Стратегии управления нефтегазовыми компаниями
В зависимости от характера конкурентного преимущества выделяет 2 большие группы эталонных стратегий:
1. Стратегия лидерства по издержкам;
2. Стратегия дифференциации.
Портер учитывает, что у компании есть лишь 2 типа конкурентных преимуществ:
1. Лидер по издержкам;
2. Лидер по дифференциации.
Самое главное – не застрять посередине. Надо знать какими типами конкурентных преимуществ вы обладаете.
Потом он добавил еще 2 стратегии:
1. Стратегия сфокусированных издержек (относится к рынку),
2. Стратегия сфокусированной дифференциации.
Японцы и корейцы показали, что можно совмещать первые две стратегии.
Почему страшно застрять посередине? Черта – средняя отраслевая цена.
Если она изменяется до уровня с/с, то средний игрок потеряет прибыль, лидер по издержкам ↓ прибыль, дифференциатор – сохраняет прибыль.
Первый претендент на выбывание – средний игрок при плохой конъюнктуре. При хорошей конъюнктуре – средний игрок последний, кто будет в плюсе.
В современных условиях- посередине схемы Портера – зона стратегии оптимальных издержек.
В нг бизнесе нет ситуации строго лидер по издержкам или по дифференциации, там по – другому: Если вы не можете быть лидером по издержкам, вы дб умеренным дифференциатором.
Основные компоненты стратегий нефтедобывающих компаний:
1)Приобретение/продажа активов: активная стратегия, предполагающая получение новых лицензий на разведку месторождений, приобретение уже эксплуатируемых месторождений, участие в приватизации и/или приобретение других компаний;
2)Стратегические альянсы: альянсы в сбытовой сфере заключаются в целях снижения собственных капитальных затрат и использования преимуществ крупных экономических субъектов, особенно в условиях развитых рынков США и Западной Европы. Альянсы в сфере добычи также преследуют цель использования преимуществ масштабов деятельности, а объединение компаний-поставщиков технологического оборудования и услуг дает возможности операторам решать сложные технические задачи, опираясь на совокупные ресурсы нескольких компаний более узкой специализации;
3)Управление затратами: применение стратегии снижения затрат позволяет получить конкурентное преимущество для проникновения и работы на рынках, которые оказываются экономически неэффективными для конкурентов с более высоким уровнем затрат;
4) Формирование сбалансированного портфеля активов с умеренной рентабельностью и низкими рисками в своей стране и с высокой рентабельностью, но и более рискованные за рубежом;
5) Наличие достаточных финансовых ресурсов для инвестирования в новые высокоэффективные проекты;
6) Конвергенция в газовые и энергетические сектора, Стратегия расширения деятельности в газовом секторе: расширение деятельности за счет существующих подтвержденных запасов газа и инфраструктуры с перспективой выхода на новые рынки;
7)Реализация проектов за рубежом: ориентация на реализацию проектов за рубежом, в результате чего портфель активов формируется за счет высоко рискованных и высокорентабельных проектов;
8)Развитие смежных направлений деятельности: например в сфере производства электроэнергии, использования геотермальных и возобновляемых источников энергии, а также развития технологий преобразования газа в жидкие углеводороды и технологий топливных элементов;
9)Стратегия сбалансированного развития добычи легкой/тяжелой нефти: совершенствование технологий нефтепереработки (Канада) и освоение новых рынков (Венесуэла) делает разработку запасов тяжелой нефти более привлекательной;
10)Реорганизация/оптимизация процессов: достижение соответствия производственных задач общекорпоративным целям, что позволяет в максимальной степени использовать преимущества специализации компании, новые возможности и рынки, а также создавать условия для долгосрочного устойчивого роста.
Примеры:
· Выделение приоритетов/Рационализаци (Shell, Exxon, BP, Mobil, Chevron, Total)
· Сокращение затрат (Shell, Exxon, BP, Mobil, Chevron, Total)
· Лидерство в технологиях (Exxon, Chevron, Elf, Texaco, Shell)
· Разработка месторождений с запасами тяжелой нефти (Texaco, Shell, Exxon)
· Сокращение затрат путем слияния (Shell, BP, Mobil, Texaco, Elf, Total, Exxon)
· Концентрация, рационализация, реструктуризация (Shell, BP, Mobil, Elf, Chevron, Texaco, Totai, Exxon)
· Выход на новые рынки и расширение деятельности (Exxon, BP, Mobil, Total, Chevron)
· Углубление процессов нефтепереработки (Shell, BP, Mobil, Elf, Chevron, Texaco, Total, Exxon, Caltex)