Разделите так, как делили работу

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

· Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить

водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, по­стучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за това­рищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались на­зад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, распле­скивая воду из игрушечного ведерка.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчи­ков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиня­ный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним гра­неный стакан, также наполненный медом.

· Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учи­тель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

· Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

Разделите это так, как делили работу, — спокойно ска­зал учитель.

Вопросы
1. К кому пришли помогать мальчики?
2. Кто их прислал помогать?
3. Что попросил сделать мальчиков учитель?
4. Какое ведро взял первый мальчик?
5. Какое ведро взял второй мальчик?
6. Как носил ведра первый мальчик?
7. Как носил ведра второй мальчик?
8. Как учитель решил отблагодарить мальчиков?
9. Как назывался текст, который ты прочитал?
Какие выводы ты можешь сделать?

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Отработка дикции

1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Скороговорки

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто "Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Чистоговорки

ай – ай – ай – авторучку дай.

ам –ам –ам –песенка для мам.

ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.

ал –ал –ал - скоро ли вокзал?

ла - ла - ла - очень острая игла.

лу - лу - лу - не валяйся на полу.

лы - лы - лы - наши девочки малы.

ло - ло - ло - прозрачное стекло.

да - да - да - там холодная вода.

ды — ды — ды — выходи - ка из воды.

ду - ду - ду - поскорей домой пойду.

де - де – де - подходить нельзя к воде.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин

3. Наращивание темпа выполнения заданий;

4. Смена разных видов деятельности.

Структура занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45

минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:

1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции

2. Упражнения на внимание

3. Упражнения на расширение поля зрения

4. Чтение с указкой

5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Формы организации учебного процесса: практическое занятие

Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п Содержание материала Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
1. Развитие артикуляции и дикции на каждом занятии произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений;
2. Развитие внимания на каждом занятии внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;
3. Расширение поля зрения на каждом занятии видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;
4. Синхронизация обоих полушарий на каждом занятии заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;
5. Чтение с указкой на каждом занятии читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;

Календарно - тематическое планирование

«Скорочтение» 34 ч.

№ п/п Дата Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности  
1.   Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. беседа о пользе скорочтения чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию привитие любви к чтению
2.   Секретные упражнения в скорочтении. сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения пробный тренинг с каждым видом упражнений пробудить желание быстро читать
3.   Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка воспитание ответственности, честности при выполнении заданий
4.   Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на тренировку внимания («струп-тест» и «разноцветные числа») тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка«струп –тест», «разноцветные числа» (прямой порядок) воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий
5.   Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий (рисование двумя руками, «алфавит») тренинг Шульте 4х4 (3таблицы) рисование двумя руками-1 картинка, «алфавит»прямой порядок только с руками-1 блок, чтение с указкой 3 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка воспитывать стремление добиваться победы
6.   Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. объяснение техники выполнения тренингового упражнения на тренировку внимания «большие и малые числа» тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин воспитание ответственности, честности при выполнении заданий
7.   Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. объяснение техники выполнения тренингового упражнения на расширение горизонталь ной и вертикальной составляющей «пятна ясного видения», тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин, клиновидная таблица вертикальная 1 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, рисование двумя руками-1 картинка воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий
8. 25.10 Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза по 3 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «струп-тест» убедить в пользе скорочтения
9.   Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-1мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «разноцветные числа» (прямой порядок и обратный) воспитание ответственности, честности при выполнении заданий
10.   Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин, «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок, «струп-тест» воспитывать стремление добиваться победы
11.   Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин Шульте 5х5 (2 таблицы), лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «большие и малые числа» обратный порядок-3 мин Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться
12.   Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 1 мин Шульте 4х4 (3 таблицы), «струп-тест» «алфавит» обрат ный порядок только с руками-1 блок воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий
13.   Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 2 мин лабиринты-2 любых «разноцветные числа» (обратный порядок ) воспитывать стремление добиваться победы
14.   Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами) тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками-1 картинка чтение с указкой-2 раза по 3мин «струп-тест» «алфавит» обрат ный порядок с руками и ногами-1 блок убедить в пользе скорочтения
15.   Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 1мин «струп-тест» Шульте 4х4 (3 таблицы показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка
16.   Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 мин рисование двумя руками-1 картинка «струп-тест» лабиринты-2 любых Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться
17.   Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 3 мин клиновидная таблица горизонтальная 2 раза и вертикальная по 1 мин, убедить в пользе скорочтения
18.   Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза- 2 и 3 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин Воспитывать чувство ответственности
19.   Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин лабиринты-2 любых Шульте 4х4 (3 таблицы), рисование двумя руками-1 картинка воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий
20.   Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий. объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет») тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы), «устный счёт» 2 мин Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться
21.   Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «струп-тест» «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин рисование двумя руками-1 картинка воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий
22.   Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 3 мин и 1 мин «алфавит» обратный порядок только с руками «струп-тест» показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка
23.   Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин «устный счёт» 1 мин клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная 1 мин, «алфавит» обратный порядок с руками и ногами Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться
24.   Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 1 мин «алфавит» прямой порядок с руками и ногами убедить в пользе скорочтения
25.   Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, Шульте 5х5 (2 таблицы) чтение с указкой 2 и 3мин Шульте 4х4 (3 таблицы) Воспитывать умение действовать быстро и четко
26.   Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками-1 картинка чтение с указкой 2 раза по 3мин «устный счёт» 2 мин «струп-тест» воспитывать стремление добиваться победы
27.   Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «разноцветные числа» (прямой порядок ) чтение с указкой 2 мин Шульте 5х5 (2 таблицы) лабиринты-2 любых воспитывать настойчивость
28.   Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 мин и 3 мин «струп-тест» рисование двумя руками-1 картинка показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка
29.   Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «алфавит» прямой порядок с руками чтение с указкой 2 раза по 3 мин «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы)   показать преимущество книг перед интернетом
30.   Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений тренинг дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, Шульте 5х5 (3 таблицы) «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «алфавит» прямой порядок ( с руками) «струп-тест» воспитывать настойчивость
31.   Работа с текстами с применением техник скорочтения. рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом чтение текстов и определение понимания прочитанного воспитывать стремление улучшить результат
32.   Работа с текстами с применением техник скорочтения. рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом чтение текстов и определение понимания прочитанного   воспитывать интерес к содержимому читаемого
33.   Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. беседа о пользе тренинговых упражнений чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию убедить в том, что чтение-залог доброго нрава ребёнка
34.   Турнир по скорочтению презентация прочитанных книг соревнование по скорочтению пробудить желание читать больше
    итого      
               

Материально-технические средства обучения:

1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

2.методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;

3.оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды (ученику нужно пить во время занятия)

4.материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания

Учебно-методическое обеспечение:
1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.

2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с

3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.

4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»

г. Челябинск, 2011г

5.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г

6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.

Наши рекомендации