Сбор и обработка информации по теме дебатов.
Методика проведения дебатов
Дебаты - интеллектуальная игра для старшеклассников, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие учащиеся приобретают важнейшие способности:
- обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию,
- анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы,
- устанавливать логические связи между явлениями,
- различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.
Как играть в дебаты?
Суть дебатов - убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.
Основными элементами дебатов являются:
Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения (например, “Переговоры с террористами недопустимы”). Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки. Аргументы. – С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы - наилучшая. То есть, вы дадите судье повод поверить, что ваша позиция правильная. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Вы захотите представить наиболее сильные, убедительные аргументы, и убедить судью, что они - лучшие. Судьи настроены весьма скептично. Они захотят увидеть, что вы продумывали аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что ваши аргументы могут выдержать атаку оппонентов. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позицию. Например, вы говорите маме, что опоздали в школу, потому что остановились помочь мотоциклисту поменять проколотую шину. Это хороший аргумент, оправдывающий опоздание. Для того чтобы доказать маме (судье в данном случае), что этим аргументам можно верить, вы показываете ей разорванные джинсы и грязные руки, как последствия проделанной работы. Физическое свидетельство сопровождает аргумент. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов. Вопросы. Раунд вопросов используется для разъяснения позиции, так и выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе раунда вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров. Решение судей. После того как судьи выслушают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными). Тема задает дебатам определенные рамки. Но, поскольку тема может содержать множество проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения основных понятий темы. С помощью точных определений вы показываете другой команде поле для аргументации, а судье - четкую линию вашей аргументации. Если вы участвуете в дебатах по поводу контроля за оружием и определите “контроль” как какие-то запреты на открытую продажу, ваши оппоненты будут знать на каком “поле” вести игру. Перед тем как вы дадите определение терминам, вам нужно понять какие термины нуждаются в определении. Не каждое слово в теме требует словарного определения для того, чтобы его поняли. Некоторые термины будут приняты обеими командами и без необходимости их определения. Вы должны будете сконцентрировать внимание на определении тех терминов, которые могут вызвать некоторые разногласия. Рассмотрим пример: тема “Использование животных в научных исследованиях аморально”, в ней участник дебатов, видимо, захочет определить следующие термины “научное исследование” и “животное”. Другие термины не вызывают вопросов в процессе дебатов. Утверждающая сторона выступает первой.
Определения должны быть:
Четкими. Утверждающая сторона должна четко определить, как она будет использовать каждое понятие. Обоснованными и корректными. Термины должны быть просты для понимания. Не допускается неоправданное сужение (расширение) объема и содержания понятия. Если ваши объяснения определений некорректны, ваши оппоненты смогут оспорить их. Не подвергается сомнению корректность тех определений, которые даны со ссылкой на словари и справочную литературу (являются “культурной нормой”). Отрицающая сторона может дать определения тем терминам, которые не были определены утверждающей стороной.
Стратегическими. Определения должны соответствовать позиции, выдвигающей их команды. Если утверждающая команда защищает понятие “свобода”, то вряд ли будет удачным определить это понятие как “абсолютная независимость”. Этим команда только затруднит свое положение.
Вводить определения можно с помощью, например, такой фразы: “Для того чтобы позиция утверждающей стороны была лучше понята, мы бы хотели дать определения терминам, содержащимся в теме”. После определения понятий утверждающей стороной отрицающая сторона должна согласиться с определениями (в случае некорректности определений - доказать факт некорректности и дать свои определения). Для того чтобы дать правильные определения темы, следует осуществить информационный поиск.
По теме дебатов.
В период подготовки к дебатам и утверждающая, и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы:
- почему мы соглашаемся с темой?
- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?
- какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести?
- какие вопросы возникают в связи с этой темой?
- каковы могут быть опровергающие аргументы?
Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств.
Термин “сюжет доказательств” означает блок доказательств утверждения/ отрицания, который будет реализован командой; совокупность аспектов и аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи спикеров.
В повседневной жизни мы постоянно используем сюжет доказательства, даже не подозревая об этом.
Например, убеждая родителей отпустить нас на дискотеку, мы обосновываем необходимость принятия такого решения тем, что дискотека в нашем понимании - это место отдыха и общения, выдвигаем причины по которым нас необходимо отпустить туда. Таких причин может быть несколько и их необходимо обосновывать и доказывать с помощью всевозможных положительных примеров и убедительных фактов, а в заключение мы демонстрируем родителям, что положительное решение вопроса - это единственный верный путь мирного разрешения проблемы. В данной ситуации вашими слушателями были родители. Если это выступление в обычном раунде дебатов, то вашими слушателями будут судьи и оппоненты. Но, если это публичные дебаты, то может собраться более обширная аудитория, и поэтому вам необходимо очень ответственно подготовиться к роли спикера. А для этого нужно научиться выстраивать свое выступление.
Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму:
- приветствие слушателей;
- представление команды и самого себя;
- выдвижение критерия;
- аргументация;
- заключение;
- благодарность за внимание.
Таким образом, все выступление разбивается на отдельные части или блоки, которые выписываются на отдельные листы при подготовке, но именно все они представляют единое целое - речь. Первый и второй блоки включают в себя приветствие и представление команды: “Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте мне, прежде всего, представить нашу команду...” После этого можно переходить к содержательной части выступления. Третий блок начинается с формулировки темы и представления позиции, которую вы собираетесь отстаивать. Это можно сделать следующим образом: “Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, гласит: Переговоры с террористами недопустимы”. Или: “Наша команда сегодня будет отстаивать точку зрения о недопустимости ведения переговоров с террористами”. Далее следует перейти к обоснованию актуальности данной темы: “Прежде чем мы постараемся убедить вас в истинности данного тезиса, выясним, почему эта проблема представляет сегодня интерес?”. Или вы начинаете вступление следующей фразой: “Прежде чем приступить к доказательству нашей позиции, определим, достойна ли эта проблема нашего внимания?”. Ваши вступительные замечания могут предопределить, будет ли вас слушать аудитория и как она к вам отнесется. Поэтому целью вступления является введение слушателя в круг рассматриваемых проблем, объяснение важности затронутой темы и необходимости дебатов именно по этому вопросу. Все это формулируется одной фразой - показать актуальность темы. Актуальный - это “важный в данный момент”. Таким образом, необходимо найти способ убедительно доказать, что именно в сложившейся ситуации, именно в настоящих условиях важно обсуждать рассматриваемую проблему. Этой цели можно добиться, сославшись на мнение какого-либо ученого или общественного деятеля, чья позиция авторитетна в анализируемой области, приведя соответствующую цитату. Вводная цитата должна либо поражать содержанием, либо приковывать внимание громким именем автора. Она должна быть краткой и возбуждать интерес слушателей к нашей теме. Она может быть подтверждением принципов, являющихся опорой содержания речи; может дать надлежащий тон или заключать в себе изложение поставленной спикером цели.
В четвертом блоке при составлении речи раскрываются определения темы. Определения нужны для терминов, имеющих особый смысл в применении их спикерами для данной темы дебатов. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свойствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения.
Для того чтобы дать определение ключевых понятий темы, необходимо выписать каждое определяемое понятие на листок и далее привести текст определения. Затем написать связующую фразу, которая приведет вас к следующему блоку речи – критерию. Выработка критерия является одним из самых сложных элементов домашней подготовки к дебатам. Критерий- это структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он как бы задает направление дебатам. Пятый блок. Заключение – это последнее, что услышит от вас судья, поэтому здесь важны краткость и яркость.
Как создать аргумент?
Успех в дебатах в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса (темы спора).
Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. Аргумент отвечает на вопрос: “Чем надо доказывать тезис?”
Для создания аргумента тезис выдвигается, тезис объясняется, тезис доказывается и резюмируется (делается заключение).
Данная логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль)-раскрытие, объяснение данной идеи- доказательство (обоснование и рассуждение на основе фактов): определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название - поддержки аргументов.
Представленная структура аргумента должна помочь начинающим спикерам организовать их речи. Для структуры очень важны ясность и обоснованность при представлении идей, это и заставляет участников дебатов объяснять и обосновывать свое утверждение (тезис).
В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть:
а) достоверными суждениями;
б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса;
в) достаточными дня тезиса.
При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки.
При подготовке выступления необходимо отбирать факты не отрывочно и произвольно, а тщательно подбирая их из различных источников, причем этих фактов должно быть больше, чем необходимо для выступления, для того чтобы выбрать из них наиболее значительные, относящиеся к предмету спора.
Вы также должны показать связь между вашими свидетельствами и тезисом. Оппоненты будут всегда требовать демонстрации этой связи. Подобная связь носит название “рассуждение”.Если вам не удастся представить цепочку рассуждений, то доказательство не срабатывает.
Стратегия отрицания
Отрицающая команда в ходе раунда дебатов должна показать несостоятельность позиции утверждения. Для этого отрицающая сторона будет выявлять все слабые стороны утверждающего блока, доказывать неубедительность критериев, аргументов, их доказательств и поддержки и, используя собственные аргументы, покажет, что утверждение темы неверно.
Прежде всего, опишем функцию отрицающей стороны, которую можно назвать “опровержением”. Для удобства опровержения утверждающей позиции ее можно представить как пирамиду или домик, который нужно разрушить.
Тема (определения).
Критерий.
Аргументы.
Доказательства и поддержки.
Раунд вопросов
Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатов.
Верно поставленный вопрос дает возможность:
-уточнить точку зрения оппонента;
-получить от оппонента дополнительные сведения;
- лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме;
- снизить значение аргументов оппонента;
- обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды;
- подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения.
В то же время аргументированный и точный ответ:
- укрепляет собственную позицию участника дебатов;
-усиливает аргументацию выдвинутого тезиса;
- не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды.
Цель любого вопроса - получение новой информации в виде ответа.
Судейство
Решение о победе какой-либо из сторон выносит третья, независимая, сторона - судьи. Роль судьи в дебатах одна из самых трудных, потому что судье во время игры необходимо:
-забыть все, что он знает об этой теме и своих взглядах на нее, чтобы с максимальной объективностью выбрать наиболее убедительную аргументацию одной из команд;
- с предельным вниманием выслушивать речи спикеров, вести рабочие записи, фиксируя все ключевые моменты выступлений и раундов вопросов;
- заполнять судейский протокол;
- принимать решение о том, какой команде отдать предпочтение и почему;
- следовать принципам: честность, справедливость, беспристрастность.
Критерии оценки выступления команды:
Аргументы
Отношение к теме
Разнообразие глубина
Доказательность
Полнота ответов на вопросы
Фактические ошибки
Логика построения речи
Соблюдение регламента
Культура речи
Корректность
Во время игры судьи заполняют протоколы:
СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ
Дата______________________Место____________________
Время______________
УТВЕРЖДАЮЩАЯ СТОРОНА | ОТРИЦАЮЩАЯ СТОРОНА |
Атомная энергетика способна улучшить качество жизни в России | Атомная энергетика НЕ способна улучшить качество жизни в России |
КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ | КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ |
У1 | О1 |
У2 | О2 |
У3 | О3 |
У4 | О4 |
У5 | О5 |
Укажите основные области столкновений и обоснуйте решение:
Лучшая игра была показана ____________________стороной
Лучший спикер_______________________________________
Лучший вопрос группы поддержки___________________________________________
Подпись судьи________________________________________________
Игровые технологии
Деловые игры
Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) — это:
- педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых — обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;
- особое отношение к окружающему миру;
- субъективная деятельность участников;
- социально заданный вид деятельности;
- особое содержание усвоения;
- социально-педагогическая «форма организации жизни».
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов,
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нём разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему ^поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются, конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этапы | Деятельность участников | |
Этап подготовки | Разработка сценария (авторы-разработчики) | Разработка сценария (проспекта) План деловой игры Общее описание игры Содержание инструктажа Подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру (руководитель) | «разогревающие» игровые эпизоды постановка проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила планируемый результат распределение ролей формирование групп консультации | |
Этап проведения | Групповая работа над заданием (тренеры, координаторы) | Виды работы: Работа с источниками Тренинг Мозговой штурм Работа с игротехником Активизация групповых ролей |
Межгрупповая дискуссия (координаторы, аналитики) | Выступление групп Защита результатов Правила дискуссии | |
Этап анализа и обобщения | Работа экспертов | Вывод из игры Анализ, рефлексия Оценка и самооценка работы Выводы и обобщения, итоги игры рекомендации |
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:
— учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).
Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель t занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации . Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли выходить из игры, пассивно относиться к игре подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет право вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся, по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей,разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции:организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор,
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологическиепозиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологическиепозиции: лидер, предпочита-емый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергагаемый.
Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установления связи игры с содержанием учебного предмета.
Малые игровые формы
в организации детского коллектива общественного объединения
Набор методик малых форм – необходимый атрибут каждого педагога-организатора, каждого лидера детского общественного объединения. В игровой форме все дела проходят интереснее и содержательнее. Включенность в игровую деятельность обеспечивает активность, заинтересованность, мотивированность детей.
Малые активные формы- это приемы и способы организации жизнедеятельности коллектива, метод стимулирования проявления способностей детей к общению, творчеству, лидерству. Чем больше их в активе педагога-организатора и лидера детского объединения, тем вариативнее отдых детей и интереснее жизнь в детском коллективе.
Использование активных малых форм зависит от стадии формирования детского коллектива общественного объединения, которые условно можно назвать организационным периодом (или становление коллектива), период жизнедеятельности , рефлексия деятельности и подведение итогов.
Организационный период.
Главные вопросы периода: Как познакомиться с отрядом и познакомить ребят друг с другом? Как узнать их увлечения? Как узнать их таланты и способности? Как узнать их ожидания от лагерной смены? Кто из них лидер? Как спланировать смену? Как обустроить быт, сделать место дислокации детского объединения интересным?
Знакомство.
«Снежный ком»
Начинать игру должен лидер, назвав свое имя. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и свое. Следующий по часовой стрелке должен назвать два предыдущих имени и свое. И так далее по кругу. Заканчивает игру вожатый, назвав по имени всех членов отряда. Варианты: а)Если кто- то забывает имя какого- либо члена группы, он говорит слово «забывака» (для младших) или «пустая голова» (для старших) и продолжает дальше. Следующий участник вместо имени того, кто забыл, называет его «забывака». б) Закончив игру и, чтобы закрепить имена в памяти участников, а также в интересах справедливости, можно все повторить еще раз, но уже против часовой стрелки.
«Снежный ком» - 2
Проводится по правилам игры предыдущей, но участники называют свое имя с прилагательными, начинающимися с той же буквы, что и имя, характеризующим свое положительное качество: Серёжа- смелый, Лиза- ловкая…
«Жонглирование именем» ( с мячом)
Ведущий называет свое имя и бросает кому-нибудь из группы мяч. Поймавший делает то же самое и т. д. Необходимо настроить ребят, что передавать нужно вначале только тому, кто еще не получал мяч, но когда получат все, игру можно продолжать до запоминания имен. Вариант: Завершив один круг, можно поменять правила. Ведущий называет чье- то имя и бросает ему мяч. Получивший мяч, называет того, кому хочет бросить мяч и после этого бросает.
Как узнать их увлечения.
«Часы»
Каждому участнику группы раздаются заранее подготовленные бланки с рисунком часов, где возле каждого часа отводится место для имени. Ребятам дается задание в течение двух минут назначить свидание другим членам группы: на один час один человек. После того, как все участники заполнят свои часы именами, ведущий называет правила дальнейшей работы. Он называет какой- либо час, не обязательно в строгой последовательности, каждый участник находит свою пару для свидания на этот час и ведущий задает вопрос всей группе, после чего пары должны обсудить этот вопрос, собрав как можно больше информации о своем визави. При этом должны соблюдаться правила этикета: не слушать только себя, но слушать и другого. Вопросы касаются увлечений и друзей. Например: Твое любимое занятие в воскресенье? Чем ты занимаешься в свободное от учебы время? Какой твой любимый фильм? Какая твоя любимая книга? Расскажи о своих лучших друзьях? Твое отношение к спорту? Что ты считаешь самым главным в жизни? и т. д. После этого все садятся в круг, и по кругу каждый рассказывает, с кем он встречался и что запомнил о других. Таким образом, ребята будут лучше знать, какой у них отряд и какие в нем дети.
Сплочение отряда
« Разнобой»
Это соревнование- экспромт на знание какого- либо вопроса, явления, проблемы (кино, политика, экология, сказки). Отряд делится на команды различными способами: например, педагог-организатор сам выбирает 3 человека, они выбирают еще по одному и т. д. Ребята сами отбирают тему, защищают ее публично, голосуют за выбор. Затем в группах же обсуждают количество и характер вопросов или заданий, критерии их оценки, форму поощрения победителей. Группа, придумав свои вопросы или творческие задания, подготовив ответы, «выдает» их соперникам. Оценивать желательно нейтральным людям. Эта форма не требует подготовки, её можно проводить в любое время дня, вопросы, как правило, те, которые быстро приходят в голову и не требуют энциклопедических знаний. Ребята привыкают работать в группе, привыкают друг к другу.
Как узнать лидера
«Лидер»
Для проведения этой игры ребятам предлагается взять веревку и связать концы. Длина веревки зависит от участников. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Воспитатель дает задание: закрыть глаза и, не открывая их и не выпуская из рук веревку, построить треугольник. Разговаривать разрешается. Задача может быть усложнена: построить шестиугольник, квадрат. Необходимо наблюдать, кто из участников возьмет на себя роль лидера, как скоро, сколько лидеров проявилось.
Вариант: молча, не говоря ни слова (без веревки и с открытыми глазами). Построить треугольник внутри круга.
«Башня»
Ведущий дает командам одинаковое количество бумаги, скотча, маркеров, ножниц, линеек. Задание: построить саму высокую, самую красивую, самую устойчивую башню. Время- 30-40 минут. Наблюдать необходимо за групповой динамикой, лидерством и принятием лидера. Затем группа должна командно защитить свой творческий макет. После этого педагог-организатор проводит рефлексию: что ощущали ребята в групповой работе, как они определили, кому подчиняться при выполнении задания. Нравились ли им действия лидера? Что импонировало, что наоборот? и т. д. Завершить можно обсуждением лидерских качеств вообще, вызывающих положительные эмоции и желание творить в команде.
Как спланировать работу
«Дом»
На листе бумаге рисуется дом. Каждому члену группы дается клейкая бумага, на которой ему необходимо предложить интересное отрядное дело, Заполненные листочки крепятся внутри дома. Затем обсуждается весь набор предложений.
Игра по станциям.
Это целенаправленное движение команд по маршрутам, обозначенным в маршрутных листах. В маршрутном листе четко определен порядок прохождения станций, ведущий на станции фиксирует время прохождения станции в маршрутном листе и балл за сплоченность. В качестве критериев выдвигаются согласованность группы, быстрота, (множество предложений можно не включать в критерии, так как при планировании важно не количество, а качество). После выполнения заданий и прохождения всех станций команда собирается в месте, где был дан старт, где подводятся итоги. Важно придумать станции, необходимые для включения ребят в процесс планирования. При этом следует учитывать и творческие задания, так как однообразная деятельность на станциях утомляет и снижает эмоциональный накал игры. Примерные станции: «Мишень»: Дается перечень интересных дел, из которых нужно выбрать только 3, но с которыми согласится вся группа и доказать, что вычеркнутые дела действительно не нужны в отряде; «Болото»: на полу лежат листы бумаги (кочки). Для того, чтобы пройти болото, каждый член команды вписывает в каждый лист свое предложение в план отряда. «Талант»: команда должна продемонстрировать, что она способна сделать жизнь отряда интересной и отстаивать честь отряда на общих мероприятиях. «Эмблема»: каждая команда придумывает эмблему отряда. «Десант»: назвать объекты труда в отряде и социуме, которые команда выполнит в течение смены.
Эта игра на внимание. Ее целесообразно проводить, когда необходимо успокоить ребят, настроить на тишину, порядок, сосредоточенность. Задача ведущего- запутать ребят. Задача ребят- быть внимательными и не сбиться, правильно указывать на то, что называет ведущий (нос, пол, потолок), независимо от того, на что он указывает, называя предмет. После этого выборочно ребята называют процент или количество сбоев.
«Кольцовка» песен»
Каждая команда выбирает любую песню- шлягер, поет один куплет, другая команда должна продолжить тему. Например, «Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома…». И продолжение «Гори, гори моя звезда…» или «Звездочка моя ясная, как ты от меня далека ..»
«Песенный марафон»
Всем командам дается одна тема. Например, «Море», «природа», «Погода» и т.д. Задание: какая команда дольше всех, а значит, больше всех споет по куплету на заданную тему.
2.Игры для отдыха, в перерывах между обсуждением или после дела.
«Поймай за хвост дракона»
В игре принимают участие не менее 10 человек, можно больше. Они строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто впереди- голова дракона, а последний- его хвост. Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно движется за головой, голова старается схватить последнего игрока. Не должно быть разрыва шеренги. Игроки, находящиеся ближе к хвосту, не дают ухватить хвост, стараясь менять направление движения. Если голова ухватит хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом- предпоследний игрок.
«Цветы в саду»
Чем больше участников, тем больше залогов набирается, тем больше выкупов, а значит, развлечений. Игроки становятся в круг, выбирают себе название цветка. Всем остальным желательно это запоминать. Затем ведущий произносит: «Был я в саду, видел много цветов, но не видел розу. Какого цветка не было? Роза должна ответить: «Роза там была, не было фиалки». Фиалка подхватывает. Игра идет без остановки. Если кто-то забудет ответить или не вовремя даст ответ, он платит залог. В конце придумывают задания для тех, кто должен выкупить свой залог.
«Полслова за вами»: игра с мячом.
Игрок называет половину слова, бросает мяч тому, от кого он хочет услышать ответ. Ответивший делает то же самое. Не ответившие выбывают из игры, а мяч возвращается к предыдущему игроку.
«Газетная заметка»
Из заголовков старых газет и журналов составить короткий юмор. Рассказ, уголовную хронику, объявление. «Бестолковый словарь»
Детям дается перечень слов, к которым они должны придумать свою версию . При этом дать подсказку, что надо внимательно отнестись к составу слова и подбирать трактовку ближе к смыслу. Например, сторож- митинг, бездарь- человек, которому в день рождения не сделали подарка, горизонт- пляжный зонтик, ублюдочная- столовая, вампир- официант, тягач- вор, дерюга- зубной врач, изверг- вулкан, химера- учитель по химии, лукоморье- неурожай лука, рыло- экскаватор и т. д. Игр со словами очень много, их необходимо только подобрать, чтобы было не скучно и интересно.
Конкурс баронов Мюнхаузенов
Конкурс фантазеров. Заранее не готовится. Придумывать истории должен научиться со временем каждый. Это раскрепощает ребенка, развивает фантазию, речь. Но в первый раз можно не настаивать на этом. В первый раз начинают желающие или по назначению лидера (желательно назначить самого хорошего рассказчика). Начинается рассказ словами: однажды я…). Вариант: педагог- организатор может прервать длинный рассказ и попросить кого-нибудь другого продолжить с того места, в котором закончил предыдущий рассказчик.
«Ярмарка рекордов»
Может стать самостоятельной большой формой работы в детском общественном объединении, коллективным творческим делом. Совет этого дела придумывает программу заданий, игр, состязаний, конкурсов, объявляет ее условия и предоставляет возможность всем детям в объединении внести любые предложения по ее усовершенствованию. Спектр таких придумок может быть ярким, необычным, разнообразным. Простор фантазии детей необычайно широк и порою непредсказуем. Каждый член коллектива имеет право объявить свою авторскую идею «рекорда», индивидуального или коллективного, сделать заявку на участие в люб