Десенсибилизация (восстановление психического равновесия)

У многих людей есть проблемы, о которых они достоверно знают, но всё равно не могут от них избавиться. То есть, несмотря на то, что о проблемах известно на сознательном уровне, они по‑прежнему продолжают оказывать отрицательное влияние на жизнь человека. В качестве примера можно привести такое распространённое явление, как боязнь насекомых, например, пауков. Люди полностью осознают этот страх, поскольку всякий раз видя насекомое, они сразу же испытывают эмоциональный шок — иногда лёгкий, а иногда значительный, в зависимости от ситуации. То есть, если человек напряжён, или внезапно видит паука, или в особенно неожиданных обстоятельствах, эмоциональное потрясение будет сильнее.

Разумеется, настоящая причина этого страха скрывается в подсознании и со временем может быть устранена с помощью медитативных техник. Однако есть более непосредственный метод нейтрализации осознаваемых страхов, который весьма прост, но, тем не менее, очень эффективен. Он называется десенсибилизацией. Чтобы использовать этот метод, нужно, прежде всего, как можно сильнее расслабиться. Этого можно достичь с помощью вашей обычной ежедневной программы йоги, либо в течение какого‑то времени выполняя какую‑нибудь медитативную технику или шавасану. Выберите подходящий метод, который, по вашему мнению, вызовет наибольшее расслабление. Когда вы расслабитесь, вам следует попытаться зрительно представить себе встречу с объектом вашего страха. Иными словами, постарайтесь создать мысленную картину этого объекта. Возьмём, для примера, боязнь мышей. Попробуйте зрительно представить себе мышь или мышей; чем отчётливее будет образ, тем лучше. Если вам трудно зрительно представить себе мышь, попробуйте оживить в памяти и заново пережить эпизоды из своего прошлого — быть может, тревожные и неприятные — в которых вы имели дело с мышами. Эти воспоминания должны быть как можно более яркими. Возможно, поначалу вы испытаете сильный страх; разумеется, если он станет непреодолимым, следует прекратить практику. Но если сумеете, открыто взгляните на проблему и встретьтесь лицом к лицу с объектом своего страха. Делайте это в течение нескольких минут, а затем отдохните. На следующий день повторите весь процесс, позаботившись о том, чтобы предварительно как можно сильнее расслабиться. Вы должны обнаружить, что ваша эмоциональная реакция на объект страха уменьшается. Встречайтесь со всеми аспектами мыши (или того, чего вы боитесь) — с большой мышью, с множеством мышей, с мышами в тревожной обстановке. Рассматривайте как можно больше всего, что у вас ассоциируется с мышью — всё, что может придумать или зрительно представить ваш ум.

Вам следует повторять эту процедуру ежедневно до того времени, когда вы не будете переживать абсолютно никакой эмоциональной реакции. Если вы сможете думать о мыши и зрительно представлять её себе, оставаясь отстранённым свидетелем, значит вы, по существу, исчерпали свой страх. При желании, вы можете проверить, остался ли у вас страх, реально встретившись с его объектом во внешнем мире. Выбор тут принадлежит вам. Разумеется, если страх всё ещё сохранился, вам следует продолжать практику до тех пор, пока объект не перестанет мешать вашей жизни. Ту же самую процедуру можно и должно повторить с любым известным вам страхом. Это может быть боязнь людей противоположного пола, высоты, темноты и, фактически, любая другая возможная фобия.

Рациональная основа этого метода очень проста и состоит в том, что люди менее склонны эмоционально реагировать на обычные объекты своего страха, сталкиваясь с ними в состояниях расслабления. В повседневной жизни человек, сталкиваясь с пугающим объектом, бурно реагирует, однако при расслаблении эмоциональная реакция ослаблена или полностью отсутствует. В определённом смысле страх преодолевается, и способность открыто встречаться с его объектом в период расслабления переносится в повседневную жизнь. В психотерапии этот метод обычно используется следующим образом.

Пациент признает, что он чего‑то боится — например, ящериц. Терапевт последовательно переводит пациента в состояние расслабления. Затем терапевт показывает пациенту картинку, изображающую то, чего тот боится — в данном случае, фотографию или рисунок ящерицы — или красочно описывает ящерицу, которую пациент старается мысленно себе представить. Вместо того, чтобы испытывать страх, пациент ведёт себя более спокойно и оказывается способным воспринимать ящерицу так, чтобы она не обязательно вызывала у него страх. Благодаря этому, пациент со временем приучается встречаться с ящерицами во внешнем мире. В йоге происходит то же самое, но человек должен быть своим собственным психотерапевтом.

Этот метод представляет собой прекрасный инструмент для разрешения психологических проблем и нейтрализации, связанных с ними эмоций, который может быть полезным дополнениям к медитативным техникам. Мы рекомендуем читателю активно применять его для борьбы с более очевидными, осознаваемыми страхами[225].

Самовнушение

Это также очень простой, но мощный метод. При необходимости его можно использовать в сочетании с десенсибилизацией.

Все знают о возможностях внушения. Они настолько велики, что многие люди внушают себе болезни. Иными словами, они думают, что заболеют и, со временем, заболевают. Люди постоянно внушают себе самое худшее. Они считают себя неполноценными и, в конце концов, начинают вести себя и думать как неполноценные. С другой стороны, некоторые люди считают, что они выше других, и потому все их существо и их отношение к жизни пропитаны чувством превосходства. Любое из этих состояний одинаково плохо, однако они иллюстрируют силу внушения. В ещё одном случае человек очень хочет сдать экзамен; он внушает себе, что сдаст его и, скорее всего, так и происходит. Всё зависит от глубины самовнушения; поверхностное, нерешительное внушение вряд ли будет эффективно, однако сильное самовнушение, проникающее в глубины ума, несомненно принесёт желаемый результат. Самовнушение нередко бывает движущей силой наших поступков. Сюда мы относим и внушение со стороны других людей и окружающей среды, поскольку все это преобразуется в самовнушения. Иными словами, мы в своей жизни постоянно воспринимаем внушения от окружающей среды и других людей и, в свою очередь, передаём собственные внушения. Если какие‑то из этих внушений достаточно сильны, чтобы быть источником мотивации, они преобразуются в самовнушения. Возьмём такой пример: человек встречается с кем‑то, кто производит на него сильное впечатление. Если это впечатление (мы бы сказали, внушение) достаточно глубоко, этот человек начинает внушать себе стремление быть похожим на того, кого он встретил. Ещё один человек видит красивый сад, и, если его натура такова, это внушение преобразуется в самовнушение создать столь же красивый собственный сад. Примеры можно приводить бесконечно. Наша цель — ясно и кратко убедить вас в силе самовнушения.

Самовнушение может быть мощным инструментом для устранения и нейтрализации психологических проблем. Рассмотрим пример человека, который боится темноты. Поскольку мы проводим в темноте значительную часть своей жизни и, фактически, не можем полностью избежать темноты, эта боязнь, или фобия, будет причинять человеку массу психологических страданий. Его ум, на сознательном и бессознательном уровнях, будет постоянно пребывать в состоянии напряжения и тревоги, поскольку он всегда будет предвкушать следующее погружение в ужасную тьму. Первопричина проблемы заключена в подсознании, и её необходимо выявить и, со временим, устранить с помощью медитативных практик. Однако, самовнушение представляет собой ценный инструмент, который может помочь человеку примириться со своим страхом в настоящий момент. Прежде всего, человеку следует думать и убеждать себя, что на самом деле его страх смешон. Хотя он и является фактором, вызывающим эмоциональную реакцию, сам он, по существу, абсурден. Сначала это происходит только на интеллектуальном уровне, но со временем внушение проникает в более глубокие области ума: «Я понимаю, что окружающая среда остаётся одной и той же, темно ли в ней или светло. Большинство людей не боятся темноты, так почему же я должен её бояться?» И так далее. Помните, что это происходит только на интеллектуальном уровне, однако самовнушение может оказать вам огромную помощь в избавлении от фобии.

Самовнушение можно применять ко всем видам осознаваемых проблем. Оно особенно эффективно, если проводится в состояниях расслабления так же, как мы описывали в случае десенсибилизации. Поэтому в идеале, самовнушением следует заниматься после ежедневной программы йоги или любого метода систематического расслабления. Кроме того, самовнушение можно использовать перед сном и сразу после пробуждения. В состояниях расслабления ум особенно восприимчив к самовнушению. Упорно повторяйте самовнушение в течение нескольких минут — в нашем примере это может быть фраза: «Я не боюсь темноты». Это поможет вызвать необходимое изменение. Однако если самовнушение проводить безразлично и недостаточно убеждённо, либо нерешительно, оно не приведёт к желаемым результатам.

Как мы уже указывали, реальная проблема скрыта в глубинах подсознания. В случае страха темноты у вас мог быть неприятный опыт в раннем детстве. Быть может, вас заперли в маленьком тёмном чулане, когда вам было три года. Какова бы ни была причина фобии, она кроется в вашем уме. Несомненно, лучший способ избавиться от фобии состоит в том, чтобы найти её первопричину и нейтрализовать её с помощью медитативных практик. Однако самовнушение может быть полезным и эффективным вспомогательным средством для первоначального преодоления проблемы, и им следует пользоваться как можно больше. Вводя в ум новое отношение к объекту страха, вы нейтрализуете прежнее отрицательное, вредное отношение и делаете его недействительным и бессильным.

Самовнушение можно использовать в борьбе с любыми видами фобий, страхов, комплексов, конфликтов и т.п., коль скоро они известны.

Резюме

Мы познакомили вас с тремя методами устранения подсознательных проблем. Если вы регулярно занимались йогой, то уже полностью освоились с медитативными техниками. Однако десенсибилизация и самовнушение — это два новых метода. Их удивительно просто применять на практике, но при наличии времени и усердия они могут приносить замечательные результаты.

Мы подчёркиваем, что нет никакого смысла просто читать об этих методах и знать их. Их следует применять. Поэтому, мы призываем вас, усердно заниматься медитативными практиками, при необходимости дополняя их десенсибилизацией и самовнушением. Читатель должен сам решать, когда и как их использовать, ибо именно вам приходится иметь дело со своим умом. Однако, если вы не уверены в себе, несколько сбиты с толку или испытываете странные переживания, вам следует обратиться за помощью к опытному учителю, знающему медитативные техники.

Тема 3

Хатха‑йога. Сутра нети

Сутра нети — это усовершенствованный метод очищения носа. Он дополняет джала нети и выполняет ту же функцию, то есть очищает носовые проходы и удаляет образовавшиеся в них пробки[226]. Тем самым достигается свободное течение воздуха через обе ноздри, что очень важно для многих практик йоги, а также для общего здоровья.

В джала нети для очистки носа используется солёная вода; в сутра нети через ноздри пропускается катетер (длинная тонкая резиновая трубка) или скрученный пучок хлопковых нитей.

Упоминания в текстах

Древние йоги с большим уважением относились к сутра нети и той пользе, которую может приносить эта процедура. О ней упоминается во многих текстах, однако наиболее подробное описание дано в следующих отрывках из Хатха‑йога Прадипики:

«Возьмите мягкие хлопковые нити длиной около фута, введите их в ноздрю и выведите изо рта. Сиддхи (опытные йоги) называют это нети. Следует использовать кручёную нить (сутру) подходящей толщины; на этот счёт нет точных и строгих правил. Для выполнения процедуры введите конец сутры в одну ноздрю, зажав другую ноздрю большим или безымянным пальцем. Затем сделайте вдох (пурака) через нос и медленный выдох (речака) через рот. В результате многократного повторения этих действий конец сутры оказывается в задней части рта. Затем одной рукой возьмите конец сутры во рту, удерживая другой рукой конец, выходящий наружу из ноздри, после чего протягивайте сутру туда и обратно».

«Альтернативный метод состоит в том, чтобы поместить конец сутры в одну из ноздрей и, зажав вторую ноздрю, сделать вдох (пурака), после чего зажать ноздрю, в которой находится сутра, и сделать выдох (речака) через другую ноздрю. В результате многократного повторения этих действий, сутра, в конце концов, выйдет из второй ноздри. После этого нужно попеременно тянуть за концы сутры. Однако этот второй метод могут использовать очень немногие люди».

«Сутра нети очищает капала (передний мозг) и удаляет загрязнения из носа. В результате увеличивается острота зрения, а глаза становятся яркими».

Метод, описанный в этом древнем тексте, весьма труден, особенно, во втором варианте. Даже если человек может его использовать, на это уходит очень много времени, гораздо больше, чем имеют в своём распоряжении большинство современных людей. Если вам хочется попробовать традиционные техники, сделайте это, однако существуют гораздо более лёгкие методы для достижения того же результата. Именно с такими модифицированными методами мы познакомим вас в этом разделе.

Принадлежности

Можно использовать два вида принадлежностей:

1. Длинный тонкий резиновый уретральный катетер. Его можно приобрести практически в любой аптеке за незначительную плату. Катетеры бывают разных размеров, которым присваиваются номера в зависимости от внешнего диаметра трубки. Выбор размера катетера, разумеется, зависит от величины носовых проходов, но обычно подходят размеры 4, 5 или 6.

Этот модернизированный вариант делает выполнение сутра нети легче и быстрее, однако носовые проходы очищаются не так эффективно, как при использовании традиционной хлопковой нити. Кроме того, при использовании катетера практически невозможно выполнение завершающей стадии сутра нети. Однако в этом случае для выполнения сутра нети требуется меньшая подготовка, что делает этот вариант гораздо более удобным, чем использование хлопковой нити.

2. Пучок хлопковых нитей, соединённых на концах воском. Нити должны быть мягкими и качественными. Метод подготовки таков:

(I) Отрежьте несколько кусков нити длиной около 45 см или чуть меньше. Нитей должно быть достаточное количество, чтобы диаметр пучка составлял около 3 мм. Разумеется, диаметр пучка должен подходить для ваших носовых проходов, но для первой попытки такой толщины достаточно.

(II) Нагрейте немного воска.

(III) Держа пучок нитей, подровняйте его конец, чтобы все отдельные кончики находились на одной линии. Скрутите конец пучка.

(IV) Окуните первые 12 см скрученного конца пучка в горячий воск и дайте ему застыть в прочный, но гибкий шнур.

(V) Подровняйте ножницами другой конец пучка нитей, чтобы общая длина шнура составляла около 45 см. Скрутите этот конец на протяжении 10 см., затем окуните в воск и дайте застыть.

Пропитка воском второго конца необходима для 3‑й стадии практики. Теперь шнур (сутра) готов к употреблению. Эта подготовка занимает довольно много времени, и мы рекомендуем вам в свободное время приготовить несколько подобных хлопковых шнуров и хранить их в чистой коробке или жестянке.

Поза

Для этой практики можно использовать любое удобное положение, сидя или стоя, хотя особенно подходит поза на корточках (кагасана), если она вам удобна[227].

Техника выполнения

Практика делится на три стадии.

Стадия 1

Для этой стадии можно использовать катетер, либо хлопковый шнур с одним навощённым концом.

Десенсибилизация (восстановление психического равновесия) - student2.ru

Осторожно введите в левую ноздрю узкий конец катетера или навощённый конец шнура из хлопковых нитей. Медленно проталкивайте сутру в ноздрю, поворачивая её, чтобы она входила легче.

Ни при каких обстоятельствах не применяйте силу; внутренняя часть носа очень нежная, и любое чрезмерное усилие может её повредить. В конце концов, вы почувствуете, что конец сутры вышел у задней стенки горла.

С помощью указательного и большого, или указательного и среднего пальцев, в зависимости от того, как вам удобнее, достаньте до горла и вытяните конец сутры изо рта наружу. Поначалу это действие может вызывать позыв к рвоте, но по мере привыкания у вас не будет возникать никаких неприятных ощущений.

Если вы используете сутру из хлопковых нитей, то её средняя часть, не пропитанная воском, должна находиться в носовом проходе, один навощённый конец — выходить изо рта, а другой, не навощённый — из ноздри. При использовании катетера, один его конец будет выходить изо рта, а другой — из носа. Возьмитесь за концы сутры и осторожно протягивайте её туда и обратно.

Если вы ощущаете боль или дискомфорт, немедленно прекратите процедуру.

При первой попытке подвигайте сутру вперёд и назад не больше 15 раз.

Отпустите не навощённый конец сутры, выходящий из носа, потяните за навощённый конец и вытащите сутру из носа.

Стадия 2

Эта стадия в точности аналогична первой, но сутра проходит через другую ноздрю и выходит изо рта.

Стадия 3

Эту стадию можно выполнять только с использованием сутры из хлопковых нитей с обоими навощёнными концами. После завершения стадии 2, следует оставить сутру в носу, чтобы она по‑прежнему проходила через один из носовых проходов, и один её конец выходил изо рта, а другой из носа. Протолкните второй навощённый конец сутры, выходящий из носа, в другую ноздрю и вытяните его изо рта. В этом положении оба навощённых конца сутры выходят изо рта.

Разомните затвердевший воск на протяжении, по меньшей мере, 5 см от каждого конца, чтобы отдельные нити шнура снова разделились.

Сведите концы сутры вместе и пропихните их друг в друга, а затем сожмите, чтобы отдельные нити соединились друг с другом.

Затем скрутите сутру, чтобы оба конца оказались соединёнными.

Если соединение вышло слишком толстым, следует отрезать некоторое количество нитей; соединение должно быть достаточно тонким, чтобы оно могло проходить через ноздри. Теперь сутра имеет форму кольца.

Медленно втягивайте соединение в рот, постепенно протаскивая сутру через ноздри. В конце концов, соединение снова окажется снаружи, но теперь оно будет расположено между входами в ноздри. Разъедините соединение.

Теперь сутра входит в одну ноздрю и выходит из другой — она больше не проходит через рот. Осторожно подвигайте сутру туда‑сюда. При малейшем дискомфорте немедленно прекратите процедуру.

На первых порах рекомендуется проделывать лишь несколько движений сутры, медленно увеличивая их количество по мере приобретения навыка. Здесь вам следует полагаться на свой здравый смысл.

Затем потяните за один конец сутры и медленно вытащите её из носа.

Наши рекомендации