Вопрос №5. Метод проектов в воспитании
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение и воспитание на активной основе, через целесообразную деятельность школьника, сообразуясь с его личным интересом именно в этом опыте. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Проектирование — организация самостоятельной исследовательской, творческой деятельности школьников в рамках работы над определенной выбранной темой (проектом).
Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию проектов:
Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие учащихся в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т. п.
Современная классификация проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (например, пакет рекомендаций по развитию народной культуры России);
- исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.
- ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
• мини-проекты — укладываются в одно мероприятие;
• краткосрочные — на несколькодней;
• недельные, требующие 30—40 часов;
• долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые.
Этапы проектной деятельности:
А) Выбор темы проекта (осуществляется совместно педагогом и школьниками). Формирование рабочих групп.
Требования к теме проекта:
должна заинтересовать детей;
предоставить возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта;
предполагать эффектное завершение проекта;
соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Б) Определение хода работы над проектом: совместная разработка с заданий для отдельных групп, помощь в составлении плана их выполнения.
Возможна подготовка методических рекомендаций: необходимая и дополнительная литература для самообразования, алгоритм проектирования; требования к качеству проекта; формы и методы количественной и качественной оценки результатов.
В) Выполнение школьниками проекта. Консультирование учителем учащихся, помощь в выполнении.
Г) Представление итогов проекта (в форме вечера, конференции, смотра и т.д.).
Д) Анализ и оценка результатов проекта и совместной работы.
Актуальным сегодня становится социальное проектирование. Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддерживание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Основные этапы социального проектирования представляются следующим образом:
- рождение замысла проекта
- разработка концепции проекта
- оценка жизнеспособности проекта
- планирование проекта
- определение необходимых ресурсов и источников их получения
- корректировка плана деятельности
- поиск деловых партнеров
- защита проекта
- этап реализации проекта
- подведение итогов проекта.
№6.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
! Задание 1.
Познакомьтесь с технологиями воспитания, предложенными в данном модуле, и оцените, какие из них могли бы наиболее успешно применяться (или уже применяются) в практике воспитательной работы Вашего учреждения. Кроме предложенных технологий Вы можете привести и другие варианты, известные Вам из практики или литературных источников.
Представьте ответ по следующей схеме:
Название выбранной технологии (технологий): - - |
Особенности воспитательной работы в Вашем учреждении, обусловившие Ваш выбор технологии: - - |
Прогнозируемые (или имеющиеся) результаты использования выбранных технологий - - |
! Задание 2.
Составьте план мероприятий в рамках любой выбранной Вами технологии в течение года. Возраст школьников и масштаб мероприятий (школьное, классное) Вы определяете сами. Представьте ответ по следующей схеме:
Выбранная технология: |
Возраст школьников: |
Масштаб мероприятий – школьные или классные (уберите ненужное) |
Мероприятие №1. |
Мероприятие №2. |
Мероприятие №3. |
Мероприятие №4. |
Мероприятие №5. |
Мероприятие №6. |
Мероприятие №7. |
! Задание 3.
Познакомьтесь подробно с представленным в модуле материалом, рекомендуемыми печатными источниками и информационными ресурсами Интернет. Затем сформулируйте собственные рекомендации по использованию каждой из предложенных четырех технологий в воспитательной работе, а также предполагаемые трудности ее внедрения и использования. Также Вы можете сформулировать интересующие Вас вопросы по использованию каждой технологии.
Технология личностно ориентированного коллективно-творческого дела |
Методические рекомендации: - - |
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - - |
Вопросы: - - |
Технология ситуационно-ролевой игры |
Методические рекомендации: - - |
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - - |
Вопросы: - - |
Технология дебатов |
Методические рекомендации: - - |
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - - |
Вопросы: - - |
Метод проектов |
Методические рекомендации: - - |
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - - |
Вопросы: - - |
Список литературы для самостоятельной работы