Тематика и виды дипломного проектирования
ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Методические указания
к дипломному проектированию и преддипломной практике
Санкт-Петербург
Издательство СПбГЭТУ “ЛЭТИ”
УДК 378.14
Оформление и защита дипломного проекта: Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике /Сост.: И.С.Зуев, С.Э.Миронов, Н.М.Сафьянников. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 1999. 32 с.– Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ 7.32–2001 на Отчет о научно-исследовательской работе, введенным с 01.07.2002.
Описаны методика работы над дипломным проектом (дипломной работой), этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов, даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов.
Предназначены для студентов СПбГЭТУ “ЛЭТИ” всех специальностей дневной и вечерней форм обучения.
Утверждено
редакционно-издательским советом университета
в качестве методических указаний
ã СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 1999
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие наши выпускники! Поздравляем вас с началом самого ответственного этапа обучения в нашем университете – разработкой дипломного проекта (дипломной работы). Работа над дипломом – это прежде всего начало вашего поиска своего места в жизни в наших нелегких условиях рынка рабочей силы. Для многих из вас тематика диплома может стать и тематикой будущей работы. Советуем постоянно думать именно в этом направлении и стремиться выполнять проект по месту будущей работы.
Настоящие методические указания призваны помочь вам на этом пути и рассказать об этапах прохождения проекта начиная от преддипломной практики и кончая защитой в государственной экзаменационной комиссии. Диплом – это обычно первый ваш серьезный самостоятельный законченный проект. Внимательно отнеситесь к оформлению документов и их комплектности – исправлять ошибки перед самой защитой будет трудно.
Следует особо подчеркнуть, что написание пояснительной записки к дипломному проекту (работе) нельзя считать чисто оформительской работой. Это творческий процесс выражения вашей мысли в языковой форме, в процессе которого происходит проработка многочисленных деталей. Нередко именно здесь и рождаются самые ценные идеи. Особенно в поисковых, научных работах. Пояснительная записка – это ваш отчет и о разработке конкретного проекта, и об обучении в университете в целом, это в то же время и квалификационная работа инженера, магистра, бакалавра.
Если вы хотите, чтобы вас поняли, ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме, то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам (ГОСТ). Господа! Не следует изобретать "деревянный велосипед" – сначала изучите то, что было создано до вас. Свою форму следует использовать только в том случае, если ваша мысль выходит за пределы гостированных форм. Такое, конечно, иногда случается, но не часто. Одна из основных целей настоящих методических указаний – помочь вам в практическом освоении наиболее часто используемых фрагментов ГОСТов. Методические указания в силу их ограниченного объема не заменяют изучения ГОСТов как таковых.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дипломное проектирование (ДПР) является заключительным этапом обучения студента в высшем техническом учебном заведении и представляет собой законченную самостоятельную работу, качество которой оценивается государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Следует отметить, что в ГЭК дипломант защищает прежде всего свою квалификацию в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94, № 3. По результатам защиты ГЭК решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера, магистра или бакалавра в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности.
Целью дипломного проектирования является:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных, инженерных, экономических и производственных задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических и экспериментальных исследований;
- освоение методов обоснования научно-технических решений с учетом современных экономических и технических требований при разработке реальных инженерных объектов.
Если дипломное проектирование носит характер самостоятельной научно-исследовательской работы, результатом которой не является технология или продукт (аппаратный, программный, методический), то оно считается дипломной работой.
Задание на дипломное проектирование
Техническое задание (ТЗ) на ДП разрабатывается руководителем совместно с консультантами по различным разделам при участии самого студента до начала разработки ДП. Дипломанты, обучающиеся по программе инженеров-специалистов, начинают работать над ТЗ не позднее начала преддипломной практики, уточняют и оформляют ТЗ в конце практики. Дипломанты, обучающиеся по программам бакалавров, магистров и открытого факультета, не имеют преддипломной практики и начинают работать над ТЗ с началом работы над ДП. В любом случае рекомендуется начинать фактическую работу над ДП как можно раньше – только в этом случае можно гарантировать ее высокое качество.
В ТЗ должны быть изложены следующие разделы: тема дипломного проекта (работы), объект исследования, цель, исходные данные, содержание, технические требования (и возможные ограничения), календарный план, результаты (включая перечень конструкторской документации, плакатов), сроки разработки.
В ТЗ необходимо: перечислить дополнительные разделы, требующие освещения (технико-экономическое обоснование, безопасность жизнедеятельности или защита интеллектуальной собственности); привести состав конструкторских и других документов, подлежащих выполнению, перечень демонстрационных плакатов. Вместе с темой ДП в приказе ректора указываются и дополнительные разделы, подлежащие разработке.
ТЗ должно быть подписано дипломантом, руководителем и утверждено заведующим выпускающей кафедрой. Если объем ТЗ не превышает одной страницы, то его можно написать на стандартном бланке (выдается секретарем выпускающей кафедры или учебно-методическим управлением).
Порядок работы над проектом
Работу над ДП дипломант начинает с составления ТЗ на проект. (Для инженеров – на преддипломной практике, не позднее начала сентября. Часть объема задания на ДП утверждается кафедрой как задание на преддипломную практику.)
Перед началом выполнения ДП студент должен разработать календарный план работы на весь период дипломного проектирования с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы с учетом их трудоемкости. План работы после одобрения руководителем проекта входит в ТЗ и подписывается консультантом от кафедры.
Дипломанты, обучающиеся по программе инженеров, за время практики должны собрать исходные материалы к проекту, изучить объект проектирования, ознакомиться с методиками расчетов, сделать аналитический обзор литературы и определенную часть ДП, выполнить задания по безопасности жизнедеятельности или защите интеллектуальной собственности. В конце ноября дипломант отчитывается перед кафедрой о прохождении практики. На зачет представляется отчет и отзыв руководителя с оценкой.
На этапе дипломного проектирования привлечение студентов к производственной работе, не связанной с темой проекта, не допускается.
Следует подчеркнуть, что ДП – самостоятельная работа студента, а не совместная работа с руководителем и консультантами. В связи с этим дипломант несет полную ответственность за принятые им инженерно-технические решения, за правильность всех вычислений, за качество графических работ и оформление проекта, а также за окончание его в установленный срок.
Законченный и оформленный ДП, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю.
Руководитель проекта проверяет и подписывает пояснительную записку, графическую часть и пишет отзыв на проект, в котором характеризует практическую и научную ценность проекта, глубину разработки темы, возможность использования его в производстве, качество оформления пояснительной записки и графической части, излагает свое мнение о подготовленности студента к самостоятельной инженерной деятельности, о его отношении к выполнению проекта и дает оценку всего проекта в целом.
За одну-две недели до начала работы ГЭК ДП и графическая часть с отзывом руководителя предъявляются дипломантом в просмотровую комиссию. Комиссия устанавливает соответствие содержания проекта техническому заданию, правильность и качество оформления материалов, их соответствие ГОСТам. Дипломант обязан устранить указанные недостатки и представить исправленные материалы на подпись преподавателю, отвечающему за нормоконтроль на кафедре. При наличии существенных замечаний по оформлению проекта, отклонений от существующих стандартов, требований к ДП комиссия представляет в ГЭК служебную записку с замечаниями к ДП. При невыполнении задания на проектирование или при несоответствии требованиям к ДП комиссия передает свои выводы на рассмотрение заведующему кафедрой.
После предварительного просмотра проект, подписанный руководителем и консультантами, направляется на рецензию за 4-5 дней до защиты. Список рецензентов утверждается выпускающей кафедрой. Работа рецензента оплачивается университетом. Оформленное заявление на оплату рецензирования дипломант должен передать секретарю кафедры до утверждения ДП заведующим кафедрой.
Рецензентами могут назначаться специалисты по профилю проекта, работающие в научно-исследовательских институтах и на промышленных предприятиях. В качестве рецензентов могут привлекаться также профессора и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре.
Рецензия на проект должна содержать оценку актуальности темы проекта, соответствия содержания проекта заданию на проектирование, оценку выбранных технических решений с точки зрения выполнения поставленных задач, характеристику теоретических обоснований, расчетов и результатов экспериментов. В рецензии необходимо указать недостатки проекта, перспективы использования материалов проекта в производстве. В заключение дается оценка проекта и вывод о возможности присвоения студенту соответствующей квалификации.
Проект с рецензией передается на рассмотрение заведующему кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите ДП в ГЭК. Дипломант, однако, имеет право требовать окончательного рассмотрения ДП в ГЭК даже при всех отрицательных отзывах при условии наличия всех необходимых документов.
До защиты
Внимание, дипломант! Если Вы хотите получить Ваш диплом, то должны аккуратно выполнить следующее:
1. Сдать все требуемые по программе зачеты, курсовые проекты, экзамены.
2. Зайти в УМУ не позднее, чем за месяц до защиты, с паспортом и сверить:
· паспортные данные (диплом, выданный на имя "Елена", не будет Вашим, если Вы по паспорту "Лена", и т. д.);
· оценки в приложении к диплому.
3. Позаботиться об оформлении Вашей характеристики, подписываемой деканатом.
4. Оформить заявления (бланки выдает секретарь кафедры или УМУ) на оплату руководителя, рецензента, всех консультантов, не являющихся сотрудниками университета (точнее, заявление на оплату должно оформляться в случае, если данная работа не входит в нагрузку преподавателя по его индивидуальному плану), и передать заявления секретарю выпускающей кафедры.
5. Оформить следующие документы:
· ТЗ, подписанное дипломантом, руководителем и консультантом от кафедры;
· пояснительную записку к ДП, подписанную дипломантом, руководителем, всеми консультантами и утвержденную заведующим кафедрой (заместителем по учебной или по научной работе);
· графическую часть – чертежи продукта ДП по ГОСТу с необходимыми перечнями элементов, демонстрационные плакаты для защиты в ГЭК;
· если Вы собираетесь демонстрировать графический материал через проектор (не рекомендуется), то необходимо самостоятельно позаботиться о проекторе и экране;
· отзыв руководителя ДП;
· заключение рецензента о ДП.
6. Если Вы имеете способности к научной работе и хотите в дальнейшем обучаться в аспирантуре, то целесообразно позаботиться о рекомендации в аспирантуру, для чего руководитель ДП должен представить в ГЭК служебную записку с просьбой рассмотреть этот вопрос.
7. Выяснить точную дату и время защиты и представить накануне все документы секретарю ГЭК.
Защита дипломного проекта
Порядок защиты ДП определяется Положением о государственных экзаменационных комиссиях.
Защита ДП производится на заседаниях ГЭК, которая проверяет научно-теоретический и практический уровень подготовки выпускаемых специалистов, решает вопрос о присвоении им квалификации в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности с выдачей диплома. ГЭК заседает в сроки, установленные графиком учебного процесса.
Расписание работы ГЭК, согласованное с ее председателем, утверждается деканатом и доводится до сведения всех студентов-дипломантов не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных проектов (с указанием дат защиты и фамилий студентов). При составлении расписания защит могут быть учтены пожелания студентов, если они будут представлены на кафедру в письменном виде не позднее, чем за месяц до начала работы ГЭК.
К защите проектов допускаются студенты, выполнившие полностью требования учебного плана и программ. Списки студентов, допущенных к защите, предъявляются в ГЭК деканатом. Студенты, нарушившие сроки представления ДП к защите или не допущенные к защите из-за невыполнения задания на проект, отчисляются из университета. После этого им разрешается защита в течение двух лет.
К моменту защиты студентом представляются в ГЭК документы и делается все то, что указано в 1.5. Деканат факультета представляет в ГЭК личное дело выпускника с информацией о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам, производственной практике (выписка из зачетной книжки).
В ГЭК могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненного проекта: печатные статьи по теме проекта; документы, указывающие на практическое применение проекта; макеты и образцы изделий и т. п.
Защита ДП проводится на публичном заседании ГЭК. Специальные работы защищаются на закрытых заседаниях. Листы графической части развешиваются для обозрения. Макет демонстрируется, но демонстрация макета в действии не обязательна.
Перед защитой проекта секретарь ГЭК зачитывает характеристику деятельности студента за время обучения и справку об учебе.
При защите проекта дипломант делает краткий доклад в течение 10 мин, в котором обосновывает актуальность темы и выбранные технические решения, разъясняет основные этапы проектирования, приводит результаты теоретических и экспериментальных исследований. В докладе необходимо особо выделить принятые в проекте новые решения и экономически обосновать их целесообразность и перспективу.
После доклада студенту задаются вопросы по содержанию ДП, поставленные как членами ГЭК, так и присутствующими на защите. Ответы должны быть краткими и по существу.
Затем зачитываются отзыв и рецензия. Студент должен быть ознакомлен с рецензией на его проект до заседания ГЭК.
В заключительном слове дипломант может ответить на замечания, указанные в отзыве, рецензии или в выступлении присутствующих на защите специалистов.
Результаты защиты ДП определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Обсуждение результатов защиты проводится на закрытом заседании ГЭК. Решение об оценке принимается членами ГЭК открытым голосованием. При равном разделении голосов голос председателя является решающим.
Оценка должна выставляться с учетом уровня теоретической и практической подготовки студента.
Студенту, успешно защитившему ДП , решением ГЭК присваивается квалификация, соответствующая государственному образовательному стандарту по специальности.
По проектам, которые могут быть использованы в промышленности, выносится специальное решение ГЭК.
Студентам, имеющим не менее 75 % отличных оценок по всем дисциплинам учебного плана и хорошие оценки по остальным дисциплинам и защитившим дипломный проект с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием.
Результаты защиты проекта вносятся в протокол и объявляются председателем ГЭК в день защиты.
Студент, получивший в результате защиты дипломного проекта неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета. При этом ГЭК устанавливает, может ли студент представить к защите тот же проект с доработкой или он обязан разработать новую тему, которая должна быть утверждена ректором университета. Повторная защита допускается в течение двух лет после отчисления из университета.
При неудовлетворительной повторной защите студенту выдается академическая справка установленного образца.
Студенту, не защитившему ДП в установленный срок по уважительной причине (документально подтвержденной), может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГЭК, но не более чем на один год.
После защиты
Решение государственной экзаменационной комиссии о присвоении студентам, успешно защитившим дипломные проекты (работы), квалификации по соответствующей специальности объявляется после окончания сессии ГЭК приказом ректора по университету.
Дипломант должен рассчитаться с университетом, вернув все выданные ему материалы. Для этого он получает в отделе кадров обходной лист, который должен быть оформлен до дня получения диплома.
Диплом об окончании высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации, а также нагрудный знак вручаются молодым специалистам на торжественном заседании выпускников факультета.
Искренне поздравляем вас с успешным окончанием СПбГЭТУ “ЛЭТИ”. Теперь у вас гораздо больше шансов найти достойное место работы.
Основная часть.
Заключение – краткие выводы по содержанию и основным результатам выполненной работы с оценкой их соответствия требованиям технического задания. Описываются выбранные методы, разработанные устройства, схемы, алгоритмы, их преимущества перед уже существующими, основные технико-экономические характеристики, анализ возможностей и направлений продолжения исследований по данной тематике. Выводы не должны носить характер констатации фактов.
Список литературы(перечень использованных источников).
Приложения.Включают материалы, подтверждающие выполнение работы и ее качество. Приводятся листинги основных модулей программ (не более 15–20 с.), распечатки характерных экранов, результирующие схемы по ГОСТу, фотографии изделий, протоколы испытаний, материалы вспомогательного характера.
Основная часть пояснительной записки содержит следующие разделы:
1. Аналитический обзор (раздел именуется в соответствии с содержанием разрабатываемой темы).
В обзоре приводятся анализ современного состояния разрабатываемой проблемы, существующие подходы к ее решению, результаты предыдущих исследований по данному вопросу, сведения экономического характера, возможные пути решения задачи, стоящей перед автором проекта.
В разделе должно быть четко показано место ДП в общей системе научно-технических знаний. В общих чертах намечается выбранный путь решения поставленной в ТЗ задачи и приводится мотивированная оценка принятого направления исследования как с технической, так и с экономической точки зрения.
2. Научно-технические разделы (следует дать конкретные названия).
В этих разделах ПЗ подробно описывается разработка ДП: система, схемы, алгоритмы, программы, структуры данных, технология, промежуточные и окончательные результаты. Приводятся необходимые расчеты и оптимизация технических характеристик устройств и процессов на всех уровнях. Расчеты в общем случае должны содержать: описание объекта расчета, эскиз, схему, постановку задачи, исходные данные, сам расчет, выводы. При наличии экспериментальной части в ПЗ указывается цель, программа и сущность экспериментов, оценивается точность и достоверность полученных данных, их соответствие теоретическим результатам.
3. Конструкторско-технологический раздел.
В разделе приводится описание принятой (разработанной) конструкции изделия, технологии его изготовления или проектирования и программирования, приводятся расчеты показателей технологичности конструкции изделия. Определяются показатели надежности спроектированного изделия, исследуются вопросы повышения надежности.
Раздел может отсутствовать в ДР, ДПП, ДПС.
4. Экономический раздел.
Рассчитываются экономические показатели объекта проектирования, оценивается технико-экономическая эффективность их проектирования, изготовления и применения. Раздел может отсутствовать в работах бакалавров и магистров.
5. Организационные разделы.
Исследуются при необходимости вопросы организации работ с использованием объекта проектирования, вопросы защиты интеллектуальной собственности, охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды. Раздел может отсутствовать в работах бакалавров и магистров.
Следует отметить, что ДП – это все-таки квалификационная работа, а не научно-технический отчет. Поэтому объем пояснительной записки ДП не должен превышать 80-120 с. (без приложений). При необходимости вспомогательные материалы могут быть помещены в приложение.
Оформление пояснительной записки
2.2.1 Общие требования
Пояснительная записка может быть выполнена рукописным способом черным или синим цветом или отпечатана на машинке или принтере (через 1,5 или 2 интервала) на одной стороне белой бумаги формата А4 (11).
Страница текста должна содержать 30–40 строк. Высота букв основного текста не менее 1,8 мм (кегль не менее 12 редактора WORD).
Активную площадь листа ограничивают поля: слева 30–35 мм, справа 10–15 мм, сверху и снизу не менее 20 мм.
Нумерация страниц ПЗ сквозная, включая приложения. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, второй – задание на ДП и т. д. На первой странице (титульном листе) номер не ставится.
Первое упоминание в тексте малоизвестных иностранных фирм, фамилий и географических названий сопровождается помимо русского написания указанием в скобках названия на языке оригинала.
Все опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления, исправляются от руки после аккуратной подчистки (или вклеиваются машинописные фрагменты). На одной странице допускается не более двух исправлений.
Иллюстрации
Количество иллюстраций ПЗ определяется ее содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность.
Все иллюстрации именуются рисунками. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, номер рисунка проставляется под рисунком с префиксом “Рисунок “. Нумерация рисунков может быть сквозной (в пределах всей ПЗ): Рисунок 1, Рисунок 2, …либо индексационной (в пределах раздела), т. е. номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой (например, Рисунок 2.1).
Рисунки должны размещаться сразу после первой ссылки на них в тексте ПЗ. Ссылки на рисунки в тексте выполняются в свободной форме, например, “…на рисунке 2.1…” “…алгоритм (рисунок 2.3) включает…”; при этом слово “рисунок” не сокращается. Размещать рисунки следует так, чтобы их можно было рассматривать без поворота ПЗ. Если это невозможно, то рисунки располагают так, чтобы для их рассматривания надо было повернуть ПЗ по часовой стрелке на 900. Желательно не размещать рисунок непосредственно перед следующим заголовком.
Каждый рисунок должен сопровождаться содержательным названием, которое размещается после его номера через тире, например “Рисунок 1 – Детали прибора”. На все рисунки должны быть ссылки в тексте.
Рисунки могут быть выполнены черными или цветными непосредственно на листах ПЗ или аккуратно вклеены при выполнении их на кальке или миллиметровке.
Таблицы
Цифровой материал, помещаемый в ПЗ, рекомендуется оформлять в виде таблиц. При этом не допускается диагональное деление элементов таблицы, а также включение граф "№ п/п" – номер по порядку и "Единицы измерения". При необходимости эти сведения указывают в заголовках строк. Заголовки граф таблицы выполняют в единственном числе.
Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Как и рисунки, таблицы нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах всей ПЗ или индексационным способом в пределах раздела, т. е. номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, разделенных точкой. На следующей строке помещают заголовок таблицы. Ссылки на таблицу в тексте выполняются аналогично ссылкам на рисунки.
Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в таблице отсутствуют, то в соответствующей строчке ставят прочерк.
Таблицы следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота ПЗ. Если это невозможно, таблицы располагают так, чтобы для их чтения надо было повернуть ПЗ по часовой стрелке на 900. Желательно не размещать таблицу непосредственно перед следующим заголовком.
Формулы
Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах всей ПЗ либо индексационным способом в пределах раздела, т. е. номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер формулы в круглых скобках помещают у правого края той же строки.
Расшифровка буквенных обозначений в формуле должна приводиться непосредственно под формулой после слова "где" (без двоеточия).
Список литературы
Список литературы включает все использованные источники в порядке появления ссылок в тексте ПЗ. Данные о литературных источниках в списке литературы приводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1, согласно которому при описании книг последовательно указывается фамилия и инициалы (инициалы после фамилии) автора (авторов, если их не более трех), название (заглавие) книги, место издания, издательство, год издания, объем в страницах.
Если авторов больше трех, то их инициалы и фамилии (инициалы до фамилии) приводятся после названия книги (статьи) и символа “/”; если их более четырех, то указываются инициалы и фамилии лишь трех из них, после чего пишется "и др.".
Названия городов "Москва" и "Санкт-Петербург" ("Ленинград") приводятся сокращенно соответственно буквами "М." и "СПб." ("Л."). Приводимые данные разделяются специальными знаками, например: Майоров С.А., Новиков Г.И. Принципы организации цифровых машин. - Л.: Машиностроение, 1974. - 432 с.
При описании статей в периодических изданиях приводят фамилии и инициалы авторов статьи, ее заглавие, наименование издания (журнала, сборника), год выпуска, том или номер издания, номера страниц, на которых помещена статья, например: Гринкевич В.А. Принципы структурной организации унифицированной функционально-элементной базы и средств обработки данных на основе БИС // Приборы и системы управления. - 1978. - № 6. - С. 3-7.
Сведения об отчете о НИР должны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово "Отчет"), его шифр, инвентарный номер, полное и сокращенное наименования организации, выпустившей отчет, инициалы и фамилию руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета.
Сведения о проектной и другой технической документации (промышленных каталогах, прейскурантах и других подобных документах) должны включать: заглавие, вид документа, организацию, выпустившую документ, город и год выпуска.
Сведения об информации, опубликованной в компьютерной сети или на компакт-диске, должны быть достаточны для того, чтобы читатель мог самостоятельно найти эту информацию. Обычно должно быть указано авторство (фамилии или название фирмы), название информации (если оно отсутствует явно, то следует привести одним предложением характеристику содержания – т. е. придумать название самостоятельно, чтобы читатель мог сделать вывод о необходимости поиска данного первоисточника) и адрес (в компьютерной сети или филиала фирмы).
При ссылке в тексте на источники информации следует приводить порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки.
Приложения
Приложения оформляются как продолжение ПЗ на последующих ее листах. Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием наверху посередине сираницы слова "Приложение" и его обозначения. Приложения обозначаются русскими заглавными буквами в алфавитном порядке. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, который пишется с заглавной буквы по середине следующей строки. Допускается название приложения оформлять отдельной страницей.
В ссылках перед номерами рубрик, а также перед номерами рисунков и таблиц в приложениях пишется буква его обозначения, например: "Рисунок. А.1.2" – второй рисунок первого раздела приложения А.
Приложения должны иметь общую с остальной частью ПЗ сквозную нумерацию страниц.
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
Состав документации
Разрабатываемый в дипломном проекте продукт должен сопровождаться соответствующей документацией.
В соответствии с ЕСКД (ГОСТ 2.102) все конструкторские документы (КД) делятся на проектные и рабочие. Документы, выполняемые при дипломном проектировании, как правило, относятся к проектным и соответствуют стадиям:
– технического предложения (литера "П"),
– эскизного проекта (литера "Э"),
– технического проекта (литера "Т"),
– опытного ("О") и серийного ("А") образцов.
Номенклатура КД, выполняемых при дипломном проектировании, обычно ограничивается списком, приведенном в таблице 3.1.
В соответствии с ЕСПД (ГОСТ 19.101) все программные документы (ПД) можно разделить на проектные и эксплуатационные. При дипломном проектировании обычно круг ПД ограничен видами, приведенными в таблицах 3.2 и 3.3.
В число обязательных документов комплекта КД, разрабатываемых в соответствии с уровнем дипломного проекта, кроме пояснительной записки входят схемы (электрические) структурные или функциональные разрабатываемых устройств, схемы принципиальные и чертежи общего вида или сборочные чертежи конструктивных модулей (печатных узлов, блоков, панелей). Кроме того, разрабатываются схемы алгоритмов, программ, данных, ресурсов системы, взаимодействия программ (ГОСТ 19.701). Как правило, выполняется не менее двух чертежей и четырех схем.
Таблица 3.1 – Номенклатура конструкторских документов
Документ | Код документа |
1. Пояснительная записка 2. Чертеж общего вида 3. Сборочный чертеж 4. Спецификация 5. Чертеж детали 6. Схема электрическая структурная 7. Схема электрическая принципиальная 8. Схема электрическая функциональная 9. Схема электрическая соединений 10. Схема электрическая подключения 11. Схема электрическая расположения 12. Схема алгоритма (программы) | ПЗ ВО СБ - - Э1 Э3 Э2 Э4 Э5 Э7 А8 |
Таблица 3.2 – Номенклатура проектных программных документов
Документ | Код документа |
1. Пояснительная записка 2. Спецификация 3. Текст программы 4. Описание программы | - |
Таблица 3.3 – Номенклатура эксплуатационных программных документов
Эксплуатационный документ | Код документа |
1. Описание применения 2. Руководство системного программиста 3. Руководство программиста 4. Руководство оператора |
В случае ДПП в число обязательных ПД кроме пояснительной записки входит текст программы (или ее основной части) объемом примерно 15–20 с., описание программы и один из эксплуатационных документов. В случае большого по объему программирования следует составлять спецификацию. Графический материал оформляется при составлении программных документов как рисунки и не имеет специальных шифров или кодов.
Общий объем разрабатываемых КД 6–8 листов. Кроме этого дополнительно выполняется 4–6 демонстрационных плакатов. Окончательный состав КД определяется руководителем и консультантом по выполнению конструкторско-технологической части и оформлению дипломных проектов и работ.
3.2 Общие требования по выполнению документации
Все документы выполняются на листах стандартного формата (ГОСТ 2.301); чертежи и схемы (кроме схем алгоритмов) должны иметь рамку и основную надпись (штамп), выполняемые в соответствии с ГОСТ 2.104. Пример выполнения основной надписи показан на рисунке. 3.1.
Рисунок 3.1 – Основные надписи
Основные надписи располагают в правом нижнем углу конструкторских документов. На листах формата А4 основные надписи располагаются вдоль короткой стороны листа.
Основную надпись на чертежах и схемах выполняют по форме 1 (рисунок 3.1, а) на первом и заглавном листах, на последующих листах – по форме 2а (рисунок 3.1, б). Дополнительные графы основной надписи допускается не выполнять.
В графах основной надписи (номера граф на рисунке 3.1 заключены в скобки) указывают:
в графе 1 — наименование изделия (детали, сборочной единицы и т. д.) и ниже с новой строки наименование документа (кроме спецификации и чертежа детали). Все наименования приводят в именительном падеже единственного числа, начиная с имени существительного, написанного с прописной буквы;
в графе 2 — обозначение документа по ГОСТ 2.201. Первый элемент обозначения - код организации-разработчика КД. Учебные университеты кода не имеют, и занятую им позицию следует заполнять аббревиатурой ЛЭТИ. Второй элемент обозначения – цифровой код классификационной характеристики изделия, устанавливаемый классификатором ЕСКД; эту позицию следует заполнять шестью крестами. В ДП, как правило, изменяется предпоследний элемент – трехразрядный номер КД, присваиваемый бюро стандартизации предприятия (в учебных КД – порядковый номер в ДП), и последний элемент – код вида документа по ГОСТ 2.102;
в графе 3 — обозначение материала детали; в разработках, выполненных автоматизированным способом (например, в системе PCAD), целесообразно указывать спецификацию соответствующего файла;
в графе 4 — литера документа – литера, присвоенная документации в соответствии с условленной в ТЗ стадией разработки: "П" – техническое предложение, "Э" – эскизный проект, "Т" – технический проект, "О" – опытный образец, "А" – серийный образец;
графы 5 и 6 – масса и масштаб – заполняются, только когда имеют смысл;
в графе 7 – порядковый номер листа (документа на нескол