально полную информацию о предпочтениях заказчика и, конечно, о его фигуре. Но одних обхватов для беспримерочного изготовления изделия недостаточно. Нужно учесть положение корпуса, сутулость, асимметрию, положение плеч, перегибистость, естественную осанку. Для этого и проводятся примерки.
Рисунок 1.5 – Жилет-макет
В настоящее время существуют системы автоматизированного проектирования одежды, решающие задачи бесконтактного снятия размерных признаков с помощью фотографических или сканирующих устройств и создания трехмерного манекена заказчика («Леко», «СТАПРИМ» (Россия); ПАД Систем Технолоджис (PADSystemTechnologies) (Канада); «Грация» (Украина) и др.). [5, с. 47]. Системы бесконтактного снятия размерных признаков позволяют создавать корпоративную одежду, для этого нужно лишь выехать в офис и сфотографировать сотрудников фирмы. Можно организовать прием заказов на высокотехнологичные и дорогие изделия в магазинах или ателье в других городах. Готовые изделия можно высылать по почте, сводя возврат к минимуму, так как значительно повышается точность соответствия фигуре заказчика и значительно снижается вероятность ошибки при приеме заказа.
3. Подготовка изделия к примерке и проведение примерки.
В зависимости от сложности модели и фигуры заказчика изделие может изготавливаться с одной или двумя примерками. Наибольшее распространение получило изготовление изделий с одной примеркой, что сокращает цикл производственного процесса, ликвидируя повторные операции, увеличивает производительность труда, создает условия работы в укрупненных бригадах, сокращает сроки изготовления изделия без ухудшения его качества и экономит время заказчика. Выполнение двух примерок предусматривается при небольшом опыте работы закройщика, изготовлении сложных моделей изделий или изделий на нетиповые фигуры.
Количество дней подготовки изделия к примерке зависит от вида изделия. За это время готовятся индивидуальные лекала, выполняется обработка ткани, раскрой и подготовка изделия к примерке. Примерка обеспечивает заказчику полное представление о размерах, форме отделочных деталей и будущего изделия в целом. Примерку проводит закройщик в примерочных кабинах с целью уточнения посадки изделия, формы и размеров отделочных деталей и изделия в целом. В случае, если заказчик не может прийти на примерку или хотел бы заказать эту услугу дистанционно, то закройщик с изделием приезжает к заказчику.
4. Дошив и сдача готового изделия.
После проведения примерки закройщик распарывает соединенные временными строчками детали, подкраивает изделия с учетом изменений, установленных во время проведения примерки и выкраивает недостающие детали, передает изделие в швейный цех на дошив. Готовое изделие выдается заказчику, который примеряет его и выполняет окончательную оплату за оказанную услугу.
Оформление заказа сопровождается составлением паспорта заказа, который является основным документом при раскрое и пошиве изделия. В паспорт заказа вносят зарисовку и описание особенностей модели, перечень усложняющих элементов, измерения фигуры. Если при пошиве используется ткань заказчика, то одновременно с оформлением заказа производят приемку и проверку качества принесенного отреза. В квитанцию (прил. Б) заносят также номер заказа и адрес заказчика, фамилию закройщика, качество и стоимость материала, стоимость пошива, сумму внесенного заказчиком аванса, даты проведения примерок и выдачи заказа, а при приемке в ремонт в квитанцию (прил. В) заносят процент износа изделия. Квитанция для предприятия, изготавливающего изделия по индивидуальным заказам, является бланком строгой отчетности и в соответствии с требованиями на ней выполнена нумерация в шесть знаков и указана серия бланка. Квитанция имеет отрывной корешок, на котором продублированы номер и серия.
1.5. Особенности технологии подготовки материалов
Раскрой материалов
В зависимости от видов услуг и форм обслуживания на предприятиях индустрии моды, изготавливающих одежду по заказам населения, раскрой производят настилами или одиночными полотнами.
Настилами раскраивают детали изделий-полуфабрикатов и мелких партий из основных, подкладочных и прокладочных материалов, а также детали подклада, утепляющей прокладки, бортовой прокладки для индивидуальных заказов. Технологический процесс настилания и раскроя деталей идентичен процессу настилания и раскроя деталей одежды, изготавливаемой в условиях массового производства [1, с. 40–51]. Операции при раскрое настилами рекомендуется производить в цехах централизованного раскроя материалов. Процессы настилания в основном выполняются вручную, раскрой деталей осуществляется с использованием передвижных раскройных машин и стационарных ленточных. Использование автоматизированных настилочных и раскройных комплексов на предприятиях, изготавливающих одежду по заказам населения, проблематично из-за небольших объемов производства и высокой стоимости оборудования.
Раскрой деталей изделий для индивидуальных заказов отдельными, предварительно отрезанными полотнами выполняют закройщики и подрезчики. Закройщик раскраивает детали из основного материала, подрезчик – детали подкладочных и прокладочных материалов (если они не раскраивались централизованно), используя детали верха или их лекала. Отдельные полотна могут быть материалом заказчика или предприятия. Количество материала, принесенное заказчиком, должно соответствовать отраслевой или оперативной норме расхода материала на выбранную модель. Если заказ выполняют из материала предприятия, то полотно отрезают от куска в соответствии с вышеназванными нормами [8, с.184–185].
Перед раскроем все шерстяные ткани декатируют с целью уменьшения усадки в процессе последующей обработки и эксплуатации изделий. Для этого ткань равномерно увлажняют из пульверизатора или обильно пропаривают, затем ее складывают или закатывают в рулон и оставляют на 8–12 часов для естественного просушивания. Затем ткань утюжат через проутюжильник, избегая перекосов.
Раскрой деталей изделия осуществляется при укладывании полотен всгиб или вразворот. Укладывание полотен вразворот – это способ, при котором материал укладывается в настил развернутым на всю ширину; может выполняться «лицом к лицу», «лицом вниз», «лицом вверх» в зависимости от вида ткани. Укладывание полотен материала всгиб – способ, который выполняют при изготовлении изделий по индивидуальным заказам на широких тканях, полотна которых складывают подлине пополам лицевой стороной внутрь.
Сначала подбирают лекала базовых конструкций требуемого силуэта и размера; затем выполняют предварительную раскладку лекал с соблюдением технических условий; корректируют отдельные участки конструкции с учётом измерений фигуры заказчика; выполняют обмеловку контуров деталей и вырезают их с помощью ручных или электрических ножниц; далее производят комплектование деталей кроя. Перед выполнением раскладки лекал полотно укладывают на стол, сложив его всгиб. Раскладка выполняется с использованием 0,5 комплекта лекал деталей, что сокращает время на обмеловку контуров и создает удобство в работе закройщика. В раскладке предусматриваются припуски на швы и уточнение конструкции по фигуре заказчика при примерках. При раскладке лекал на полотне всгиб целые симметричные детали (спинка, воротник и др.) укладывают, совмещая середину детали со сгибом материала.
Применение метода гибкой конструкции с использованием макетов (жилетов) изделий модной силуэтной формы позволяет заменить исходную информацию в виде измерений фигуры заказчика на данные об изменении конструкции, что в свою очередь обеспечивает точность исполнения выбранной модели, точность кроя, исключает внутрипроцессную примерку изделия, повышает производительность труда закройщиков и портных, сокращает сроки изготовления одежды.
После обмеловки контуров деталей и проверки их наличия в раскладке закройщик вырезает детали ручными или электрическими ножницами. Для раскроя пальтовых материалов применяют ручные
Рисунок 1.7 – Электрические ножницы фирмы «Паннония» (Венгрия) | ножницы № 1–2, для костюмных – № 2–3, для хлопчатобумажных и шелковых тканей – № 4. Электрические раскройные ножницы (рисунок 1.7), представляющие собой малогабаритные машины с дисковым ножом типа S-52, S-54, S-58, облегчают труд закройщиков, улучшают |
качество кроя. Ими вырезают детали из любых материалов в одно или несколько полотен общей высотой до 5 мм.
Детали кроя вместе с межлекальными отходами закройщик складывает, перевязывает или укладывает в пакеты (из бумаги, полиэтиленовой пленки), прикрепляет паспорт заказа и сдает полученный комплект на участок запуска. Крой хранят на участке запуска, а затем отправляют в швейный цех. Участок запуска своевременно обеспечивает работой все участки производства: участок распарывания и чистки (если предприятие выполняет ремонт и обновление одежды), участок раскроя, участок подготовки изделия к примерке и окончательной обработки изделия после примерки. Для этого все заказы (ткань, крой, изделия после примерки и уточнения, детали приклада и фурнитура) должны находиться на участке запуска. Запускальщик регистрирует все поступившие на участок запуска заказы и размещает их в зоне хранения, подбирает заказы по нарядам-заданиям и выдает их через мастера участка (смены) или бригадира на каждый участок производства, заполняет и ведет журнал учета поступления и запуска заказов.
На швейных предприятиях индустрии моды, изготавливающих изделия по заказам населения, действуют индивидуальная и коллективная формы организации труда закройщиков [8, с.185–186]. При индивидуальной форме закройщик обслуживает одну закрепленную за ним бригаду портных небольшой мощности (4–7 человек) или несколько портных, работающих индивидуально. Закройщик выполняет измерение фигуры заказчика, раскрой, проведение примерки, обмеловку деталей после примерки, инструктаж бригадира и мастеров-портных, контроль за их работой, сдает изделие заказчику. Индивидуальная форма работы закройщиков применяется при выполнении оригинальных заказов, отличающихся сложностью модели и формы. При этом необходимо, чтобы фактическая выработка закройщика соответствовала или превышала возможную выработку обслуживаемой бригады.
Недостатки индивидуальной формы организации труда закройщиков:
· невозможность увеличения мощности бригад, а следовательно, отсутствие стимула для повышения производительности труда;
· отсутствие контакта между закройщиками, что снижает возможность их взаимозаменяемости.
Коллективную форму организации труда закройщиков без разделения труда применяют в бригадах мощностью 8–9 человек, при которой весь цикл работ выполняется одним человеком, но бригаду обслуживают одновременно несколько закройщиков.
Достоинства коллективной формы организации труда закройщиков:
§ повышение производительности труда бригады;
§ обеспечение взаимозаменяемости закройщиков в работе;
§ работа закройщиков в салоне по графику при каждодневном приеме заказов.
Качество изделий зависит от степени единства методов работы закройщиков, от использования ими единой нормативно-технической документации. Закройщики должны иметь высокую квалификацию, обладать знаниями художника, конструктора и технолога.
Возможно разделение труда закройщиков с распределением функций, выполняемых на разных участках производства. Например, один закройщик работает в приемном салоне, обеспечивая прием заказов, обмер фигуры, выполнение примерок, обмеловку изделия после примерки, сдачу готового изделия, другой – в раскройном и швейном цехах, где подбирает лекала базовых конструкций, выполняет раскрой изделий, проводит инструктаж бригадира и портных. Необходимыми условиями при работе закройщиков с разделением труда являются единые методы конструирования одежды, а также единая система условных меловых обозначений. Такую организацию труда закройщиков применяют при наличии удаленных приемных пунктов и при приеме заказов простых форм и конструкций. Предпосылки для разделения труда закройщиков могут быть следующие: проектирование одежды с использованием метода гибкой конструкции, механизация и автоматизация операций измерения фигуры заказчика, применение ЭВМ для разработки конструкции деталей, выполнения экономичной раскладки лекал и т. п.
А. А. Старовойтова, Г. М. Андросова,
Л. Н. Бодрякова
О<