Техника «Если бы да кабы. Сожаление об упущенных возможностях»

Сначала опрос:

Что за выбор вызывает сомнения в правильности решения? Как долго длятся переживания об упущенных возможностях и насколько они интенсивны? Что это за переживания? В чем они выражаются? Какие проблемы создают в Вашей жизни?

Возможен выход за пределы ситуации-выяснение, на каких людей клиент взваливает свой груз переживаний, вызываемых сомнениями в правильности выбора и пр. Какие чувства, эмоции Вы испытываете сейчас, когда думаете «Если бы…» Где именно в теле находятся эти эмоции? Опишите их ощущение (цвет, размер, запах, структура, фактура). Оцените интенсивность переживаний, вызываемых сомнениями в правильности сделанного когда-то выбора по 10-бальной шкале.

Для ответа на каждый вопрос достается по 3-7 карт. В каждом случае психолог принимает решение о том, вслепую или в открытую доставать карты, в зависимости от истории и индивидуальных особенностей клиента.

1. Что хорошего Вы бы, возможно, получили, если бы… Чем иное поведение в прошлом было бы Вам выгодно? Чего Вы ожидали от представившейся возможности?

2. Что плохого произошло в Вашей жизни из-за упущенной возможности? Не что Вы не имели и не получили, не воспользовавшись шансом (см.1вопрос), а что в прежней жизни изменилось в худшую сторону именно из-за того, что Вы сделали иной выбор.

3. Что плохого могло бы произойти в вашей жизни, измениться к худшему, если бы Вы воспользовались шансом? Представьте неблагоприятный вариант развития ситуации.

4. Что хорошего произошло в Вашей жизни при осуществлении того выбора, который Вы сделали? Какие выгоды Вы получили, выбрав именно то, что Вывыбрали?

Оценка эффективности анализа:

Какие именно чувства, эмоции Вы испытываете сейчас, когда думаете «Если бы...»

Какие чувства, эмоции Вы испытываете сейчас, когда думаете «Если бы…» Где именно в теле находятся эти эмоции? Опишите их ощущение (цвет, размер, запах, структура, фактура). Оцените интенсивность переживаний, вызываемых сомнениями в правильности сделанного когда-то выбора по 10-бальной шкале.

Примечание: если изменение интенсивности переживаний не происходит, наблюдается стойкое сопротивление,- проводится работа по переформулированиюзапроса (почему так важны эти переживания, в какой сфере причина их стабильности и т.д. –поиск проблемного пространства)

Техника «Кто Я?»

Колода: Персона, Персонита, Миби (можно только туловище или только голову, или все вместе)

Я в прошлом Я сегодня
Я каким мне хотелось бы быть Как мне к этому прийти?

Техника «Я и моя карьера»

Упражнение «Мои шляпки»

Колода:«Степс (шляпки и туфельки)»

1 вариант.

Цель:определение главных ролей в жизни.

На столе (в открытую) лежат карты «Шляпки». Участникам необходимо выбрать 3 карты:

- 1 – я и моя профессия;

- 2-3 – роли, которые я выполняю.

Разбить участников семинара на тройки для обсуждения.

Задание:

1) Каждый участник выносит на обсуждение свой выбор. Обсуждаем в терминах «Шляпок»:

- какая новая/старая;

- какая шляпка необычная?

- какая модная/устаревшая;

- любимая/нелюбимая, терпимая?

- какую шляпку было легче выбрать?

- по мягкости/жесткости;

- по форме;

- по цвету;

- какая большая, а какая жмет?

- возможно, хозяин хочет поменять (купить новую) или трансформировать шляпку?

- шляпка малофункциональна или многофункциональная?

- Какие ощущения возникают у тебя, когда ты носишь эти шляпки?

- Эти шляпки по-прежнему служат твоим целям?

- Что другие люди о тебе думают, когда ты носишь эти шляпки?

- Когда ты купил их (шляпу)? Когда их сменишь?

- Выступи как шляпа – от первого лица. Например: "Привет! Я бальная шляпка, принадлежащая …..".

* Разговаривать на языке «Шляпок» очень сложно! Нам все время хочется лезть в интерпретации. Но мы должны помнить: в центре стоит клиент, а не мы!

2). Обсуждение в группе.

Выводы по упражнению:

1. Смотрим на диагностику. Та шляпка, которая самая нелюбимая, жмет – за этим много скрывается.

2. Терапия: «проблемная шляпка» может быть трансформирована или куплена другая так, чтоб она радовала хозяйку.

2 вариант

Цель: осознание себя в системе отношений.

Я женщина
Я девочка
Я супруга
Я мама
Я дочь
Я специалист
Я наставник
Я подруга
Я какой меня никто не знает
Я какой мне хотелось бы быть
Я….?

Задание:

1) Выбрать шляпки относительно тех ролей, которые мы выполняем по жизни.

2) Разложить на столе свои шляпки и объяснить свой выбор.

Вопросы терапевта:

- Скажи, какая из этих шляпок самая любимая?

- Есть ли та, которую ты терпеть не можешь?

- А какая шляпка тебе маловата или жмет? Неудобна? Что с ней можно было бы сделать, чтобы она была удобной?

- А может есть какая-то шляпа, которая валяется у тебя в шкафу и ты ее редко одеваешь? Почему ты достаешь ее редко?

- Есть ли среди этих шляпок, которую тебе подарили, а тебе она совершенно не нравится?

- А какую шляпку ты бы носила вместе с другой, чтобы чувствовать себя лучше?

- Хотелось бы тебе что-то сделать в отношении других шляпок?

- Если бы в коридоре стояла вешалка, в каком порядке ты бы развесила свои шляпки?

- Посмотри на свой выбор – ты можешь что-то поменять, если хочешь.

- Что тебе нужно чаще всего?

- Что нужно сделать, чтобы эта шляпа была на 1-ом месте? (если есть такой запрос).

- Как ты себя чувствуешь?

- Какую бы ты выбрала шляпу, чтобы чувствовать себя еще лучше?

3 вариант:

Цель: взгляд на себя, как профессионала.

Задание:

1) Выбрать шляпку, которая ассоциируется у вас с вашей работой-психолог.

2) Клиент выбирает шляпку, которая ассоциируется у него с собой как клиента относительно вас.

Техника «Моя профессия»

Колода:«Советчик и дерево»

Цель:профессиональное самоопределение.

На столе разложены (в открытую) карты. Участникам необходимо выбрать из колоды 1 карту, которая представляет человека в профессии.

Задание:

1) Письменно ответить на вопросы:

- На каком этапе развития находится это дерево?

- В каком состоянии его плоды?

- Какие корни у этого дерева?

- Каковы ресурсы, используемые деревом для созревания плодов?

- Кто покупает плоды этого дерева? Можно ли их купить на любом рынке или только в специальных местах?

- Что может сделать садовник, чтобы повысить качество дерева?

- Что является наилучшим удобрением для этого дерева?

2)Разбиться на тройки для обсуждения следующих вопросов по своей карте:

- Представить свое дерево (по ответам на вопросы, сформулированным выше).

- Выбрать из колоды еще 1 карту (дерево), которое вы бы хотели вырастить из того, что взяли. Вопросы:

- Какое дерево вы хотите вырастить? Как это сделать?

- Выберите карту-дорогу (колода «Послания и озарения»), которая позволит вам прийти к этому дереву. Что это за дорога и что надо сделать, чтобы пройти по этой дороге? Что за поворотом?

*Такую работу мы можем аналогично провести и в консультировании любой организации.

* Колода хорошо работает с проблемами: приемные семьи, вдовы и вдовцы, бизнес.

Мастер-класс

«Повседневные тайны отношений с…деньгами?»Мой первый опыт с деньгами Вспомните, как вы впервые получили свои первые деньги. Вспомните, как вы получили свои первые деньги? Инструкция: 1)-запишите одним предложением вывод, который вы извлекли из своего первого опыта. 2)-походите по территории (на полу расположены в открытую колоды:МИФ, Пути-дороги, слова из «Дерево, как образ человека» и почувствуйте «свою карту», возьмите ее. Она может быть созвучна с Вашим выводом или быть совсем противоположной (при помощи карт мы углубляем историю). 3)-обсуждаем в парах, тройках. 4)-выводы. Техника «Финансовые новости»

Карты:«Из сундука прошлого». «Окна и двери». «Пути дороги». «Ох».«Приключения необычного человечка».

Рекомендуется для индивидуальной работы. Цель упражнения: осознание человеком истинных глубинных причин развития финансового кризиса в его жизни. Формирование нового взгляда на финансовые проблемы. Найти ключ к своему финансовому изобилию.

Это упражнение откроет вам новые грани вашего «Я», поможет проявить честность по отношению к себе, даст возможность осознать, что причина проблемы кроется в вас самих, а не в окружающих.

Инструкция:

1. Задайте себе вопрос: «Что мешает открытию моего денежного потока?»

2. Вслепую вытяните карту–ответ на свой вопрос.

3. Опишите как вы понимаете свой ответ.

4. Задайте себе вопрос: «Какие действия мне нужно сделать для того, что бы впустить изобилие в свою жизнь?»

5. Вытяните вслепую одну карту как ответ, опишите его.

6. Вслепую вытяните из колоды 3 карты (или сколько тянет рука), как ответ на вопрос: «Какие ресурсы мне нужны для финансового изобилия в моей жизни?»

7. Из колод «Приключения необычного человечка» вслепую вытяните карту-ответ на вопрос: «Какие качества мне нужно проявить для финансового изобилия в моей жизни?»

8. Выводы запишите в блокнот или ежедневник.

9. Сфотографируйте расклад.

Наши рекомендации