Общие сведения о нормативной базе в системе управления отходами

В результате жизни и деятельности человека в городах и сельских поселениях образуется значительное количество твердых коммунальных отходов, которое постоянно увеличивается, в связи с чем, осложняется их сбор, вывоз, обезвреживание и переработка. Понятие ТКО появилось с правовым введением в действие новой редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [1]. В соответствии с данным документом твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и коммунальных нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Проблема управления ТКО включает экологические (загрязнение окружающей среды), экономические (значительные расходы на ликвидацию отходов) и социальные (неудовлетворительные санитарно–эпидемиологические условия) аспекты.

Поэтому, одним из существенных элементов благоустройства является санитарная очистка населенных мест, под которой подразумевают комплекс плановых, организационных, санитарных, санитарно–технических, хозяйственных мероприятий по сбору, удалению, обезвреживанию и утилизации твердых отходов, образующихся в городах и сельских поселениях, направленных на сохранение здоровья населения и общего благоустройства. В задачу санитарной очистки ставится обеспечение всех источников образования отходов услугой по удалению отходов, в соответствии с санитарными и экологическими требованиями с возмещением затрат за оказываемые услуги.

Согласно статье 8 Федеральным закона № 131–ФЗ» [1] к полномочиям органов местного самоуправления городов и сельских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза коммунальных отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов, в том числе и твердых коммунальных отходов.

Организация процесса удаления отходов является сложной многофункциональной задачей, решение которой связано с созданием системы управления отходами (СУО). Создание СОУ охватывает такие сферы деятельности, как технику и технологию удаления отходов, нормативно–правовое обеспечение, экономическое и экологическое регулирование, включая информационные и социальные аспекты.

Российская система управления отходами построена в соответствии с принципами федеративного управления, т.е. регулирование осуществляется на трех уровнях власти: федеральном, субъектов федерации, муниципальном. На каждом уровне решаются свои специфические задачи, поэтому эффективность функционирования СУО определяется эффективностью работы каждого из этих уровней, а также эффективностью их взаимодействия.

На Федеральном уровне в соответствии с Законом [1] осуществляется регулирование порядка разработки территориальных схем обращения с отходами. В соответствии со ст. 5 Закона к Полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами относится:

‒ утверждение уполномоченными органами территориальных схем в области обращения с отходами;

‒ установление требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами.

Разработка территориальных схем обращения с отходами осуществляется на региональном уровне. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

Территориальная схема обращения с отходами – совокупность графического материала (схемы, чертежи, планы и т.п.) и текстового описания системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации и направлений ее развития на определенный период.

На более низших уровнях управления разрабатываются генеральные схемы санитарной очистки и уборки территорий населенных мест (далее «Генеральная схема»).

В соответствии с нормативно–правовыми актами под генеральной схемой санитарной очистки и уборки территорий населенных мест понимается «проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию коммунальных отходов и уборке городских территорий».

Принципы построения, содержание и порядок разработки генеральных схем санитарной очистки на территории РФ регламентируются следующими нормативно–правовыми актами:

– Методические рекомендации – МДК 7–01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации" (утв. постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 152) [2].

– СанПиН 42–128–4690–88 – «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» [3].

«Генеральная схема» (в соответствии с методическими рекомендациями МДК 7–01.2003) определяет [2]:

– объемы работ и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки коммунальных отходов и приравненных к ним отходов;

– необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки, и уборки городских территорий;

– целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов;

– очередность выполняемых мероприятий.

Неотъемлемой частью генеральной схемы санитарной очистки должен быть раздел по обращению с отходами, который содержит:

– анализ существующей ситуации в области обращения с ТКО (в том числе данные по нормам накопления и объемам образования отходов);

–обоснование технических мероприятий схемы санитарной очистки (схемы сбора, вывоза отходов на объекты захоронения и переработки, направления промышленной переработки отходов, обоснование выбора и расчет необходимого количества техники и оборудования для сбора, вывоза и захоронения ТКО);

– описание финансово-экономических инструментов развития схемы санитарной очистки (методики расчета тарифов на сбор, вывоз, захоронение и переработку ТКО, формирование тарифной политики в сфере обращения с отходами потребления);

– технико-экономическое обоснование мероприятий по развитию санитарной очистки;

– программу по развитию отрасли санитарной очистки на территории населенного пункта;

– рекомендации по совершенствованию нормативно–правовой базы в области обращения с ТКО;

– обоснование мероприятий по локализации негативного влияния объектов размещения отходов на окружающую среду.

«Генеральная схема» разрабатывается на основе прогнозируемых решений по сбору, транспортировке, переработке и обезвреживанию ТКО, объединенных по целям и задачам.

Исходными данными для разработки являются:

–демографические, хозяйственные и природно-климатические условия района расположения населенного пункта;

– существующая структура санитарной очистки и уборки в городе (организационная и финансовая).

При разработке городской системы управления твердыми коммунальными отходами уделяется большое внимание технологиям ресурсосбережения при обращении с городскими отходами.

Для строительства, реконструкции или расширения отдельных сооружений, на основе утвержденной «Генеральной схемы» разрабатывается проектно-техническая документация в соответствии с действующими нормативами документами и установленным порядком проектирования.

Исходные данные для разработки «Генеральной схемы» городов и сельских поселений

Наши рекомендации