Погрузка оборудования на судно
Работы по погрузке на судно и перемещению внутри него большей части механического оборудования на судостроительных предприятиях выполняют такелажники.
С точки зрения техники безопасности, транспортировка механизмов относится к разряду работ с повышенной опасностью и может выполняться только специально обученным персоналом. При соблюдении технологической последовательности и определенных правил, а также обеспеченности соответствующей оснасткой и приспособлениями эта операция особых трудностей не вызывает.
Погрузка оборудования на судно производится через специально предусмотренные вырезы и люки, размеры которых должны соответствовать габаритам механизмов. Перед погрузкой с них должны быть сняты арматура и приборы, которые могут быть повреждены, все отверстия и фланцы патрубков необходимо закрыть заглушками. У большинства механизмов для погрузки предусмотрены отверстия в рамах, обухи и приливы для установки рымов.
Наиболее сложно грузить оборудование большой массы и габаритов, имеющее неодинаковую жесткость конструкции. В этом случае, применяют специально разработанную такелажную оснастку.
Для погрузки судовых ДВС в собранном виде используют траверсы, равномерно распределяющие внутренние напряжения и обеспечивающие правильное положение их в подвешенном состоянии (рис. 2). Переходные шпильки траверсы наворачивают на концы штатных шпилек крышек цилиндров, а стропы крепят за штыри балки. Если же грузоподъемность кранового оборудования не обеспечивает погрузку агрегатов (масса составляет несколько сот тонн), то их грузят отдельными блоками. В этом случае плавное опускание ответственных частей осуществляют специальным гидравлическим приспособлением (рис.3), которое состоит из гидроцилиндра с обухом 2 и поршня со штоком, к которому крепится крюк 3.
Рис. 2. Траверса для погрузки ДВС Рис. 3. Гидравлическое
1 — гак; 2 —стропы; 3— траверса; приспособление
4 — крышка цилиндра
Для плавного опускания механизма открывают перепускное отверстие, масло поступает в верхнюю полость и поршень с крюком движется вниз.
Особую сложность для погрузки представляют главные судовые паровые котлы, так как обладают малой жесткостью конструкции и неравномерным ее распределением. Для выполнения этих работ также применяют специально разработанные приспособления.
Погрузка вспомогательных механизмов менее трудоемка. Это объясняется их большей жесткостью, меньшими массой и габаритами, широким применением агрегатирования. При небольших отстояниях фундаментов от вырезов и люков с целью исключения перемещений механизма внутри судна успешно применяют специальные погрузочные скобы (рис.2.5). Установка, механизма в стороне от выреза обеспечивается наличием у кронштейна глубокого зева.
Механизмы большой массы внутри судна перемещают по эстакадам или настилам лебедками или талями, заведенными на оттяжку. Небольшие вертикальные и горизонтальные перемещения механизмов на фундаменте выполняют с помощью отжимных болтов, клиновых, винтовых и гидравлических домкратов, монтажных скоб.
Базирование оборудования
Базирование судового механического оборудования - важный этап монтажа. От его точности зависит качество работы всей энергетической установки в целом и отдельных ее агрегатов, а также сохранение положения центра тяжести судна близким к расчетному, что улучшает условия его балластировки. На трудоемкость базирования влияют назначение механизма, его конструкция и условия взаимодействия с другими механизмами. Базирование состоит из большого числа операций с применением сложного оптического и другого оборудования и заключается в совмещении центровых рисок механизма и рисок фундамента (совмещение местной и общей судовой монтажных баз).
Для практического выполнения базирования необходимо материализовать теоретические, линии и точки, что достигается нанесением на переборках МКО или других помещений судна плазовых точек исходя из данных плазовой книги. Если вблизи механизма переборки отсутствуют, то плазовые точки материализуют установкой мишеней на массивных стойках-шергенях, которые должны устанавливаться строго на шпангоутах судна, так как плазовые данные даются по шпангоутам. В период подготовки монтажной базы и в других случаях возникает необходимость материализовать теоретические линии (теоретические оси валопровода, промежуточного вала грузового насоса и т. п.). Для этого по соответствующим плазовым точкам в переборках сверлят отверстия диаметром до 3 мм и с помощью натяжного устройства натягивают струну (стальную проволоку диаметром 0,5—1 мм).
Центровка механизмов, строго обязанных с координатами судна, может быть выполнена различными способами: оптическим, с применением стрел и лазерного луча.