Бланк № 2. график посещения занятий в полиэтническом классе

Общие замечания

Цель практики – подготовка к прохождению производственной практики на следующем курсе. Главные задачипрактики: 1) получение знаний об особенностях учебного процесса в полиэтнической школе в результате анализа деятельности учителя и поведения учеников на уроке; 2) формирование умений анализа коммуникативно-речевой ситуации в школьном полиэтническом коллективе и сбор соответствующего выбранному варианту задания на практику материала: анализ учебного дискурса; анализ лексическо-грамматичекого наполнения учебника по предмету; анализ степени готовности детей-инофонов к сдаче ЕГЭ.

Содержание практики

1. Посещение 6 уроков в полиэтническом классе по направлению руководителя практики от учебного заведения – места прохождения практики, любой предмет (заполняются бланки №№ 1, 2, 3 – одна и та же форма для всех вариантов практики). 2. Выполнение одного из вариантов учебно-исследовательской практики (заполняются бланки .№ 4 – разные формы для каждого варианта практики).

Технологическая карта

Смежные дисциплины по учебному плану:Технологии методики обучения, современный русский язык, этнолингвистика, компьютерная лингводидактика, лингвострановедение, религиоведение
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)Ожидаемый результат   Задание по проверке качества знаний Аудит. или внеаудит., сам. работа Мин к-во бал. Макс к-во бал.
1. Знает и понимает основные понятия курса «Технологии методики обучения» 2. Знает и понимает основные понятия курса «Современный русский язык»» 3. Знает принципы организации лексического минимума по РКИ из курса «Технологии методики обучения РКИ и РКН» 1. Тестирование     2. Тестирование 3. Выполнение индивидуального задания 1. Аудиторная     2. Аудиторная 3. Внеаудиторная      
Умеет анализировать фонетические, лексические, грамматические ошибки инофонов Выполнение индивидуального задания Внеаудиторная
Итого:
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) Задание по проверке качества знаний Аудит. или внеаудит., сам. работа Мин к-во бал. Макс кол-во бал.
Имеет представление об организации урока (планирование, написание, проведение) в полиэтническом классе Письменный анализ посещённых уроков Внеаудиторная   См. таблицу «Критерии оценки» для каждого варианта практики
Знаетособенности методики преподавания русского языка как неродного, связанные с этнолингвистическими характеристиками контингента обучаемых Письменный анализ посещённых уроков Внеаудиторная  
Умеет анализировать 1) коммуникативно-речевую ситуацию (КРС) на уроке и педагогический дискурс (ПД) на уроке и вне урока 2) школьный учебник 3) уровень владения инофонами русским языком как предметом 1) письменный анализ КРС и ПД посещённых занятий 2) письменный анализ учебника и особенностей работы с ним на посещённых занятиях 3) письменный анализ уровня владения инофонами русским языком как предметом в сравнении с носителями языка на посещённых занятиях Самостоятельная    
Способенобобщать результаты наблюдений,делать выводы ипредлагать приёмы оптимизации обучения детей-инофонов в полиэтнической школе 1. Выводы по результатам анализа в отчёте о практике 2.Выступление на заключительной конференции 1. Самостоятельная 2. Аудиторная
Итого минимум:
Всего с вводным модулем:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Ожидаемый результат Задание по проверке качества знаний Аудит. или внеаудит., сам. работа Мин кол-во бал Макс кол-во бал
Составление словника (разговорника): К учебнику или К уроку или К внеурочной деятельности или К внешкольной деятельности Словник (разговорник) Самостоятельная  
или Составление картотеки ошибок, характерных для носителей данного языка, и их анализ Картотека ошибок с анализом Самостоятельная  
или Помощь студентам-волонтёрам (тестирование, проведение внешк. мероприятий и т.д.) Отчёт об участии в волонтёрской работе Внеаудиторная  
Итого максимум:  
                     

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов.Неучастие в практике в назначенные деканатом сроки и в определённой кафедрой школе – самостоятельное прохождение практики в полиэтнической школе в сроки, определяемые деканатом.





Формы отчётности

Бланк № 1. Титульный лист

Отчёт об учебно-исследовательской практике студента _____ курса

отделения__________________ __________обучения_________________________________________________

Контактный телефон:_____________________ e-mail____________________

Сроки прохождения  
Место прохождения  
Руководитель от учебного заведения – места прохождения практики  
Контактный телефон  
Руководитель от кафедры  

ВАРИАНТ 1. «Педагогический дискурс»

Задание:

1. Посетить шесть уроков – в любом полиэтническом классе по любому предмету.

2. Дать общую характеристику урока.

3. Проанализировать педагогический дискурс на каждом уроке.

4. Проанализировать педагогический дискурс вне урока.

Базовый модуль

Представлены формы отчёта Выполненный объём Оценка
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1, Бланк 4.2, Полностью отлично (75 баллов – максимум за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1. Анализировалась только одна коммуникативно-речевая ситуация «На уроке» хорошо (50–74 балла за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1, строки 1,2 Отсутствует анализ ситуации 3. Ученик-учебник удовлетворительно (25– 49 баллов за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4.1, строка 1 Отсутствует анализ ситуаций 2. Ученик-ученик и 3. Ученик-учебник неудовлетворительно (0–24 балла – ниже минимума за базовый модуль в технологической карте)

ВАРИАНТ 2. «Язык предмета»

Задание:

1. Выбрать предмет или группу предметов (гуманитарный цикл, естественнонаучный цикл и т.д.).

2. Выяснить у учителя, какие учебники используются по данному предмету (циклу) именно в этой школе.

3. Познакомиться в библиотеке с этими учебниками.

4. Посетить шесть уроков по выбранному предмету (циклу)

5. Дать общую характеристику урока.

6. Проанализировать, что в работе с учебником вызывает трудности у учеников-инофонов (внести в бланк № 3, пп.9-10)..

7. Проанализировать учебник.

Базовый модуль

Представлены формы отчёта Выполненный объём Оценка
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 Полностью отлично (75 баллов – максимум за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4, строки 1-4, столбцы 1–3 Отсутствуют рекомендации по семантизации (столбец 4) хорошо (50–74 балла за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1-3 Не выделена безэквивалентная лексика (строка 4) удовлетворительно (25– 49 баллов за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строка 1 Не выделен основной объём учебной лексики (строки 2-4) неудовлетворительно (0–24 балла – ниже минимума за базовый модуль в технологической карте)

вАРИАНТ 3. «русский язык как учебный предмет», «литература как учебный предмет»

Задание:

Студент посещает уроки русского языка и литературы в разных классах и оценивает, какие трудности в изучении предмета возникают у обеих категорий учащихся – носителей русского языка и инофонов. Это необходимо для того, чтобы понять, какие именно из этих трудностей вызваны недостаточным владением детьми-инофонами русским языком. Одновременно следует отметить, осознаёт ли это учитель-предметник, или же трудности, вызванные «инофоновостью», он расценивает как обычную «неуспеваемость» по предмету.

Базовый модуль

Представлены формы отчёта Выполненный объём Оценка
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–5 Полностью отлично (75 баллов – максимум за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–4 Отсутствуют собственные выводы студента хорошо (50–74 балла за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–3 Отсутствуют собственные выводы студента Отсутствует анализ деятельности учителя удовлетворительно (25– 49 баллов за базовый модуль в технологической карте)
Бланки 1, 2, 3, Бланк 4 строки 1–2 Отсутствуют собственные выводы студента Отсутствует анализ деятельности учителя Отсутствует анализ работы на уроке учеников-инофонов неудовлетворительно (0–24 балла – ниже минимума за базовый модуль в технологической карте)

Общие замечания

Цель практики – подготовка к прохождению производственной практики на следующем курсе. Главные задачипрактики: 1) получение знаний об особенностях учебного процесса в полиэтнической школе в результате анализа деятельности учителя и поведения учеников на уроке; 2) формирование умений анализа коммуникативно-речевой ситуации в школьном полиэтническом коллективе и сбор соответствующего выбранному варианту задания на практику материала: анализ учебного дискурса; анализ лексическо-грамматичекого наполнения учебника по предмету; анализ степени готовности детей-инофонов к сдаче ЕГЭ.

Содержание практики

1. Посещение 6 уроков в полиэтническом классе по направлению руководителя практики от учебного заведения – места прохождения практики, любой предмет (заполняются бланки №№ 1, 2, 3 – одна и та же форма для всех вариантов практики). 2. Выполнение одного из вариантов учебно-исследовательской практики (заполняются бланки .№ 4 – разные формы для каждого варианта практики).

Технологическая карта

Смежные дисциплины по учебному плану:Технологии методики обучения, современный русский язык, этнолингвистика, компьютерная лингводидактика, лингвострановедение, религиоведение
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)Ожидаемый результат   Задание по проверке качества знаний Аудит. или внеаудит., сам. работа Мин к-во бал. Макс к-во бал.
1. Знает и понимает основные понятия курса «Технологии методики обучения» 2. Знает и понимает основные понятия курса «Современный русский язык»» 3. Знает принципы организации лексического минимума по РКИ из курса «Технологии методики обучения РКИ и РКН» 1. Тестирование     2. Тестирование 3. Выполнение индивидуального задания 1. Аудиторная     2. Аудиторная 3. Внеаудиторная      
Умеет анализировать фонетические, лексические, грамматические ошибки инофонов Выполнение индивидуального задания Внеаудиторная
Итого:
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) Задание по проверке качества знаний Аудит. или внеаудит., сам. работа Мин к-во бал. Макс кол-во бал.
Имеет представление об организации урока (планирование, написание, проведение) в полиэтническом классе Письменный анализ посещённых уроков Внеаудиторная   См. таблицу «Критерии оценки» для каждого варианта практики
Знаетособенности методики преподавания русского языка как неродного, связанные с этнолингвистическими характеристиками контингента обучаемых Письменный анализ посещённых уроков Внеаудиторная  
Умеет анализировать 1) коммуникативно-речевую ситуацию (КРС) на уроке и педагогический дискурс (ПД) на уроке и вне урока 2) школьный учебник 3) уровень владения инофонами русским языком как предметом 1) письменный анализ КРС и ПД посещённых занятий 2) письменный анализ учебника и особенностей работы с ним на посещённых занятиях 3) письменный анализ уровня владения инофонами русским языком как предметом в сравнении с носителями языка на посещённых занятиях Самостоятельная    
Способенобобщать результаты наблюдений,делать выводы ипредлагать приёмы оптимизации обучения детей-инофонов в полиэтнической школе 1. Выводы по результатам анализа в отчёте о практике 2.Выступление на заключительной конференции 1. Самостоятельная 2. Аудиторная
Итого минимум:
Всего с вводным модулем:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Ожидаемый результат Задание по проверке качества знаний Аудит. или внеаудит., сам. работа Мин кол-во бал Макс кол-во бал
Составление словника (разговорника): К учебнику или К уроку или К внеурочной деятельности или К внешкольной деятельности Словник (разговорник) Самостоятельная  
или Составление картотеки ошибок, характерных для носителей данного языка, и их анализ Картотека ошибок с анализом Самостоятельная  
или Помощь студентам-волонтёрам (тестирование, проведение внешк. мероприятий и т.д.) Отчёт об участии в волонтёрской работе Внеаудиторная  
Итого максимум:  
                     

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов.Неучастие в практике в назначенные деканатом сроки и в определённой кафедрой школе – самостоятельное прохождение практики в полиэтнической школе в сроки, определяемые деканатом.

Формы отчётности

Бланк № 1. Титульный лист

Отчёт об учебно-исследовательской практике студента _____ курса

отделения__________________ __________обучения_________________________________________________

Контактный телефон:_____________________ e-mail____________________

Сроки прохождения  
Место прохождения  
Руководитель от учебного заведения – места прохождения практики  
Контактный телефон  
Руководитель от кафедры  

Бланк № 2. график посещения занятий в полиэтническом классе

(по направлению руководителя практикой от учебного заведения, любой предмет)

Студенты, которые получили «Трудовую книжку студента», этот бланк не заполняют. Все отметки о посещении уроков они делают в «Трудовой книжке студента».

Уроки Дата посещения Класс Предмет Отметка о посещении руководителя практикой со стороны учебного заведения
Урок № 1        
Урок № 2        
Урок № 3        
Урок № 4        
Урок № 5        
Урок № 6        

Наши рекомендации