Развитие культуры и средств массовой информации

Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят и к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономических процессах.

Наряду с образованием, в формировании нового качества человеческого капитала, создающего «экономику знаний», ведущая роль принадлежит сфере культуры. В этих условиях ей отводится особая роль, вызванная следующими обстоятельствами:

переход к инновационному типу развития экономики обуславливает повышение профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;

по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, в освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этой растущей группы потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новым услугам в сфере библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, образовании в сфере культуры и искусства, к сохранению и популяризации как движимых, так и недвижимых, нематериальных объектов культурного наследия, традиционной народной культуры. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Одновременно с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами в сфере культуры в различных субъектах Федерации, в городах и сельской местности, в европейской части страны, где плотность населения высока, и за Уралом, где на огромных пространствах проживает относительно немногочисленное население. При этом, с учётом многонационального состава населения России, все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности.

Цель государственной политики в сфере культуры – развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности. В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:

Первое - создание условий для равной доступности культурных благ и услуг, образования в сфере культуры и искусства для граждан России:

выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;

развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек;

формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, интегрирующих в едином центре широкий спектр услуг в сфере культуры и искусства: клуб – библиотека – музей – выставочная галерея – детская школа искусств и др.);

увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, передвижных киноустановок, а также многофункциональных передвижных центров, имеющих возможность предоставления услуг культурно-досуговых, библиотечных, выставочных, кинопоказа и др.);

развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;

содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив;

обеспечение условий доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;

совершенствование системы поддержки детского и юношеского культурно-творческого самовыражения;

развитие науки в сфере культуры и искусства путем модернизации научных центров и институтов, обеспечения подготовки научного кадрового потенциала в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих отечественных высших учебных заведений отрасли;

развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства;

укрепление материально-технической, учебной, социально-вспомогательной базы образовательных учреждений отрасли культуры и искусства;

сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

обеспечение увеличения оплаты труда работникам организаций культуры в зависимости от качества и результатов.

Второе -повышение качества и доступности услуг в сфере культуры:

разработка стандартов качества услуг в сфере культуры, обеспечивающих конституционные гарантии граждан Российской Федерации;

модернизация и обеспечение инновационного развития сети музеев, библиотек и культурно-досуговых учреждений за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий, реализация механизмов поддержки;

обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов;

развитие механизмов поддержки стимулирования творчества музыкальных, театральных и других творческих коллективов, в том числе традиционной народной культуры.

Третье- сохранение и популяризация культурного наследия народов России:

создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры;

составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия;

проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;

разработка порядка формирования электронных фондов культурного наследия России, в том числе перевода в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети «Интернет»;

обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия;

разработка и внедрение современных систем кодировки музейных предметов, хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия;

сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов.

Четвертое - использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом:

развитие культурного сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего со странами СНГ;

реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, включая поддержку международных фестивалей и выставок в регионах.

Пятое -совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры:

развитие механизмов частно-государственного партнёрства;

поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения;

содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений;

создание условий для повышения степени разнообразия услуг в сфере культуры:

развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры;

создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним.

Целевые ориентиры развития отрасли культуры:

К 2012 году:

увеличение количества посещений учреждений культуры (в пересчете на тыс. чел) по сравнению с 2007 годом на 10%;

доля учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства составит 68%;

доля образовательных учреждений отрасли культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием в общем количестве образовательных учреждений отрасли культуры и искусства составит 85%;

обеспеченность зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа на 1000 человек населения составит 66%;

число обучающихся в детских школах искусств составит 11% от числа всего детского населения страны;

уровень комплектования книжных фондов библиотек на 1000 человек населения достигнет 82,3% от установленных нормативов;

доля отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве объектов составит 25%;

доля отреставрированных музейных предметов, библиотечных и иных фондов в общем количестве данных объектов составит 4,9%.

К 2020 году:

Создание условий для равного доступа граждан России к культурным благам и услугам, в том числе:

обеспеченность зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа на 1000 человек населения составит 100%;

уровень комплектования книжных фондов библиотек достигнет 100% от установленных нормативов;

доступность правовой, деловой и социально значимой информации, электронных ресурсов библиотек путем создания публичных центров во всех региональных и муниципальных районных библиотеках;

обеспечение сохранности музейных, архивных, библиотечных, кино-, фото- и иных фондов и их популяризация;

обеспечение сохранности объектов культурного наследия (недвижимых памятников и нематериального культурного наследия) и их популяризация;

развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества;

Принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры Российской Федерации при её реализации по обозначенным направлениям до 2020 года становится децентрализация управления отраслью. В этих условиях проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры позволит ввести их в систему современных экономических отношений. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры будет способствовать привлечению внебюджетных средств финансирования, сокращению бюджетных затрат.

Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал каждого россиянина, активизировать дальнейшую интеграции России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом.

Реализация поставленных задач – это совместная ответственность всех уровней власти.

Реализация инновационного варианта развития экономики приведет к увеличению расходов бюджетной системы на культуру, кинематографию и СМИ с 0,7% ВВП в 2007 году до 1,5% ВВП в 2020 году.

Приоритетными направлениями государственной политики в области развития средств массовой информации станет:

создание правовых, организационных и иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на ценности здорового образа жизни, социально ответственного поведения, заинтересованности в образовании и профессиональном росте, а также традиционные культурные, нравственные и семейные, в общем объеме публикаций национального информационного пространства, формирование системы общественного теле- и радиовещания на федеральном уровне и в регионах страны;

развитие механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе проектам в области печатных и электронных средств массовой информации, укрепление гарантий независимости средств массовой информации;

развитие и сохранение национального информационного пространства с учетом новых технологий массовых коммуникаций: развитие системы открытых электронных справочных систем, открытых электронных библиотек и архивов публикаций, переход к цифровому телерадиовещанию;

развитие системы подготовки и непрерывного образования работников средств массовой информации, медиаобразования.

3.5. Развитие рынка труда[7]

Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию за рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в этих странах на рабочую силу из стран Содружества независимых государств, в том числе из Российской Федерации.

В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.

В долгосрочной перспективе данная проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за период 2007-2020 гг. более чем на 10%), что, тем не менее, в условиях адекватного роста производительности труда при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором роста экономики. Дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7% в год в 2011-2015 годах и на 7,5% в 2016-2020 годах) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики на рынке труда будет способствовать внедрение системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

В то же время инновационная экономика невозможна без понятных и прозрачных правил функционирования рынка труда и трудовых отношений, за соблюдением которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.

Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной и неформальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач.

Первая – повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости:

совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, включая гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;

обеспечение баланса между растущей стоимостью труда (прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг), мерами социальной защиты работников и обеспечения конкурентоспособности производителей;

снижение уровня неформальной занятости;

повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с повышением эффективности работы и качества предоставляемых услуг и со сложностью и объемами выполняемой работы, особенностями территориальных рынков труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест.

создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала пожилых людей (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий
и т.д.);

расширение практики стажировок молодых специалистов с целью их трудоустройства на постоянное рабочее место;

стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

обеспечение соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

развитие социального партнерства.

Наши рекомендации