Работа ред-ра с кн., выпущенной в свет.

После завершения раб-ты над изданием кн. и выпуском её в свет интерес к ней со стороны ред-ра и издат-ва не ослабевает. В своей деятельности изд-во кровно заинтересовано в том, чтобы максимально удовлетворить спрос чит-ля в издаваемой лит-ре. Изд-во в целом и ред-р в частности заинтересованы в том, чтобы выпускаемые кн. быстро находили своего чит-ля, включились в общую систему общ-го и научно-технического обслуживания людей. Изд-во и ред-р должны располагать данными, сколько экземпляров кн. заказали библиотеки и как она реализуется в кн. торговле. Но это только количественная сторона дела. Их интересует также (м. б. даже в 1ю очередь), как читатель воспринял ее по содерж-ю, по худ-но-техническому оформлению и полиграфич-му исполнению, какие обнаружил в ней недостатки, упущения. Есть несколько источников, чтобы получить ответ на этот вопрос. Прежде всего обществ-ю оценку вышедшему изд-ю дают рецензии, опубликованные в органах печати. Редактор их тщательно изучает, анализирует, с чем-то соглашается, что-то подвергает сомнению. И все же это уже оценка редак-го труда, причем оценка очень важная. Затем большое значение имеет такое мероприятие, как презентация кн. Она обычно организуется в творческих или производственных коллективах, на кн. выставках, на ярмарках по распродаже кн. Организует презентацию обычно издат-во, в ней принимает участие большой круг людей, но участие редак-ра и автора обязательно. Почему? Потому что редак-р и автор как никто другой знают содер-е кн. и как никто др. могут правильно воспринть полученные на презентации положит-ю оценку, а также отмеченные в ней недостатки. Редактор обязан изучить др. издания на ту же тему, выпущенные др. издат-ми, сравнить их со своей кн., проанализир-ть. Только все перечисленные мероприятия, взятые в совок-ти, позволяет редактору прийти к заключению о полезности и нужности выпущенной издат-м кн. Т. о., в процессе изд-я кн. перед ред-м стоят огромные задачи, функциональные обязанности его различаются большим разнообразием. Методика редак-я как система профессиональной подготовки рукописи, превращение ее в оригинал, а затем в кн. представляет собой творческую ф-му деятельности.

Методика ред-ия рукописи.

В основе методики ред-ия рук-си любого вида лит-ры наход-ся разрешение задач:

1)оценка темы,

2)ур-нь ее разраб-ки,

3)литер-ая отделка материала.Выбор темы опр-ся ее актуальн-ю,запросами чит-ей,значимостью решаемых проблем.Ур-нь разраб-ки темы предполаг-т всестор-юю оценку сод-ия с метод-их и научн позиций,исп-ие новейших достиж-ий отеч-ой и зарубежн науки.Лит-ая отделка мат-ла—это всестор-ий анализ лекс-их и грамм-стилич средств языка данного конкр-го произв-ия.Ред-р должен обесп-ть, чтобы редактир-ая им кн своим сод-ем,целенаправленностью объективно отражала интересы гос-ва,соотв-ла,а не шла разрез с линией главы гос-ва,парламента(нац-го собрания)и прав-ва, проводимой ими в сфере международной и внутр-ей жизни,во всех отраслях нар-го хоз-ва.И уж ни в коем случае недопустимо искажать в интересах кого-либо нормат-ые акты(законы,указы,декреты). Перечисл-е нормат-е акты ред-р обязан знать и руков-ся ими в практ-й деят-ти.И если автор допустил ошибку в рук-си,ред-р обязан внести соотв-щие исправления.Особую осведомл-сть ред-р должен проявить в знании нормат-ых актов по вопр-м печати и прежде всего Закона«О печати и др-х ср-ах мас-й инф-и».Важность этого закона опр-ся тем,что он обесп-т реал-цию констит-го права граждан РБ на свободу слова,печати и инф-ии,регул-т общ-е отн-ия,возникающие при созд-ии и функцион-ии печати и др-х ср мас инф,распр-я их продукции,а также опр-ет права и обяз-ва субъектов ср мас инф. Нужно помнить,что этот Закон опр-ет недопустимость злоупотр-я своб-й мас инф.Не допуск-ся исп-е ср мас инф для:1)прим-я действий,преследуемых в угол-м пор-ке,2)раскрытия св-ий,составл гос-ую или др-ю спец охраняемую законом тайну.3)призыва к захвату власти,насильств-му изм-ю констит-го строя,нарушения террит-й целостности респ-ки,4)разжигания нац-ой,соц-ой, расовой,религ-ой нетерпимости или враждебности.5)пропаганда войны и агрессии.6)распр-я порнограф-й продукции.7)посягательство на моральность, честь и дост-во граждан.

Название.Композиция.

Назв-е кн,объявл-ое в тематич-м плане,имеет предвор-ый хар-р до написания произв-ия.После создания рук-си,ее оценки рецензентом и тит-ым редактором,перераб-ки авт-м оно м.б уточнено или даже изменено.Но гл-е,чему должно удовл-ть назв-е кн— это точно соотв-ть ее сод-ию.Далее,назв-е должно быть информат-ым.Информ-ть назв-я обусл-на необх-ью облегчить поиск чит-ля в безбрежной массе выпущенных изд-ий по опр тематике.Любая кни должна иметь по возм-ти краткий и точный заголовок.Всякое вкл-е в него слов,имеющ неконкр-ое зн-е,не допуск-ся.Следует избегать в назв-х вводных сл,сложноподчин-х предл-й,прич и дееприч об-в.Ред-р должен избегать назв-я,начин-ся примерно «к вопросу о…»,«некот-е проблемы разв-я..», «научные труды по..».Это общие,неконкр-е назв-я.Очень трудно раб-ть с такими изданиями в книготорг сети,и чит-лю трудно добраться до сути сод-я.Приступая к ред-ю рук-си,ред-р должен обратить особое внимание на ее комп-ию.Уточнить,наск-ко она изм-сь по сравн-ию с проспектом;учтены ли замечания тит-го и изд-го ред-ра,рецензента;отражены ли в ней новые задачи,связ-ые с новейшими достиж-ми отеч-й и заруб-й науки;сохранена ли соподчин-ть заголовков,подзаг-в,параграфов.

Применение видов правки.

Виды правки:Правка-вычитка.Прим-ся к изд-ям,текст кот-х не претерпевает никаких изм-ий.Это значит,что задача правщика-вычитчика—чтобы вычитываемый текст полн-ю соотв-л оригиналу,с кот его идентиф-т.Это переизд-я класс-их произв-й и любой др лит-ры,также документальные изд-ия.В случае,если в пр-се изд-я и переизд-я сост-ль-технолог и ред-р нах-т какие-то фактич-е неточности,пробелы,нормат-е устар-шие уст-ки,стил-е погрешн-ти,то тогда необх давать поясн-я в сносках или в коммент-х,примеч-х в конце кн.Если переизд-ся кн с дополнениями и переработкой при живом авт-ре,то к ней прим-ся все виды правки.Правка-сокращение.Работая над рук-сью,ред-р нередко сталк-ся со многими нерацион-ми отступл-ми,с подачей материала,не имеющ прямого отношения к теме.Часто бывает,когда авт-р по неск-ко раз возращ-ся к одной и той же мысли,перессказ-т ее раз сл-ми.Наконец,в синт-х констр-х могут встреч-ся лексемы,кот не несут никакого смысл-го зн-ия,подчас затрудняют понимание высказ-ия.Разум-ся,что все такие излишества должны быть сокращены в пр-се ред-ия.Зачастую ред-р сталкив-ся с сит-ей,когда фактич-й объем превыш плановый.Выпускать кн с завышенным объемом,значит,нести дополн-е денежн расходы.След-но,треб-ся сократить.А что делать,если произв-е написано кратко,сжато,и все расходы на ее изд-е компенс-ся?Если ред-р в этом уверен,то он добьется разрешения у руков-ва изд-ва на выпуск кн большим объемом.Но в более трудном положении окаж-ся ред-р,работ-ий в период изд-ии,газете.Как бы кратко статья не была написана,ее необх-мо сократить в объеме потому,что газ-ая площадь пост-на.Поэтому правка-сокращение треб-т от ред-ра больш умения и иск-ва.Ясно,что проводя ее,ред-р обязан все изм-ия в тексте соглас-ть с авт-м,доказ-ть ему,чем они вызваны.Правка-обработка.Это самый распр-ый,универс-й вид редакт-й правки.Он вкл-т эл-ты правки-вычитки,правки-сокращ,и напр-н на анализ и обраб-ку фактич-го материала,на устранение нарушений логич-х связей в тексте,на совершенствование лекс-их и грам-стилист средств языка рук-си.Гл задача—подготовить оригинал к сдаче в произв-во,удовлетворяющий всем требованиям.При этом ред-р должен помнить,что индив-й стиль авт-ра необх сохр-ть в полном объеме.Правка-переделка.Это специф-я ф-ма обработки представл-го в изд-во фактич-го материала.Именно фактич-го материала,а не рук-си,т.к рук-сь надо сделать,написать.Понятно,что для лица,представившего материал,нужен соавтор или лит-й исполнитель.В сов русл правка-переделка примен редко.Она шир распр-на в период изд—в отделах писем.

Наши рекомендации