Проведение государственного экзамена

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Область применения

В методических указаниях изложены основные требования к итоговой аттестации (ИА); государственному экзамену (ГЭ); выпускной квалификационной работе (ВКР), техническому заданию к ней, составу работы; по оформлению: отзыва руководителя, рецензии на ВКР; а также содержанию и оформлению текстового документа ВКР.

2. Выписка из государственного образовательного стандарта

В государственном образовательном стандарте записано:

Требования к профессиональной подготовленности бакалавра по направлению 230200 - Информационные системы.

Бакалавр по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации) с учетом требований, позволяющих проверить с учетом результатов итоговой аттестации выпускников соответствие выполнения профессиональных задач квалификационным требованиям.

Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра.

Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы включает выпускную квалификационную работу или государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации выпускника должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым Советом вуза (на основе примерных программ, разработанных УМО вузов по университетскому политехническому образованию).

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями подготовки по направлению «Информационные системы».

Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в виде рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразования России, государственного образовательного стандарта по направлению «Информационные системы» и методических рекомендаций УМО вузов по университетскому политехническому образованию.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должна включать:

– формулировку цели работы и обоснование ее актуальности;

– обзор с привлечением современных информационных технологий библиографических или патентных источников, позволяющий сформировать конкретные задачи работы, с решением которых связано достижение поставленной цели;

– сравнительный анализ возможных вариантов решения и выбор оптимального или разработку нового метода решения, позволяющего более эффективно решить сформулированную в работе задачу;

– анализ полученных в работе результатов с целью оценки эффективности в достижении поставленной цели.

Выполненная выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должна быть оформлена в соответствии с современными требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати.

Требования к государственному экзамену.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению подготовки дипломированных бакалавров 230200 - «Информационные системы», определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО вузов по университетскому политехническому образованию, а также на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

Проведение государственного экзамена

Содержание государственного экзамена

Согласно государственного стандарта, ГЭ направлен на выявление теоретической подготовки выпускника к решению профессиональных задач. Перечень вопросов, выносимых на ГЭ (программа ГЭ), составлен в соответствии с этими требованиями. Вопросы разбиты на три группы, отражающие структуру информационных систем (ИС) как предметной области:

1. общие вопросы информатики и информационных технологий (основные понятия ИС, структура связей между ними, базовые концепции, модели и методы описания ИС);

2. проектирование информационных систем (основные информационные технологии и их специфика);

3. алгоритмизация и программирование (основные алгоритмы и концепции программирования).

Полный перечень вопросов, выносимых на ГЭ, приводится ниже. В перечне приняты следующие сокращения:

ИС – информационная система;

ИТ – информационная технология;

ПО – программное обеспечение;

ОС – операционная система;

МТ - мультимедиа-технологии.

3. 3 Вопросы государственного экзамена по направлению подготовки «Информационные системы»

«Теория информационных процессов и систем»

1. Основные задачи теории систем;

2. терминология теории систем;

3. понятие информационной системы;

4. системный анализ;

5. качественные и количественные методы описания информационных систем;

6. кибернетический подход;

7. динамическое описание информационных систем;

8. каноническое представление информационной системы;

9. агрегатное описание информационных систем.

10. Операторы входов и выходов;

11. принципы минимальности информационных связей агрегатов;

12. агрегат как случайный процесс;

13. информация и управление.

14. Модели информационных систем;

15. синтез и декомпозиция информационных систем;

16. информационные модели принятия решений;

17. возможность использования общей теории систем в практике проектирования информационных систем.

«Технология программирования»

1. Основные этапы решения задач на ЭВМ

2. Критерии качества программы

3. Диалоговые программы. Дружественность

4. Жизненный цикл программы

5. Постановка задачи и спецификация программы

6. Способы записи алгоритма

7. Программа на языке высокого уровня

8. Стандартные типы данных

9. Представление основных структур программирования: итерация, ветвление, повторение.

10. Процедуры

11. Типы данных, определяемые пользователем

12. Записи. Файлы

13. Динамические структуры данных

14. Списки: основные виды и способы реализации

15. Программирование рекурсивных алгоритмов

16. Способы конструирования программ

17. Модульные программы

18. Основы доказательства правильности алгоритмов и программ

«Высокоуровневые методы программирования»

1. Структурная и объектно-ориентированные методологии, основанные на объектно-ориентированном анализе

2. Эволюция разработки программного обеспечения

3. Понятие программного модуля, основные характеристики программного модуля и его спецификация

4. Контроль структуры программы. Классификация методов разработки структуры программ. Порядок разработки программного модуля

5. Структурное программирование. Пошаговая детализация. Понятие о псевдокоде .

6. Проблемы программного обеспечения. Основные понятия ООП. Основные понятия объектов

7. Типы абстракций, используемых при построении объекта. Категории объектов и состояние объекта. Атрибуты и методы объектов. Именование атрибутов.

8. Понятие класса. Виды классов. Именование классов. Основные средства разработки классов

9. Основные виды методов. Перегрузка методов. Именование методов. Основные средства разработки классов

10. Наследование. Полиморфизм. Композиция. Наполнение

11. Основные понятия отладки. Виды отладки программного средства. Принципы отладки программного средства. Автономная отладка программного средства. Комплексная отладка программного средства

12. Организация тестирования в объектно-ориентированных системах.

13. Назначение управления разработкой программного средства и его основные процессы.

14. Структура управления разработкой программных средств.

15. Планирование и составление расписаний по разработке ПС

16. Аттестации программного средства

17. Предварительные замечания инструментальных и языковых средств поддержки и автоматизации проектирования программных систем

18. Поддержка процесса жизненного цикла ПС с помощью методов моделирования

19. Инструментальные средства автоматизации разработки ПС, технологии программирования

20. Инструментальные среды программирования. Основные классы инструментальных сред разработки и сопровождения программных средств

21. Языково-зависимая инструментальная система

22. Документация, создаваемая и используемая в процессе разработки программных средств. Пользовательская документация программных средств. Документация по сопровождению программных средств

«Автоматизация проектирования электронной компонентной базы»

Типы данных

2. Структурное описание

3. Операторы

4. Временной и событийный контроль

Поведенческие конструкции

Процедуры и функции

Параметры

8. Препроцессор языка Verilog (директивы компилятора)

Операционные системы

1. Понятия операционной системы и командной оболочки.

2. Основные функции операционных систем и командных оболочек.

3. Основные свойства операционных систем.

4. Классификация операционных систем.

5. Операционные системы с архитектурой монолитного ядра (макроядра).

6. Операционные системы с многоуровневой (многослойной) архитектурой.

7. Операционные системы с архитектурой микроядра.

8. Операционные системы с распределенной архитектурой.

9. Машинно-зависимые компоненты операционных систем.

10. Машинно-независимые компоненты операционных систем.

11. Принципы построения операционных систем.

12. Понятие процесса и жизненный цикл процесса.

13. Блок управления процессом и контекст процесса.

14. Операции над процессами и переключение контекста процесса.

15. Алгоритм планирования процессов FCFS.

16. Алгоритм планирования процессов RR.

17. Алгоритм многоуровневого приоритетного планирования процессов.

18. Алгоритм планирования процессов SJF.

19. Алгоритм гарантированного планирования процессов.

20. Алгоритм планирования процессов с использованием многоуровневых очередей.

21. Алгоритм планирования процессов с использованием многоуровневых очередей с обратной связью.

22. Понятие потока и управление потоками.

23. Основные функции управления оперативной памятью.

24. Распределение оперативной памяти фиксированными разделами.

25. Распределение оперативной памяти динамическими разделами.

26. Распределение памяти перемещаемыми разделами.

27. Страничное распределение оперативной памяти.

28. Сегментное распределение оперативной памяти.

29. Сегментно-страничное распределение памяти.

30. Стратегии управления страничной виртуальной памятью.

31. Алгоритмы замещения страниц в оперативной памяти.

32. Модель рабочего множества процесса.

33. Основные функции подсистемы ввода-вывода.

34. Понятие и организация файловой системы.

Управление данными

1. Базы и банки данных: понятие, особенности и преимущества использования.

2. Жизненный цикл базы данных: понятие и краткая характеристика этапов.

3. Понятие и функции администратора баз данных.

4. Системы управления базами данных (СУБД): основные возможности и функции.

5. Основные понятия концептуального проектирования: сущности, атрибуты, связи.

6. Связи между сущностями. Типы связей. Примеры связей.

7. Моделирование предметной области с помощью ER-диаграмм.

8. Концептуальное проектирование БД. Моделирование локальных представлений.

9. Концептуальное проектирование БД. Объединение моделей локальных представлений.

10. Понятие модели данных. Иерархическая, сетевая и реляционная модели данных.

11. Реляционная алгебра: основные свойства, понятия и операции.

12. Операции реляционной алгебры: выборка, декартово произведение, разность, проекция, соединение, объединение, деление.

13. Виды и ограничения целостности данных.

14.. Нормализация отношений БД: понятие 1НФ, 2НФ, 3НФ, НФБК, 4НФ и 5НФ.

15. Язык SQL: назначение, состав, основные возможности.

16. Инвертированные списки: понятие, организация и использование в базах данных.

17. B-деревья: понятие, организация и использование в базах данных.

18. Индексирование. Файлы с неплотным индексом. Файлы с плотным индексом.

19. Организация индексов. Хеширование: понятие хеш-функции, примеры использования.

20. Физические модели баз данных: понятие, назначение, примеры использования.

21. Страничная организация данных в СУБД и доступ к БД.

Информационные системы»

Общее положение

Требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом обучения в ВУЗе, и выполняется с целью практического применения полученных знаний при решении поставленных задач в соответствии с техническим заданием. При ее выполнении студент должен проявить полную самостоятельность, умение решать поставленные перед ним научно-технические задачи и умение обосновывать принятые научно-технические решения.

Требования по выполнению выпускной квалификационной работы

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

Можно выделить несколько классов тем ВКР по следующим признакам:

по объему охвата информационных систем (ИС) и ее компонентов в качестве объектов проектирования (например, автоматизация решения автономной задачи, комплекса задач, разработка однопользовательских информационных систем, разработка модуля в составе распределенной ИС, подсистемы ИС и т.д.);

по типу той информации, которую призвана хранить и обрабатывать разрабатываемая информационная система (например, проектирование Системы управления текстовыми документами, Информационно-поисковой системы, работающей в сети Internet и т.д.);

по классу алгоритмов обработки экономической информации и предлагаемых для их реализации в проекте информационных технологий (например, Систем подготовки принятия управленческих решений, Экспертных систем и др.);

Каждый класс тем предполагает определенную специфику в составе и содержании разделов проекта.

Примерная тематика ВКР:

автоматизация решения задачи;

разработка однопользовательской ИС;

разработка модуля в многопользовательской ИС.

Основным критерием при выборе постановки задачи может быть количество реализуемых функциональных информационных технологий (ФИТ). Как известно, ФИТ - некоторая реализация предметной технологий с использованием одной или нескольких информационных технологий.

Примером ФИТ может служить технология электронного безналичного перечисления денежных средств. Технологические этапы последовательно выполняют операционист, администратор, сотрудник отдела межбанковских расчетов и т.д. Первичной информацией будут являться реквизиты платежного документа, результатной - обновленные файлы, содержащие информацию о расчетных и корреспондентских счетах, аналитическая банковская отчетность и т. д.

Если решаемая задача охватывает одну ФИТ, речь идет об автономной задаче. Если две или несколько, но решаемых на одном рабочем месте - о комплексе задач или об однопользовательской ИС. Если же технологии (или часть решаемых технологий) реализуются не полностью, а результатная информация передается на дальнейшую обработку (т. е. выполняются технологические этапы ФИТ), разрабатывается модуль в рамках многопользовательской ИС.

При проектировании и разработке первых двух классов задач обычно используется функционально-модульный или структурный подход, при разработке же многопользовательской ИС, в последнее время все чаще используется объектно-ориентированный подход. Объектно-ориентированный подход может применяться при проектировании всех классов задач, поэтому не следует заведомо ограничивать «область допустимых значений» методики проектирования. Использование новейших методик проектирования и разработки является неотъемлемым условием жизнеспособности ИС в условиях современной технологической революции.

В теме обязательно должны быть отражены две составляющие:

1. Задача, которая решается студентом, а именно разработка программного, аппаратного или программно-аппаратного комплекса, разработка устройства сопряжения и соответствующих драйверов или часть информационной системы (это может быть самостоятельная программа, модуль в рамках комплексной информационной системы, сайт и так далее), автоматизация какого-либо участка деятельности компании с помощью аппаратно-программных средств.

2. Объект, где происходит разработка и внедрение проекта, т.е. конкретное предприятие или организация.

Тема ВКР должна быть максимально краткой и информативной.

Примеры:

  1. Автоматизация делопроизводства в МОУ «Сибирская СОШ №2»
  2. Автоматизация учета продаж ООО «Мастерская мебели»
  3. Автоматизация складского учета ФГУП ПО “Полет завод стиральных машин”
  4. Разработка Интернет - магазина спортивных товаров и футбольной атрибутики ФК «Иртыш»
  5. Программа управленческого учета видеосалонов ООО «АртВидео»
  6. Программное обеспечение планирования продаж отдела полиграфии ЗАО «Амтек»
  7. Программное обеспечение учета лизинговых операций в ООО «СферАудит»
  8. Разработка WEB-представительства ОАО «Арданакс-банк»

Наиболее частыми ошибками при формировании тем являются:

1. Указание дополнительных сведений об организации, для которой осуществлялась разработка, например: "малое предприятие", "завод", "производственное предприятие" и так далее, это лишнее, нужно указать только название компании, включая организационно правовую форму, например: ООО «СферАудит».

2. Отсутствие конкретики в теме, слишком узкая тема или наоборот слишком обширная, примеры таких неудачных тем: "Разработка корпоративной информационной системы ЗАО "Бондарь" (тема слишком обширная, для разработки корпоративной информационной системы требуется коллектив в десятки сотрудников и несколько месяцев, а иногда и лет работы), "Автоматизация ведения базы клиентов ООО "Лагуна" (тема слишком узкая, ведение одной базы это задача для лабораторной работы 3-го курса, но не ВКР), "Автоматизация работы сотрудника отдела продаж ЗАО "Ристинг" (тема не конкретная, т.к. не понятна автоматизируемая задача), "Автоматизация сводного учета по данным синтетического учета в ООО "Беркли" (тема неоправданно раздута, нет никакой необходимости в детализации поставленной задачи - автоматизации сводного учета, как именно решается задача раскрывается в ВКР).

3. Тема ВКР в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем. В случае несогласия студент имеет право подать на утверждение тему в собственной редакции, но научный руководитель со своей стороны может в отзыве на ВКР указать на несоответствие темы содержанию проекта.

4. Тема ВКР и научный руководитель утверждаются ректором ВУЗа по представлению декана факультета путем издания соответствующего приказа по ВУЗу. Темы, не соответствующие квалификационным требованиям, к утверждению не представляются и должны быть изменены в соответствии с указаниями декана факультета.

2.3. Структура технического задания выпускных квалификационных работ

Структура задания должна включать следующие разделы:

1. Наименование темы.

2. Цель работы.

3. Программные, аппаратные и иные средства для выполнения работы.

4. Описание задания.

5. Результат выполнения работы.

Содержание выпускной квалификационной работы

Аннотация

Пример аннотации

УДК 519. 8

Иванов Юрий Михайлович

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ РИЭЛТОРСКОЙ ФИРМЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СТРОЕНИЙ. – Выпуская квалификационная работа, Воронеж, ВГЛТА, 2010 – стр.ХХ, илл.ХХ, табл.ХХ, библ. ХХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: объекты недвижимости, моделирование, управление, оптимизация, диспетчеризация, модель, алгоритм, экономический эффект.

В выпускной квалификационной работе анализируются средства оценки объектов недвижимости и разрабатываются недорогие инструментальные средства оценки недвижимости на основе использования новых информационных технологий. Оценивается экономический эффект применения разработанных средств

Постановка задачи

Приводится техническое задание для выполнения выпускной квалификационной работы, выданное руководителем.

Введение

Пример Введения:

Актуальность темы. В практике оценки объектов недвижимости всегда стояли задачи достоверности стоимости при определении цены, своевременности оценки и качественного обслуживания клиентов. В современных условиях их значение еще более возросло.

Произошли значительные экономические изменения для отечественной экономики, коренная перестройка всех уровней производственных отношений и управления. В современных рыночных условиях появилась масса предприятий различных форм собственности, отличительной стороной которых является наличие большого количество малых и средних предприятий, которые занимаются сферой услуг. В данной области увеличился спектр задач, возросла их сложность и взаимозависимость.

В условиях жесткой конкуренции наиболее выгодное экономическое положение имеют те предприятия, которые способны наиболее точно и качественно определить стоимость объектов недвижимости, оперативно приминать оптимальные решения, рационально использовать ресурсы [1].

Для обеспечения этих условий необходимо осуществлять адекватное и оперативное определение стоимости. Степень эффективности такого определения в значительной мере зависит от использования технических средств, современных методов автоматизации и использования новых информационных технологий. В настоящее время информационные технологии и современная техническая база средств автоматизации получили значительное развитие.

Зарубежные средства управления из-за их значительной стоимости оказались не доступны малым и средним предприятиям. Отечественные средства на основе компьютерных технологий в значительной мере оказались несостоятельными, по таким причинам, как отсутствие достаточной оперативности получения требуемых решений и неспособность обеспечить требуемый уровень качества при определении стоимости объектов недвижимости.

Поэтому в рамках данной работы рассматриваются и решаются вопросы создания инструментальных средств оценки объектов стоимости на основе компьютерных технологий, которые были бы свободны от указанных выше недостатков.

Цель работы. Цель данной работы состоит в разработке инструментальных средств: комплекса моделей, алгоритмов и программного обеспечения для автоматизации оценки объектов недвижимости.

Для решения данной задачи необходимо:

1. Провести анализ существующих средств автоматизации оценки объектов недвижимости, нерешенных проблем для предприятий, работающих с недвижимостью и методов их решения.

2. Сформировать рациональную структуру средств автоматизации оценки объектов недвижимости.

3. Разработать типовые компоненты управляющей системы автоматизации оценки объектов недвижимости: методики, модели, алгоритмы.

4. Создать программное обеспечение, разработать методику применения разработанных средств в соответствие с решаемыми задачами.

Методика исследования. При решении поставленных задач использованы элементы теории системного анализа, методы вычислительной математики, структурного и системного программирования, методы теории графов, а также новые информационные технологии.

Практическая ценность работы. Разработаны методики, модели и алгоритмы оптимального управления процессом определения рыночной стоимости на предприятии на базе ПЭВМ. Создано программное обеспечение проблемно ориентированного направления, реализующее предложенные средства и позволяющее применить полеченные результаты на всех предприятиях данного профиля.

4.4.Теоретическая часть решения задачи включает:

а) Описание задачи

б) Анализ задачи

в) Методы решения задачи

г) Алгоритмы

Заключение

Приводится краткое описание результатов работы

Список использованной литературы

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Область применения

В методических указаниях изложены основные требования к итоговой аттестации (ИА); государственному экзамену (ГЭ); выпускной квалификационной работе (ВКР), техническому заданию к ней, составу работы; по оформлению: отзыва руководителя, рецензии на ВКР; а также содержанию и оформлению текстового документа ВКР.

2. Выписка из государственного образовательного стандарта

В государственном образовательном стандарте записано:

Требования к профессиональной подготовленности бакалавра по направлению 230200 - Информационные системы.

Бакалавр по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации) с учетом требований, позволяющих проверить с учетом результатов итоговой аттестации выпускников соответствие выполнения профессиональных задач квалификационным требованиям.

Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра.

Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы включает выпускную квалификационную работу или государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации выпускника должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

Программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым Советом вуза (на основе примерных программ, разработанных УМО вузов по университетскому политехническому образованию).

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями подготовки по направлению «Информационные системы».

Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в виде рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразования России, государственного образовательного стандарта по направлению «Информационные системы» и методических рекомендаций УМО вузов по университетскому политехническому образованию.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должна включать:

– формулировку цели работы и обоснование ее актуальности;

– обзор с привлечением современных информационных технологий библиографических или патентных источников, позволяющий сформировать конкретные задачи работы, с решением которых связано достижение поставленной цели;

– сравнительный анализ возможных вариантов решения и выбор оптимального или разработку нового метода решения, позволяющего более эффективно решить сформулированную в работе задачу;

– анализ полученных в работе результатов с целью оценки эффективности в достижении поставленной цели.

Выполненная выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 230200 - Информационные системы должна быть оформлена в соответствии с современными требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати.

Требования к государственному экзамену.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению подготовки дипломированных бакалавров 230200 - «Информационные системы», определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО вузов по университетскому политехническому образованию, а также на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

Проведение государственного экзамена

Наши рекомендации