Вопрос №5. Метод проектов в воспитании

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение и воспитание на активной основе, через целесообразную деятельность школьника, сообразуясь с его личным интересом именно в этом опыте. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Проектирование — организация самостоятельной исследовательской, творческой деятельности школьников в рамках работы над определенной выбранной темой (проектом).

Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию проектов:

Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие учащихся в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т. п.

Современная классификация проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

- практико-ориентированный проект (например, пакет рекомендаций по развитию народной культуры России);

- исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

- информационный проект — сбор и обработка информа­ции по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

- творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофиль­мы, театрализации, произведения изобразительного или деко­ративно-прикладного искусства и т. п.

- ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

• мини-проекты — укладываются в одно мероприятие;

• краткосрочные — на несколькодней;

• недельные, требующие 30—40 часов;

• долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые.

Этапы проектной деятельности:

А) Выбор темы проекта (осуществляется совместно педагогом и школьниками). Формирование рабочих групп.

Требования к теме проекта:

должна заинтересовать детей;

предоставить возможность организовать различные виды творчес­ких работ в рамках проекта;

предполагать эффектное завершение проекта;

соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Б) Определение хода работы над проектом: совместная разработка с заданий для отдельных групп, помощь в составлении плана их выполнения.

Возможна подготовка методических рекомендаций: необходимая и дополнительная литература для самообразования, алгоритм проектирования; требования к качеству проекта; формы и методы количественной и качественной оценки результатов.

В) Выполнение школьниками проекта. Консультирование учителем учащихся, помощь в выполнении.

Г) Представление итогов проекта (в форме вечера, конференции, смотра и т.д.).

Д) Анализ и оценка результатов проекта и совместной работы.

Актуальным сегодня становится социальное проектирование. Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддерживание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Основные этапы социального проектирования представляются следующим образом:

- рождение замысла проекта

- разработка концепции проекта

- оценка жизнеспособности проекта

- планирование проекта

- определение необходимых ресурсов и источников их получения

- корректировка плана деятельности

- поиск деловых партнеров

- защита проекта

- этап реализации проекта

- подведение итогов проекта.

№6.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

! Задание 1.

Познакомьтесь с технологиями воспитания, предложенными в данном модуле, и оцените, какие из них могли бы наиболее успешно применяться (или уже применяются) в практике воспитательной работы Вашего учреждения. Кроме предложенных технологий Вы можете привести и другие варианты, известные Вам из практики или литературных источников.

Представьте ответ по следующей схеме:

Название выбранной технологии (технологий): - -
Особенности воспитательной работы в Вашем учреждении, обусловившие Ваш выбор технологии: - -
Прогнозируемые (или имеющиеся) результаты использования выбранных технологий - -

! Задание 2.

Составьте план мероприятий в рамках любой выбранной Вами технологии в течение года. Возраст школьников и масштаб мероприятий (школьное, классное) Вы определяете сами. Представьте ответ по следующей схеме:

Выбранная технология:
Возраст школьников:
Масштаб мероприятий – школьные или классные (уберите ненужное)
Мероприятие №1.  
Мероприятие №2.  
Мероприятие №3.  
Мероприятие №4.  
Мероприятие №5.  
Мероприятие №6.  
Мероприятие №7.  

! Задание 3.

Познакомьтесь подробно с представленным в модуле материалом, рекомендуемыми печатными источниками и информационными ресурсами Интернет. Затем сформулируйте собственные рекомендации по использованию каждой из предложенных четырех технологий в воспитательной работе, а также предполагаемые трудности ее внедрения и использования. Также Вы можете сформулировать интересующие Вас вопросы по использованию каждой технологии.

Технология личностно ориентированного коллективно-творческого дела
Методические рекомендации: - -
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - -
Вопросы: - -
Технология ситуационно-ролевой игры
Методические рекомендации: - -
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - -
Вопросы: - -
Технология дебатов
Методические рекомендации: - -
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - -
Вопросы: - -
Метод проектов
Методические рекомендации: - -
Предполагаемые трудности внедрения и использования: - -
Вопросы: - -

Список литературы для самостоятельной работы

Наши рекомендации