Глубинная структура (Deep structure)
Сенсорные карты (и сознательные, и подсознательные), которые человек использует для того, чтобы организовывать и направлять свое поведение.
Пропуск (Deletion)
Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого отдельные части мира исключаются из созданного человеком представления. В языковых системах пропуск—это трансформационный процесс, в ходе которого какие-то части глубинной структуры удаляются, и следовательно, не отображаются в поверхностной структуре.
Цифровой (Digital)
С дискретными (да или нет) значениями, в противоположность аналоговому, в котором есть оттенки смысла.
Диссоциированное состояние (Dissociated state)
Когда человек, например в своем воспоминании, со стороны смотрит на свое тело в ситуации, и при этом не переживает тех чувств, которые бы он испытывал, если бы действительно был там.
Искажение (Distortion)
Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого отношения между разными частями модели представляются не так, как отображаемые отношения.
Даун-тайм (Down-time)
Состояние, в котором все сенсорные каналы приема информации обращены вовнутрь.
Экология (Ecology)
Исследование влияния отдельных действий на большую систему.
Выявление (Elicitation)
Обнаружение и определение конкретных внутренних процессов.
Окружающая обстановка (Environment)
Внешний контекст, в котором происходит наше поведение. То, что мы воспринимаем как находящееся "вовне" нас. Это не часть нашего поведения, а то, на что мы должны реагировать.
Глазные сигналы доступа (Eye accessing cues)
Движения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мышления.
Рамка (Frame)
Набор контекстов или способов восприятия чего-либо, например в рамке желаемого результата, рамке обратного прослеживания, и т. д.
Подстройка будущего (Future pacing)
Процесс внутренней тренировки своих действий в будущей ситуации для того, чтобы желаемое поведение происходило естественно и автоматически.
Обобщение (Generalization)
Одна из трех общих закономерностей в том, как человек моделирует мир; процесс, в ходе которого какое-то переживание становится представлением целой категории переживаний, в которую оно входит.
Иерархия (Hierarchy)
Организация вещей или идей, при которой более важным идеям придается определенный ранг, основанный на том, насколько они важны.
Идентичность (Identity)
Наше чувство того, кто мы такие. Наше чувство идентичности организует наши убеждения, способности, и поведение в единую систему.
Неконгруэнтность (Incongruence)
Такое состояние, когда что-то вас сдерживает, вы не полностью уверены в результате, и тогда внутренний конфликт может проявляться в вашем поведении.
Намерение (Intention)
Цель, желаемый результат действий.
Внутреннее представление (Internal representation)
Структуры информации, которые мы создаем и храним в своем уме в виде сочетаний образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Тот способ, которым мы сохраняем и кодируем наши воспоминания.
Кинестетический (Kinesthetic)
Относящийся к ощущениям тела. В НЛП термин "кинестетический" используется для обозначения всевозможных ощущений, включая тактильные (осязательные), висцеральные (внутренних органов), и эмоциональные.
Ведение (Leading)
Изменение своего собственного поведения в режиме раппорта, необходимого для того, чтобы другой человек следовал за вами.
Ведущая система (Lead system)
Та система (визуальная, аудиальная, кинестетическая), в которой ведется поиск информации для того, чтобы ввести ее в сознание.
Логические уровни (Logical levels)
Внутренняя иерархия, в которой каждый следующий уровень психологически шире и оказывает большее воздействие. В порядке важности (от высокой до низкой) это такие уровни:
(1) духовный,
(2) идентичность,
(3) убеждения и ценности,
(4) способности,
(5) поведение, и
(6) окружающая обстановка.
Карта реальности (Map of reality)
Модель мира. Уникальное представление о мире каждого человека, построенное из его индивидуальных восприятий и индивидуального опыта.
Подстройка (Matching)
Заимствование деталей поведения другого человека с целью усиления раппорта.
Мета (Meta)
Слово, взятое из греческого языка и означающее "после, за, через".
Мета-модель (Meta-model)
Модель, разработанная Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, которая определяет те категории лингвистических шаблонов, которые могут быть проблематичными или неоднозначными. Мета-модель основана на трансформационной грамматике и определяет часто встречающиеся искажения, пропуски и обобщения, которые делают неясной глубинную структуру, первоначальный смысл. В мета-модели есть проясняющие вопросы, которые восстанавливают первоначальный смысл сообщения. Мета-модель восстанавливает связь языка с опытом, и ее можно использовать для сбора информации, прояснения значения, определения ограничений, и расширения свободы выбора.