Восстановление изначальной внутренней аксиоматики
В каждой духовной традиции освобождение от убеждений и смена мотивации осуществляется по мере взросления человека – постепенно, в процессе выполнения принятых в этой традиции ритуалов и практик. К сожалению, это недоступно для людей, не укорененных в традиции. Им приходится искать другой путь. В нашем подходе для этой цели используются специальные приемы работы с энергией, освобождающие от накопленного страха. Техники отмены убеждений рассматриваются в части III.
В предлагаемой ниже стратегии энергетических практик разрешимой оказывается любая проблема. Эта стратегия включает шаги, направленные на осознание искажений внутренней аксиоматики и их устранение.
Так называемые «объективные препятствия» и «проблемы» возникают каждый раз, когда естественный ход событий оказывается в противоречии с одним из жестких аксиоматических правил восприятия или убеждений, которым человек следует бессознательно. Как уже сказано, за каждым из них стоят ценностные предпочтения. В зрелом варианте ценностные предпочтения проявляются мягко и экологично. Жесткий и однозначный характер поведенческих правил и убеждений возникает в результате искажения этих ценностных предпочтений и связан с накоплением поведенческих ошибок раннего возраста.
Таким образом, «объективные препятствия» создаются неадекватностью восприятия, которая поддерживается исторически сложившейся версией искажений внутренней аксиоматики .
Соответственно, решение проблем в значительной степени связано с коррекцией искажений. Такая коррекция придает реальный смысл формуле «брать на себя ответственность» . В предлагаемой здесь модели эта формула подразумевает принцип, который уже формулировался выше: каждая проблема должна рассматриваться как знак, указывающий на необходимость коррекции картины мира. Только после этого принимаются решения относительно внешних действий (иногда таким решением оказывается отказ от задуманных действий или проектов как неуместных). В этой стратегии внешние проблемы решаются в основном с помощью внутренних действий без активного привлечения внешней поддержки и ресурсов.
* * *
В духовных традициях считается, что «объективные препятствия» возникают только тогда, когда человек отклоняется от следования «высшей Воле». Подразумевается также, что полная система личностных ценностей всегда с этой «Волей» согласована. Поэтому человек, который следует подлинным (собственным) ценностям, не встречает препятствий. В традиции эта согласованность достигается благодаря следованию ритуалам, а на более позднем этапе – в результате развития осознания.
В современном мире это не так – отчасти, как следствие отмены многих ритуалов, но в большей степени вследствие высоких эволюционных скоростей и высокого уровня ответственности. Для многих людей личностные ценности часто ассоциируются с глобальными стратегическими целями (семья, карьера, бизнес…), либо перепутываются с социально принятыми ценностными стандартами, одинаковыми для всех (свобода, равенство, всеобщее благоденствие и т. д.). Такие ассоциации либо перепутывание являются заблуждением. Значительная часть искажений внутренней аксиоматики связана с подобными заблуждениями.
Реализуя стратегические цели, человек может испытывать захваченность (энергия ян ), которая переживается как вдохновение, различные формы активности, ажиотаж. Однако, в конце концов, в се это оказывается оборотной стороной неосознаваемого ощущения бессилия, страха будущего, страха несоответствия стандартам (энергия инь ). Важно, что иньские мотивы часто не осознаются. Таким образом, человека может вести к цели энергетический распад, хотя обычно в подобных случаях говорят о ценностном выборе.
Внутренняя сложность заключается в том, что в этих условиях подлинные личностные ценности плохо осознаются и уточняются постепенно по мере того, как человек учится осуществлять свои личные и деловые проекты. Этот трудный процесс может продолжаться значительную часть жизни и сопровождается постепенным восстановлением и осознанием подлинной внутренней аксиоматики (об этом можно говорить как о постепенном «познании себя»).
В течение всего этого периода истоки каждого решения представляют собой смесь глубоко личных мотивов и их искажений – страхов, неосознаваемых опасений и социальных стандартов. Многие выборы и поступки могут выглядеть трудно объяснимыми для постороннего наблюдателя. Это касается как личной, так и деловой жизни: при выборе партнеров, направлений бизнеса, профессии, а также в принятии любых тактических решений. Например, управляющий может без всяких оснований давить на подчиненного или уклоняться от контактов с ним, совершенно не отдавая себе отчета в том, что он это делает. Часто при приеме кандидата на работу из всего его послужного списка неосознанно учитывают одни заслуги и не замечают других. Эмоциональные реакции могут выглядеть неадекватными и сопровождаться обострением болезненной симптоматики.
По мере восстановления подлинной внутренней аксиоматики эти явления исчезают, и появляется способность следовать собственным ценностям, не вступая в противоречие с социальными стандартами. Это может переживаться как состояние внутренней целостности.
* * *
Как уже сказано, каждое искажение формируется в течение длительного периода и сопровождается появлением хронического телесного напряжения в некоторой зоне. По этой причине коррекция аксиоматики требует специальной работы с телом, см. техники главы 20. Телесные проявления искажений особенно интересны. Ориентируясь на них можно осуществлять практически полноценную коррекцию искажений внутренней аксиоматики даже без ясного осознания их источника.
Рассмотрим принципы этой коррекции. В субъективном восприятии каждое искажение внутренней аксиоматики сопровождается локальным ощущением дискомфорта в какой-либо зоне тела или в нескольких зонах. Одновременно могут присутствовать эмоциональная реакция и ментальный комментарий, причем последний иногда оформляется как убеждение. Эту часть внутренних реакций можно заметить даже в том случае, когда ценностные искажения не осознаются. В результате появляется знание о зонах локализации хронических телесных напряжений и их поведенческий источник.
Осознавание этих напряжений – часть практики выслеживания . Каждое напряжение рассматривается как знак, указывающий на отклонение от ценностных ориентиров. Однако, последние могут и не осознаваться. Достаточно уметь замечать телесные и эмоциональные напряжения, возникающие в ходе внешних коммуникаций. Затем выслеживается «продолжение» этих напряжений в тонких слоях – ценностном и выше. Таким образом, даже не имея ясного понимания ценностных ориентиров, мы можем находить отклонения от них, выслеживая телесные напряжения. Затем необходимо подвергнуть трансформации все напряжения, что ведет к восстановлению внутренней аксиоматики . Постепенная отмена каждого из искажений сопровождается возникновением новых идей и стереотипов поведения, а так же постепенным постижением подлинных ценностей. Их осознанное проживание является частью практики неделания.
Этот прием может служить опорой в течение всего длительного периода внутренней работы.