Обратный лёт - прототип «ткачевского»
Так можно назвать оригинальный соскок с контртемпом, исполняемый на основе «ткачевского» (рис. 34). Это движение мы уже упоминали в связи с именем Г. Якунина, который продемонстрировал «обратный лет» на кубке «Тюнити» еще до появления на широкой международной арене перелета Ткачева. Японцы были немало ошарашены новым «ультра-си», но особого резонанса оно не имело. Основной причиной этого стало, видимо, то, что Геннадий Якунин еще не был готов сделать соскок должным образом и обратить на него серьезное внимание: одно дело удивить, другое — заинтересовать. К сожалению, практически не известно это упражнение и сейчас.
Между тем, «обратный лёт» может быть весьма эффектным элементом, способным оживить довольно однообразную ныне картину соскоков с перекладины.
Упражнение имеет принципиально такую же технику, что и «перелет Ткачева». Разница лишь в том, что все действия, в том числе «подрыв» (к.к. 1—3), выполняются чуть позднее обычного, в расчете на высоко-далекий перелет через гриф (к.к. 3—7. См. также рис. 30-6).
Большее, в сравнении с движением в вис, время в полете дает гимнасту возможность не слишком форсировать контрвращение и свободно ориентироваться на перемещение в положении выпрямившись. Тем более, что ныне в эпоху повального освоения разных форм
______ 45. Обратный лёт — прототи п «ткачевского»
«ткачевского», задачи, связанные с «обратным лётом», не представляют для мастера существенных трудностей.
Основная особенность «обратного лёта», взятого без поворота, — в приземлении по типу сальто вперед, то есть спиной по ходу движения. Как известно, такой доскок малоудобен, неприятен, требует добавочного вращения (здесь достающегося гораздо труднее, чем в сальто) и любой гимнаст стремится использовать в этом случае поворот, кратный полпируэту. Не представляет труда такой поворот и в «обратном лёте». В этом случае идеальна такая техника.
Сразу после отхода (к. 3) гимнаст, как и всегда в таких движениях, вначале несколько сгибается (к.к. 3—5) и тем самым приходит в положение, удобное для исполнения поворота «от разгибания». В принципе, если вводится простейший поворот кругом, его можно делать от любого, в том числе от сильного сгибания. Так действовал и Г. Якунин, но в его исполнении соскок был тяжеловат, контрвращение оставалось слабым, и гимнаст вынужден был держать долгое и сильное сгибание в полете. Это заставляло его выполнять поворот поздно, перед самым приземлением, что, конечно, снижало эффект 6т новизны элемента.
В норме сгибание (к.к. 3—5) должно быть небольшим, коротким по времени, после чего исполнитель, немедленно разгибаясь, делает
быстрый поворот (к.к. 5—7). Конечно, более заманчив вариант «обратного лёта» с поворотом на 540°, который современным мастерам вполне доступен. Нов этом случае важно освоить именно лётовую форму соскока — с выпрямленным телом.
Не использованной остается до настоящего времени и другая интересная контровая форйа, быть может — более простая, чем сам «ткачев-ский» и его структурные ответвления, но, при хорошем исполнении, — очень эффектная. Речь идет о подлетах типа показанного на рис. 35. Для того, кто хорошо знаком с «ткачевс-ким», здесь не требуется комментариев. Отметим лишь, что особенность движения не только в более раннем отходе (к. 7), дающем верти-
ПЕРЕКЛАДИНА______________________________________
кальный взлет (к. к. 1—3), но и в обязательном «отрыве» вверх, при котором исполнитель должен не только подлетать повыше, но и выполнить, что весьма желательно, хорошую «щучку» с подъемом плеч (к. 3), которая подчеркивает эффект ухода плечами вверх о! опоры. Без такого оформления подлет резко потеряет в зрелищное™. Если же гимнаст ограничивается минимальным подлетом, да еще е почти прямом положении, то движение вырождается в примитивную «вертушку», и тогда за него лучше просто не браться. Это одне из упражнений, которое нужно делать либо отлично, либо не делата вообще.
Однако, мы ничего не сказали о приходе в вис. Очевидно, что ъ описанном подлете необходим, как и в «якунинском», поворот, кратный полпируэту. Некоторая особенность поворота в таком движении заключается в том, что у гимнаста практически отсутствует вращение вокруг фронтальной оси, и поворот должен делаться исключительно за счет «хула-хупной» техники. При повороте кругом эте выполняется элементарно, а поворот на 540° потребует, конечно, более виртуозной «хула-хупной» техники безопорного поворота. Заметим, наконец, что возможен подлет и без поворота, например в хват снизу. Конечно, такой вариант неудобен, менее эффектен и надежен, но если вспомнить дохват в подлете «маринич», то допустимо и это.
И последнее. Парис. Збеще одна любопытная форма. Это подлет, техника которого сочетает в себе и сальтовые, и контровые элементы
Соскок лётом: из 50-х — в 2000-е?
Его можно рассматривать как нечто среднее между только что откомментированным подлетом (рис. 35) и соскоком сальто назад сгибаясь-разгибаясь (рис. 19). Делая поздний отход с несильными контрдействиями (рис. 36, к. 1), гимнаст вылетает почти по вертикальной траектории (к.к. 1—3), делает «щучку» (к. к. 2—4) и с разгибанием (к.к. 3—6) приходит в стойку на руках хватом сверху (к.к. 6— 7) или (в случае недохода до стойки) в хват снизу, хотя возможен чистый подлет без перехода через опору или перелет с поворотом кругом в хват снизу с последующими оборотами вперед... Выбор есть!
СОСКОК ЛЁТОМ: ИЗ 50-х - В 2000-е?
Как ни странно, но лет 40 назад соскоки, которые демонстрировались мастерами на перекладине, были хоть и гораздо проще, но структурно разнообразнее. На соревнованиях можно было, кроме сальто назад и вперед, увидеть и соскоки дугой, и «срывы» и соскоки лётом. Эти последние были особенно популярны, и действительно того заслуживали. Но сейчас все это забыто. Это тем более парадоксально, что контровое движение на махе назад гораздо «биомеханичнее», рациональнее и поэтому гораздо перспективнее, чем столь популярные ныне движения на махе вперед типа «ткачевского».
Вспомним, что такое классический соскок лётом и рассмотрим некоторые технические особенности этого движения, могущие пред-
ставлять интерес при нынешней «злобе дня».
На рис. 57показано хрестоматийное упражнение этого рода. Его подготовительную часть (к.к. 1—5) мы не будем комментировать, поскольку она совершенно такая же, как при переходе от оборота «накатом» к обороту «броском» (10,11,177). Отметим лишь несколько характерных деталей.
Во-первых, обратим внимание на время исполнения подготовительных действий. Они расположены во времени-пространстве так, что «загон» ногами (к.к. 1—2), выполняемый после быстрого оборота «накатом» (10), и «кипа»
ПЕРЕКЛАДИНА
Лёт без кипы бывает?
(к.к. 2—5) следуют довольно поздно, в расчете на то, что и бросок выйдет соответственно поздним и будет направлен высоко назад-вверх (к.к. 5—9). Индикаторным положением здесь будет поза у нижней вертикали (к. 6), которую гимнаст должен пройти здесь вовсе не в оттянутом положении, а еще несколько согнувшись, хотя разгонное движение ногами уже началось. Характерен и момент прохождения телом гимнаста прямого положения (к. 7).Он попадает здесь, соответственно, не на нижнюю вертикаль, а на более позднюю фазу движения.
Чрезвычайно важна техника собственно броска ногами, который исполняется, как мы уже отмечали (10), при одновременном «прова-ливании» плеч; гимнаст как бы нажимает кистями снизу на гриф, делая это «в такт» хлесту ногами: чем острее движение стоп снизу-вверх (к.к. 8—9), тем сильнее нажим руками кверху (именно кверху, основаниями ладоней!) на гриф. (Мы особо подчеркиваем это, так как доминирующим ощущением в работе кистями при «лёте» обычно является рывок ими вниз, происходящий только в следующей фазе действий, при «курбете», и путать два эти действия руками на опоре не следует!). Голова при этом остается приопущенной, и ее ни в коем случае нельзя поднимать раньше времени, иначе непременно поднимутся плечи, появится «угол» в плечах, и эффективность броска упадет. А от него зависит высота полета!
Еще более важную роль играет контртемп, который основывается на курбетном движении. Комментируя перелет Ткачева (43), мы уже отмечали, что физически наиболее мощным бывает контртемп (как и вообще любое энергообеспечивающее действие!), выполняемый сын-хронно во всех смежных суставах. Это вполне справедливо и в отношении «лёта»: курбетное сгибание тела должно здесь делаться, по возможности, строго одновременно с уменьшением плечевого угла (к.к. 9—II). При этом сами плечи и голова поднимаются, а кисти мощно нажимают на опору уже книзу (а не кверху, как при броске!).
Любопытный штрих: на любой кинограмме можно увидеть, что во время курбета у всех исполнителей руки в какой-то момент подгибаются в локтях (к. 10). Были даже теоретики, которые обосновывали этот эффект необходимостью «отбрасывать» перекладину книзу при переходе в полет; получалось, что руки как бы даже необходимо сгибать... Ноэто нонсенс! На самом деле руки, стоящие на грифе хватом снизу, то есть локтями вниз, и «открытые» для сгибания, не в состоянии силой удерживаться в прямом положении, так как падающее на них во время курбета реактивное давление, направленное вниз, слишком велико, гимнаст в этот момент просто не справляется
с этими перегрузками. В идеале же, если можно было бы удерживать руки «железно» прямыми, это было бы лучше всего, эффективность курбета возрастала бы! Так и следует настраиваться в работе: гимнаст должен ощущать руки прямыми, несмотря на то, что они невольно подгибаются.
То же самое относится и к движениям в позвоночнике. Самое лучшее, если во время «контртемпа» гимнаст будет несколько сутулиться, поднимая середину спины (к. 10). Но и здесь порой исполнители не справляются с нагрузками, и можно увидеть как во время мощного курбета туловище несколько «проседает» (к. 10, пунктир), хотя это и нежелательно.
Наконец, после курбета с отталкиванием руками вниз, следует новая перемена в действиях: гимнаст переключает усилия в тазобедренных суставах на разгибание, в тот же момент освобождает кисти от опоры (к. 11)'И, выпрямляясь или несколько прогибаясь, поднимает плечи, голову и взлетает над снарядом (к.к. 11—12). Это движение знаменует, что начальное вращение вперед контрдействиями на опоре было не только погашено, но сменилось на контрвращение назад.
Однако, описанная картина далеко не полна. На самом деле она изобилует интересными деталями, о которых — в других сюжетах.
ЛЁТ БЕЗ КИПЫ БЫВАЕТ?
Вопрос, поставленный в заголовке, был модным где-то во времена Бориса Шахлина, то есть на рубеже 50—60-х годов. Это были годы болезненной ломки традиционных представлений о «правильной» технике движений, и когда появились первые образцы «лётовых» элементов с непривычными для глаза ветеранов сгибаниями типа «курбета», бушевали споры. Специалисты с сугубо традиционным взглядом на гимнастическую стилистику раздражались: что это за соскок такой, какие-то сгибания! Да за это нужно наказывать как за ошибку! Хочешь делать соскок прогнувшись, называешь его «соскок прогнувшись», так будь любезен — не сгибайся!..
Но всяк, имеющий глаза, видел: новая техника, конечно, гораздо эффективнее. Гимнаст, овладевший бросковой техникой и, если нужно, курбетным «контртемпом», делал «соскоки лётом» неизмеримо выше, свободнее; за этими движениями явно чувствовалась перспектива.
Но может быть действительно можно сочетать приятное с полезным, то есть — пользоваться новой техникой, но стилистически оформлять движение согласно старой традиции? В применении к
ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________
«лёту» это означало: выполнять броском, с высоким вылетом, но — исключительно прогнувшись. Возможно ли это?
Да, в принципе это возможно, хотя и здесь есть много «но».
Прежде всего отметим, что в таком упражнении как соскок лётом в любом случае должен быть «контртемп» в фазе, предшествующей переходу в полет, обязательно должны быть действия, заставляющие периферическое звено, ноги, быстро двигаться в направлении, противоположном начальному, вращаться не вперед, а назад (рис. 37). Другое дело как именно решить эту задачу!
Подчеркнем для начала, что курбет должен быть именно опорным. Нередки случаи, когда гимнаст при освоении лёта делал бросок, а затем действительно сгибался как бы «по курбету», но уже бросив опору. Результат всегда получался курьезный: вместо лёта выходило. .. сальто вперед через перекладину {рис. 38)\ То есть, сгибание-то было, но «контртемп» не состоялся.
Итак, нужны полноценные контрдействия на опоре. Анализируя рис. 39, нетрудно понять, что нужное нам движение ногами книзу в любом случае требует форсированных действий в суставах, желательно в плечевых и тазобедренных синхронно (46), причем особеи-
но важную роль играют действия ногами. В принципе (но только абстрактно физически!) не важно как мы заставим ноги совершать это контрдвижение, лишь бы оно было, состоялось. Так, можно представить себе три условных варианта реализации такого движения {рис. 39). Один из них (а) — традиционный: после броска гимнаст из умеренно прогнутого положения переходит к умеренному (по углу, но не по мощности!) сгибанию. Другой вариант (б) — с курбетом от сильного прогибания к прямому положению. Третий (в) — сгибание из прямого положения до значительно согнутого.
Если мощность всех трех вариантов курбета, при прочих равных условиях, могла бы быть
________________________________________ 47. Лёт без кипы бывает ?
одинаковой, можно было бы говорить и спорить только о зрительном впечатлении. Быть может, наиболее благоприятно оно в случае б, когда тело все время либо прогнуто, либо выпрямлено. Наименее эффектен вариант в, при котором тело все время более или менее согнуто, и соскок напоминает «схилку». Вариант а — промежуточный между первыми двумя.
Это — внешнее впечатление. Что касается эффективности этих движений, то она, на самом деле, также не одинакова.
Вариант б предполагает сильный бросок с сильным прогибанием тела. Несмотря на возникающее при этом почти предельное натяжение мышц передней поверхности тела, движение не будет самым мощным, так как оно выполняется
на неблагоприятных для работы максимальных суставных углах и при неизбежном в этих случаях понижении мышечного тонуса.
Более рациональна работа при варианте о, так как разумно натянутые мышцы хорошо срабатывают при курбете и сгибание достигает своей максимальной скорости там, где суставное движение и бывает, как правило, самым быстрым, а именно — при прохождении прямого положения (см. также к. Юнарис. 37).
И напротив, совершенно нерациональна работа от прямого положения к согнутому (в), так как в этом случае мышцы действуют без должной подготовки, не говоря уж о том, что исходное прямое положение курбета означает, что и эффективного броска, технически связанного с курбетом (а также категорически необходимого для подъема) — не было!
Итак, ясно, что нужно выбирать лишь из двух вариантов — а или б. Оба они реальны. Но если делать разумный выбор, то следует, все-таки, ориентироваться на золотую середину — вариант а. Здесь все оптимально: и рабочие углы, и уровень активизации двигательного аппарата (не забудем также о значении высокого мышечного тонуса, на фоне которого это движение необходимо выполнять). Небольшое
ПЕРЕКЛАДИНА__________________________________________________
сгибание, характерное для этой техники, вовсе не портит зрительного впечатления от броска, так как при верной работе гимнаст очень быстро после этого вновь разгибается (рис. 37, к.к. 10—12). А это разгибание, как будет видно из следующего сюжета, идеально подходит, в свою очередь, для выполнения усложняющих поворотов в полете.
ВОЗДУШНЫЙ КРОЛЬ
Во времена широкого распространения лётовых движений (не только на перекладине) нередко встречались и усложненные варианты этих упражнений, особенно с поворотами.
Поворот на 360° в соскоке лётом интересен как универсальное движение, являющееся как бы пируэтным модулем, одинаково используемым не только в летах с перекладины, в опорных прыжках, но и в таких движениях как сальто сгибаясь-разгибаясь (23) или соскок срывом (51), включая одноименное, уже исчезнувшее из практики движение на брусьях разной высоты. Общее в этих движениях то, что все они выполняются с вращением тела назад, и поворот падает на разгибание тела, выполняемое как бы в положении лежа на животе.
Интересно рассмотреть это движение в применении к только что обсуждавшемуся нами соскоку лётом (рис. 37).
Прежде всего, важно то, что поворот начинается только после того, как гимнаст переходит в полет и, разгибаясь, приближается к прямому положению (к.к. 11—12). Любопытна координация движений, «запускающих» поворот в этой позиции. При повороте налево гимнаст быстро выводит вперед-вверх правую руку, одновременно опуская левую к груди или тазу (рис. 37, к.к. 12-а). При этом начинается поворот всего тела вокруг продольной оси: гимнаст поднимает левое плечо, входит в боковой изгиб (таз опущен,
Воздушный кроль
носки приподняты), затем, поворачиваясь кругом, несколько сгибается и т. д. Индикаторным здесь является так называемое положение «пловца кролем» (к. 12-а), которое используется во всех названных нами выше упражнениях, сходных структурой полетных движений10.
Гораздо более трудным является так и не реализованный практически (хотя и неоднократно планировавшийся рядом гимнастов) соскок лётом с дополнительным сальто назад (рис. 40).
Проблема исполнения этого движения — чисто мощностная, и в этом отношении она весьма сходна с проблемой «ткачевского» (41). Соскок лёт-сальто, кажущийся проблематичным, на самом деле вполне возможен, тем более сейчас, когда среди ведущих мастеров много гимнастов, обладающих прекрасными скоростно-силовыми, «взрывными» качествами (здесь крайне необходимыми) и хорошей техникой. Схема движения должна быть такой.
1. Вся подготовительная стадия и бросок делаются насколько возможно мощно, динамично и — несколько раньше обычного, с окончанием броска ниже, чем в простом «лёте» (к.к. 2—5); это упрощает последующее вращение назад, так как угловой путь, который нужно будет пройти телу гимнаста в полете, уменьшается на 40—45°;
2. Действия отхода (к.к. 5— 7) должны быть особенно эффективными. Необходим высокий мышечный тонус, «жесткая», «сухая» работа как в броске, так и, в самом курбете, чтобы сгибание тела было очень мощным и коротким;
3. Высокие требования предъявляются к синхронизации действий во всех суставах, вовлеченных в действия броска и курбета, то есть — в тазобедренных, межпозвонковых, плечевых, локтевых. В курбете гимнаст должен хорошо ощущать одновременный «удар» по всем сочленениям системы, их «тотальную мобилизацию»: носки ног делают острое движение книзу, таз мгновенно уходит вверх, спина округляется, плечи выходят вперед-вверх, голова также приподнимается, локти по возможности жестко фиксируются, кисти резко нажимают на опору книзу (гимнаст должен ощущать в этот момент дав-
10 Не следует думать, что случай с «пловцом кролем» какой-то особенный. Это всего лишь разновидность поворота налево при вращениях назад. Все дело в разных исходных положениях для поворота: если поворот налево начинается из положения руки вверх (как при отходах на сальто назад), то первой убирается к тазу левая рука, оставляя правую вверху. Если же вначале обе руки у таза (как при отходах в лёте), правая рука сама идет вверх, оставляя левую внизу. В конечном итоге, и там и там активная часть поворота начинается из одинакового положения, соответствующего «позе пловца».
ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________
ление на большие пальцы рук, а не на основания остальных четырех пальцев кисти);
4. Движение специфично вынужденно низким положением ног при вылете (к. 8), но зато очень быстрым и высоким подъемом плеч над грифом; руки гимнаста при отходе немедленно опускаются к тазу и делают круг назад-вверх-вперед (к.к. 7—9);
5. Индикаторное положение тела для соскока лёт-сальто — положение «стоя», то есть вертикальное или близкое к нему положение в полете, которое гимнаст получает вскоре после того как перелетел через гриф (к. 9).
6. Характерный нюанс: несмотря на необходимость достаточно ранней, быстрой и плотной группировки гимнаст должен после курбета вначале быстро выпрямиться, подняв плечи (к.к. 7—8), и только после этого, подтягивая ноги вверх, переходить к группированию (к.к. 9— 1Г). Фактически, здесь опять идет речь о люфтпаузе (32), без настройки на которую опорные действия гимнаста, особенно курбет, будут скомканы и не дадут нужного энергетического эффекта.
Освоение описанного соскока «лёт-сальто» — такой же принципиальный для гимнастов шаг, как разучивание движений типа «ткачевского» или группы движений «делчев-гингер» с их модификациями. На его основе могут быть в дальнейшем разучены и другие интересные элементы, например — махом назад сальто назад в соскок и в дохват.
ПРИХОТЛИВАЯ «ВЕРТУШКА»
В свое время у гимнастов-мужчин и у гимнасток были популярны повороты махом назад на 360° — «вертушки», Наиболее прочно в гимнастических анналах закрепилась память о вертушке Веры Чаславс-кой, показанной еще в 1966 году в Дортмунде (отмахом из упора), но и мужчины частенько делали подобные движения махом из виса на перекладине.
Сейчас эти упражнения подзабылись, но их фактическое значение не уменьшилось, так как виртуозно выполненный поворот, особенно если это не просто поворот, а подлет с поворотом, — движение красивое, хотя и довольно капризное. Вот некоторые его технические детали, которые проливают свет не только на особенности самих вертушек, но и (что, быть может, наиболее важно) вообще на тонкости взаимодействия гимнаста с опорой в подобных движениях.
Итак, в демонстрационной части упражнения исполнитель должен решать сразу ряд непростых задач. Это и подлет, и его оптималь-
Прихотливая «вертушка»
ная траектория, нужная для возвращения на опору, и сам поворот, и многое другое.
Рассмотрим подробнее условия и особенности подлета при вертушке махом назад из виса на перекладине.
Абсолютное большинство исполнителей всегда избегали, в сущности, подлета: гимнаст бросал опору ровно на столько времени, на сколько это нужно было только для поворота. Делался относительно высокий, но пассивный мах в разном хвате или хвате сверху, и в его конце, когда кисти «разгружаются», следовал сам поворот. Отметим, что удовлетворительные условия для этого появляются лишь при подъеме выше горизонтали, что дает не только сносную высоту и достаточное время безопорного движения, но и надежный возврат на опору.
Однако даже высокий, но инерционный мах здесь — суррогат. Собственно подлет становится возможным лишь при исполнении движения на хорошей бросковой основе с применением «контртемпа». Такое движение показано на рис. 41. Это как бы «зеркальный аналог» подлета махом вперед (см. рис. 35), при котором исходное вращение активно гасится на фоне увеличения общей мощности движения и
высоты вылета. Что касается конкретной техники, координации действий, то они предельно близки к лётовым движениям (46), с той только разницей, что гимнаст отра-
к |
батывает здесь на опоре раньше и «контрит» меньше, чем при соскоках лётом.
Добавим к сказанному ряд нюансов, характерных именно для вертушки с активным подлетом.
На рис.41 и 42 на с. Д26 даны в сравнении три варианта подлетов, различающихся балансом броска и «контртемпа».
Первый из них (рис. 41) — основной — использует чисто нейтрализующий режим действий, приводящий к красивому горизонтальному взлету. Второй (рис. 42-а) идет с преобладанием броска: вылетая вверх, гимнаст продолжает
ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________
вращаться вперед, поэтому видимый «отрыв» плеч от опоры здесь меньше, чем в первом случае, и это снижает зрелищность движения. Но все же вариант привлекателен возможностями прихода в высокое конечное положение, вплоть до стойки на руках или упора. Третий вариант (6) — худший, хотя встречается, к сожалению, чаще других. В нем доминируют контрдействия (в том числе и в плечевых суставах). Несмотря на энергичность этого движения, его результат далеко не лучший: гимнаст делает поворот в положении «стоя», а после дохвата уходит в вис с обрывом и минимальным махом вперед в висе.
Таким образом, движение требует тонкого ощущения баланса между бросковым махом и контртемпом, и над этим нужно специально работать.
О траектории полета. Наилучшее решение этой задачи показано на рис. 41. Но чаще, к сожалению, мы видим другое (рис. 43-а): сделав мах, гимнаст тянет на себя гриф, одновременно входя в поворот. Причем потребность в этом действии тем больше, чем ниже подъем
из виса. 1яга руками «на сеоя» форсирует, кроме того, движение туловища и ног вниз, давая результат, подобный подлету, показанному на рис. 42-6, но — почти без подлета!.. Чтобы уйти от этого неприятного движения, нужно прежде всего позаботиться о построении системы «бросок-контртемп» (рис. 41).
Наконец, о самом повороте. Лучший поворот делается в полете, и начинается на разгибании (к.к. 6— 7). В этом случае при хорошем вылете возможна даже «двойная вертушка» — на 720°.
Однако, чаще, всетаки, гимнасты делают поворот ранним темпом, от опоры, создавая себе этим различные неприятности. Наиболее характерная из них связана со стремлением, поворачиваясь от опоры, оттолкнуться от нее. Часто при этом плечи гимнаста сразу отходят назад от грифа и... больше
туда не могут вернуться (рис. 43-6). Этот просчет обычно усугубляется другой ошибкой, о которой мы уже упоминали — низким махом из виса с выходом в вертикальное положение (рис. 42-6).
Более правильная техника такова.
Начиная поворот от опоры, гимнаст не торопится снимать с грифа разноименную руку и долго фиксирует ее взглядом (другая рука сразу сгибается у груди, уходя назад-вверх за свободным плечом). Секрет действий
опорной рукой заключается в том, что она не отталкивает тело гимнаста от перекладины и не притягивает к ней, а «кружит» его возле опоры; рука как бы заводит гриф по широкой дуге назад, за спину. Лишь тогда, когда анатомические ресурсы этого движения иссякают, гимнаст — без акцентированного поддергивания или отталкивания — свободно оставляет опору и одним движением поворачивает голову «по винту», стремясь сразу же увидеть снаряд с другой стороны.
В заключение повторим, что все описанные тонкости техники нужны, чтобы сделать... более или менее посредственныйповорот. Хорошая же «вертушка», достойная современного гимнаста, это — высокий бросковый подлет с виртуозным поворотом в безопорном положении!
50. ДУГА - САЛЬТО. ПРЕРВАННАЯ ПЕСНЯ...
Соскокдугой и сальто вперед делал еще корифей мировой гимнастики Виктор Иванович Чукарин. Соскок мог бы развиваться и дальше, но.. .наступила эра «больших махов», сальтовых движений с больших оборотов и подлетов-перелетов. «Дуги» из рук мужчин перешли на время в распоряжение гимнасток (187,188), а потом и у них вышли из моды.
Однако, сами движения — как обороты в висах сзади, как соскоки лётом и др. упражнения — остаются и вполне могут представлять ин-
ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________
терес для хороших исполнителей, ибо, как уже не раз говорилось, нет неинтересных движений, а есть только их плохие исполнения!
Чукарин делал наиболее простой вариант дуги-сальто — в группировке. Но двигательный потенциал современного мастера позволяет достичь много большего. Достаточно сказать, что еще в конце 70-х годов даже гимнастки успели выйти на уровень соскока дугой и сальто вперед прогнувшись или (что энергетически сопоставимо) соскок дугой —двойное сальто вперед.
Наиболее эффективен, как известно, вариант дуги, выполняемой из упора-виса стоя (рис. 44).Это и понятно: действия спада (к.к. 1—2) координационно наиболее просты и, вместе с тем, мышцы-разгибатели, выполняющие основные действия упражнения (к.к. 2—5) оказываются достаточно хорошо подготовленными благодаря предварительной растяжке.
_____________ 50. Дуга - сальто. Прерванная песня...
Отметим несколько деталей, характерных для этого движения.
Первая из них связана со спадом. Сгибание тела в положении упора стоя (к.к. 1—2) здесь близко к пределу, но если в ходе спада поза совершенно не меняется, предварительное натяжение мышц задней поверхности тела будет носить статический, фиксированный характер и не даст максимальной мощности в фазе последующего разгибания. Поэтому, стремясь увеличить активность действий при разгибании, гимнаст может использовать дополнительный прием, позволяющий сделать подготовительную стадию более конструктивной. Он заключается в усилении «складки» на спаде посредством определенного приема, о котором более подробно мы говорим в главе, посвященной брусьям разной высоты (188).
Другая деталь имеет отношение к высоте движения ног при разгибании . Формальная логика вроде бы подсказывает, что чем выше будет движение, тем лучше. На самом деле нетрудно догадаться, что здесь нужен не максимум, а оптимум. Ведь чрезмерно высокое движение, даже если бы гимнаст с ним справился физически, дает слишком крутую траекторию вылета с неприятно коротким отходом вперед от опоры (рис. 45-а). Но дело не только в траектории.
Чрезмерно позднее и, следовательно, высокое движение невыгодно для вращения в полете, об этом мы уже не раз говорили в связи с другими контрвращениями: чем выше гимнаст при соскоке дугой поднимается на опоре (именно на опоре, а не в полете!), тем больший угловой путь ему придется проходить при контрвращении вперед в полете. Может показаться, что эта трудность компенсируется хорошей высотой подъема, но и здесь нас ждет разочарование: тело гимна-
ста, высоко «забравшееся» вверх на опоре, из-за действия сил тяжести и трения резко теряет в скорости и после перехода в полет практически не имеет свободного вылета вверх; это означает резкое уменьшение реального времени в полете.
Но и ранний, отлогий отход также неудовлетворителен (рис. 45-в). Условия контрвращения здесь благоприятны, но полученную быструю «крутку» вперед не
ПЕРЕКЛАДИНА______________________________________
удастся реализовать из-за угрожающе низкого и кратковременного полета.
Итак, наилучшие результаты должно дать только умеренно-высокое движение. Ориентиром здесь может быть направление начального «срывного» движения стопами при разгибании. Как видно из рис. 45-6, этот угол не более, чем 15—20° к горизонту.
Третья, важнейшая деталь — конечная поза разгибания на опоре. Сама фаза разгибания обычно протекает как последовательное движение, начинающееся ногами и завершающееся сильным отталкиванием руками за голову (ср. с действиями отхода на «ткачевский», рис. 28). Показательна финальная поза на/я/с. 44, к. 5с предельным прогибанием тела. Впрочем, важно помнить, что выход в такое положение оправдывает себя только в том случае, если гимнаст способен до самого перехода в полет активно наращивать скорость разгибания; если же она начинает к финалу разгибания затухать, то лучше переходить в полет пораньше, не дожидаясь предельного прогибания тела! Поза на к.5показательна тем, что все суставные движения в этом время работают на усиление контртемпа; даже сгибание ног назад в коленях (к. 5-а) помогает решению этой задачи. И напротив, ранняя (еще на опоре!) группировка как на рис. 5-6 — ошибочна, так как вызывает вращение периферических звеньев тела назад, то есть в направлении, противоположном сальто. Группироваться, если это необходимо, нужно, но — только после полного перехода в безопорное положение (еще раз вспомним о «люфтпаузе», 32).
И последнее. При верных действиях на опоре последующее вращение по сальто выглядит как активное продвижение плечами вперед-вниз, особенно при сгибании (к.к.5—7). Если же движение такое как на к. 7-а и выглядит как подтягивание ног к плечам, это оз