Список основной и дополнительной литературы, нормативно-правовой базы.

Астана

1.Сведения о преподавателе и контактная информация:

старший преподаватель, магистр Садыков Жасулан Амангельдыевич, тел.+77015418301

2. Количество кредитов: 3

3. Пререквизиты дисциплины Информатика, Основы индустрии гостеприимства.

4. Постреквизиты дисциплины Знания, освоенные студентами в рамках изучения данной дисциплины, необходимы для успешного написания, защиты отчета по преддипломной практике и дипломной работы.

5. Характеристика дисциплины:

5.1 Цель изучения дисциплины является формирование у студентов знаний технологий бронирования и резервирования в сфере туризма; четкого понимания взаимосвязи технологии оказания услуги с техническими средствами, необходимыми для ее выполнения.

5.2 Ожидаемые результаты обучения – компетенции (знания, умения, применение)

знать: глобальные системы бронирования и резервирования, основные параметры и функции систем бронирования и резервирования, знать технологию бронирования услуг; информационные системы менеджмента, которые применяются в туристской индустрии; мультимедийные технологии в сфере туризма и сервиса; способы подключения к системам бронирования; особенности Интернета в туристской отрасли.

уметь: грамотно использовать знания систем бронирования и резервирования в процессе оказания услуг туристам; кодировать и раскодировать города, страны, авиакомпании, вызывать экраны расписания рейсов и наличия мест, ориентироваться в автоматизированных системах управления туристским, гостиничным и ресторанным бизнесом.

применять: навыки работы с системами бронирования и резервирования, полученные во время занятий, в основном это касается глобальной системы бронирования «Amadeus»; свободно владеть терминологией, анализировать материал, свободно ориентироваться по вопросам; владеть навыками работы авиаагента, технологиями обслуживания туристов.

6 Календарно-тематический план дисциплины

Сроки проведения (неделя) Темы занятий, материалы для изучения*   Количество часов
Лекции Сем/прак. занятия СРО СРОП
Очная форма обучения
Система информационных технологий в туризме и социально-культурном сервисе О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Основные мировые глобальные компьютерные системы бронирования. Amadeus GDS О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Принципы бронирования в системе «Amadeus GDS» О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Основные мировые глобальные компьютерные системы бронирования. Galileo, WorldSpan, Sabre О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Зарубежные системы бронирования и резервирования О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Информационные системы менеджмента О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Информационные системы менеджмента туризма и социально-культурного сервиса. Программные продукты туристских фирм О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Информационные технологии управления гостиницами О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Автоматизация ресторанного бизнеса О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Бронирование гостиничных и ресторанных услуг через Интернет О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Выбор системы бронирования, подключение О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Мультимедийные технологии в туризме О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Практическое использование интернета в туристской сфере О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Туристские бизнес-ресурсы и представительства О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
Современные системы и средства связи в туристской деятельности О.Л.: 1-5; Д.Л.: 6-10.
  Всего по очному
 


Содержание каждой темы

№ п/п Название темы Содержание темы *
Система информационных технологий в туризме и социально-культурном сервисе   1. Понятие об информационных технологиях 2.Классификация информационных технологий 3.Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма
Основные мировые глобальные компьютерные системы бронирования. Amadeus GDS   1.Характеристики компьютерных систем бронирования и резервирования 2.Система бронирования Amadeus. История, основные факты
Принципы бронирования в системе «Amadeus GDS»   1. Вход в систему Amadeus 2. Кодирование и раскодирование 3. Экраны расписания рейсов 4. Создание бронирования
Основные мировые глобальные компьютерные системы бронирования. Galileo, WorldSpan, Sabre 1. Система бронирования Galileo 2. Система бронирования Worldspan 3. Система бронирования Sabre
Зарубежные системы бронирования и резервирования   1. Система Fidelio: основные характеристики и функции. 2. Система компьютерного бронирования Holidex-2000. 3. Характеристика глобальной распределительной системы on-line Trust. 4. Компьютерная система резервирования и маркетинговых услуг Utell. 5. Интерактивная система реализации туристских услуг Start.
Информационные системы менеджмента   1. Классификация информационных систем менеджмента 2. Пакеты управления туристскими фирмами
Информационные системы менеджмента туризма и социально-культурного сервиса. Программные продукты туристских фирм О.Л.: 1- 1. Программные продукты фирмы «Арим-Софт» 2. Программа «Само-Тур» 3. Программный комплекс «Мастер-Тур», «Мастер-Агент»
Информационные технологии управления гостиницами   1.Гостиничное предприятие в системе информационных технологий 2. Подходы к выбору систем автоматизации и управления гостиничным предприятием 3. Системы автоматизации и управления гостиничным предприятием
Автоматизация ресторанного бизнеса   1. «FIDELIO Food&Beverage» и «MICROS» — системы управления складским учетом 2. Зарубежные программные продукты для ресторанного бизнеса
Бронирование гостиничных и ресторанных услуг через Интернет   1. Преимущества бронирования гостиничных и ресторанных услуг через Интернет. 2. Требования к сайтам – домашним страницам отелей и ресторанов. 3. Принципы онлайн бронирования. Бронирование-запрос (reservationreguest). Бронирование онлайн с мгновенным подтверждением (realtimebooking). 4.Технологии бронирования с помощью мобильных устройств.
Выбор системы бронирования, подключение 1. Основные параметры выбора системы бронирования и резервирования. 2. Подключение по выделенной линии. Подключение по коммутируемым каналам. Подключение по прямому каналу. Беспроводное подключение с помощью мобильных устройств. 3. Типовые подходы к построению системы бронирования туроператорской компании.
Мультимедийные технологии в туризме   1. Становление систем мультимедиа. 2. Электронные каталоги. 3. Гипертекстовая технология. Язык гипертекстовой разметки HTML. 4. Основы сайтостроения. Технологии создания и размещения сайтов и материалов в сети Интернет.
Практическое использование интернета в туристской сфере   1.Интернет как средство коммуникации и эффективной связи 2. Возможности Интернета в формировании, продвижении и реализации туристского продукта 3.Участие в международных выставках и ярмарках в сети Internet 4.Электронная реклама, электронная коммерция в туризме. Поиск партнеров 5. Электронная система бронирования и резервирования туруслуг в Интернете
Туристские бизнес-ресурсы и представительства   1. Сайты и порталы общего назначения с туристическими разделами 2. Специализированные туристические порталы и сайты 3. Порталы для профессионалов турбизнеса 4. Структура и содержание представительств туристских фирм
Современные системы и средства связи в туристской деятельности     1. Современные телефонные связи 2. Компьютерная телефония 3. Системы сотовой радиотелефонной связи

Астана

Программа обучения (Syllabus) по дисциплине «Системы бронирования и резервирования в СКС» составлена на основании рабочей программы и рабочего учебного плана по специальности 5В090400 «Социально-культурный сервис».

Программа обучения (Syllabus) рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры «Социальная работа и туризм»

Протокол № 1 от «28» августа 2017 года.

Заведующий кафедрой____________________ Славецкий В.Ю.

подпись

Программа обучения (Syllabus) утверждена на Совете факультета «Прикладных наук» Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.

Протокол Совета факультета № ____ от «___»__________ 201_ года

1. Сведения о преподавателе (-ях) и контактная информация:

старший преподаватель, магистр Садыков Жасулан Амангельдыевич, тел.+77015418301

Количество кредитов: 3

3. Пререквизиты дисциплины Информатика, Основы индустрии гостеприимства.

4. Постреквизиты дисциплины Знания, освоенные студентами в рамках изучения данной дисциплины, необходимы для успешного написания, защиты отчета по преддипломной практике и дипломной работы.

5. Характеристика дисциплины:

5.1 Цель изучения дисциплины является формирование у студентов знаний технологий бронирования и резервирования в сфере туризма; четкого понимания взаимосвязи технологии оказания услуги с техническими средствами, необходимыми для ее выполнения.

График СРО

Наименование задания Краткое содержание задания Форма контроля Срок сдачи
Индивидуальное задание, презентация «Дополнительные продукты «Amadeus» Найти 10 дополнительных продуктов и возможностей «Amadeus», один из них представить в виде презентации (описать основные характеристики, ключевые преимущества, функции, вставить в презентацию скриншоты экранов по данным продуктам) и защитить Презентация с защитой
Устный ответ, конспект Опыт применения зарубежных систем бронирования в Казахстане Прослушивание устного ответа, проверка конспекта
Подготовка презентации «Системы бронирования и резервирования в гостинице» Подготовить презентацию на тему: «Системы бронирования и резервирования в гостинице». Рассмотреть отечественную или международную гостиницу и их системы бронирования, добавить скриншоты экранов в презентацию   Защита презентации
Выполнение самостоятельной работы Выделить преимущества бронирования гостиничных и ресторанных услуг через Интернет на конкретных примерах Написание самостоятельной работы
Подготовка доклада Анализ основных направлений использования Интернета в целях организации туризма Защита доклада
Подготовка к самостоятельной работе Возможности, которые предоставляются современными информационными технологиями для туристских предприятий Проверка самостоятельной работы

Контроль знаний

Вход в систему

На рабочем столе нажимаем на ярлык Amadeus selling platform 2 раза левой кнопкой мыши, открывается окно, с левой стороны нажимаем на ссылку» Launch Amadeus selling platform», выходит окно регистрации в системе.

OfficeID – адрес агентства в системе Амадеус.

TSE1A0900. TSE – код города, где находится агентство, 1А – идентификатор системы Амадеус (обычно в Кз это KZ), 0900 – адрес агентства (присваиваемый код агентству от системы Амадеус).

Помимо офиса ID, в каждом агентстве может работать несколько агентов. Для того, чтобы распознавать каждого из них отдельно в системе, им присваивают их референции.

Референция агента – индивидуальный код доступа агента к системе (Agent Sign). Референция состоит из 4-х цифр и 2-х букв.

У агентов также есть тип доступа к системе: SU – супервайзер для Казахстана. Есть и другие, но они у нас недоступны.

Поле пароль: изначально присваивается нашими техниками, затем агент меняет на удобное для него сочетание, однако через каждые 90 дней система будет запрашивать изменение пароля. Для этого мы вносим в данном окне старый пароль, в поле НОВЫЙ пароль вносим новый и пароль меняется.

Следующая строка – это Рабочие поля. Одновременно агент может работать с 6ю рабочими полями. Они обозначаются латинскими буквами. Допустим, к вам пришел клиент, вы для него создаете бронь, параллельно вам звонит другой клиент, просит проверить его бронь, это вы делаете уже в другом рабочем поле, сразу же вам может прийти e-mail с уточнением данных 3го пассажира, вы вносите изменения в третьем рабочем поле. Они не мешают друг другу, работать в них можно параллельно, просто необходимо будет переключаться между ними, так как активным может быть только одно (как документы Word). Для вписывания в рабочее поле достаточно поставить галочку. Обычно чтобы не путаться, агенты работают с 2-3 рабочими полями.

У системы есть два режима: реальный и тренировочный. В реальном вы работаете и создаете реальные бронирования для ваших клиентов, в тренировочном можно практиковаться, либо как в нашем случае, мы будем учиться именно в тренировочном режиме. Все действия, которые мы будем совершать в тренировочном режиме, никуда не отправятся, кроме нашего офиса они нигде не появятся, нигде не будут видны.

Тренировочный режим Амадеус называется скиллинг.

После заполнения всех пунктов, можем вписаться в систему (sign in).

Система выводит следующий экран: добро пожаловать в систему Amadeus.

Загружается система и первоначально выводится графический режим системы. Кому как удобно – но в течение недели мы будем учиться работать в командном режиме.

Для ввода любой команды прописываем ее после курсора и нажимаем ENTER.

Кодирование/раскодирование

Все города и аэропорты имеют свой определенный международный код в индустрии воздушных перевозок и не только. Так же имеются определенные коды у а/к, самолетов, спец.питания и т.д. Коды в индустрии авиаперевозок составляются IATA.

Система бронирования Sabre

Компьютерная система «SABRE» была создана в 1964 г. авиакомпанией «American Airlines».

В настоящее время управление «SABRE» осуществляется компанией «AMR» — дочерней компанией «American Airlines».

Авиакомпания «Qantas» распространяет «SABRE» в Австралии под маркой

«FANTASIA». «SABRE» также распространяется под маркой «Falcon Systems» в районе Персидского залива. Авиакомпания «Cyprus Airways» поддерживает «SABRE» под маркой «Zenon».

Штаб-квартира «SABRE» находится в г. Тулса, штат Оклахома, США.

Наибольшее применение система нашла в США. В «SABRE» представлены для бронирования 420 авиакомпаний, более 40 000 отелей, 50 фирм по прокату автомобилей. В настоящее время 130 000 терминалов «SABRE» установлены в 30 000 турфирм в мире.

Несколько вариантов подключения к системе:

Planet Sabre – простой графический интерфейс и экранные шаблонные формы, интегрирована с сетью Интернет;

Turbo Sabre – собственная среда с дополнительными средствами – пользовательские базы данных, электронная почта, связь с Интернет, конфиденциальные тарифы;

Net Platform – система бронирования в сети Интернет для работы малых и средних агентств, обеспечивающая конфиденциальность, работу с электронной почтой;

Sabre Evision – получение в режиме диалога полноцветных изображений и точных географических карт местности.

Информационные системы

По степени автоматизации: ручные, автоматические, автоматизированные

По сфере применения

По целевым функциям

Интегрированные

Информационносправочные

Организационного управления

Информационнорасчётные

Управления технологическими процессами

Информационнологические

Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причём главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по целевым функциям и по сфере применения.

Целевые функции определяются назначением данной информационной системы. От функций, выполняемых системой, зависят форма выходной информации, алгоритмы процессов её обработки, а также характер, форма и способ взаимодействия пользователя с системой.

В соответствии с этим признаком выделяют:

− информационно-справочные системы;

− информационно-расчётные системы;

− информационно-логические системы.

Информационно-справочные системы предназначены для удовлетворения информационных запросов пользователей.

Характерная особенность таких систем – информация, найденная в соответствии с запросом, не используется непосредственно в рамках этой же системы, а выдаётся пользователю, который использует полученную информацию для любых необходимых ему целей (но не в рамках самой информационной системы).

В соответствии с запросом информационно-справочная система осуществляет поиск нужных сведений из числа тех, что хранятся в её информационном фонде. Поиск – одна из основных операций в таких системах, поэтому они являются также информационно-поисковыми системами (ИПС).

В информационно-расчётных системах хранящаяся информация используется для решения задач, связанных с различными расчётными операциями. К подобным задачам относятся статистический учёт и анализ, диагностика. К информационно-расчётным можно отнести и информационные системы, функционирующие в рамках систем автоматизированного проектирования (САПР). Последние выполняют различные проектные расчёты, решают задачи оптимизации параметров элементов, схем, устройств в приборостроении и машиностроении.

Информационно-логические системы способны выдавать информацию, не введённую ранее в систему в непосредственном виде, а вырабатываемую на основании логического анализа, обобщения, переработки сведений, имеющихся в информационном фонде. Такие системы могут решать научно-исследовательские задачи, заменяя в определённой степени труд специалиста-исследователя. Их иногда называют интеллектуальными информационными системами, так как при их разработке используется положение теории искусственного интеллекта.

При классификации по сфере применения информационные системы подразделяются на:

− системы управления технологическими процессами;

− системы организационного управления;

− интегрированные системы.

Информационные системы управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

Для информационных систем организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:

− банковские информационные системы;

− информационные системы фондового рынка;

− финансовые информационные системы;

− страховые информационные системы;

− налоговые информационные системы;

− информационные системы таможенной службы;

− статистические информационные системы;

− информационные системы промышленных предприятий и организации и др.

Интеграция предполагает комплексное использование однократно вводимых в систему данных для решения произвольного числа взаимосвязанных задач, устранения неконтролируемого дублирования потоков информации, операций по её преобразованию.

Интеграция информационных систем предполагает формирование единых требований к формам и методам хранения, передачи и представления информации, т.е. должен быть разработан единый стандарт информационных процессов. Это необходимо для того, чтобы экономические данные однозначно интерпретировались в любой части информационной системы.

Примером крупной интегрированной информационной системы автоматизации процессов управления предприятием могут служить ERP-системы (enterprise resources planning – комплексное планирование ресурсов предприятия).

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

− создающие управленческие отчёты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчётах, менеджер принимает решение;

− разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятое решение при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Информационные системы, создающие управленческие отчёты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации баз данных и её частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

− составление комбинаций баз данных, получаемых из различных источников;

− быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

− управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

− логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

− автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путём установления диалога с моделью в процессе её исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

− возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

− достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

− оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

− возможность графического отображения динамики модели;

− возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

При классификации информационных систем по функциям, которые они выполняют в организации, выделяют:

− информационные системы, направленные на обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ;

− информационные системы, направленные на обеспечение принятия управленческих решений;

− информационные системы, направленные на обеспечение текущих бизнес-операций.

Основные характеристики информационных систем менеджмента приведены в таблице 1.

Таблица 1. Информационные системы менеджмента

Уровень использования Класс системы Характеристика системы
Обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ Системы для привлечения и удержания клиентов, привязки поставщиков и т.п. Широко используют мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных. Возможно использование экспертных систем
Обеспечение принятия управленческих решений Системы предоставления информации. Системы поддержки принятия решений Предоставляют менеджерам предопределённые и регламентированные сообщения (отчёты, справки) о текущих бизнес-операциях. Предоставляют менеджерам специальный набор диалоговых средств проектирования и выбора альтернатив для использования в непрограммируемых ситуациях.
Обеспечение принятия управленческих решений Информационные системы руководителей Обслуживают менеджеров высшего уровня. На выбор высших руководителей влияет информация о ключевых факторах, направленная на достижение фирмой своих стратегических целей. Возможно использование экспертных систем
Обеспечение текущих бизнес-операций Системы обработки операций Выполняют текущую регистрацию записей об операциях, обрабатывают эти данные и выводят разнообразные документы, отчёты
Системы управления процессами Управляют физическими процессами производства продукции, реализации товаров и т.п.
Системы автоматизации офиса Преобразуют ручные методы делопроизводства и традиционные коммуникации. Охватывают обработку текстов, управление документами, электронную почту, организацию телеконференций

Программа «Само-Тур»

Система «Само–Тур» – программный комплекс (ПК) для автоматизации туроператора, разработан компанией «САМО–Софт».

Основные возможности программы:

· описание услуг: гостиниц, транспорта, страхования, визовой поддержки, дополнительных услуг;

· квотирование услуг: номеров гостиниц, мест транспорта и мест тура;

· создание турпакетов, расчет прайс–листа;

· оформление заявок туристов;

· подготовка документов туриста: ваучер, билет, страховой полис, анкета для оформления визы и др.;

· подготовка заявок партнерам;

· учет платежей и расчетов;

· статистический анализ.

Дополнительные возможности программы:

· импорт цен из таблиц формата MS Excel;

· визуальный контроль продажи квотируемых услуг;

· контроль взаиморасчетов по каждой заявке;

· сопряжение с бухгалтерскими программами: «1С: Бухгалтерия», «Парус»;

· гибкая система администрирования: назначение прав доступа для пользователей;

· встроенный редактор печатных форм, настраиваемые документы, списки, отчеты в редакторах MS Word, MS Excel;

· дружественный, понятный интерфейс пользователя.

Для туроператоров, использующих САМО–Тур, предназначен модуль «OnLine бронирование», который позволяет размещать на сайте туроператора актуальную информацию о ценах на туры, свободных местах на рейсах и остановках продаж в гостиницах.

Складским учетом

Для автоматизации ресторанного и складского учета в гостинице используются системы «FIDELIO F&B» и «MICROS», которые могут взаимодействовать.

Система «FIDELIO F&B» позволяет:

• работать с поставщиками (заказы, поставки);

• вести учет товаров на продовольственных складах;

• вести меню, используемое в ресторанах и барах;

• составлять калькуляцию рецептов блюд;

• производить расчет банкетного меню;

• осуществлять инвентаризацию на складах гостиницы;

• на основе данных о продажах автоматически списывать товары со склада в соот-

ветствии с заведенными в систему рецептами;

• получать отчеты о работе складов.

Система «FIDELIO F&B» является программой для продуктового склада, но нет никаких ограничений для ее использования и на непродовольственных складах.

В системе есть несколько основных понятий.

Склад

Склад заводится в системе с определенным именем и номером. В системе указывается, является он основным (куда осуществляется приход от поставщиков) или складом точки продажи (с него автоматически будут списываться товары, проданные через данную точку продажи).

Товар

Товар описывается в системе как объект прихода от поставщиков. Он может принадлежать к той или иной группе товаров, входить или не входить в калькуляцию рецептов, для него определяются складские и рецептурные единицы.

Блюдо

Блюдо — объект продаж, имеет название и номер. Для каждого блюда есть рецепт приготовления. Любое блюдо, имеющее рецепт, может входить в рецепт для другого блюда как составляющая (под-рецепт).

Рецепт

Рецепт — список товаров или подрецептов с указанием количества потребления. Рецепт однозначно привязан к блюду, без блюда рецепт существовать не может. Рецепт имеет себестоимость. В рецепте для каждого товара могут быть указаны фактор потерь, склад для списания, способ приготовления блюда.

Точка продажи

Точка продажи — бар, ресторан, кафе или столовая, где будут продаваться блюда. Точке продажи может быть определен склад для списания.

Система «FIDELIO F&B» имеет интерфейсы с системами «FIDELIO FO» и «FIDELIO ENG», а также с системой «MICROS».

Наибольший интерес представляет программный интерфейс с системой «MICROS», который позволяет переносить данные о продажах блюд в систему «FIDELIO F&B».

После проведения ночного аудита в системе «MICROS» данные о проданных блюдах в ресторанах и барах копируются в систему «FIDELIO F&B». Далее, используя функцию автоматического списания, пользователь запускает программу для расчета потребления. Товары, входящие в рецепты к проданным блюдам автоматически списываются со складов в количестве, указанном в рецепте и в соответствии с количеством продаж.

Данные о продажах, потреблении товаров с детализацией по точкам продажи и складам можно получить из отчетов системы «FIDELIO F&B».

В системе предусмотрено наличие программного интерфейса с бухгалтерскими программами, в которые переносятся данные:

о приходе товаров на склад;

• о возврате товаров поставщику;

• о передаче товаров в производство;

• о возврате товаров из производства;

• o списании испорченных товаров;

• о списании себестоимости проданных блюд.

Система MICROS как программа является программной частью программно-

аппаратного комплекса, производимого американской фирмой «MICROS», которая купила компанию «FIDELIO».

Система «MICROS» предназначена для автоматизации управления процессами реализации товаров и услуг и состоит из аппаратной (кассовые аппараты) и программной (программа) частей.

Кассовый комплекс представляет собой портативные компьютеры (кассовые аппараты (IBM-совместимые), ролл- и слип-принтеры). Клавиатура в зависимости от версии системы может подключаться отдельно или экран служит активной клавиатурой — на экране отображаются функциональные кнопки и служебная информация. Нажимая на кнопки на экране, пользователь активизирует те или иные функции.

Программная часть комплекса работает под операционной системой «UNIX» (ее разновидность «SCO»), которая является одновременно и сетевой оболочкой. Так как в большинстве случаев все остальные программные приложения, используемые в гостинице (бухгалтерские системы, гостиничные системы, например «FIDELIO FO», и пр.), работают под операционной системой «MS DOS», то для системы «MICROS» требуется свой сервер.

Через центральный терминал системы вводится следующая информация:

• определяются точки продажи;

• настраиваются меню пользователей;

• заводятся пользователи системы;

• идентифицируются все кассовые терминалы;

• определяются объекты продаж (блюда, услуги и т.д.);

• определяются цены на них;

• определяются периоды продаж (например, завтрак, обед, ужин);

• определяются различные виды налогов с продаж;

• данные по продажам проходят через основной терминал

• (сервер), где они могут анализироваться;

• система представляет большое количество отчетов на основе данных о продажах.

Разграничение доступа во всех системах достигается путем идентификации пользователя и списка разрешенных ему операций. Каждый пользователь прикрепляется к какой-то группе, для которой определены права в системе.

Вход в систему возможен следующими способами:

• для системных администраторов и настройщиков — традиционный способ (ввод персонального имени и пароля); для непосредственно пользователей системы (барменов, официантов, кассиров) — идентификация путем считывания кода с персональной карточки, которую они перед началом работы в системе проводят через специальную щель в кассовом аппарате. Система «MICROS» позволяет принимать следующие виды оплаты:

• наличные;

• кредитные карты (система считывает вид карты, номер, фамилию владельца, а при наличии соответствующего интерфейса автоматически через процессинговый центр списывает нужную сумму со счета клиента);

• отнесение суммы счета на счет номера клиента в гостинице (если в гостинице установлена система «FIDELIO FO» и работает интерфейс между этими системами).

Как и в системе «FIDELIO FO», в системе «MICROS» перевод даты (закрытие операционного дня) проводится путем осуществления специальных процедур. Для начала ночного аудита в системе «MICROS» необходимо, чтобы закрылись все кассы (кассиры сверили наличие денег у них и по системе, распечатали свои отчеты по смене и т.д.).

Во время ночного аудита печатаются отчеты о прошедшем дне (отчеты о проданных блюдах, о видах оплат, выручке и пр.). Кроме того, если есть интерфейс с системой «FIDELIO F&B», то готовятся данные о продажах для автоматического списания ингредиентов проданных блюд в соответствии с заведенными рецептами.

К основным достоинствам систем «FIDELIO» и «MICROS» относятся следующие:

• возможность интегрирования многих отдельных участков в глобальный комплекс;

• наличие версий программ на русском языке;

• широкая функциональность данных систем;

• удобство и быстрота работы для пользователей;

• удобство и быстрота обслуживания клиентов, наглядность и различные формы выставленных им счетов;

• конфиденциальность информации.

Таких достоинств нет ни у одной системы, представленной на российском рынке.

Электронные каталоги.

Основная особенность мультимедийного компьютера - это наличие дополнительных устройств, таких, как CD-ROM-накопители, звуковая карта, колонки, ЗО-ускоритель и др. В настоящее время большинство представленных на рынке компьютеров являются мультимедийными и указанные устройства входят в стандартную комплектацию. Мультимедийная технология предоставляет возможность работы со звуковыми и видеофайлами, что открывает новые направления использования компьютерной техники в области социально-культурного сервиса и туризма, в частности разработку виртуальных экскурсий по музеям и путешествий. Одно из наиболее распространенных направлений использования мультимедийных технологий в области социально-культурного сервиса и туризма - это создание и использование энциклопедических, справочных и рекламных дисков. Многие предприятия сферы социально-культурного сервиса и туризма, чаще всего музеи, турфирмы и гостиницы, создают свои собственные диски, содержащие справочно-информационную и рекламную информацию. На дисках обычно представлены страноведчес

Наши рекомендации