Схема расположения грузов на судне

Ответы на вопросы для самоконтроля.

18. Грузовой план судна.

20. Требования, предъявляемые к грузовому плану.

Грузовым планом называется графическое изображение на чертеже судна расположения каждой партии груза в судовых грузовых помещениях на данный рейс. Грузовой план морского судна составляют на основе общих требований к оптимальному размещению грузов с учетом условий предстоящего рейса. Для выполнения этих требований нужно обеспечить:

— сохранение необходимой остойчивости, прочности и дифферента судна;

— наиболее выгодное использование грузовместимости и грузоподъемности судна

— возможность обеспечения погрузки и выгрузки груза в минимальные сроки

— безопасное плавание судна;

— сохранную и своевременную доставку груза;

— соблюдение очередности погрузки груза с расчетом выгрузки судна в промежу­точных портах без дополнительных перевалок;

— соблюдение норм техники безопасности и охраны труда экипажа судна и работ­ников порта.

Помимо технических и организационных требований, при составлении грузового плана учитывают необходимость достижения наиболее высокой экономической эф­фективности работы судна.

Для составления грузового плана надо знать подробные данные о судне, грузе и ус­ловиях плавания. Грузовой план только тогда может быть принят к исполнению, когда он обеспечивает безопасность плавания, т. е. судно имеет достаточную остойчивость, продольную прочность, допустимый крен и дифферент. Это обеспечивается нормаль­ным распределением весовых нагрузок по длине, ширине и высоте судна.

Следующий наиболее важный этап составления грузового плана заключается в рас­пределении грузов между различными грузовыми помещениями судна, для чего изу­чают и учитывают все физико-механические, химические и прочие свойства грузов Правильное распределение грузов по трюмам влияет не только на их сохранность, но и на безопасность плавания судна. Размещение на судне грузов, которые выделяют вла­гу, запахи или представляют пожароопасность и взрывоопасность, должно происхо­дить с особой осторожностью. Жидкие грузы в таре, тяжеловесы и грузы в непрочной таре требуют также принятия особых мер при их погрузке. Совместная перевозка не­совместимых грузов в одном помещении может привести к их порче вследствие вред­ного воздействия друг на друга.

При составлении грузового плана следует решить вопрос максимального использо­вания грузовместимости и грузоподъемности. Это достигается методом подбора соот­ветствующей комбинации легких и тяжелых грузов. Количество груза, которое может принять судно к перевозке, определяют его удельным погрузочным объемом. Часто случается так, что на судах линейного плавания наличие строгой регламентации грузов делает невозможным выбор оптимального варианта загрузки по грузовместимости и грузоподъемности при линейном плавании чаще всего подбор грузов определяетсявременем стоянки судна в порту, трудоемкостью грузовых работ и установленными сроками доставки грузов.

В каботажном плавании имеются более широкие возможности изменения состава и количества груза. В этом случае можно добиться такого соотношения легких и тя­желых грузов, когда будет полностью использована грузоподъемность и грузовме­стимость судна. После этого следует переходить к решению задачи распределения грузов по отдельным трюмам для расчета трудоемкости обработки отдельных пар­тий груза. Это необходимо для того, чтобы грузовые операции на отдельных трюмах закончились одновременно, для чего грузы, наиболее трудоемкие, помещают в трюмы меньших размеров. При этом надо помнить, что иногда грузовое помещение ма­лых размеров требует больших трудозатрат при его загрузке, поскольку из-за не­удобств конструкции помещения там невозможно развернуть необходимый фронт работ или применить механизацию.

Распределение грузов по помещениям значительно усложняется, если судно при­нимает груз на несколько портов выгрузки. Основное требование в этом случае заклю­чается в том, чтобы груз, подлежащий выгрузке в первом порту, находился сверху и был распределен по нескольким трюмам. Это дает возможность выгрузить груз в порту без перевалки и без задержек. Однако и в этом случае надо учесть, что в загранпортах количество груза в каждом трюме должно быть рассчитано на производительность бригады в смену, поскольку оплата бригады, как правило, идет не менее как за пол­смены, независимо от того, сколько часов они отработали.

При составлении грузового плана на несколько портов выгрузки надо предусмот­реть возможность не только выгрузки, но и погрузки в промежуточных портах. Необ­ходимость погрузки грузов в промежуточных портах осложняет нахождение рацио­нальной загрузки судна. В некоторых случаях очередность захода в промежуточные порты устанавливают в зависимости от возможности рациональной загрузки-выгрузки судна в промежуточном порту.

Исходя из этих требований, на обслуживание линий и выполнение снабженческих рейсов целесообразно ставить суда, оборудованные твиндеком и шельтердеком.

Перечисленные условия разработки грузового плана показывают, что эта сложная задача, которая определяется множеством разноречивых факторов. Правильность ее решения обеспечивает безопасность плавания судна, сохранность перевозимых грузов и эффективность использования транспортных средств. Опыт морской перевозки гру­зов и научные исследования позволили выработать ряд общих принципов, выполнение которых позволяет соблюсти основные требования оптимальной загрузки судна.

По установившейся практике грузовой план составляет порт за несколько суток до прихода судна в порт под погрузку. Такой план называется предварительным. Составле­ние предварительного грузового плана позволяет заблаговременно подготовить груз и выработать наиболее рациональную технологическую схему погрузки судна, что являет­ся важным условием проведения грузовых операций в минимальные сроки. Это важно и в том случае, когда идет погрузка по прямому варианту вагон-судно, поскольку железно­дорожники будут знать очередность подачи вагонов, если вагоны уже прибыли в порт.

В процессе погрузки по различным причинам могут возникнуть изменения в подаче груза. Это вызывает необходимость корректировки предварительного грузового плана и перекомпоновки грузов, как по количеству, так и по наименованиям. В результате этих изменений к концу погрузки формируется окончательный или исполнительный грузовой план, в котором отражено фактическое размещение грузов на судне.

Классификация грузов.

Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру предъявляемых к перевозке грузов. Она учитывает различные требования организации транспортного и перегрузочного процессов. Признаки общности, по которым можно объединить различные группы грузов, очень разнообразны, поэтому существует несколько видов классификации грузов.

Для систематизации свойств грузов и решения вопросов совместной перевозки их принято разделять по следующим признакам: способу перевозки, физико-химическим свойствам, режиму перевозки и совместимости различных по своим свойствам грузов.

Классификация по способу перевозки. Все грузы по способу перевозки делятся на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах. К штучным грузам относится широкая номенклатура грузов в ящиках, мешках, бочках, барабанах, тюках, кулях и т. д. К штучным грузам относятся также автомобили, тракторы, строительная техника, металлоконструкции, техническое оборудование и другие, многочисленные по наименованиям грузы, перевозимые отдельными местами. Особенностью этих грузов является то, что на судне одновременно может пере­возиться как однородный груз, например мука в мешках, так и множество различных партий разнородного груза, например обувь, одежда, промышленное оборудование, медикаменты, продовольственные товары и т. д. Если линейные размеры одного места штучного груза более 9 м, оно относится к разряду длинномеров, а если масса отдельного грузового места более 3 т, то оно относится к разряду тяжеловесов. При этом учитывается, что если грузоподъемность грузовых средств судна 5 т, то к разряду тяжеловесов относятся грузовые места массой более 5 т. Навалочные грузы перевозятся без тары, навалом. Они состоят из большого количества однородных частиц, например зерно, или частиц груза различной величины — каменный уголь, руда и так далее. Эти грузы перевозят большими партиями. Для их перевозки используют целое судно или отдельные грузовые помещения. Укрупненные грузовые единицы (УГЕ) — это контейнеры, трейлеры, флеты, ролл-трейлеры, пакеты и так далее. Укрупнение грузовых мест позволяет механизировать перегрузочные процессы и резко повысить производительность работы флота.

К наливным грузам относятся нефть, нефтепродукты, растительные масла, патока, спирт и винные материалы, химические грузы и сжиженные газы.

Классификация по физико-химическим свойствам. По физико-химическим свойствам грузы разделяются на:

- гигроскопические, способные воспринимать влагу, из окружающей среды и легко ее отдавать;

- самонагревающиеся и самовозгорающиеся;

- ядовитые и выделяющие вредные газы;

- огнеопасные;

- взрывчатые;

- слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;

- издающие специфические запахи;

- воспринимающие посторонние запахи;

- пылящие.

Классификация по режиму перевозки. В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т. е. температуры и влажности, их принято разделять на не режимные и режимные.

К не режимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке.

К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах опреде­ленных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени. Некоторые грузы требуют выполнения особых карантинных режимов перевозки.

Классификация по совместимости различных грузов Грузы обладают чрезвычайно разнообразными физико-химическими свойствами. Часто это приводит к тому, что совместная их перевозка в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения может привести к полной порче груза или частичной потере товарных качеств груза. Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки. Для определения возможности совместной перевозки грузов их прежде всего делят на три группы: обладающие агрессивными свойствами; подверженные воздействию агрессивных факторов: нейтральные по отношению к другим грузам.

Грузы, обладающие агрессивными свойствами, разделяются на группы: тепловыделяющие, влаговыделяюшие, газовыделяющие, выделяющие запахи, ядовитые, пылящие, самовозгорающиеся, носители карантинных объектов.Грузы, подверженные воздействию агрессивных факторов, разделяются на группы: портящиеся под воздействием влаги, тепла, пыли, подверженные воздействию ядовитых веществ и карантинных объектов, воспринимающие запахи.

Подготовка грузовых помещений к приему грузов

Подготовка грузовых помещений должна производиться в соответствии с требованиями РТМ 31.2003.

Подготовка судна к приему груза должна включать:

· приведение трюмов в соответствие для данного груза состояние и проверку систем, проходящих через трюм;

· проверку исправности грузовых устройств;

· проверку надежности закрытия всех отверстий, доступ к которым после загрузки судна будет невозможен и которые должны быть закрыты;

· проверку исправности устройств для наблюдения за уровнем воды в льялах и осушительных систем.;

· проверку исправности противопожарных устройств;

· проверку гидравлики люковых закрытий.

В зависимости от предыдущего перевозимого груза, грузовые трюмы должны быть очищены от остатков перевозимых грузов под «лопату», «метлу», проведена мойка забортной водой и при необходимости пресной, провентилированы, а на рефсудах заблаговременно поставлены на охлаждение ( в зависимости от предстоящего груза),

произведен необходимый ремонт деки трюмов, пайолов, льяльных колодцев, проверены все закрытий горловин танков, ремонт рыбинсов, сайдбордсов, освещения и защиты светильников, изоляцию и её защиты (при необходимости), при наличии запаха обработать их дезодорантом, либо по специальной технологии, проведена дезинфекция, а для перевозки опасных грузов, подготовка грузовых помещений должна проводиться согласно требований РД 31.15.01.

Все грузовые устройства должны быть проверены в работе, согласно ПТЭ и ПТБ, инструкций фрахтователя и судовладельца (оператора судна), освежена маркировка SWL-допускаемой рабочей нагрузки, максимального и минимального угла подъема

грузовых стрел , разворота кабин (грузовых кранов), при необходимости проведена частичная замена такелажа и деталей такелажа, проведена смазка всех шарнирных соединений, проверены стопорные устройства, проверены, отремонтированы и подготовлены люстры для дополнительного освещения в темной время грузовых помещений, а на рефсудах переносные легкие лестницы, все детали такелажа и рангоут должны иметь соответствующие сертификаты, срок очередного освидетельствования Регистром грузовых устройств еще не наступит до окончания грузовых работ на судне (если грузовые работы ведутся судовыми грузовыми устройствами), заблаговременно подготовлены все матросы палубной команды, боцман и вахтенные помощники капитана по управлению грузовыми устройствами, открытию/ закрытию люков.

О готовности грузовых трюмов и грузовых устройств после их проверки делается запись в судовом журнале и заполняется спецформа, согласно СУБ компании судна.

Ответственность за состояние грузовых помещений к приему груза несет старший помощник капитана, а за техническое состояние люковых закрытий, горловин в трюмах и грузового устройства- старший (главный) механик судна.

Наши рекомендации