Использование малопонятных слов и терминов

Схема манипулятора

В последнее время тема психологического и информационного воздействия актуальна настолько, что она сама по себе стала чем-то обыденным. Современное информационное поле принято считать свободным, что означает неизбежность манипулятивной информационной активности: ваше мнение формируется в основном на основе той информации, которую вы получаете и обрабатываете ежедневно, но вы совершенно не знаете степень ее достоверности. При этом, сегодня мы наблюдаем процесс, когда информационные технологии помимо своего прямого назначения становятся средством управления общественного сознания. В нашу жизнь (хотим мы этого или нет) врываются манипуляции сознанием. На наше сознание могут воздействовать: реклама (чтобы мы купили больше всего того, чего нам, вероятнее всего, не нужно), политики (чтобы на выборах победила именно та партия и не иначе), и даже Ваш собственный начальник / преподаватель / хороший знакомый (чтобы Вы сделали что-то лично для него. Хотя это в Ваши планы совершенно не входило. И вообще, это очень даже ущемляет Ваши личные интересы. Но как ведь тут можно отказать, правда?)

Почему мы выбрали именно тему манипуляций? После окончания курса балакавриата специальности «Социология» до нас дошло осознание сути множества закономерных процессов в обществе. Самым ярким их них является процесс манипулирования. Подобно использованию эффекта «плацебо» в медицине для изучения возможности воздействия лечения на пациента без использования лекарства, сегодня акции глобального внушения проводятся отчасти и затем, чтобы узнать как можно больше обо всем том, что связано с внушаемостью. Особенно ценно, определить максимально достоверно в процентах ту часть общества, которая поддается (или не поддается) внушению, для дальнейшего манипулирования ими.Социологические техники исследования (в частности опросы) могут высчитывать процент внушаемых в динамике, изучая, от каких факторов он зависит в наибольшей степени. Согласно данным психологического практикума «Как противостоять психологической агрессии и манипулированию» А. В. Гончарова, современные интерактивные опросы показывают, что количество внушаемых людей у нас в стране составляет от 50 до 75 %. Следовательно, от манипулятивного воздействия никто не застрахован.

Но если от информационных манипуляций СМИ мы можем предпринять попытку оградиться путем «рационального неведения»(т.е. состояния, при котором мы сознательно можем игнорировать новости по телевизору, настраивать свою новостную ленту в социальных сетях как нам удобно т.д.) или просто настроить себя воспринимать все происходящее максимально критически, то как защититься от начальника или знакомого, которые так и норовят навязать Вам свое мнение как единственно верное?

1.1. Поговорим о внушаемости.

Манипуляция — это такой вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику жертвы целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями жертвы. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если сам выступает как соавтор, соучастник процесса. Манипуляция — это не столько насилие, сколько соблазн, игра на человеческих слабостях и уязвимых местах. Эти слабые места определяются особенностями психики и мировоззрения человека, его системой ценностей и системой отношений.

Как правило, когда человек формирует свои взгляды и убеждения, это происходит под влиянием рациональных доводов или собственных мотивов или под влиянием конкретных жизненных ситуаций. Пример: если Вашзнакомый просит занять некоторую определенную сумму денег, то Вы, соответственно, можете согласиться / не согласиться. Для принятия этого решения вы используете собственные доводы и мотивы (он хороший человек, поэтому я ему не откажу; я его очень мало знаю, поэтому не могу занять такую сумму) иликонкретные жизненные ситуации (ваши друзья уже занимали ему деньги, он всегда отдавал назад полную сумму в установленный срок и Вы это знаете).

Если мы говорим о внушаемости, то под этим понятием выступает степень готовности менять свои мысли и убеждения за счет внешнего воздействия особых, специально сконструированных речевых или прочих техник манипулирования.Вернемся к нашему примеру: вы настойчиво решили отказать своему знакомому в займе денег, т.к. не уверены в том, вернет он их назад или не вернет. Тогда знакомый, буквально атакует Вас, приводя цепляющие душу до слез доводы о том, что Вы его последняя надежда, продуктов у него совсем не осталось, а до стипендии еще две недели и вообще в жизни у него все «наперекосяк» в последнее время. Если в этот момент Вы свое настойчивое решение сменили, то вам внушили альтернативное решение, которое Вашим не является. Ваш знакомый осуществил манипулятивное воздействие, а Вы оказались внушаемы.

Возможно, Ваш знакомый манипулировал не осознанно. Парадокс манипулятора: некоторые манипуляторы совершенно не знают о том, что они манипуляторы. У них просто с детства выработался определенный стереотип поведения, согласно которому все желаемое всегда попадает ему в руки, или попадает просто гораздо быстрее, чем при использовании обычных просьб. Поэтому данный стереотипный набор действий теперь выбран им для любых ситуаций как наиболее успешный.

В данном примере важно подчеркнуть, что не только степень внешней внушаемости привлекательна для манипулятора. Гораздо опаснее, если внешне Вы непоколебимый кремень (вы можете просто игнорировать «выпады» манипулятора в Вашу сторону) и Ваша восприимчивость к внешнему внушению очень мала, но при этом Вы очень подвержены самовнушению. И тогда, манипулятор может создать новую схему, согласно которой, с помощью случайно-неслучайной фразы он сможет нарушить Вашу уверенность в чем-либо. А потом, на основании этой фразы Вы сами «довнушаете» себе все, что требуется без минимальной помощи извне.

Вернемся к примеру. Как же бороться с нашим манипулятором, когда он пользуется нашей внушаемостью?

1. Прежде всего, всегда возвращайтесь мысленно к доводам, которые помогли Вам принять (важно!) НЕПОКОЛЕБИМОЕ решение. Они первичны и они рациональны. Вы свободны тогда и только тогда, когда Ваши решения тщательно обдуманы и непоколебимы.

2. Очень полезной может оказаться схема «вежливогоотзеркаливания». Вам необходимо сослаться в процессе отказа максимально вежливо и приветливо на зеркально отображенные причины Вашего оппонента. Выглядит эта схема банально просто и позволяет избавиться практически от любой навязчивой просьбы: «Как же я тебя понимаю. Я и сам в такой ситуации постоянно. От стипендии до стипендии. И кризис в стране – не хватает денег катастрофически. Я вообще на фоне всего этого этого нахожусь в подавленном состоянии в последнее время. Дружище, ты же понимаешь, что я не могу тебе денег занять?».

Бейте манипулятора его же оружием. Отображайте его приемы максимально зеркально и вежливо. И Вы останетесь хозяином ситуации. В данной ситуации проблематично то, что для манипулятора не важна рациональность Ваших личных доводов. Скажите ему напрямую один рациональный довод о том, что не уверены отдаст он долг или нет, и манипулятор приведет Вам пять ответных доводов о том, что его оклеветали, и что он всегда отдает свои долги. Или убедит Вас в том, что именно в Вашем случае ничего такого не случится, потому что он очень ценит общение с Вами и т.д. Манипулятор найдет словесный путь к достижению цели и, постоянно налегая на Вас словесно, найдет путь к Вашей внушаемости.

1.2. Как определить манипулятора? Поговорим о пантомимике и достоверных признаках лжи.

Ранее мы уже говорили о том, что манипулятор может и сам не знать того факта, что он манипулятор. Как же тогда нам защититься от него? В этом нам может помочь лицо и жесты собеседника – его визитная карточка. Возможно, это может вызвать некое недоумение, но «индикатором» нашего внутреннего состояния могут оказаться рот, нос, глаза, брови, точнее – те мимические сигналы, которые вы непроизвольно транслируете на собеседника. С помощью трактовки этих мимических сигналов можно определить, что собеседник так тщательно пытается утаить от Вас.

Существует целая наука, которая занимается этими вопросами – пантомимика. Алан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» выделяет как наиболее распространенный символ мошенничества – восточный символ трех мартышек. Вспомним их: одна ничего не видит, другая ничего не слышит, третья ничего не говорит. Все три жеста «рука к лицу» и их природа происхождения вполне реальна: такая жестикуляция очень характерна для детей. Когда ребенок лжет – пытается прикрыть рот, когда ничего не хочет слышать – закрывает уши ладонями, когда ему страшно или он не хочет чего-либо видеть – закрывает глаза ладонями. С течение времени человек растет, его жесты модернизируется, но одно остается неизменным «рука к лицу» выдает его истинные намерения.

Эксперты пантомимики условно разделяют лицо на три области: верхнюю, среднюю и нижнюю.

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА (область лба и бровей) – отображает эмоциональное состояние и особенности мыслительной деятельности.

Горизонтальные складки на лбу могут отображать пристальное внимание собеседника к чему-либо. Их мимически-смысловое значение варьируется в зависимости от того, что именно можно считать с других частей лица. При широко раскрытых глазах, горизонтальные складки могут означать дальнейшее развитие событий, желание услышать от Вас что-либо конкретное, например, согласие.

Вертикальные складки на лбу могут отображать полную сосредоточенность собеседника на Ваших словах. Чаще всего это нервозность, нетерпение и недовольство.

Что означают нахмуренные брови, понятно и без особых разъяснений, но вот если одна бровь поднята вверх, а другая – опущена вниз, то это уже может свидетельствовать о скрытых намерениях относительно Вас.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА (область носа и глаз) – отображает особенно сдерживаемые (сильные) или особенно слабые эмоции и чувства.

Трепещущие крылья носа – это признак волнения, беспокойства и тревоги.

Раздувание крыльев носа – свидетельство возбужденного состояния и скрываемых агрессивных намерений.

Относительно глаз – все ясно и так. Глаза – зеркало души, ими вообще трудно играть. Они выдадут Вам информацию в первую очередь.

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА (рот и подбородок) – отображает группу энергетически затратных состояний – физических – физических, интеллектуальных, сексуальных.

Выдвинутый вперед подбородок означает уже принятое ответственное действие и твердое намерение его реализации.

Приоткрытый рот – выдает реакцию собеседника на неожиданность, удивление или испуг.

Плотно сжатые губы – признак закрытости, не слишком большого уважения к собеседнику и нежелания делиться с Вами важной информацией.

Плотно сжатые губы в тандеме с опущенными уголками губ – явное негативное отношение к Вам.

Улыбка придает речи выразительность и обозначает доброжелательность. Но если собеседник пытается спрятать за улыбкой негатив, то уголки губ не поднимаются и не опускаются, оставаясь примерно на одном и том же месте.

Быстрая смена мимических реакций губ – откровенная наглая ложь.

Ложь Вашего собеседника – это то качество, обнаружение которого гарантирует отрезвление Вашего разума во время манипуляции. В целом, обнаружить ложь не так уж и просто: нужно анализировать мимику, жесты, позы, дыхание, паузы и все это – одновременно. Но все приходит с практикой, необходимо просто быть наблюдательным во время разговора и не упускать из внимания мелочи.

Итак, Вас обманывают если Ваш собеседник:

- на словах постоянно декларирует свою честность, но при этом ладони повернуты вниз (т.е. обращены к полу);

- делает вид, что Вы являетесь хозяином диалога, но при рукопожатии все-таки его рука оказывается сверху, а ладонь повернута вниз;

- говорит о том, что от него от Вас нет никаких секретов, но при этом всячески стремится сесть от Вас на расстояние полуметра;

- говорит о том, как ему интересно с Вами общаться, но носки его обуви смотрят в другую сторону от Вас;

- подчеркивает, что Вы ему интересны, но при приветствии не смотрит Вам в глаза;

- говорит о своей искренности, но при это у него «закрытая поза»;

- при разговоре одной рукой делает хаотичные жесты, либо теребит пуговицу на рукаве, браслет часов, манжеты или поправляет без нужны прическу;

- держит небольшой предмет без надобности двумя руками (карандаш, маленький стикер и т.д. – как маленький ребенок, который бездумно хватается руками за все, что угодно, когда боится упасть);

1.3. Техники манипуляций.

Рассмотрев всего один пример, мы поняли, что в обыденной жизни манипуляции могут встретиться даже в банально простых жизненных ситуациях. Но при этом, техник и схем межличностных манипуляций сознанием гораздо больше и наша задача познакомить Вас с наиболее распространенными и известными нам.

В книге «Безопасное общение, или Как стать неуязвимым!»психотерапевты Дмитрий Ковпак и Андрей Каменюкин предлагают рейтинг наиболее часто встречающихся типов манипуляций и методов противостояния им, которые условно можно назвать противоядиями.

«Нога в дверях»

Этот метод манипулирования часто применяют рыночные торговцы и коммивояжеры. Заключается он в том, что сначала продавец уговаривает не купить, а только «попробовать» или «примерить» свой товар. В этом случае налицо простая, но действенная ловушка для сознания. С одной стороны, нам не предлагают ничего опасного или плохого, за нами вроде бы сохраняется полная свобода любого решения. Но стоит только отведать или надеть предлагаемое, как продавец сразу задает другой лукавый вопрос: «Ну как, понравилось?» Ответить отрицательно на такой вопрос вообще нелегко, а тем более, если вы уже «примерились» к товару и он вам приглянулся. Чаще всего в такой ситуации вы, конечно, отвечаете утвердительно. И тем самым как бы даете невольное согласие на покупку. Ведь хотя речь, казалось бы, идет исключительно о вкусовых ощущениях или внешнем впечатлении, на самом деле за интересом продавца скрывается другой вопрос: «Будете ли покупать?»

Так, например, продавцы пылесосов с давних пор на Западе, а теперь и у нас, часто предлагают бесплатно воспользоваться чисткой ковров в расчете на то, что уж попав в дом хозяев, сумеют их убедить в необходимости покупки именно этого пылесоса. Главное для них — получить очную встречу, а там они уже смогут развернуть свой арсенал «домашних заготовок» разнообразных манипуляций.

Противоядие: Не стоит испытывать неловкости, отказываясь от навязанного предложения. Ваше чувство вины и дискомфорт в данном случае — лишь продукт ложных воззрений и иррациональных установок, на которых умело играют пройдохи. Убрать те струны, на которых играют в данном случае манипуляторы, можно, отказавшись от желания нравиться всем без исключения. Перестаньте стремиться «всегда быть на высоте» — это поможет предотвратить многие проблемы.

Решение здесь и сейчас

Эта техника манипулирования направлена на то, чтобы заставить человека принять решение немедленно. Манипулятор провоцирует и иногда напрямую настаивает на том, что определиться нужно непременно «здесь и сейчас», так как «завтра будет уже поздно». «Хватай мешки, вокзал уходит!» и подобные словесные угрозы формируют требования быстрого и необдуманного принятия решения. Создание суеты и эмоционального напряжения снижает степень осознанности поведения и разумного контроля над ситуацией. Этим пользуется масса аферистов, от вокзальных воришек до участников финансовых пирамид.

Противоядие: Стоит выработать для себя правило «не принимать скоропалительных решений». Вы можете десять раз получить мелкий выигрыш от поспешных решений, но понести гораздо более грандиозные потери от следующего такого же необдуманного. Не зря народная мудрость утверждает, что «утро вечера мудренее». Для того чтобы не «прогореть», следует не решать немедленно, а принять информацию к сведению, отложив решение на время, необходимое для его обдумывания. Торопитесь не спеша.

«Карфаген должен быть разрушен»

Техника повторов — еще один действенный способ манипулировать сознанием людей. Во время Пунических войн — борьбы не на жизнь, а на смерть между Карфагеном и Римом — суровый римский сенатор Катон Старший прославился усвоенной им привычкой. Выступая в римском сенате, о чем бы он ни говорил — о выборах ли в комиссию или о ценах на овощи на римском рынке, — каждую свою речь Катон неизменно заканчивал одной и той же фразой: «А кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен!» У сенатора была цель — приучить слушателей к данной мысли. Такое многократное повторение одной и той же фразы, в конце концов действительно заставило сенаторов привыкнуть к стоящей за ней мысли настолько, что предстоящее разрушение Карфагена стало для них чем-то естественным. Над мудрым старцем сначала посмеивались. Но потом все случилось, как ему хотелось: в результате страшной кровавой борьбы Рим победил, Карфаген был стерт с лица земли, а самое место, где он стоял, распахали римскими плугами.

Противоядие: Отслеживайте оказываемое на вас давление, в том числе и технику повторов. Не давайте количеству перейти в качество, напоминая себе аргументы своей собственной позиции.

Обратное желание

Эта техника заключается в том, чтобы добиться чего-то, настойчиво выражая желание, обратное тому, чего на самом деле хочется. Дело в том, что акцентирование внимания на крайней желательности исполнения просьбы (например, ее неоднократное повторение) побуждает, наоборот, к отказу ее выполнить. А часто даже провоцирует на действия строго противоположные. Этот антагонизм и используют манипуляторы.

Противоядие: Прежде чем раздражаться от назойливости просящего и решать «сделать все наоборот», постарайтесь задаться вопросом о целях собеседника и истинных мотивах такого поведения.

Использование «мнения масс»

При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «Ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т. п. Посредством «общей платформы» у человека вызывают чувство уверенности в том, что большинство членов определенной социальной общности, с которой он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него, принимают подобные ценности, идеи, программы и т. п.

Противоядие: Замечайте сверхобобщения. Их характеризуют слова-маркеры, такие как все, никто, всюду, нигде, всегда, никогда и тому подобные признаки работы иррациональной установки.

Манипуляция страхом

Использование людских страхов — один из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. В детстве пугали родители: «Будешь плохо себя вести — заберет дядя милиционер», «Будешь плохо учиться — станешь дворником». Теперь начальство пугает угрозой увольнения, супруг/супруга — угрозой развода, приятели или подруги — потерей отношений. Даже телевизор пугает нас мрачными новостями, а реклама кариозными монстрами, микробами в унитазе и запахом пота.

Противоядие: Выясните, насколько реальна угроза. Уточните для себя степень и вероятность опасности, обратившись к независимым и надежным источникам информации, лучше к нескольким.

Схема манипулятора

В последнее время тема психологического и информационного воздействия актуальна настолько, что она сама по себе стала чем-то обыденным. Современное информационное поле принято считать свободным, что означает неизбежность манипулятивной информационной активности: ваше мнение формируется в основном на основе той информации, которую вы получаете и обрабатываете ежедневно, но вы совершенно не знаете степень ее достоверности. При этом, сегодня мы наблюдаем процесс, когда информационные технологии помимо своего прямого назначения становятся средством управления общественного сознания. В нашу жизнь (хотим мы этого или нет) врываются манипуляции сознанием. На наше сознание могут воздействовать: реклама (чтобы мы купили больше всего того, чего нам, вероятнее всего, не нужно), политики (чтобы на выборах победила именно та партия и не иначе), и даже Ваш собственный начальник / преподаватель / хороший знакомый (чтобы Вы сделали что-то лично для него. Хотя это в Ваши планы совершенно не входило. И вообще, это очень даже ущемляет Ваши личные интересы. Но как ведь тут можно отказать, правда?)

Почему мы выбрали именно тему манипуляций? После окончания курса балакавриата специальности «Социология» до нас дошло осознание сути множества закономерных процессов в обществе. Самым ярким их них является процесс манипулирования. Подобно использованию эффекта «плацебо» в медицине для изучения возможности воздействия лечения на пациента без использования лекарства, сегодня акции глобального внушения проводятся отчасти и затем, чтобы узнать как можно больше обо всем том, что связано с внушаемостью. Особенно ценно, определить максимально достоверно в процентах ту часть общества, которая поддается (или не поддается) внушению, для дальнейшего манипулирования ими.Социологические техники исследования (в частности опросы) могут высчитывать процент внушаемых в динамике, изучая, от каких факторов он зависит в наибольшей степени. Согласно данным психологического практикума «Как противостоять психологической агрессии и манипулированию» А. В. Гончарова, современные интерактивные опросы показывают, что количество внушаемых людей у нас в стране составляет от 50 до 75 %. Следовательно, от манипулятивного воздействия никто не застрахован.

Но если от информационных манипуляций СМИ мы можем предпринять попытку оградиться путем «рационального неведения»(т.е. состояния, при котором мы сознательно можем игнорировать новости по телевизору, настраивать свою новостную ленту в социальных сетях как нам удобно т.д.) или просто настроить себя воспринимать все происходящее максимально критически, то как защититься от начальника или знакомого, которые так и норовят навязать Вам свое мнение как единственно верное?

1.1. Поговорим о внушаемости.

Манипуляция — это такой вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику жертвы целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями жертвы. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если сам выступает как соавтор, соучастник процесса. Манипуляция — это не столько насилие, сколько соблазн, игра на человеческих слабостях и уязвимых местах. Эти слабые места определяются особенностями психики и мировоззрения человека, его системой ценностей и системой отношений.

Как правило, когда человек формирует свои взгляды и убеждения, это происходит под влиянием рациональных доводов или собственных мотивов или под влиянием конкретных жизненных ситуаций. Пример: если Вашзнакомый просит занять некоторую определенную сумму денег, то Вы, соответственно, можете согласиться / не согласиться. Для принятия этого решения вы используете собственные доводы и мотивы (он хороший человек, поэтому я ему не откажу; я его очень мало знаю, поэтому не могу занять такую сумму) иликонкретные жизненные ситуации (ваши друзья уже занимали ему деньги, он всегда отдавал назад полную сумму в установленный срок и Вы это знаете).

Если мы говорим о внушаемости, то под этим понятием выступает степень готовности менять свои мысли и убеждения за счет внешнего воздействия особых, специально сконструированных речевых или прочих техник манипулирования.Вернемся к нашему примеру: вы настойчиво решили отказать своему знакомому в займе денег, т.к. не уверены в том, вернет он их назад или не вернет. Тогда знакомый, буквально атакует Вас, приводя цепляющие душу до слез доводы о том, что Вы его последняя надежда, продуктов у него совсем не осталось, а до стипендии еще две недели и вообще в жизни у него все «наперекосяк» в последнее время. Если в этот момент Вы свое настойчивое решение сменили, то вам внушили альтернативное решение, которое Вашим не является. Ваш знакомый осуществил манипулятивное воздействие, а Вы оказались внушаемы.

Возможно, Ваш знакомый манипулировал не осознанно. Парадокс манипулятора: некоторые манипуляторы совершенно не знают о том, что они манипуляторы. У них просто с детства выработался определенный стереотип поведения, согласно которому все желаемое всегда попадает ему в руки, или попадает просто гораздо быстрее, чем при использовании обычных просьб. Поэтому данный стереотипный набор действий теперь выбран им для любых ситуаций как наиболее успешный.

В данном примере важно подчеркнуть, что не только степень внешней внушаемости привлекательна для манипулятора. Гораздо опаснее, если внешне Вы непоколебимый кремень (вы можете просто игнорировать «выпады» манипулятора в Вашу сторону) и Ваша восприимчивость к внешнему внушению очень мала, но при этом Вы очень подвержены самовнушению. И тогда, манипулятор может создать новую схему, согласно которой, с помощью случайно-неслучайной фразы он сможет нарушить Вашу уверенность в чем-либо. А потом, на основании этой фразы Вы сами «довнушаете» себе все, что требуется без минимальной помощи извне.

Вернемся к примеру. Как же бороться с нашим манипулятором, когда он пользуется нашей внушаемостью?

1. Прежде всего, всегда возвращайтесь мысленно к доводам, которые помогли Вам принять (важно!) НЕПОКОЛЕБИМОЕ решение. Они первичны и они рациональны. Вы свободны тогда и только тогда, когда Ваши решения тщательно обдуманы и непоколебимы.

2. Очень полезной может оказаться схема «вежливогоотзеркаливания». Вам необходимо сослаться в процессе отказа максимально вежливо и приветливо на зеркально отображенные причины Вашего оппонента. Выглядит эта схема банально просто и позволяет избавиться практически от любой навязчивой просьбы: «Как же я тебя понимаю. Я и сам в такой ситуации постоянно. От стипендии до стипендии. И кризис в стране – не хватает денег катастрофически. Я вообще на фоне всего этого этого нахожусь в подавленном состоянии в последнее время. Дружище, ты же понимаешь, что я не могу тебе денег занять?».

Бейте манипулятора его же оружием. Отображайте его приемы максимально зеркально и вежливо. И Вы останетесь хозяином ситуации. В данной ситуации проблематично то, что для манипулятора не важна рациональность Ваших личных доводов. Скажите ему напрямую один рациональный довод о том, что не уверены отдаст он долг или нет, и манипулятор приведет Вам пять ответных доводов о том, что его оклеветали, и что он всегда отдает свои долги. Или убедит Вас в том, что именно в Вашем случае ничего такого не случится, потому что он очень ценит общение с Вами и т.д. Манипулятор найдет словесный путь к достижению цели и, постоянно налегая на Вас словесно, найдет путь к Вашей внушаемости.

1.2. Как определить манипулятора? Поговорим о пантомимике и достоверных признаках лжи.

Ранее мы уже говорили о том, что манипулятор может и сам не знать того факта, что он манипулятор. Как же тогда нам защититься от него? В этом нам может помочь лицо и жесты собеседника – его визитная карточка. Возможно, это может вызвать некое недоумение, но «индикатором» нашего внутреннего состояния могут оказаться рот, нос, глаза, брови, точнее – те мимические сигналы, которые вы непроизвольно транслируете на собеседника. С помощью трактовки этих мимических сигналов можно определить, что собеседник так тщательно пытается утаить от Вас.

Существует целая наука, которая занимается этими вопросами – пантомимика. Алан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» выделяет как наиболее распространенный символ мошенничества – восточный символ трех мартышек. Вспомним их: одна ничего не видит, другая ничего не слышит, третья ничего не говорит. Все три жеста «рука к лицу» и их природа происхождения вполне реальна: такая жестикуляция очень характерна для детей. Когда ребенок лжет – пытается прикрыть рот, когда ничего не хочет слышать – закрывает уши ладонями, когда ему страшно или он не хочет чего-либо видеть – закрывает глаза ладонями. С течение времени человек растет, его жесты модернизируется, но одно остается неизменным «рука к лицу» выдает его истинные намерения.

Эксперты пантомимики условно разделяют лицо на три области: верхнюю, среднюю и нижнюю.

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА (область лба и бровей) – отображает эмоциональное состояние и особенности мыслительной деятельности.

Горизонтальные складки на лбу могут отображать пристальное внимание собеседника к чему-либо. Их мимически-смысловое значение варьируется в зависимости от того, что именно можно считать с других частей лица. При широко раскрытых глазах, горизонтальные складки могут означать дальнейшее развитие событий, желание услышать от Вас что-либо конкретное, например, согласие.

Вертикальные складки на лбу могут отображать полную сосредоточенность собеседника на Ваших словах. Чаще всего это нервозность, нетерпение и недовольство.

Что означают нахмуренные брови, понятно и без особых разъяснений, но вот если одна бровь поднята вверх, а другая – опущена вниз, то это уже может свидетельствовать о скрытых намерениях относительно Вас.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА (область носа и глаз) – отображает особенно сдерживаемые (сильные) или особенно слабые эмоции и чувства.

Трепещущие крылья носа – это признак волнения, беспокойства и тревоги.

Раздувание крыльев носа – свидетельство возбужденного состояния и скрываемых агрессивных намерений.

Относительно глаз – все ясно и так. Глаза – зеркало души, ими вообще трудно играть. Они выдадут Вам информацию в первую очередь.

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ЛИЦА (рот и подбородок) – отображает группу энергетически затратных состояний – физических – физических, интеллектуальных, сексуальных.

Выдвинутый вперед подбородок означает уже принятое ответственное действие и твердое намерение его реализации.

Приоткрытый рот – выдает реакцию собеседника на неожиданность, удивление или испуг.

Плотно сжатые губы – признак закрытости, не слишком большого уважения к собеседнику и нежелания делиться с Вами важной информацией.

Плотно сжатые губы в тандеме с опущенными уголками губ – явное негативное отношение к Вам.

Улыбка придает речи выразительность и обозначает доброжелательность. Но если собеседник пытается спрятать за улыбкой негатив, то уголки губ не поднимаются и не опускаются, оставаясь примерно на одном и том же месте.

Быстрая смена мимических реакций губ – откровенная наглая ложь.

Ложь Вашего собеседника – это то качество, обнаружение которого гарантирует отрезвление Вашего разума во время манипуляции. В целом, обнаружить ложь не так уж и просто: нужно анализировать мимику, жесты, позы, дыхание, паузы и все это – одновременно. Но все приходит с практикой, необходимо просто быть наблюдательным во время разговора и не упускать из внимания мелочи.

Итак, Вас обманывают если Ваш собеседник:

- на словах постоянно декларирует свою честность, но при этом ладони повернуты вниз (т.е. обращены к полу);

- делает вид, что Вы являетесь хозяином диалога, но при рукопожатии все-таки его рука оказывается сверху, а ладонь повернута вниз;

- говорит о том, что от него от Вас нет никаких секретов, но при этом всячески стремится сесть от Вас на расстояние полуметра;

- говорит о том, как ему интересно с Вами общаться, но носки его обуви смотрят в другую сторону от Вас;

- подчеркивает, что Вы ему интересны, но при приветствии не смотрит Вам в глаза;

- говорит о своей искренности, но при это у него «закрытая поза»;

- при разговоре одной рукой делает хаотичные жесты, либо теребит пуговицу на рукаве, браслет часов, манжеты или поправляет без нужны прическу;

- держит небольшой предмет без надобности двумя руками (карандаш, маленький стикер и т.д. – как маленький ребенок, который бездумно хватается руками за все, что угодно, когда боится упасть);

1.3. Техники манипуляций.

Рассмотрев всего один пример, мы поняли, что в обыденной жизни манипуляции могут встретиться даже в банально простых жизненных ситуациях. Но при этом, техник и схем межличностных манипуляций сознанием гораздо больше и наша задача познакомить Вас с наиболее распространенными и известными нам.

В книге «Безопасное общение, или Как стать неуязвимым!»психотерапевты Дмитрий Ковпак и Андрей Каменюкин предлагают рейтинг наиболее часто встречающихся типов манипуляций и методов противостояния им, которые условно можно назвать противоядиями.

«Нога в дверях»

Этот метод манипулирования часто применяют рыночные торговцы и коммивояжеры. Заключается он в том, что сначала продавец уговаривает не купить, а только «попробовать» или «примерить» свой товар. В этом случае налицо простая, но действенная ловушка для сознания. С одной стороны, нам не предлагают ничего опасного или плохого, за нами вроде бы сохраняется полная свобода любого решения. Но стоит только отведать или надеть предлагаемое, как продавец сразу задает другой лукавый вопрос: «Ну как, понравилось?» Ответить отрицательно на такой вопрос вообще нелегко, а тем более, если вы уже «примерились» к товару и он вам приглянулся. Чаще всего в такой ситуации вы, конечно, отвечаете утвердительно. И тем самым как бы даете невольное согласие на покупку. Ведь хотя речь, казалось бы, идет исключительно о вкусовых ощущениях или внешнем впечатлении, на самом деле за интересом продавца скрывается другой вопрос: «Будете ли покупать?»

Так, например, продавцы пылесосов с давних пор на Западе, а теперь и у нас, часто предлагают бесплатно воспользоваться чисткой ковров в расчете на то, что уж попав в дом хозяев, сумеют их убедить в необходимости покупки именно этого пылесоса. Главное для них — получить очную встречу, а там они уже смогут развернуть свой арсенал «домашних заготовок» разнообразных манипуляций.

Противоядие: Не стоит испытывать неловкости, отказываясь от навязанного предложения. Ваше чувство вины и дискомфорт в данном случае — лишь продукт ложных воззрений и иррациональных установок, на которых умело играют пройдохи. Убрать те струны, на которых играют в данном случае манипуляторы, можно, отказавшись от желания нравиться всем без исключения. Перестаньте стремиться «всегда быть на высоте» — это поможет предотвратить многие проблемы.

Решение здесь и сейчас

Эта техника манипулирования направлена на то, чтобы заставить человека принять решение немедленно. Манипулятор провоцирует и иногда напрямую настаивает на том, что определиться нужно непременно «здесь и сейчас», так как «завтра будет уже поздно». «Хватай мешки, вокзал уходит!» и подобные словесные угрозы формируют требования быстрого и необдуманного принятия решения. Создание суеты и эмоционального напряжения снижает степень осознанности поведения и разумного контроля над ситуацией. Этим пользуется масса аферистов, от вокзальных воришек до участников финансовых пирамид.

Противоядие: Стоит выработать для себя правило «не принимать скоропалительных решений». Вы можете десять раз получить мелкий выигрыш от поспешных решений, но понести гораздо более грандиозные потери от следующего такого же необдуманного. Не зря народная мудрость утверждает, что «утро вечера м<

Наши рекомендации