Техника выпаривания с малых высот

Мы уже говорили, что почти в каждом полете по маршруту спортсмену в силу тех или иных причин приходится оказываться в критическом положении на малой высоте. От того, как умеет пла­нерист выпаривать с малых высот, зависит сумеет ли он выполнить упражнение, задание или установить рекорд.

Конечно, полеты на малых высотах требуют отличной техники пилотирования и тактической зрелости, но это не означает, что их надо исключать из практики парящих полетов. Спортсменам II и III разрядов в первые два-три года обучения достаточно работы по своей программе тренировки. Поэтому справедливо полетные до­кументы ограничивают для таких спортсменов минимальную высо­ту выпаривания до 300 м. Эта разумная мера продиктована заботой о безопасности полетов, и молодые спортсмены-планеристы, пожа­луй, и сами не станут экспериментировать с попытками выпарива­ния со 100 м. Всему свое время. Не сумел выпарить с 500—400 м, то на меньшей высоте это сделать значительно труднее. Следова­тельно, заходите с 300 м на посадку и потренируйтесь еще в по­исках потоков и в их центрировании, а главное, отработайте техни­ку пилотирования. Малая высота не прощает никаких ошибок и просчетов.

Эта книга рассчитана на молодых спортсменов, и им необхо­димо самым серьезным образом обратить внимание на технику вы­паривания с малых высот, о которой рассказывается в этом раз­деле. История планеризма знает немало случаев, когда даже очень

опытные мастера выпаривания на малой высоте дорого расплачи­вались всего-навсего за одну ошибку.

Строгие полетные документы написаны на основании многолет­него опыта, и их надо выполнять. Для неопытного планериста высота в 300—500 м тоже фактически малая высота, с точки зрения возможности выпаривания, равноценная 100—300 м для первораз­рядников и мастеров спорта. Это и понятно. На такой высоте осо­бенно при слабых и средних условиях погоды потоки только форми­руются и часто бывают такие же слабые и ненадежные, как и в хо­роший день на высоте 100—150 м. Следовательно, отрабатывая тех­нику выпаривания в слабых потоках на высоте 300—500 м, зы фактически будете готовить себя к тому, чтобы со временем, когда техника пилотирования станет уверенней, смогли надежно выпари­вать и с меньших высот.

Рассказывая о технике выпаривания с малых высот, автор на­деется, что эти знания помогут начинающим парителям и второго, и третьего годов обучения выработать правильные приемы выпа­ривания. Там, где говорится о высоте 100 м, для неопытных спорт­сменов это высота 300 м. Для тех, кто уже овладел мастерством к состоит в сборных командах республик или страны, эти советы яв­ляются только обобщением того, что им известно, ибо трудно пред­ставить себе перворазрядника, не говоря уже о мастере спорта, не умеющего летать на малых высотах.

Кстати, с малых высот можно не только выпаривать, ной летать на них. Опыт чемпионатов мира в Англии, Польше, Югославии по­казал, что там полеты по маршрутам на высотах 150—400 м был ч обычным явлением. На этих высотах планеристы покрывали порой сотни километров.

Мы уже говорили, что восходящие потоки имеют свой потолок (т. е. максимальную высоту) и свою критическую высоту, ниже ко­торой спускаться не рекомендуется, так как это ведет к посадке. Для каждого отдельного дня они различны и зависят от множества метеорологических компонентов. Бывают дни, когда термики в сред­них широтах нашей страны позволяют выпаривать до 3000 м, а в иные д^ни их высота не превышает 200—300 м. То же самое и с нижней границей термиков. Иногда критическая высота, ниже ко­торой не следует снижаться, находится на высоте 500—600 м и даже выше, а в другие дни она снижается почти до самой земли. Как-то известный планерист Б. Стрельников на республиканских соревно­ваниях в Сумах выпарил с высоты 25 м. С высоты 100 м неодно­кратно выпаривал почти каждый спортсмен, летающий по маршру­там. Что же касается высот в 300—400 м, то они, например, у поль­ских планеристов считаются вполне «рабочими».

С чего же начинать освоение малых высот?

Прежде всего, к этим тренировкам приступайте только тогда, когда в достаточной степени отшлифуете, как мы уже говорили, технику пилотирования и в совершенстве освоите выполнение мел­ких и глубоких спиралей, не глядя на приборы. Если уже научились летать в группе, свободно определяете скорость по шуму потока

воздуха, а таких ошибок, как «передача» или «недодача ноги» уже давно не делаете, то выпаривание с малых высот не будет для вас трудным.

Выпаривание с малых высот лучше всего осваивать в контроль­ных полетах с инструктором или опытным мастером спорта. Жела­тельно это делать в хороший парящий день в каком-нибудь даль­нем углу аэродрома, выбранном <с таким расчетом, чтобы не ме­шать другим планеристам. Найдя восходящий поток и убедившись в том, что он хорошо держит, отойдите в сторону, снизьтесь до вы­соты 300 м и снова войдите в поток, отцентрируйте его и для уве­ренности наберите в нем 100—200 м высоты. Но увлекаться чрез­мерным набором высоты не следует, так как главная задача — именно выпаривание с малых высот.

После этого снова надо выйти из потока и потерять высоту уже до 200 м. На этой высоте снова войдите в поток и снова наберите некоторую высоту. Если убедитесь, что и на этой высоте поток до­статочно сильный, попытайтесь снизиться до 150 м и снова выпа­рить. Не беда, если на такой высоте попытка будет неудачной; аэродром рядом и в любой момент можно на него посадить планер.

Чем меньше высота, тем слабее поток, тем труднее в нем выпа­ривать. На высоте 100 м земля кажется совсем рядом, а поток иног­да настолько слаб, что планер, как говорят планеристы, «повиснет на нулях», т. е. стрелка вариометра показывает, что хотя планер не снижается, но и не набирает высоту. Вот это и будет тот критиче­ский предел, опустившись ниже которого уже теряете всякие шансы на возможность выпарить.

Полет на «нулях» на малой высоте требует большого напряже-бия от пилота, внимания и точности пилотирования, волевой закал­ки. На соревнованиях многие планеристы преждевременно произ­водят посадки только потому, что им не хватает терпения «висеть :на нулях». Они рассчитывают рядом найти более сильный поток, .начинают его искать, теряют окончательно высоту и через несколь­ко десятков секунд оказываются на земле.

Цель же тренировочных полетов — выработать уверенность. Но во многих авиаспортклубах можно наблюдать, как планеристы, взлетев под облака, держатся там часами, стараясь не снижаться. Но от такой тренировки мало пользы. Значительно больше опыта .можно приобрести именно тогда, когда будете сознательно опу­скаться пониже.

Как же выпаривать с малых высот?

Снова возвратимся к тому, о чем мы говорили в первых разде­лах. Еще при полете на буксире постарайтесь определить, на какой высоте начинает «держать». Если вариометр помимо обычного подъема за самолетом покажет еще метр набора высоты, это прак­тически и будет та критическая высота, ниже которой опускаться не рекомендуется. При этом, конечно, не следует смешивать броски планера, связанные с болтанкой, с настоящими, более устойчивыми и спокойными восходящими потоками. При сильных ветрах турбу-

лентные завихрения воздуха могут достигать высоты 300—500 м и более, особенно над пересеченной местностью.

Но критическая высота тоже непостоянна и меняется в течение дня. Если вы взлетели рано утром, когда земля еще не успела про­греться и потоки не достигли своей мощности, она будет выше. По мере прогрева и усиления конвективной деятельности — опустится.. Если вы в полдень выпаривали с 200 м, то к закату будьте осторож­ны и не снижайтесь на такую высоту, так как земля к вечеру по­степенно охлаждается и потоки слабеют — можете не выпарить.

В течение парящего дня возможны и другие изменения крити­ческой высоты. Так, например, при приближении теплого фронта или появлении инверсии, несмотря на то что солнце находится в зе­ните, критическая высота может измениться. Если это не учтете, то вынуждены будете довольствоваться преждевременной посадкой.

Как правило, в хорошие парящие дни с высоты 100—200 м уже. начинает «держать».

Поскольку потоки у земли более широкие, то при полете на ма­лых высотах планер легко вписывается в поток даже с небольшим креном.

В связи с этим возникает вопрос: как в таких случаях пользо­ваться закрылками?

Выпущенные закрылки уменьшают аэродинамическое качество планера и несколько увеличивают вертикальную скорость снижения. Может быть их совсем не выпускать?

Вот вы попали в поток. Что делать с закрылками?

Если стрелка вариометра показывает очень слабый подъем иля близка к нулевому делению, то набирать высоту надо пологой спи­ралью при убранных закрылках. И это понятно. Чем круче спи­раль, тем больше будет снижение планера; следовательно, крутиз­на спирали поглотит тот незначительный подъем, который имеется в слабом потоке. На малой высоте поток имеет широкую основу, и планер свободно вписывается в него с незначительным креном.

Но бывает, что и на малой высоте в потоке имеется ярко вы­раженная центральная часть с подъемом, достигающим 1 м/с. Если спиралить при убранных закрылках, вписаться в нее нельзя. Зна­чит, следует выпустить закрылки. Но на какую величину? Пол­ностью или на несколько градусов?

Для каждого типа планера и каждого угла крена эти углы раз­личны. Для планера «Бланик», например, закрылки нужно выпу­скать полностью уже при крене 15°.

Некоторые малоопытные планеристы утверждают, что парить при убранных закрылках лучше и поэтому не стоит обременять себя работой с ними. Действительно, если центральная часть пото­ка достаточно широка, то в нее можно вписаться и при убранных закрылках. Но, к сожалению, такие широкие потоки — большая редкость. Поэтому планер на эволютивной скорости при убранных закрылках, как правило, не вписывается в центральную часть пото­ка. Летать вокруг потока при убранных закрылках бессмысленно: в слабом наборе теряется много времени.

Опыт показывает, что на критической высоте при малейшей воз­можности целесообразно выпускать закрылки полностью, несмотря на то что это несколько увеличивает скорость вертикального сни­жения по сравнению с «чистым» крылом или закрылками, выпу­щенными наполовину. В чем причина такого действия? «Бланик» в одноместном варианте с выпущенными 'закрылками имеет мини­мальную скорость планирования 55 км/ч, а парение происходит на скорости 65—70 км/ч, что дает вполне достаточный запас скорости на случай бросков, связанных с болтанкой, или небольших колеба­ний скорости. Поэтому выпущенные закрылки позволяют держаться на малых скоростях без опасности непроизвольного срыва в што­пор, что на низких высотах особенно важно. Это дает возможность уделить больше внимания поискам потоков и их центрированию.,

Техника пилотирования на малых высотах должна быть точной. Нельзя допускать того, чтобы непроизвольно изменялась скорость или на спиралях «задирался» нос планера. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть важность использования триммера.

Многие молодые планеристы не пользуются им, уверяя, что OHi-f лучше чувствуют планер, когда он «висит» на ручке. Но вследствие того что пилот на малой высоте подавляющую часть внимания уде­ляет вариометру, технике пилотирования и поискам потока, то не­редко контроль за усилием на ручке слабеет, ручка непроизволь­но отклоняется, и скорость планера начинает изменяться. Чтобы этого не происходило, надо сразу отклонить триммер в соответствии с заданной скоростью. Это снимет не только ненужную нагрузку на руку, но и избавит от излишнего наблюдения за скоростью, так как она благодаря триммеру будет выдерживаться в нужных пределах.

При выпаривании на малых высотах не рекомендуется менять направление спирали. Как известно, подавляющее большинство ни­лотов владеет левой спиралью лучше, чем правой. Но есть и такие. у которых, наоборот, правая спираль получается увереннее. Преж­де чем спуститься на малые высоты, надо овладеть обеими спира­лями в полной мере. Нередко поток обнаруживается тем, что oi-f как бы подталкивает планер под одно крыло. Если вы почувствова­ли такой толчок под правое крыло, вводите планер в правую спи­раль. И если вам правая спираль не нравится или неудобна, все-равно менять ее не рекомендуется. Во-первых, на перевод планера из одной спирали в другую необходимо определенное время, и, сле­довательно, потеряете и без того малую высоту. Во-вторых, перевод планера из одной спирали в другую часто приводит к потере пото­ка (рис. 58).

Направление полета в спирали нельзя менять до тех пор, пока не наберете такую высоту, которая обезопасит вас от преждевре­менной посадки даже при кратковременной потере потока.

На малых высотах особенно внимательно нужно следить за кос­венными признаками потоков — пылевыми вихрями, парящими пти­цами,— наиболее вероятными местами термиков. Попав в атермич-ный район, нельзя «рыскать» в поисках потоков куда попало. Преж-


техника выпаривания с малых высот - student2.ru

де всего, осмотрите вокруг всю местность внизу и тут же проана­лизируйте ее с точки зрения веро­ятного расположения термиков или облачных потоков. На малых высотах, особенно в пределах до 200—300 м, на образование тер­миков большое влияние оказы­вает ветер. Набегая на различные препятствия, он создает динами­ческие потоки обтекания, которые могут способствовать отрыву теп­лых масс воздуха и переходу их в вертикальное движение.

Рис. 58

Если местность холмистая, а скорость ветра превышает 5 м/с, то нередко над обращенными к солнцу и ветру склонами образу­ются термики. И, наоборот, на малой высоте не стоит заходить на подветренные стороны холмов, так как здесь могут быть нисходя­щие движения воздуха (рис. 59). При натекании потоков воздуха на лес над его кромкой также вонзикают очаги термодинамических потоков (рис. 60). Отдельные пашни тоже служат хорошими ис­точниками термических потоков.

Ветер влияет не только на образование термиков, но и на даль­ность планирования. А это также имеет огромное значение при по­летах на малой высоте. Приведем пример. Максимальное аэроди­намическое качество планера «Бланик» равно 28 при скорости 85 км/ч. Значит, в штилевую погоду с высоты 300 м можно проле­теть (300X28) 8400 м. Теперь посмотрим, как изменится такое рас­стояние при ветре 10 м/с, или 36 км/ч (в летнее время это довольно обычный «свежий» ветер). Если будете лететь против ветра, то ско­рость планера относительно земли уменьшится на эту величину, и с высоты 300 м пролетите только 4800 м. С попутным ветром отно­сительная дальность полета планера увеличится, и пройдете рас­стояние 12200 м, т. е. в два с половиной раза больше, чем протиз ветра. Поскольку вероятность встречи с термиком прямо пропорцио­нальна пройденному расстоянию, при полете по ветру имеется в два с лишним раза больше шансов на встречу с термиком, нежели при полете против ветра.

Поэтому в критических случаях планеристы на малых высотах предпочитают искать потоки, летя по ветру, а не против ветра. Ко­нечно, это крайний случай, потому что ветер может быть не по пути и может далеко отнести планер в сторону от маршрута. Но в труд­ных условиях иногда сознательно приходится идти на такие потери. Главная задача в критических положениях — выпарить, набрать высоту. Но ведь никто не застрахован от неудачи и преждевре­менной посадки. Планерист чувствует себя тем увереннее, чем ближе посадочная площадка, на которую в случае необходимости

техника выпаривания с малых высот - student2.ru

Рис. 59

он может приземлиться. Поэтому на малой высоте надо заботиться не только о том, чтобы быстрее найти восходящий поток, но и о том, чтобы всегда была рядом пригодная для посадки площадка. Если вы уверены, что поток в намеченном месте есть, но нет подходящей для посадки площадки, лететь в такой район не следует. Переход к очередному потоку можно делать только тогда, когда внизу есть площадка, во всех отношениях гарантирующая безопасную посад­ку планера. Лишь при такой предосторожности будете чувствовать себя уверенно и сможете спокойно выпаривать с самой малой вы­соты.

Естественно, на малых высотах облака как видимые ориентиры потоков перестают играть существенную роль из-за больших рас­стояний от них до планера. Поэтому, например, выполнять маневр «трех прямых», находясь у земли, бессмысленно. В штиль, когда скос потока отсутствует, это еще может дать какие-то результаты. Но при ветре и большом удалении от облаков рекомендуется пере­ходить на полет с использованием термиков, уделяя больше вни­мания очагам термиков, т. е. всем тем контрастирующим поверхно­стям, над которыми могут возникать потоки. Orвашего внимания не должна ускользнуть ни одна благоприятная и неблагоприятная деталь обстановки полета.

Наблюдая за полетами неопытных планеристов, можно часто видеть результаты их неумения анализировать обстановку. Вот ря­дом с аэродромом снизился до 500 м «Бланик» и летит, бессистем­но меняя курс, в надежде, что на его пути встретится какой-нибудь поток. Проходит 3—4 минуты, и он заходит на посадку. А по всему небу кучевка, и вокруг — поля и перелески, пашни и посевы, озера

9 Заказ 375 129


техника выпаривания с малых высот - student2.ru

и луга — сколько угодно контра­стирующих поверхностей, над ко­торыми другие, более опытные спортсмены легко и быстро выпа­ривают даже с меньшей высоты. В чем же дело?

Рис. 60

Оказавшись на высоте ниже 500—400 м, ни в коем случае нель­зя лететь, не имея определенного замысла. Каждый сантиметр вы­соты должен быть на строжай­шем учете и использован с поло­жительным результатом. Чем меньше высоты, тем строже и обо­снованнее действуйте. Ни в коем: случае не нервничайте, но и не-будьте равнодушны к тому, что с каждой секундой уменьшается

высота. Осмотрев землю, классифицируйте все места вероятного возникновения термиков. Вот просто пашня, а вот пашня, но рядом с лесом. Казалось бы, лучшего сочетания и не надо. Но вспомните-о ветре. А он сильный и дует на пашню со стороны леса, может при­вести к динамическому нисходящему потоку. Воздержитесь от пе­рехода, осмотритесь получше, может быть, есть какой-нибудь очаг термика ненадежней. Поблизости находится еще пашня среди зеленых полей. Обыкновенный белесовато-коричневый квадрат зем­ли, каких много вокруг. Но приглядитесь внимательнее. За ним на­чинается косогор, освещенный почти перпендикулярными солнечны­ми лучами. Через пашню на косогор дует ветер. Следовательно^ здесь возникает небольшой (косогор высотой всего 15—20 м), но стабильный динамический восходящий поток. Теплый воздух с паш­ни, получив вертикальный импульс, может преобразоваться в восхо­дящий поток с большей вероятностью, чем над остальными двумя пашнями. Именно сюда в первую очередь направит свой планер опытный пилот. И только уже потом, если над косогором (не забы­вайте о скосе потока) не окажется термика, планерист перейдет на пашню возле леса или пашню среди поля. Над тремя термиками он непременно найдет где-нибудь поток хотя бы с нулевой скороподъ­емностью, который позволит в этой критической ситуации, не теряя высоты, снова осмотреться и выбрать местность для выпаривания получше.

Этими примерными рассуждениями планериста в воздухе мы хо­тим обратить ваше внимание на то, что в полете ни один переход, ни один маневр не должен быть случайным и бесцельным. Выби­рать очаги термиков надо комплексно, оценивая различные места с точки зрения наиболее вероятной встречи с потоком. Каждый из предполагаемых очагов следует анализировать так, как это сдела­ли в приведенном примере. В полете приходится сопоставлять «за» и «против» в считанные секунды. Опытному планеристу достаточно-

беглым взглядом окинуть местность, чтобы определить, какой очаг термиков предпочесть. От него не ускользнет ни рельеф местности!, ни ее освещенность солнцем, ни направление ветра, ни структура подстилающей поверхности, ни ряд других факторов, среди которых главнейший — метеорологическая ситуация не только дня, но и дан­ного момента.

Обычно облачные потоки при своем движении встречаются с не­подвижными термиками и на какое-то время сливаются с ними, соз­давая условия для образования мощного потока, который подхва­тывает планер даже с минимальных высот. Такой благоприятной ситуацией планеристы всегда стараются воспользоваться. Поэтому, выбирая очаги термических потоков, обращайте внимание и на воз­можность слияния термика с облачным потоком. Если над очагом термика имеется развивающееся облако, находящееся в створе скоса потока, то это одно из свидетельств, что здесь можно выпарить под кромку облака. Нередко в безоблачном небе над термином зарож­дается кучевое облачко, которое очень быстро ширится и растет. Это тоже верный признак стабильного и крепнущего потока.

Хотя мы и говорим, что при малой высоте нужно переходить на тактику полета с использованием термиков, т. е. ориентироваться по земным приметам, однако планерист и дальше обязан следить и анализировать состояние облаков. Это необходимо еще и потому, что, говоря в основном о восходящих потоках, не следует забывать о существовании и нисходящих потоков, особенно на малой высоте, когда их действие весьма нежелательно. Наблюдая за облаками и зная, с какой их стороны сегодня располагаются нисходящие по­токи, можно учесть это при поисках потоков. Если, например, об­наружили термик, но переход к нему пролегает через затененный облаком район, да еще через полосу нисходящих потоков, то поду­майте: хватит ли резерва имеющейся высоты, чтобы пролететь не­благоприятный участок? Если ее недостаточно, придется выбрать для поисков другие участки.

Следовательно, прежде чем принимать решение, необходимо рас­
смотреть все варианты очередного тактического хода в комплексе
и после этого выбрать оптимальный вариант. Но так как в полете
времени для размышлений мало, то делать все надо быстро и четко.
Опыт здесь незаменим. Польские планеристы определили срок под­
готовки первоклассного мастера в 10 лет. Из каждого полета —
удачного и неудачного — нужно извлекать максимум пользы. В этом
отношении анализ каждого полета, его подробный разбор приносит
молодым спортсменам огромную пользу. С приобретением опытз
у каждого парителя вырабатываются свои комбинации маневров,
которые помогают в полетах при попадании в различные ситуации
принимать быстрое и верное решение. А опыт показывает, что с ма­
лых высот выпаривать можно и необходимо. Этому следует учиться
терпеливо и настойчиво. Во всяком случае снижение до 300—500 м
•должно настораживать планериста, но не обескураживать. Осто­
рожность, мастерство, умение, опыт — все это залог того, что даже
с меньших высот можно выпарить и успешно выполнить задание.
9* 131


техника выпаривания с малых высот - student2.ru

Что касается полетов на малых высотах, когда при 400—500 м приходится пролетать сравнительно большие расстояния, то моло­дым планеристам летать в таких условиях просто не приходится. Инструкция по производству парящих полетов предусматривает для спортсменов II и III разрядов минимум высоты 1000 м.

Тактика полетов на малых высотах зиждется, прежде всего, на осторожности. Здесь, конечно, нечего говорить об оптимальных ско­ростях переходов, так как все действия спортсменов направлены на то, чтобы экономить высоту, не совершить преждевременную посадку. Умение использовать нулевую скороподъемность и малей­шие потоки, умение пережидать кризисы термической обстановки и величайшее терпение — все это неотъемлемые черты мастерства высокого класса, которые особенно проявляются при полетах имен­но на малой высоте.


Наши рекомендации