Взаимодействие учителя с учащимися в зависимости от особенностей сложившейся педагогической ситуации

Для успешного решения педагогических задач учитель должен, анализируя сложившуюся педагогическую ситуацию, выявлять педагогические задачи, осуществлять оптимальный выбор методов и форм работы с учащимися.

Задача исследования: изучить особенности выбора и применения учителями методов воспитания в зависимости от сложившейся педагогической ситуации.

Инструкция

Посетите 3 урока в прикрепленном классе у разных учителей.

Приведите примеры (не менее пяти) применяемых учителями методов воспитания и приемов психолого-педагогического воздействия в возникающих на уроках педагогических ситуациях и проанализируйте их педагогическую целесообразность и эффективность:

Таблица 1

Краткая характеристика педагогической ситуации (время, место, участники, индивидуальные особенности, взаимоотношения) Педагогические задачи (их психологическое обоснование) Методы, приемы взаимодействия (их психологическое обоснование) Результат Ваша оценка педагогической целесообразности и эффективности
         

Наблюдайте на уроках использование методов воспитания в зависимости от возникшей педагогической ситуации.

В таблице 2 фиксируйте наблюдаемое знаком «+».

Таблица 2.

Методы воспитания Урок 1 Урок 2 Урок 3
Этическая беседа      
Этический рассказ      
Педагогическое требование - прямое -упрек -намек -доверие -недоверие -одобрение -в игровой форме -совет -угроза      
Элементы соревнования      
Поощрение      
Наказание      

Сделайте выводы: какие методы учителя используют чаще? Насколько это оправдано? Соответствует ли это особенностям сложившейся педагогической ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2

Взаимосвязь организации педагогического общения с учащимися и их активности. Педагогическое общение является основой взаимодействия педагога с учащимися в любом виде деятельности и играет немалую роль в эффективности учебного процесса.

Задача исследования: выявить взаимосвязь между особенностями организации учителем общения с учащимися на уроке и продуктивностью работы учащихся.

Инструкция.

Посетите в прикрепленном классе три урока у разных учителей.

1. Наблюдайте особенности организации общения учителя с учащимися по приведенной в таблице №3 схеме. Отмечайте результаты своих наблюдений знаком «+».

2. Наблюдайте проявления продуктивности в работе учащихся по приведенной в таблице №4 схеме. Отмечайте результаты своих наблюдений знаком «+».

Урок 1.

Таблица №3.

Особенности общения учителя с учащимися Результаты наблюдений
да нет
Появление учителя в классе (бодрое, энергичное)      
Переход от организационных процедур (приветствие, усаживание) к деловому и личностному общению (оперативный или нет)    
Нахождение ярких притягательных целей и показ путей к их достижению    
Проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу    
Создание на уроке необходимого эмоционального настроя, умение транслировать в класс собственную расположенность к детям, дружественность    
Управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное или нет эмоциональное состояние)    
Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся    
Создание в классе обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, включение всего класса в общение    
Понимание ситуативной настроенности учащихся, учет их состояния, передача учащимся этого понимания    
Речь (яркая, образная, высококультурная)    
Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная)    
Жестикуляция (пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов)    

Как Вы полагаете: какой стиль общения учителя с учащимися проявился на уроке: авторитарный, демократический или либеральный? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №4.

Признаки продуктивности работы учащихся на уроке Результаты наблюдений
да нет
Учащиеся:   - изъявляют желание отвечать на вопросы учителя, участвовать в общих видах деятельности   - изъявляют желание получить дополнительные задания, выйти к доске   - задают вопросы учителю по учебному материалу   - точно выполняют требования учителя   - редко отвлекаются при объяснении учителя   - работают в достаточно высоком темпе      

Урок 2.

Таблица №3.

Особенности общения учителя с учащимися Результаты наблюдений
да нет
Появление учителя в классе (бодрое, энергичное)      
Переход от организационных процедур (приветствие, усаживание) к деловому и личностному общению (оперативный или нет)    
  Нахождение ярких притягательных целей и показ путей к их достижению    
  Проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу    
  Создание на уроке необходимого эмоционального настроя, умение транслировать в класс собственную расположенность к детям, дружественность      
Управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное или нет эмоциональное состояние)    
  Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся    
  Создание в классе обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, включение всего класса в общение    
  Понимание ситуативной настроенности учащихся, учет их состояния, передача учащимся этого понимания    
  Речь (яркая, образная, высококультурная)    
  Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная)      
Жестикуляция (пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов)      

Как Вы полагаете: какой стиль общения учителя с учащимися проявился на уроке: авторитарный, демократический или либеральный? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №4.

Признаки продуктивности работы учащихся на уроке Результаты наблюдений
да нет
Учащиеся:   - изъявляют желание отвечать на вопросы учителя, участвовать в общих видах деятельности   - изъявляют желание получить дополнительные задания, выйти к доске   - задают вопросы учителю по учебному материалу   - точно выполняют требования учителя   - редко отвлекаются при объяснении учителя   - работают в достаточно высоком темпе    

Урок 3.

Таблица №3.

Особенности общения учителя с учащимися Результаты наблюдений
да нет
Появление учителя в классе (бодрое, энергичное)   Переход от организационных процедур (приветствие, усаживание) к деловому и личностному общению (оперативный или нет)   Нахождение ярких притягательных целей и показ путей к их достижению   Проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу   Создание на уроке необходимого эмоционального настроя, умение транслировать в класс собственную расположенность к детям, дружественность   Управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное или нет эмоциональное состояние)   Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся   Создание в классе обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, включение всего класса в общение   Понимание ситуативной настроенности учащихся, учет их состояния, передача учащимся этого понимания   Речь (яркая, образная, высококультурная)   Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная)   Жестикуляция (пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов)        

Как Вы полагаете: какой стиль общения учителя с учащимися проявляется на уроке: авторитарный, демократический или либеральный? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №4.

Признаки продуктивности работы учащихся на уроке Результаты наблюдений
да нет
Учащиеся:   - изъявляют желание отвечать на вопросы учителя, участвовать в общих видах деятельности   - изъявляют желание получить дополнительные задания, выйти к доске   - задают вопросы учителю по учебному материалу   - точно выполняют требования учителя   - редко отвлекаются при объяснении учителя   - работают в достаточно высоком темпе      

Сделайте общие выводы о взаимосвязи особенностей общения учителя с учащимися на уроке и продуктивности их работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:

«зачтено» / «незачтено» Методист по педагогике

Оценивается планирование исследовательской деятельности в соответствии с поставленными задачами, корректность выполнения исследования, полнота описания, интерпретация полученных результатов.

Й день

В этот день Вы выполняете индивидуальные исследовательские задания по выбору. Для этого выберите мини-исследование по одной из следующих проблем в рамках тематики исследования, выполняемого в группе.

I. Условия эффективного проектирования деятельности учителя

1. Развитие общеучебных умений школьников в процессе обучения.

2. Развитие самостоятельности школьников в учебно-воспитательном процессе.

3. Реализация межпредметных связей в процессе обучения.

4. Стимулирование познавательной деятельности школьников.

5. Использование ТСО в процессе обучения

6. Организация работы учащихся с различными источниками информации

7. Осуществление связи учебной и внеучебной деятельности по предмету.

Наши рекомендации