Состояние развития науки в России.
1. В большинстве стран с высоким техническим уровнем затраты на исследования превышают 2–3 процента ВВП. В России доля расходов на науку в ВВП сопоставима с такими странами, как Испания, Италия. В абсолютном выражении наша страна тратит на научные исследования в 5 раз меньше, чем в Японии, в 6 раз меньше, чем в Китае, в 13 раз меньше, чем в США.
2. Во многих странах наука активно развивается за счет вузовского сектора (Швейцария, Великобритания, Бельгия, Франция, Швеция). В нашей стране велика доля исследователей, работающих в государственных НИИ. Доля исследователей из предпринимательского сектора обычно высока в странах, имеющих успехи в практическом применении научных знаний (Япония, Корея, Китай).
3. В России традиционно высока доля государственного финансирования расходов на научные исследования. Бюджетное финансирование науки превышает расходы предпринимателей в 3 раза. В то же время бремя расходов на науку во многих странах берут на себя предприниматели, заинтересованные в получении прикладных научных результатов и использовании их для получения прибыли. Доля предпринимательских расходов превышает расходы государства в США в 2 раза, в Японии – в 4,4 раза, в Республике Корея – в 2,67 раза.
4. Как правило, предпринимательские источники финансирования науки связаны с теми секторами, где высока вероятность получения практического результата для бизнеса в короткие сроки. Поэтому страны с высокой долей финансирования за счет бизнеса имеют достаточно хорошие результаты по научным результатам в виде патентов на изобретение. Несмотря на значительный рост патентов в России, наблюдается отставание от ведущих по научно-техническому уровню государств – Японии, США, Кореи.
5. Тенденции научного развития, финансирования науки и ее результатов оказывают влияние на деятельность тех предприятий, которые являются потребителями инновационного продукта. Статистика показывает, что доля таких предприятий в промышленном производстве России незначительна. Кроме того, эти предприятия не стремятся заниматься собственными исследованиями либо заказывать их сторонним организациям. Доля этих расходов – 20,6%, в то время как в Германии – 64,5%, во Франции – 79,6%. Российские фирмы предпочитают покупать уже готовое оборудование, отработанную технологию. Понятно, что подобный инновационный путь развития не позволяет повысить конкурентоспособность промышленного производства России в достаточной степени, так как продаваемые технологии не являются достаточно новыми.
Основные проблемы научно-технического развития России:
· низкая доля расходов на науку в ВВП России;
· недостаточная активность вузовской науки;
· преобладающая доля расходов на науку со стороны государства
· при низкой активности бизнеса по финансированию научных исследований;
· инновационное сопротивление предприятий, не желающих осуществлять модернизацию производства;
· недостаточная активность производителей в области научных исследований для собственных нужд; использование чужих, отработанных технологий и оборудования, что не позволяет существенно повышать конкурентоспособность предприятия.
Резюме:в России научно-техническая политика определяется Президентом и Правительством и реализуется в виде государственной программы «Развитие науки и технологий». На 2013-2020 гг. в этой программе прописано развитие фундаментальных научных исследований, институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование системы управления и финансирования науки, интеграция науки и образования, в том числе в международное сообщество и др. Основными проблемами научно-технической политики в России является недостаточное финансирование науки и недостаточная активность вузовской науки, инновационное сопротивление предприятий, использование производителями чужих, отработанных технологий и оборудования и пр. Приоритетными направлениями развития науки и технологий РФ являются новые материалы и нанотехнологии, информационно-телекоммуникационные системы, биотехнологии, медицина и здравоохранение, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение, междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности.
Инновационная политика.
Основные понятия: инновационная политика, кластерная стратегия, кластеры.
Научно-техническая политика на современном этапе приоритным направлением имеет инновационное развитие, тесно связанное с наукой, инновациями и производством. Инновационная политикав узком понимании– это совокупность государственных решений, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс в предпринимательском секторе. В широком смысле инновационная политика не просто научно-техническая стратегия, а высокий уровень интеграции научной, технологической и собственно инновационной политики. Реализация сбалансированного комплекса мер в рамках этих «трех политик» – главный вопрос государственного регулирования инновационного развития в зависимости от стоящих перед страной социально-экономических задач и ключевое условие эффективности.
Этапы политики в области управления инновационными процессами:
1. Постановка целей, задач, разработка конечных показателей и результатов инновационной деятельности.
2. Организация и реализация программы создания принципиально новых видов продукции или улучшения, изменений в качестве выпускаемой продукции (товары и услуги).
3. Контроль и оптимизация форм организации и управления производственным циклом.
4. Корректировка, совершенствование стратегии планирования и организации инновационной деятельности.
Стратегия государственной инновационной политики:
1) Государственная финансовая помощь предприятиям через предоставление субсидий, ссуд, грантов и т.д. на развитие инновационных продуктов, прорывных технологий и оригинальных услуг.
2) Финансирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации участников инновационного процесса, и, следовательно, для улучшения функционирования национальной инновационной системы в целом.
3) Меры, направленные на улучшение доступа к новейшей информации, распространение или углубление знаний о специфических аспектах национальной инновационной системы (разработка отраслевых, секторных, региональных стратегий и форсайтов, тиражирование опыта лучших инновационных предприятий и т.д.).
4) Деятельность по улучшению законодательного обеспечения инновационной активности (права на интеллектуальную собственность, законодательное регулирование создания и деятельности инновационных фирм, налоговое стимулирование и т.д.).
5) Финансирование инновационной инфраструктуры - инновационные центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.д.
6) Деятельность по созданию грамотного менеджмента, отлаженного механизма управления.
7) Деятельность по ускорению процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности.
8) Создание условий для тесного и заинтересованного характера взаимодействия научно-исследовательских центров с крупным, малым и средним бизнесом.
9) Формирование кластерной стратегии- строго ориентированной системы создания конкретных технологических изобретений, распространения научных знаний, инноваций и технологий. Кластеры– группы географически близких и взаимосвязанных компаний и организаций (государственных органов, образовательных учреждений, научно-исследовательских центров), сотрудничающих в определенной сфере. В наиболее развитых странах – США и Японии – кластеры создаются для продвижения наиболее современных научно-технических направлений: разработки и производства больших интегральных схем, нано-технологий, робототехники, в смешанных отраслях – биопроизводствах, биоинформатике, экологической.
10) Политика налогового стимулирования инновационной деятельности.
Можно выделить также и социально-гуманитарные аспекты инновационной политики:
1) Создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения (ориентация на человека и гуманистические ценности).
2) Формирование современной творческой, высоконравственной и интеллектуальной личности, трезво мыслящей и благородно настроенной, патриота и гражданина.
3) Обеспечение благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития личности.
4) Формирование нового инновационного мышления и творческих способностей у молодого поколения в системе среднего и высшего образования,
5) Солидное научное и кадровое обеспечение.
6) Создание в каждом научном и трудовом коллективе такой благоприятной творческой атмосферы, при которой каждому работнику хотелось бы создавать, искать и находить что-то более новое, более совершенное. Это возможно в развитом обществе, где граждане активно на деле используют все свои демократические права и экономические свободы.
Как отмечают многие исследования, финансирования инновационных предприятий и инновационной деятельности оказывается недостаточным, если главным стимулом являются только деньги. Необходимы такие стимулы, как самореализация, раскрытие творческого потенциала, обеспечение социальной справедливости, экологической безопасности, здоровья, - всех тех параметров, которые составляют основу качества жизни.
Реализация инновационной политики в России и в ряде других стран имеет существенные трудности.
Проблемы реализации инновационной политики:
1. Недостаточно крупный научно-технический потенциал страны.
2. Нехватка высококвалифицированных кадров с инновационным мышлением.
3. Накопившиеся за последние годы проблемы в образовании, науке, нормативной и материальной базе.
4. Не существует некой универсальной «успешной модели» финансирования национальной инновационной системы (НИС) и стимулирования инновационных процессов. Недостаток финансирования и несовершенство материального и морального стимулирования инновационной политики.
5. Управление национальной инновационной системой весьма непросто в силу действия множества различных факторов, влияющих на инновационный процесс и на различные функции, которые коррелируют друг с другом.
6. Сложно рассчитать результаты государственного воздействия на экономические процессы, в том числе и инновационные, поскольку крупные стратегические решения могут иметь непредусмотренные эффекты, а достижение принципиально важных целей часто требует больше времени, чем предполагалось.
Вместе с тем, исследователи отмечают, что для успешной реализации инновационной политики требуется ряд важнейших условий:
1) исполнение бизнесом роли инициатора и системного интегратора научно-технических и инвестиционных решений в процессе реализации крупных инновационных проектов, связывающего инновации и рыночный спрос;
2) предъявление особых требований к качеству институтов(государственные законы, нормы и правила ведения бизнеса), обеспечивающих успешность инновационных начинаний;
3) принятие во внимание национальных особенностей экономического и социально-политического развития страны, формирующих национальную инновационную систему, которая должна претерпевать изменения в соответствии с появлением новых потребностей и возможностей.
Резюме:инновационная политика не просто научно-техническая стратегия, а высокий уровень интеграции научной, технологической и собственно инновационной политики. В стратегию инновационной политики входит не только финансирование инновационных проектов, но и меры, направленные на улучшение доступа к новейшей информации, деятельность по улучшению законодательного обеспечения инновационной активности, организации взаимодействия образования, бизнеса, государства и пр. Среди проблем реализации инновационной политики особенно выделяется недостаточный научно-технический потенциал России, проблема кадров, финансирования и др.
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. Почему научно-техническое развитие нуждается в научно-технической политике?
2. Что входит в содержание понятия научно-технического потенциала?
3. Каковы критерии оценки научного потенциала страны?
4. Каковы основные проблемы научно-технического развития России?
5. В каких документах прописана программа научно-технического развития России? Кто регулирует и определяет эту программу?
6. Какова история реализации научно-технической политики в разных странах?
- Каковы приоритетные направления развития науки и технологий и критические технологии РФ?
8. Как связана научно-техническая политика с инновационной политикой?
9. Каковы основные условия успешной реализации программы инновационного развития России?
10. Каковы социально-гуманитарные аспекты инновационной политики?
11. Какие органы и структуры, на ваш взгляд, должны определять научно-техническую политику?